Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Обобщение значений новых слов у детей 4–6 лет на основе динамических признаков * 809

Котов А.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, al.kotov@gmail.com
Богачева Е.В., студентка Российского государственного гуманитарного университета, Россия
Власова Е.Ф., Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л. С. Выготского, eliza.vlasova@yandex.ru

Аннотация

В исследовании проверялась гипотеза о возможности обобщения новых слов детьми от 4 до 6 лет не на основании формы (статическое условие), а на основании ее изменения (динамическое условие). Были разработаны задания с теоретически-нейтральным и теоретически-нагруженным материалом. Мы обнаружили, что в теоретически-нейтральных условиях существовало различие в предпочтении динамического основания для обобщения между возрастами (динамическое условие для обобщения предпочитали только дети старшей группы), в то время как на теоретически-нагруженном материале различий не было, – дети всех возрастных групп предпочитали динамическое основание. Данные результаты интерпретируются как противоречащие теории о существовании лишь одной, основанной на лексическом развитии стратегии обобщения значений новых слов.

Ключевые слова: феномен предпочтения формы, лексическое развитие , внимание, развитие

Рубрика: Психолингвистика

Тип: научная статья

* Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Целью нашего исследования является изучение способности понимать значение новых слов детьми в раннем детстве – способности, позволяющей формировать новые значения слов в естественных условиях, когда у ребенка отсутствует возможность получения этого значения на основе подробного объяснения взрослым. Многие исследователи утверждают, что способность устанавливать значения новых слов в раннем детстве опирается на врожденные механизмы, т. е. она присутствует у ребенка еще задолго до появления речи, подготавливая появление полноценной речевой деятельности. Эта способность устроена таким образом, что при определении значения нового слова ребенок будет автоматически строить обобщение, в первую очередь, на основании формы, иными словами, считать, что другие физические дискретные объекты со сходными характеристиками формы будут иметь такое же название.

Впервые данный факт был установлен в исследовании С.Кэри и Э.Бартлетт (Carey, Bartlett, 1978). В этом исследовании трех- и четырехлетним детям давали задание пойти в другую комнату и принести оттуда один из двух предметов, которые лежали на столе. При этом им сообщали новое слово, обозначающее один из предметов. Например, просьба звучала так: «Пойди в другую комнату и принеси мне хромовый поднос. Не красный, а хромовый». В комнате были два подноса: один красного цвета, а другой – оливкового. Оказалось, что дети успешно выполняют это задание, т. е. устанавливают связь между новым словом и цветом. Исследователи интерпретировали результаты таким образом: дети использовали стратегию «новое слово обозначает более новый для меня объект». Такое научение новым словам в раннем детстве в последующих исследованиях получило название «fast mapping».

Литература
  1. Arterberry M. E., Bornstein M. H. Three-Month-Old Infants’ Categorization of Animals and Vehicles Based on Static and Dynamic Attributes // Journal of Experimental Child Psychology. 2001. V. 80. № 4. P. 333–346.
  2. Carey S., Bartlett E. Acquiring a single new word // Proceedings of the Stanford Child Language Conference. 1978. № 15. P. 17–29.
  3. Gergely G., Nádasdy Z., Csibra G., Bíró S. Understanding intentional actions at 12 months of age // Psychology. 1995. V. 15. № 3. P. 331–367.
  4. Heibeck T. H., Markman E. M. Word Learning in Children: An Examination of Fast Mapping // Child Development. 1987. № 58. P. 1021–1034.
  5. Kuhlmeier V., Wynn K., Bloom P. Attribution of dispositional states by 12-month-olds // Psychological Science. 2003. № 14. P. 402–408.
  6. Landau B., Smith L. B., Jones S. S. The importance of shape in early lexical learning // Cognitive Development. 1988. V. 3. № 3. P. 299–321.
  7. Meltzoff A. N., Moore M. K. Imitation of Facial and Manual Gestures by Human Neonates // Science. 1977. № 198. P. 75–78.
  8. Spelke E. S., Phillips A. T., Woodward A. LInfants’ knowledge of object motion and human action // Causal cognition: A multidisciplinary debate / Eds. D. Sperber, D. Premack, A. Premack. Oxford University Press, 1995.
  9. Vinter A. The role of movement in eliciting early imitation // Child Development. 1986. № 57. P. 66–71.
  10. Vlach H. A., Sandhofer C. M. Developmental differences in children’s context-dependent word learning // Journal of Experimental Child Psychology. 2011. V. 108. № 2. P. 394–401.
  11. Yoshida H., Smith L. B. Linguistic cues enhance the learning of perceptual cues // Psychological Science. 2005. V. 16. № 2. P. 90–95.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика