Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Факторы риска в раннем онтогенезе и особенности вербального развития детей-северян 7–8 лет г. Архангельска и г. Мезени * 1387

Казакова Е.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшаей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, kaz-elena10@yandex.ru
Соколова Л.В., доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии человека и биотехнических систем, Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, sluida@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы речевого развития детей младшего школьного возраста, подвергавшихся воздействию различных факторов риска в раннем онтогенезе. Результаты исследования особенностей речевого развития группы детей 7-8 лет, родившихся и проживающих в условиях Приполярья (г. Архангельск и г. Мезень), свидетельствуют о том, что «повреждающие» факторы оказывают негативное влияние, прежде всего, на развитие вербальной функции: речевого обобщения, анализа–синтеза, речевых классификаций и произвольного владения речью, речевого мышления. Среди факторов риска, которые оказывают наиболее негативное влияние на степень функциональной зрелости речевой функции, можно в первую очередь выделить курение матери во время беременности, искусственное вскармливание ребенка с рождения (у первоклассников г. Архангельска) и прием лекарственных препаратов во время беременности, гипоксию плода (у учащихся г. Мезень).

Ключевые слова: речевое развитие, факторы риска раннего дизонтогенеза, первоклассники приполярного региона

Рубрика: Возрастная психология

Тип: научная статья

* Работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках гранта РГНФ № 11-3600382а2 (2011–2012 гг.)

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследования влияния факторов риска раннего дизонтогенеза на речевое развитие ребенка немногочисленны. Одни специалисты в области неврологии и нейропсихологии детского возраста полагают, что при негативном влиянии вредных факторов происходят изменения перивентрикулярной области головного мозга во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах, что в дальнейшем приводит к отклонениям в структурном и функциональном созревании мозга и нарушению речевого развития (Скворцов, 2000). Другие утверждают, что осложнения беременности и родов (гестоз, анемия, пиелонефрит, переношенная беременность) являются причиной пренатального повреждения тканей мозга, которое, в свою очередь, приводит к развитию дегенеративных изменений в структурах продолговатого мозга и верхнего шейного симпатического ганглия и оказывает повреждающее действие на формирование высших корковых функций (Ярославский, Оленев, 1995). Последствием таких нарушений у детей младшего школьного возраста может стать усугубление неврологическо-поведенческих расстройств, развитие поведенческой и школьной дезадаптации в сочетании с проявлениями локальной симптоматики, связанной с незрелостью коры больших полушарий (дислексия, дисграфия, нарушение фонематического слуха, расстройства памяти) и развитием психовегетативного синдрома, отражающего дисфункцию лимбико-ретикулярного комплекса (Кравцов, Корюкина, 2001).

Результаты исследования особенностей когнитивного развития первоклассников, имевших при рождении задержку внутриутробного развития, свидетельствуют как о наличии у них речевой дисфункции с нарушениями импрессивной и экспрессивной речи, так и о снижении вербальных и невербальных интеллектуальных показателей. Именно речевые функции, по сравнению с другими познавательными функциями, подвергаются наибольшему отклонению (84,4 %), что проявляется в снижении словарного запаса, оперировании числами, недоразвитии способности к установлению аналогий и обобщению. Также обращает на себя внимание значительная частота случаев дисграфии – плохого почерка, пропуска букв при письме, замены одних букв другими (Качанова, Рябчикова, Ласкарёва, 2001).

Литература
  1. Банникова Р. В., Дрегало А. А., Ульяновский В. И. Социальные условия и демографические процессы в Архангельской области. Архангельск: «ЭЛПА», 1995. С. 108.
  2. Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х, 2001.
  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Бомбардирова Е. П. Нервно-психическое развитие недоношенных детей первых 6 лет жизни в зависимости от некоторых биологических и социальных факторов: Автореф. дисс. … докт. мед. наук. Москва, 1979.
  5. Власюк В. В. О построении перинатального диагноза // Перинатальная патология. Сб. научных трудов / Под общ. ред. П. Я. Кинтрая. Тбилиси, 1982. С. 156–160.
  6. Дуда В. И. Акушерство. Минск: «Вышэйшая школа», ООО «Интерпрессервис», 2002.
  7. Калашникова Т. П. Специфические расстройства обучения у детей младшего и школьного возраста // Педиатрия. 2002. № 5. С. 47–50.
  8. Камаев И. А., Позднякова М. А., Иорданская Н. А. Факторы риска и прогнозирование формирования нервно-психической инвалидизирующей патологии у детей // Российский педиатрический журнал. 1999. № 4. С. 26–29.
  9. Качанова Л. А., Рябчикова Т. В., Ласкарёва Л. Н. Особенности адаптации младшего школьного возраста, рожденных с задержкой внутриутробного развития, как проявление психотравмирующей ситуации // Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии. Ч. 1. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Иваново, 2001. С. 286–290.
  10. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых во время беременности и родов, и их нежелательное действие на плод и новорожденного / Под общ. ред. Т. Л. Вереиной, А. Б. Матвеева Астрахань: АГМА, 2000.
  11. Кольцов М. И., Орлов В. М., Мельникова С. Е. Влияние лекарственных средств на плод. СПб: СПбМАПО, 1999.
  12. Кондакова Н. И., Соколова Л. А. Роль грудного вскармливания в питании детей. Опыт внедрения успешного грудного вскармливания в городе Архангельске // Здоровье населения европейского севера России на рубеже XXI века / Под ред. Р. В. Банниковой, Н. И. Кондаковой, Ю. Р. Теддера. Архангельск: Издат. центр Север. гос. мед. ун-та, 2002. С. 102–105.
  13. Конь И. Я. Рациональное вскармливание и здоровье детей: современные аспекты // Российский педиатрический журнал. 1999. № 2. С. 45–49.
  14. Корнев А. Н. Языковые и неязыковые когнитивные детерминанты механизмов недоразвития речи // Тезисы докладов Второй международной конференции по когнитивной науке. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. Т. 1. С. 311–313.
  15. Королёва Н. В. Становление биоэлектрической активности мозга у детей-дошкольников с факторами риска перинатальной патологии центральной нервной системы: Дисс. … канд. биол. наук. Иркутск, 2000.
  16. Кравцов Ю. И., Корюкина И. П., Калашникова Т. П. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом // Рос. педиатр. журн. 2001. № 4. С. 14–17.
  17. Мейер-Пробст Б., Пиатковски Ю., Тайхман Х. Значение биологических и социальных факторов риска в психическом развитии и школьной успеваемости // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 197–215.
  18. Николаева Е. И., Тохиян А. А., Соколова З. П. Влияние перинатальной патологии на исход беременности у женщин высокого риска // Актуальные вопросы перинатологии. Сб. трудов республиканской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1996. С. 130–132.
  19. Пальчик А. Б., Чугреев И. В. Диагностика перинатальных поражений мозга у новорожденных методом электроэнцефалографического картирования // Педиатрия. 1995. № 3. С. 11–15.
  20. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. Избранные психологические труды М.: Просвещение, 1969.
  21. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 2000.
  22. Русова Т. В., Жданова Л. А., Фокичева С. О. Социально-биологические факторы риска отклонений в физическом и интеллектуальном развитии детей // Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии. Ч. 1. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Иваново, 2001. С. 317–319.
  23. Самсыгина Г. А., Баранов А. А. Мать – плод – дитя: социальные и медицинские проблемы // Педиатрия. 1996. № 5. С. 4–8.
  24. Сапего А. В. Влияние факторов раннего онтогенеза на психофизиологические особенности детей 8-летнего возраста: Дисс. … канд. биол. наук. Кемерово, 1998.
  25. Сафронова Л. А. Актуальные проблемы перинатальной патологии. М.: АНМИ, 2003.
  26. Сидорова И. С. Физиология и патология родовой деятельности. М.: МЕДпресс, 2000.
  27. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  28. Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). М.: «Тривола», 2000.
  29. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска // Рос. педиат. журн. 2002. № 1. С. 61–63.
  30. Усынина А. А. Физиологическая характеристика новорожденных детей на европейском севере и прогнозирование некоторых состояний периода новорожденности: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Архангельск, 1996.
  31. Факторы риска, оказывающие неблагоприятное воздействие на нервно-психическое развитие ребенка: методические рекомендации / Под ред. П. И. Сидорова, А. В. Свирского, А. Г. Соловьева. Архангельск: Северный научный центр РАМН, Арх. гос. мед. академия, 1999.
  32. Фатеева Е. М., Прошин В. А. Поощрение и поддержка грудного вскармливания в Москве // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 34–37.
  33. Ярославский В. К., Оленев С. Н. Влияние патологии беременности на некоторые морфофункциональные отделы продолговатого мозга и верхнего шейного ганглия новорожденных детей // Актуальные проблемы перинатологии. Сб. тезисов докладов научной конференции / Под общ. ред. Ю. В. Цвелёва, Н. П. Шабалова. СПб., 1995. С. 112.
  34. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.
  35. Buñuel Alvarez J. C., Vila Pablos C., Puig Congost M. et al. Influencia del tipo de lactancia y otros factores sobre la incidencia de infecciones del tracto respiratorio en lactantes controlados en un centro de atención primaria //Atencion primaria. 2002. V. 31. № 29 (5). Р. 268–277.
  36. El-Mohandes A., Herman A. A., Nabil El-Khorazaty M. et al. Prenatal care reduces the impact of illicit drug use on perinatal outcomes // Journal of perinatology: official journal of the California Perinatal Association. 2003. № 23 (5). Р. 354–360.
  37. Fanello S., Moreau-Gout I., Cotinat J., Descamps P. Critères de choix concernant l’alimentation du nouveauné: une enquête auprès de 308 femmes // Archives de pediatrie: organe officiel de la Societe francaise de pediatrie. 2003. № 10 (1). Р. 19–24.
  38. Furman L., Taylor G., Minich N., Hack M. The effect of maternal milk on neonatal morbidity of very low- birth-weight infants // Archives of pediatrics & adolescent medicine. 2003. № 157 (1). Р. 66-71.
  39. Gagnon R. Placental insufficiency and its consequences // European journal of obstetrics, gynecology, and reproductive biology. 2003. № 22 (1). Р. 99–107.
  40. Gissler M., Meriläinen J., Vuori E., Hemminki E. Register based monitoring shows decreasing socioeconomic differences in Finnish perinatal health // Journal of epidemiology and community health. 2003. № 57 (6). Р. 433–439.
  41. Gissler M., Pakkanen M., Olausson P. O. Fertility and perinatal health among Finnish immigrants in Sweden // Social science & medicine. 2003. № 57 (8). Р. 1443–1454.
  42. Gómez-Sanchiz M., Cañete R., Rodero I., Baeza J. E., Avila O. Influence of breast-feeding on mental and psychomotor development // Clinical pediatrics (Phila). 2003. № 42 (1). Р. 35–42.
  43. Hall R. T., Santos S. R., Cofield F. et al. Perinatal outcomes in a school-based program for pregnant teenagers // Missouri medicine. 2003. № 100 (2). Р. 148–152.
  44. Tanir H. M., Sener T., Tekin N., Aksit A., Ardic N. Preterm premature rupture of membranes and neonatal outcome prior to 34 weeks of gestation // Obstetrics and gynecology. 2003. № 82 (2). Р. 167–172.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика