Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Селективное слуховое внимание у детей дошкольного возраста 1183

Корнев А.Н., доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМА (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия), Санкт-Петербург, Россия, k1949@yandex.ru
Люблинская В.В.
Столярова Э.И.

Аннотация

В работе приведены результаты сравнительного исследования селективного слухового внимания у детей двух возрастных групп: условно «младшей» (средний возраст – 4 года 6 месяцев, 32 человека) и «старшей» (средний возраст – 5 лет 6 месяцев, 30 человек). Все дети не имели нарушений слуха и интеллекта, посещали детский сад общего типа. Были проведены две серии экспериментов с использованием процедуры словесного мониторинга, в ходе которых задачей испытуемых было выделение целевого слова из звучащей последовательности слов. Серии отличались целевыми и фоновыми словами и скоростью их предъявления: межстимульный интервал составлял 1500 мс и 500 мс. В третьей серии определялось время простой сенсомоторной реакции при обнаружении тонального сигнала. Оценивалось время реакции на целевой стимул, количество пропусков и ложных реакций, а также динамика их изменений на протяжении опыта. Анализ полученных данных свидетельствовал о достоверных возрастных различиях в измеряемых показателях: скорость и точность выполнения заданий детьми младшей группы были ниже, чем аналогичные показатели у детей старшей группы. Различия особенно отчетливо проявлялись в условиях жестко регламентированного по времени эксперимента. Этот факт позволил судить о разной степени сформированности способности детей к мобилизации резервов слухового селективного внимания в данные возрастные периоды.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. М.; Воронеж, Ин-т практической психологии МОДЭК, 1995.
  2. Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. Л., 1981.
  3. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М.: Наука, 1977.
  4. Джаспер Г. Г. Современные представления о восходящем активирующем действии ретикулярной системы // Ретикулярная формация мозга / Под ред. Г. Г. Джаспера и др. М., 1962. С. 286–297.
  5. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006.
  6. Королева И. В., Корнев А. Н., Люблинская И. В., Ягунова Е. В. Восприятие зашумленных слов у детей в возрасте 4–7 лет в норме и при нарушениях экспрессивной речи центральной этиологии // Сенсорные системы. 1998. № 3. С. 271–281.
  7. Крупская Е. В., Мачинская Р. И. Возрастные изменения параметров распознавания иерархических стимулов в условиях направленного внимания у детей от 5 до 10 лет // Журн. ВНД им. И. П. Павлова. 2010. Т. 60. № 6. С.679–690.
  8. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. Люблинская В. В., Королева И. В., Столярова Э. И. Слуховое восприятие речевых сигналов при нарушении их нормативного звучания // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 3. С. 43–53.
  9. Мачинская Р. И., Дубровинская Н. В. Мозговое обеспечение информационных и мотивационных компонентов произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // А. Р. Лурия и психология ХХ1 века: Докл. 2-й Междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. А. Р. Лурии / Под ред. Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман. М., 2003. С. 309–318.
  10. Петухова Т. В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста // Ученые записки Пятигорского педагогического института. 1955. Т. 9. С. 18–23.
  11. Солсо Р. Когнитивная психология. Изд. 6-е СПб.: Питер 2006.
  12. Хайдер М. Нейропсихология внимания, ожидания и бодрствования // Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд. МГУ, 1979. С. 118–127.
  13. Akshoomoff N. Selective Attention and Active Engagement in Young Children // Developmental Neuropsychology. 2002. V. 22. № 3. P. 625–642.
  14. Вaddeley A. D., Hitch G. J. B. Development of Working Memory: Should the Pascual-Leone and the Baddeley and Hitch Models Be Merged // J. of Experimental Child Psychology. 2000. V. 77. P. 128–137.
  15. Bahrick L. E., Lickliter R., Flom R. Intersensory Redundancy Guides the Development of Selective Attention, Perception and Cognition in Infancy // Developmental Psychology. 2000. V. l36. № 2. P. 190–201.
  16. Brunia C. N. Neural aspects of anticipatory behavior // Acta Psychol., Amst. 1999. V. 101. P. 213–242.
  17. Coull J. T. Neural correlates of attention and arousal: insight from electrophisiology, neuroimaging, and psychopharmacology // Progr. in Neurobiology. 1998. V. 5. P. 343–361.
  18. Cutler A., Swinney D. Prosody and the development of comprehension // Child Lang. 1987. V. 14. P. 145–154.
  19. D’Esposito M. From cognitive to neural models of working memory // Phil. Trans. R.Soc. B . 2007. V. 362. P. 761–772.
  20. Gazzaley A., Rissman J., D’Esposito M. Functional connectivity during working memory maintenance // Cognitive, Affective & Behavioral Neuroscience. 2004. V. 4. № 4. P. 580–599.
  21. Im-Bolter N., Johnson J., Pascual-Leone J. Processing Limitations in Children With Specific Language Impairment: The Role of Executive Function // Child Development. November/December 2006. V. 77. № 6. P. 1822–1841.
  22. Jones M.R. Time, Our Lost Dimention: Toward a New Theory of Perception, Attention, and Memory // Psychol. Rev. 1976. V. 83. № 5. P. 323–355.
  23. Kahana M. J., Seelig D., Madsen J. R. Theta return // Currrent Opinion in Neurobiology. 2001. V. 11. P. 739–744.
  24. Neisser U. Cognitive psychology. N.Y.: Appleton-Century-Crafts, 1967.
  25. Posner M. I. Attention in cognitive neuroscience: an overview // The cognitive neurosciences / Ed. M. S. Gazzaniga. Cambridge, MA, USA: MIT Press, 1994. P. 615–624.
  26. Richards J. E., Casey B. J. Development of sustained visual attention in the human infants // Attention and information processing in infants and adults. Perspective from animal and human research. Ch.2 /Eds. B. A. Campbell., H. Hayne, R. Richardson. Lawrence Erlbaum Associates Inc., Publishers, 1992. P. 30–60.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика