Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Расчет значений сложностей заданий для адаптивного теста интеллекта

Войтов В.К., кандидат технических наук, профессор, кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vvoi@mail.ru

Аннотация

Конструирование тестов оценки интеллекта и способностей, а также отбор соответствующего целям исследования и исследуемой выборке и/или изучаемой популяции диагностического инструментария ставит перед психологами задачу оценки, измерения трудности тестовых заданий. В настоящей работе предлагается метод (алгоритм) математического вычисления значений сложностей заданий адаптивного теста Холлинга-Бертлинга, на основании которого были также проведены вычисления значений способностей группы испытуемых. Тест предполагает генерацию большого числа различных заданий, суть которых состоит в выявлении закономерностей в строении геометрических фигур с дополнительными элементами. На факультете информационных технологий МГППУ было организовано и проведено тестирование 30 испытуемых по 30 заданиям теста. На основе полученных результатов был произведен расчет трудности тестовых заданий. Выбор заданий производился таким образом, чтобы равномерно охватить все возможные комбинации используемых в тесте заданий. При вычислении трудностей и оценке способностей использовалась технология IRT (Item Response Theory). Предлагаемый метод оценки трудности тестовых заданий может быть использован при конструировании и проведении аналогичных тестов интеллекта и педагогических тестов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время адаптивные тесты активно используются в психологии и педагогике для решения задач диагностики и контроля качества обучения. Порядок заданий в тестах данного типа определяется результатами тестирования испытуемых, полученными при выполнении предшествующих заданий.

Программная реализация содержательных адаптивных тестов является весьма трудоемкой процедурой и на практике может быть выполнена только с использованием современных компьютерных технологий. На факультете информационных технологий МГППУ была осуществлена программная реализация адаптивного теста оценки интеллекта,  предложенного ранее профессорами Хейнцем Холлингом и Джонасом Бертлингом из университета г. Мюнстер в Германии в 2009 году.

Адаптивный тест оценки интеллекта представляет собой набор заданий, по результатам выполнения которого осуществляется оценка интеллектуальных способностей  тестируемого субъекта. Проверка целостности теста заключается не только в оценке взаимосвязи заданий и их принадлежности общему фактору (в данном случае – измерению интеллекта), но также в расчете трудности тестовых заданий на репрезентативной выборке испытуемых. В результате тестирования отобранной на факультете информационных технологий МГППУ группы студентов были получены данные для расчета трудностей заданий теста. Проведенная апробация теста является первым этапом его оценки, однако несмотря на приближенный характер первичных данных, их, тем не менее, как и вновь полученные результаты можно использовать для дальнейшего уточнения значений трудностей заданий, так как они сохраняются в базе данных.

Литература
  1. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. М.: «Логос», 2002.
  2. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000.
  3. Метод Ньютона // Википедия. 2013. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_Ньютона. Дата обращения: 20.06.2013.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика