Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Цветной слух» – реальность или миф? 2049

Лупенко Е.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт экспериментальной психологии МГППУ, Москва, Россия, elena-lupenko@yandex.ru

Аннотация

В работе обсуждается проблема синестезии и ее частного случая – «цветного слуха». Со времен Ньютона ведутся попытки установления зрительного эквивалента звука по принципу универсальности цвето-звуковых соответствий. Несостоятельность этих попыток объясняется их механистическим характером. Новые идеи о природе цвето-звуковых соответствий выдвигаются в работах Б. М. Теплова и С. Н. Беляевой-Экземплярской, в которых подчеркивается эмоционально-смысловая обусловленность «цветного» восприятия изолированных тональностей или отдельных тембров у известных композиторов (А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, Б. В. Асафьев). В предлагаемой работе приводится экспериментальное исследование, подтверждающее предположение о неоднозначности соответствий цвет–звук. Опираясь на свое более раннее исследование, автор обосновывает идею о неспецифичности процессов, лежащих в основе подбора цвета к звуку, базирующихся на эмоционально-смысловой оценке звучания музыкальных элементов и соответствующих цветов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одной из загадочных проблем в изучении сознания является проблема синестезии и ее частного случая – так называемого «цветного слуха». Феномен синестезии – явление достаточно редкое и до сих пор не поддающееся исчерпывающему объяснению. Остаются открытыми или недоисследованными многие вопросы. С одной стороны, существует ряд фактов, связанных с явлением синестезии, которые носят сенсорный характер, и зафиксированы также области их мозговой локализации (Cytowic, 1995). С другой стороны, в ряде исследований констатируется невозможность, несмотря на все предпринятые попытки, построения универсальных для всех людей синестетических схем по принципу соответствия физических характеристик стимулов (например, соответствия звук–спектр) (Ванечкина, 1968; Галеев, Ванечкина, 2000; Измайлов и др., 2003; Расников, 2004, 2006).

В настоящее время мы можем лишь с достаточной степенью уверенности говорить о том, что способность к установлению межмодальных связей присуща опыту каждого человека (начиная с младенческого возраста), но в разной степени проявления. Если истинный синестет видит музыку в цвете, то обычный человек описывает ее с помощью метафор. Наличие в языке таких метафорических сравнений, как «теплые» и «холодные» цветовые тона, «высокие» и «низкие» звуки, свидетельствует о том, насколько естественно описываются ощущения при помощи характеристик, заимствованных, казалось бы, из совсем другой модальности.

Как отмечает Б. М. Галеев, пространственно-гравитационное разделение звуков на «тяжелые» и «легкие», «низкие» и «высокие» является довольно устойчивым и общезначимым. Это связано с тем, что в реальном мире «большое» – чаще всего тяжелое, темное, рыхлое и низкое, а «маленькое» – почти всегда легкое, светлое, острое и высокое (Галеев, 2009).

В качестве фактов, также свидетельствующих в эту пользу, С. В. Кравков приводит обыденные примеры того, что в темной комнате ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом, названия маленьких предметов произносятся детьми обычно более высоким голосом, чем названия крупных, и т. п. «…Между впечатлениями различных видов чувствительности, – пишет автор, – нам естественно бывает чувствовать какие-то органические, внутренние связи» (Кравков, 1948, с. 62).

Литература
  1. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник, 1923.
  2. Благонадежина Л. В. Психологический анализ слухового представления мелодии // Уч. зап. Гос. научно-исслед. ин-та психологии. Т. 1. М.: Изд. АПН РСФСР. 1940.
  3. Ванечкина И. Л. Некоторые итоги анкетного опроса по выявлению закономерностей «цветного слуха» среди членов Союза композиторов СССР // Доклады VI Всесоюзной акустической конференции. М.: Изд. АН СССР, 1968.
  4. Ванечкина И. Л. Цветной слух и светомузыка // Языки науки – языки искусства (Тезисы IV Международной конференции «Нелинейный мир»). М., 1999. С. 27.
  5. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Был ли Скрябин синестетом? // http: prometheus. kai.ru/skriab_r.htm
  6. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Изд. «Художник РСФСР», 1983.
  7. Галеев Б. М. Рассказ о видимой музыке // Панорама. М., 1967. С. 129–138.
  8. Галеев Б. М. Философские проблемы светомузыкального синтезирования как формы отражения действительности: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Казань, 1973.
  9. Галеев Б. М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). Казань: КГУ, 1987.
  10. Галеев Б. М. Цветной слух: природа и функции в искусстве // Художник и философия цвета в искусстве (Тезизы международной конференции). СПб.: Государственный Эрмитаж, 1997. С. 75–77.
  11. Галеев Б. М. Природа и функции синестезии в музыке // Музыкальная психология и психотерапия. 2009. № 2. С. 78–90.
  12. Галеев Б. М., Ванечкина И. Л. «Цветной слух» и «теория аффектов» (на примере изучения семантики тональностей) // Языки науки – языки искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 139–143.
  13. Измайлов Ч. А., Лобкаев Ю. Я., Матвеева Л. В., Кошмаров А. Ю., Марьюшкин А. Л., Расников Г. В. Взаимосвязь цвета и звука // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2003. № 1. С. 9–21.
  14. Корж Н. Н., Лупенко Е. А., Сафуанова О. В. Сенсорно-мнемические задачи и индивидуальноличностные особенности // Психол. журн. 1990. № 5. С. 24–31.
  15. Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.: Изд. АН СССР, 1948.
  16. Леонтьев К. Музыка и цвет. М.: Знание, 1961.
  17. Леонтьев К. Цвет Прометея. М.: Знание, 1965.
  18. Лупенко Е. А. Исследование психологической природы интермодальной общности ощущений // Психол. журн. 2008. № 1. С. 66–78.
  19. Лупенко Е. А. Интермодальное сходство как результат категоризации // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 2. С. 84–103.
  20. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.
  21. Назайкинский Е. В. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1967. С. 245–283.
  22. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.
  23. Рагс Ю., Назайкинский Е. В. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы «Прометей» А. Н. Скрябина) // Музыкальное искусство и наука. Вып. I. М., 1970. С. 166–190.
  24. Расников Г. В. Попытка построения модели цвето-звуковой синестезии // Материалы конференции «Интеллектуальные системы» (IEEE AIS-04). М.: Физматлит, 2004.
  25. Расников Г. В. Особенности цвето-звуковой синестезии: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
  26. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлихъ, 1901. С. 23–39.
  27. Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911.
  28. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Музсектор Госиздата, 1925.
  29. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.
  30. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2000.
  31. Шуман Р. Характеристика тональностей // Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2 т. Т. 1. М.: Музыка, 1982.
  32. Ястребцов В. В. О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыкальная газета. 1908. № 39–40. С. 342–345.
  33. Abraham O. Das absolute Tonbewusstsein // Sommelbande Intern. Musikgesellschaft. 1901. Bd 3. Leipzig.
  34. Cytowic R.E. Synesthesia: Phenomenology and Neuropsychology. A Review of Current Knowledge // Psyche. 1995. V. 2. № 10. http://psyche.cs.monash.edu.au/v2/psyche-2-10-cytowic.html.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика