Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности * 1789

Петраш М.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, факультет психологии, психолог городской станции скорой медицинской помощи , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, m.petrash@spbu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности профессионального развития в период ранней взрослости на основе анализа результатов эмпирического исследования психологического содержания кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности. В процессе изучения основных характеристик субъекта профессиональной деятельности в зависимости от ситуации профессионального развития («кризисной» и «конструктивной») выделяются факторы, способствующие позитивному направлению профессионального развития в период ранней взрослости.

Ключевые слова: период ранней взрослости, профессиональное развитие, профессиональный кризис, факторы кризисов профессионального развития

Рубрика: Психология труда

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-06-00490 а

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Решающую роль в развитии, формировании, становлении личности играет деятельность, именно в деятельности совершается формирование личности, складывается ее индивидуальность, вырабатывается система отношений к миру, к обществу, к себе. В процессе освоения дея тельности формируются соответствующие мотивы; чело век находит в осваиваемой деятельности все больше сторон, способных удовлетворить его разнообразные потреб ности (Фонарев, 1998). Самым значительным по времени отрезком жизни человека является период взрослости, особая значимость которого заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения и окружающий мир (Ананьев, 1968).

Наше исследование охватывает период ранней взрослости, который характеризуется выраженным стремлением к самостоятельной, независимой жизни: происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Данный период связан с трудностями взросления и вхождения в самостоятельную жизнь: строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей. Ранняя взрослость охватывает два важных периода в профессиональном развитии человека: это период послевузовской профессиональной адаптации, связанный с непосредственным «вхождением» в профессию, и период «вхождения» в профессиональное сообщество в качестве полноценного его члена.

Согласно периодизации развития человека как субъекта труда, предложенной Е. А. Климовым (Климов, 1996), данные периоды соответствуют стадиям «адаптанта» (возраст профессионала от 20 до 23 лет, профессионал со стажем до трех лет) и «интернала» (возраст 24–25 лет, стаж – более пяти лет). Включенность в профессиональный социум происходит на стадии «адаптанта», когда молодому специалисту необходимо адаптироваться к новой социальной роли, разновозрастному коллективу, социальнопрофессиональным ценностям и т. д. Наступает время выполнения профессиональных функций, «старт» в развитии субъекта деятельности (Ананьев, 1968). На стадии «интернала» работник становится довольно опытным, устойчиво любит свое дело, может работать самостоятельно, более надежно и успешно справляется с основными профессиональными функциями.

Литература
  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
  3. Головей Л. А., Манукян В. Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода // Вестник СПбГУ. 2003. Серия 6. Вып. 4. С. 100–112.
  4. Гинзбург М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.
  5. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация – основание акмеологического развития: Монография. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.
  6. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  7. Фонарев А. Р. Психология личностного становления профессионала. М.: Институт психологии РАН, 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика