Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмоциональная подсказка и успешность решения задач * 1743

Валуева Е.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия, ekval@list.ru
Мосинян А.Е., выпускница Государственного академического университета гуманитарных наук (ГУГН) , Москва, Россия
Лаптева Е.М., кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия, ek.lapteva@gmail.com

Аннотация

Настоящая работа посвящена описанию и исследованию феномена эмоциональной подсказки – краткого эмоционального воздействия в ходе решения задачи, напоминающего инсайтную агареакцию. Результаты проведенного на материале решения анаграмм эксперимента свидетельствуют о том, что эмоциональная подсказка увеличивает вероятность правильного ответа по сравнению с контрольными условиями. В статье рассматриваются гипотезы о механизмах действия эмоциональной подсказки (гипотеза эмоции как информации, гипотеза дополнительной активации, гипотеза переключения в интуитивный режим), а также обсуждаются методы их эмпирической проверки.

Ключевые слова: эмоциональная подсказка, решение задач, анаграммы, активация

Рубрика: Когнитивная психология

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 11-36-00342а2), гранта Президента РФ (проект № МК-5056.2012.6) и Министерства образования и науки РФ (соглашение № 8012).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

В современной экспериментальной психологии роль эмоций в процессе решения различных мыслительных задач изучается в нескольких аспектах. Одно из направлений исследований посвящено изучению влияния эмоционального состояния на успешность решения когнитивных задач. В такого рода исследованиях испытуемому с помощью специальных процедур создают определенное настроение (позитивное или негативное), а затем предлагают выполнять задания. Классическими в области психологии творчества стали исследования А. Айзен, демонстрирующие повышение креативности под влиянием позитивного настроения (Ashby, Isen, Turken, 1999). Результаты других исследований (De Dreu et al., 2008; Kaufman, 2003; Kaufman, Vosburg, 1997, 2002; Vosburg, 1998 a, b), а также метааналитические данные (Baas et al., 2008; Davis, 2009) показывают, что значимым фактором могут оказаться и негативные эмоции. Влияние настроения на когнитивные процессы может быть связано с активацией, которую несут с собой эмоциональные состояния, или с регуляторным фокусом (т. е., с состояниями избегания или достижения), на который настраивают те или иные эмоциональные состояния (Baas et al., 2008; De Dreu et al., 2010). При этом воздействие позитивных и негативных эмоциональных состояний может быть связано с разными опосредующими механизмами – позитивные эмоции способствуют повышению когнитивной гибкости, а негативные – настойчивости в достижении целей (Люсин, 2011; De Dreu et al., 2010). В более широком контексте влияние позитивного и негативного эмоционального состояния на когнитивные процессы объясняется тем, что они провоцируют разные стили переработки информации. Человек, испытывающий негативные эмоции, склонен к стилю «аккомодации», подразумевающему фокусирование на деталях и конкретной внешней информации. Человек в позитивном эмоциональном состоянии, наоборот, склонен к ассимилятивному стилю, использует абстрактные структуры знаний и полагается на эвристики (Bless, Fiedler, 2006).

Литература
  1. Валуева Е. А., Лаптева Е. М. Феномен подсказки при решении задач: взгляд со стороны психологии творчества. Часть 2. Эффекты подсказки в решении сложных когнитивных задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 140–162.
  2. Валуева Е. А., Лаптева Е. М. Эмоциональная подсказка в решении задач и креативность // Когнитивная наука в Москве: Новые исследования. Тезисы конференции (16 июня 2011 г.) / Под ред. Е. В. Печенковой, М. В. Фаликман. М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. С. 46–50.
  3. Лаптева Е. М. Феномен подсказки в решении задач: когнитивный и эмоциональный аспекты. Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 2012.
  4. Лаптева Е. М., Валуева Е. А. Феномен подсказки при решении задач: взгляд со стороны психологии творчества. Часть 1. Прайминг-эффекты // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 134–146.
  5. Люсин Д. В. Влияние эмоций на креативность // Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам / Коллективная монография под ред. Д. В. Ушакова. М.: Издательство ИП РАН, 2011. С. 372–389.
  6. Медынцев А. А. Влияние результатов выполнения побочного задания на количество «решений озарениями» при разгадывании анаграмм // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (24–25 февраля 2011 года). М.: Институт психологии РАН, 2011.
  7. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Академия, 2008.
  8. Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа // Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 19–143.
  9. Ушаков Д. В., Белова С. С., Валуева Е. А. От психологии творчества к методологии психологии: к 90-летию со дня рождения Якова Александровича Пономарева // Психологический журнал. 2011. № 2. C. 125–132.
  10. Alpers G. W., Pauli P. Emotional pictures predominate in binocular rivalry // Cognition & Emotion. 2006. V. 20. P. 596–607.
  11. Amiez C., Procyk E., Honore J., Sequeira H., Joseph J.-P. Reward anticipation, cognition, and electrodermal activity in the conditioned monkey // Experimental Brain Research. 2003. V. 149. P. 267–275.
  12. Ashby F., Isen A. M., Turken U. A neuropsychological theory of positive affect and its influence on cognition // Psychological Review. 1999. V.106. № 3. P. 529–550.
  13. Baas M., De Dreu C. K., Nijstad B. A. A meta-analysis of 25 years of mood-creativity research: hedonic tone, activation, or regulatory focus? // Psychol. Bull. 2008. V. 134. № 6. P. 779-806.
  14. Bechara A., Damasio H., Tranel D., Damasio A. R. Deciding advantageously before knowing the advantageous strategy // Science. 1997. V. 275. P. 1293–1295.
  15. Bless H., Fiedler K. Mood and the regulation of information processing and behavior. // Hearts and minds: Affective influences on social cognition and behaviour / Ed. J. P. Forgas. New York: Psychology Press, 2006. P. 65–84.
  16. Bocanegra B. R., Zeelenberg R. Emotion improves and impairs early vision // Psych. Sci., 2009. V. 20. P. 707–713.
  17. Bowman C. H., Evans C. E., Turnbull O. H. Artificial time constraints on the Iowa Gambling Task: the effects on behavioural performance and subjective experience // Brain and Cognition. 2005. V. 57. № 1. P. 21–25.
  18. Burton L. A., Rabin L., Wyatt G., Frohlich J., Bernstein V. S., Dimitri D. Priming effects for affective vs. neutral faces // Brain and Cognition. 2005. V. 59. № 3. P. 322–329.
  19. Damasio A. R., Tranel D., Damasio H. Somatic markers and the guidance of behaviour: theory and preliminary testing // Frontal Lobe Function and Dysfunction / Eds. H. S. Levin, H. M. Eisenberg, A. L. Benton. N Y: Oxford University Press, 1991. P. 217–229.
  20. Davis M. A. Understanding the relationship between mood and creativity: A meta-analysis // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2009. V. 108. № 1. P. 25–38.
  21. Davis T., Love B. C., Maddox W. T. Anticipatory emotions in decision tasks: covert markers of value or attentional processes? // Cognition. 2009. V. 112. P. 195–200.
  22. de Dreu C. K. W., Baas M., Giacomantonia M. Processing modes and creativity: Why (not)? // Psychological Inquiry. 2010. V. 21. № 3. P. 202–208.
  23. De Dreu C. K. W., Baas M., Nijstad B. A. Hedonic tone and activation in the mood–creativity link: Towards a dual pathway to creativity model // J. of Pers. and Soc. Psych., 2008. V. 94. P. 739–756.
  24. Dunn B. D., Dalgleish T., Lawrence A. D. The somatic marker hypothesis: A critical evaluation // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2006. V. 30. P. 239–271.
  25. Forgas J. P. Mood and judgment: The affect infusion model (AIM) // Psychol. Bul. 1995. V. 117. P. 39–66.
  26. Hamann S., Ely T., Grafton S., Kilts C. Amygdala activity related to enhanced memory for pleasant and aversive stimuli // Nature Neuroscience. 1999. V. 2. P. 289–293.
  27. Holyoak K. J., Koh K. Surface and structural similarity in analogical transfer // Memory & Cognition. 1987. V. 15. P. 332–340.
  28. Ihssen N., Keil A. The costs and benefits of processing emotional stimuli during Rapid Serial Visual Presentation // Cognition & Emotion. 2009. V. 23. № 2. P. 296–326.
  29. Kaufmann G. Expanding the mood–creativity equation // Creativity Res. J. 2003. V. 15. № 2–3. P. 131–135.
  30. Kaufmann G., Vosburg S. K. ‘‘Paradoxical” mood effects on creative problem solving // Cognition and Emotion. 1997. V. 11. № 2. P. 151–170.
  31. Kaufmann G., Vosburg S. K. Mood effects in early and late idea generation // Creativity Res. J. 2002. V. 14. № 3–4. P. 317–330.
  32. Keil A., Ihssen N. Identification facilitation for emotionally arousing verbs during the attentional blink // Emotion. 2004. V. 4. № 1. P. 23–35.
  33. Knutson B., Greer S. M. Anticipatory affect: neural correlates and consequences for choice // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B: Biological Sciences. 2008. V. 363. № 1511. P. 3771–3786.
  34. Maia T. V., McClelland J. L. The somatic marker hypothesis: Still many questions but no answers. Response to Bechara et al. // Trends in Cogn. Sci. 2005. V. 9. P. 162–164.
  35. Mathewson K. J., Arnell K. M., Mansfield C. A. Capturing and holding attention: The impact of emotional words in rapid serial visual presentation // Memory & Cognition. 2008. V. 36. P. 182–200.
  36. McKenna F. P., Sharma D. Intrusive cognitions: An investigation of the emotional Stroop task // J. of Exp. Psych.: Learning, Memory, and Cognition. 1995. V. 21. № 6. P. 1595–1607.
  37. Most S. B., Chun M. M., Widders D. M., Zald D. H. Attentional rubbernecking: Cognitive control and personality in emotion-induced blindness // Psychonomic Bulletin & Rev. 2005. V. 12. P. 654–661.
  38. Most S. B., Smith S. D., Cooter A. B., Levy B. N., Zald D. H. The naked truth: Positive, arousing distractors impair rapid target perception // Cognition & Emotion. 2007. V. 21. P. 964–981.
  39. Ossowski U., Malinen S., Helton W. S. The effects of emotional stimuli on target detection: Indirect and direct resource costs // Consciousness and Cognition. 2011. V. 20. № 4. P. 1649–1658.
  40. Phelps E. A., Ling S., Carrasco M. Emotion facilitates perception and potentiates the perceptual benefits of attention // Psych. Sci. 2006. V. 17. № 4. P. 292–299.
  41. Reimann M., Bechara A. The somatic marker framework as a neurological theory of decision-making: Review, conceptual comparisons, and future neuroeconomics research // J. of Economic Psych. 2010. V. 31. № 5. P. 767–776.
  42. Schwarz N. Feeling as information: Informational and motivational functions of affective states // Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior / Eds. R. Sorrentino, E. T. Higgins. N. Y.: Guilford Press, 1990. V. 2. P. 527–561.
  43. Seifert C. M., Meyer D. E., Davidson N., Patalano A. L., Yaniv I. Demystification of cognitive insight: Opportunistic assimilation and the prepared-mind perspective // The Nature of Insight / Eds. R. J. Sternberg, J. E. Davidson. Cambridge, MA: The MIT Press, 1995. P. 65–124.
  44. Slepian M. L., Weisbuch M., Rutchick A. M., Newman L. S., Ambady N. Shedding light on insight: Priming bright ideas // J. of Exp. Soc. Psych. 2010. V. 46. № 4. P. 696–700.
  45. Vosburg S. K. The effect of positive and negative mood on divergent thinking performance. // Creativity Res. J. 1998 a. V. 11. № 2. P. 165–172.
  46. Vosburg S. K. Mood and the quantity and quality of ideas // Creativity Res. J. 1998 b. V. 11. № 4. P. 315–324.
  47. Yaniv I., Meyer D. Activation and metacognition of inaccessible stored information: Potential bases for incubation effects in problem solving // J. of Exp. Psych.: Learning, Memory and Cognition. 1987. V. 13. P. 187–205.
  48. Zeelenberg R., Wagenmakers E. J., Rotteveel M. The impact of emotion on perception: Bias or enhanced processing? // Psych. Sci. 2006. V. 17. P. 287–291.
  49. Zeelenberg R., Bocanegra B. R. Auditory emotional cues enhance visual perception // Cognition. 2010. V. 115. P. 202–206.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика