Факторы риска в раннем онтогенезе и особенности вербального развития детей-северян 7–8 лет г. Архангельска и г. Мезени*

1210

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы речевого развития детей младшего школьного возраста, подвергавшихся воздействию различных факторов риска в раннем онтогенезе. Результаты исследования особенностей речевого развития группы детей 7-8 лет, родившихся и проживающих в условиях Приполярья (г. Архангельск и г. Мезень), свидетельствуют о том, что «повреждающие» факторы оказывают негативное влияние, прежде всего, на развитие вербальной функции: речевого обобщения, анализа–синтеза, речевых классификаций и произвольного владения речью, речевого мышления. Среди факторов риска, которые оказывают наиболее негативное влияние на степень функциональной зрелости речевой функции, можно в первую очередь выделить курение матери во время беременности, искусственное вскармливание ребенка с рождения (у первоклассников г. Архангельска) и прием лекарственных препаратов во время беременности, гипоксию плода (у учащихся г. Мезень).

Общая информация

* Работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках гранта РГНФ № 11-3600382а2 (2011–2012 гг.)

Ключевые слова: речевое развитие, факторы риска раннего дизонтогенеза, первоклассники приполярного региона

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Казакова Е.В., Соколова Л.В. Факторы риска в раннем онтогенезе и особенности вербального развития детей-северян 7–8 лет г. Архангельска и г. Мезени // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3. С. 122–135.

Фрагмент статьи

Исследования влияния факторов риска раннего дизонтогенеза на речевое развитие ребенка немногочисленны. Одни специалисты в области неврологии и нейропсихологии детского возраста полагают, что при негативном влиянии вредных факторов происходят изменения перивентрикулярной области головного мозга во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах, что в дальнейшем приводит к отклонениям в структурном и функциональном созревании мозга и нарушению речевого развития (Скворцов, 2000). Другие утверждают, что осложнения беременности и родов (гестоз, анемия, пиелонефрит, переношенная беременность) являются причиной пренатального повреждения тканей мозга, которое, в свою очередь, приводит к развитию дегенеративных изменений в структурах продолговатого мозга и верхнего шейного симпатического ганглия и оказывает повреждающее действие на формирование высших корковых функций (Ярославский, Оленев, 1995). Последствием таких нарушений у детей младшего школьного возраста может стать усугубление неврологическо-поведенческих расстройств, развитие поведенческой и школьной дезадаптации в сочетании с проявлениями локальной симптоматики, связанной с незрелостью коры больших полушарий (дислексия, дисграфия, нарушение фонематического слуха, расстройства памяти) и развитием психовегетативного синдрома, отражающего дисфункцию лимбико-ретикулярного комплекса (Кравцов, Корюкина, 2001).

Результаты исследования особенностей когнитивного развития первоклассников, имевших при рождении задержку внутриутробного развития, свидетельствуют как о наличии у них речевой дисфункции с нарушениями импрессивной и экспрессивной речи, так и о снижении вербальных и невербальных интеллектуальных показателей. Именно речевые функции, по сравнению с другими познавательными функциями, подвергаются наибольшему отклонению (84,4 %), что проявляется в снижении словарного запаса, оперировании числами, недоразвитии способности к установлению аналогий и обобщению. Также обращает на себя внимание значительная частота случаев дисграфии – плохого почерка, пропуска букв при письме, замены одних букв другими (Качанова, Рябчикова, Ласкарёва, 2001).

Полный текст

Исследования влияния факторов риска раннего дизонтогенеза на речевое развитие ребенка немногочисленны. Одни специалисты в области неврологии и нейропсихологии детского возраста полагают, что при негативном влиянии вредных факторов происходят изменения перивентрикулярной области головного мозга во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах, что в дальнейшем приводит к отклонениям в структурном и функциональном созревании мозга и нарушению речевого развития (Скворцов, 2000). Другие утверждают, что осложнения беременности и родов (гестоз, анемия, пиелонефрит, переношенная беременность) являются причиной пренатального повреждения тканей мозга, которое, в свою очередь, приводит к развитию дегенеративных изменений в структурах продолговатого мозга и верхнего шейного симпатического ганглия и оказывает повреждающее действие на формирование высших корковых функций (Ярославский, Оленев, 1995). Последствием таких нарушений у детей младшего школьного возраста может стать усугубление неврологическо-поведенческих расстройств, развитие поведенческой и школьной дезадаптации в сочетании с проявлениями локальной симптоматики, связанной с незрелостью коры больших полушарий (дислексия, дисграфия, нарушение фонематического слуха, расстройства памяти) и развитием психовегетативного синдрома, отражающего дисфункцию лимбико-ретикулярного комплекса (Кравцов, Корюкина, 2001).

Результаты исследования особенностей когнитивного развития первоклассников, имевших при рождении задержку внутриутробного развития, свидетельствуют как о наличии у них речевой дисфункции с нарушениями импрессивной и экспрессивной речи, так и о снижении вербальных и невербальных интеллектуальных показателей. Именно речевые функции, по сравнению с другими познавательными функциями, подвергаются наибольшему отклонению (84,4 %), что проявляется в снижении словарного запаса, оперировании числами, недоразвитии способности к установлению аналогий и обобщению. Также обращает на себя внимание значительная частота случаев дисграфии – плохого почерка, пропуска букв при письме, замены одних букв другими (Качанова, Рябчикова, Ласкарёва, 2001).

К началу подросткового возраста (4-5 класс) нарушение слухового восприятия, пространственных представлений и идеомоторной интеграции обусловливают стойкие проявления дисграфии (Калашникова, 2002). Многие авторы указывают на то, что у учащихся с отягощенным анамнезом достоверно чаще определяется недостаточное развитие школьно-необходимых функций для развития речи и увеличения словарного запаса (Власюк, 1982; Мейер-Пробст, Пиатковски, Тайхман, 1988; Камаев, Позднякова, 1999; Русова, Жданова, 2001).

Настоящая работа посвящена обсуждению новых исследовательских данных, касающихся проблемы влияния факторов риска раннего дизонтогенеза и, в частности, условий проживания в приполярном регионе, на вербальное развитие детей 7-8 лет. Особенностями топографии и локализации городов Архангельской области являются различия в их территориальном расположении – в районах, условия проживания в которых (климат и концентрация промышленных предприятий) оказывают неравнозначное влияние на экологическое состояние окружающей среды и на физическое и психическое здоровье населения, в особенности матерей и детей. Экстремальные климатические условия приполярного региона и современные антропотехногенные и социально-экономические условия проживания населения в г. Архангельске и области приводят к снижению резервных возможностей организма и к появлению стресс-уязвимости гомеостатических механизмов у детей с периода эмбрио- и фетогенеза (Банникова, Дрегало, 1995, Усынина, 1996), следствием чего становится отставание психического развития детей в раннем возрасте.

Таким образом, цель научного исследования состояла в определении специфики влияния факторов риска раннего дизонтогенеза на речевое развитие детей 7-8 лет. Всего было обследовано 965 детей 7-8 лет (483 девочек и 482 мальчиков), обучающихся в общеобразовательных школах г. Архангельска и Мезенского района Архангельской области и не имеющих в анамнезе органических или иных выраженных поражений мозга.

Анализ психофизиологического развития детей в дошкольный период проводился с помощью медицинских карточек и анкет, разработанных в Научно-исследовательском институте возрастной физиологии Российской академии образования. Анкетирование родителей, воспитателей и учителей осуществлялось на основании 3 блоков вопросов, касающихся развития ребенка: 1-й блок - течение беременности и родов, наличие наследственных факторов риска, особенности психофизиологического развития ребенка до года; 2-й блок – морфофункциональное и психофизиологическое развитие ребенка до 3 лет; 3-й блок – особенности развития ребенка от 3 до 7 лет. В каждом блоке определялось минимальное и максимальное количество факторов риска раннего дизонтогенеза и их наибольшая встречаемость.

Условия протекания пренатального и постнатального онтогенеза оказывают значительное влияние на дальнейшее развитие вербально-перцептивных функций (Сапего, 1998; Барашнев, 2001; Тонкова-Ямпольская, 2002). В рамках нашего исследования было уделено особое внимание изучению степени сформированности у первоклассников речевой функции с помощью методики Л. А. Ясюковой (Ясюкова, 1999), направленной на выявление характера и уровня обобщения, словарного запаса, общей осведомленности, произвольного владения речью. Обработка заданий, направленных на оценку уровня развития речи и мышления ребенка, осуществлялась в два этапа: на первом этапе производилась первичная обработка результатов по отдельным заданиям и оценка развития конкретных операциональных навыков владения речью, обобщения, уровня словарного запаса детей; на втором этапе производился расчет показателей уровня развития мышления и речи детей.

Математический и статистический анализ результатов исследования проводился с применением пакета прикладных программ SPSS 11.5 для Windows. Для исследования структуры взаимосвязей изучаемых переменных применялся корреляционный анализ с вычислением линейной корреляции Пирсона. При сопоставлении двух выборок по частоте встречаемости факторов риска раннего дизонтогенеза использовалось угловое преобразование Фишера.

В результате проведенного анкетирования родителей первоклассников первой группы детей (проживающих в г. Архангельске) были выявлены факторы риска в пренатальном периоде и периоде развития до 1 года (блок 1) у 79,59±1,39 % детей, в периоде от 1 года до 3 лет (блок 2) у 65,00±1,65 % детей и в периоде развития от 3 до 7 лет (блок 3) у 54,90±1,72 % детей. При анализе результатов анкетирования родителей первоклассников второй группы (проживающих в г. Мезень) были получены следующие данные: факторы риска во внутриутробном развитии и развитии до 1 года встречаются у 82,98±7,01 % детей, факторы риска в периоде развития от 1 года до 3 лет – у 51,98±9,27 % детей, факторы риска в периоде развития от 3 года до 7 лет – у 34,5±8,82 % детей. Результаты представлены в табл. 1. Сравнительный анализ показателей количества факторов риска у детей первой и второй групп, проведенный с помощью углового преобразования Фишера, не выявил достоверных различий.

Как показали результаты исследования, у девочек первой группы встречается меньшее количество факторов риска раннего дизонтогенеза, чем у мальчиков той же группы (табл. 1), что соответствует данным других исследователей (Симерницкая, 1978, Равич-Щербо, 2000). Анализ ответов на вопросы анкет также показал, что количество факторов риска раннего дизонтогенеза с возрастом уменьшается как в первой, так и во второй группе первоклассников. Уменьшение количества детей в группах риска в возрасте от одного года до 7 лет, по всей видимости, связано с наличием благоприятной социально-педагогической среды, позволяющей смягчить воздействие неблагоприятных факторов в сенситивные периоды развития ребенка.

Таблица 1. Количество первоклассников (%) г. Архангельска и г. Мезень с минимальным и максимальным количеством факторов риска раннего дизонтогенеза

При анализе первого блока анкеты у первоклассников первой группы были определены наиболее часто встречающиеся факторы риска раннего дизонтогенеза в период перинатального развития и первого года жизни (см. рис. 1), каковыми явились: токсикоз матери первой половины беременности, возраст матери более 26 лет, принятие лекарственных препаратов во время беременности и другие.

Рис. 1. Представленность факторов риска раннего дизонтогенеза у первоклассников г. Архангельска

При анализе первого блока анкеты у первоклассников второй группы были также выявлены наиболее часто встречающиеся факторы риска раннего дизонтогенеза в период развития от рождения до 1 года: искусственное вскармливание с рождения, профессиональные вредности отца, возраст матери более 26 лет, курение отца, угроза выкидыша и другие

Рис. 2. Представленность факторов риска раннего дизонтогенеза у первоклассников г. Мезень Архангельской области

Сравнительный анализ данных анкетирования по первому блоку вопросов позволил выделить общие для двух групп первоклассников факторы риска, среди которых наиболее распространенными являются: принятие лекарственных средств во время беременности, токсикоз матери первой половины беременности, возраст матери более 26 лет, искусственное вскармливание с рождения, недоношенность плода. Кроме того, проведенный анализ выявил также частные, характерные для каждой из групп первоклассников факторы риска: таковыми для первой группы детей является наличие органической патологии у матери, в частности, патологии щитовидной железы, а также гипоксия плода, а для второй группы детей – профессиональные вредности отца, наличие вредных привычек у родителей на момент зачатия и угрозы выкидыша.

Можно предположить, что наличие общих для обеих групп факторов риска связано с проживанием в сходных климато-экологических условиях приполярного региона Европейского Севера (что является экстремальным фактором), в то время как различия объясняются социально-экономическими факторами, уровнем обеспечения комфортности среды и жизнедеятельности – в городских условиях он выше, чем в сельской местности.

Анализ уровня физического и психического развития учащихся до 3 лет (2 блок вопросов) показал, что основными последствиями влияния различных факторов риска раннего дизонтогенеза у детей обеих исследуемых групп являются нарушения физического (18,21 % и 19,30 %) и нервно-психического развития (14,58 % и 16,43 %); у детей обеих групп в возрасте от 3 до 7 лет (3 блок вопросов) таковыми являются неустойчивость поведения (70,15 % и 69,18 %) и нарушения речевого развития (40,97 % и 43,18 %).

В настоящее время все больший интерес для специалистов в области психоневрологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и психологии представляет вопрос об отдаленных последствиях влияния неблагоприятных факторов раннего онтогенеза. В связи с этим в рамках данного исследования была предпринята попытка выяснения специфики влияния факторов риска раннего онтогенеза на развитие речевого обобщения, анализасинтеза, речевых классификаций и произвольного владения речью, речевого мышления обследуемых школьников. Результаты проведенного корреляционного анализа свидетельствуют о наличии связи между показателями речевого развития и особенностями раннего онтогенеза (рис. 3).

Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи показателей раннего онтогенеза и речевого развития у первоклассников г. Архангельска (A) и г. Мезень (Б).

Примеч.: - - - - - - - - - – p < 0,05; __________ – p < 0,001

Характер протекания психофизиологических процессов развития ребенка в пренатальный, интранатальный и постнатальный периоды определяет особенности дальнейшего формирования операционных умственных и речевых навыков (обобщения, классификации, анализа, синтеза и т. д.). Так, в нашем исследовании были выявлены положительные корреляционные связи между показателями раннего онтогенеза и речевой функцией у детей младшего школьного возраста как в первой, так и во второй группах, однако сравнительный анализ изучаемых корреляционных связей обнаружил определенные различия значимости тех или иных сенситивных периодов развития для формирования вербальной деятельности школьников исследуемых групп: для первоклассников второй группы наиболее значимым периодом явился период развития от одного года до трех лет, характеризующийся как этап становления активной речи. Именно в этом возрасте слова постепенно приобретают обобщенно-смысловой характер, ребенок развивает способность обозначить и предмет, и просьбу, и чувства одним и тем же словом или звукосочетанием, а с полутора лет развивается способность к пониманию словесных обозначений взрослого, к усвоению знаний и расширению словарного запаса. Результаты исследования указывают на наличие достоверных корреляций показателей развития в раннем детстве с речевым обобщением (r = 0,456, p = 0,017), анализом-синтезом (r =0,241, p=0,045), с вербальными аналогиями (r = 0,273, p = 0,035) и с использованием антонимов в речи (r = 0,398, p = 0,010).

У первоклассников первой группы прослеживается динамика возрастания количества корреляционных связей между показателями формирования речевых навыков и показателями развития в течение всего срока пренатального и постнатального периодов с наиболее значимым возрастным периодом с 3 до 7 лет: с речевым анализом-синтезом (r = 0,875, p = 0,000), обобщением (r = 0,321, p = 0,001), с использованием в речи антонимов (r=0,402, p = 0,001) и аналогий (r = 0,339, p = 0,001), с уровнем развития речевого мышления (r=0,310, p=0,001), произвольным владением речью (r = 0,749, p = 0,000) и с уровнем вербального развития в целом (r = 0,739, p = 0,000). На протяжении дошкольного периода у ребенка все активнее развивается навык слухового контроля за собственным произношением, формируется фонематическое восприятие (способность дифференцировать все звуки), увеличивается словарный запас (до 3000-4000 слов), развивается и совершенствуется грамматический строй речи. Именно в этот период диагностируются задержки речевого развития (фонематические, фонетико-фонематические и лексико-грамматические) (Корнев, 2001), требующие проведения специальных коррекционных мероприятий.

Дальнейший анализ влияния факторов риска раннего дизонтогенеза на развитие детей в возрасте 3–7 лет показывает, что необходимо учитывать весь комплекс воздействующих факторов и современные требования к дошкольному обучению. Как отмечают М. М. Безруких и С. П. Ефимова (Безруких, Ефимова, 2000), новые требования городской школы фактически создают целую систему дошкольного обучения с искусственно завышенным уровнем базовых знаний и с одновременным понижением возраста обучающихся (4-5 лет), что приводит к эмоциональному напряжению, высокой утомляемости, к резкому ухудшению здоровья детей или к возникновению невротических расстройств и поведенческих нарушений, задержкам речевого, психического, моторного развития и, в конечном итоге, к развитию школьной дезадаптации и возникновению выраженных трудностей обучения.

Более глубокий сравнительный анализ особенностей протекания раннего развития ребенка и формирования вербально-перцептивных функций показал существенное значение каждого из факторов риска (см. рис. 4), среди которых особого внимания заслуживают следующие: у первоклассников первой группы – курение матери во время беременности и искусственное вскармливание ребенка с рождения, у первоклассников второй группы – принятие матерью лекарственных препаратов во время беременности и гипоксия плода.

Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи показателей вербального развития с факторами риска раннего у первоклассников г. Архангельск (А) и г. Мезень (Б).

Примеч.: - - - - - - - - - – p < 0,01; __________ – p < 0,001.

Остановимся более подробно на рассмотрении специфики влияния каждого из перечисленных факторов. Воздействие на речевое развитие такого «повреждающего» фактора, как курение матери во время беременности, у первоклассников первой группы очень велико. Так, выявлено негативное влияние данного фактора на речевой анализ-синтез (r = 0,464, p = 0,01), классификацию (r = 0,449, p = 0,01), произвольное владение речью (r = 0,392, p = 0,01) и на формирование вербально-коммуникативных навыков в целом (r = 0,604, p = 0,001), возрастная зрелость которых играет значительную роль в осуществлении успешной учебной деятельности. Как отмечают многие исследователи, негативное влияние курения матери во время беременности проявляется, прежде всего, в низкой массе тела новорожденного, перинатальной смертности, недоношенности плода, развитии врожденных нарушений, а также имеет весьма значительные отдаленные последствия, среди которых можно выделить функциональные нарушения со стороны центральной нервной системы (Gissler, Meriläinen, 2003), задержки умственного и физического развития новорожденных, задержки речевого развития (Дуда, 2002; Gissler, Pakkanen, 2003), расстройство поведенческих и развивающих функций, оказывающие отрицательное влияние на обучение ребенка (Hall, Santos, 2003).

Обратим также внимание на особенности влияния такого фактора риска, как искусственное вскармливание ребенка с рождения, о значении которого свидетельствуют данные, полученные при обследовании первоклассников первой группы: выявлено негативное влияние данного фактора риска на показатели уровня развития речевого мышления (r = 0,253, p = 0,001) и речевого анализа-синтеза (r = 0,505, p = 0,001). Анализ (процедура мысленного расчленения изучаемого объекта на составные части) и синтез (процедура соединения полученных в результате анализа частей объектов) – это методы познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий и без которых невозможно овладеть другими формами мышления – суждениями и умозаключениями. Сформированность и возрастная зрелость речевого мышления оказывает существенное влияние на обучение родному языку, овладению правилами грамматики: умение правильно, связно изложить содержание того или иного учебного материала в устной или письменной речи организует мышление ребенка, придает ему последовательный характер.

Полученные данные о значении исследуемого фактора согласуются с результатами других исследователей: так, широко известен факт положительного влияния грудного вскармливания на гармоничное психическое и физическое развитие ребенка (Кондакова, Соколова, 2002; Конь, 1999; Buñuel Alvarez, Vila Pablos,Puig Congost, 2002; Fanello et al., 2003; Furman et al., 2003). Грудное вскармливание помогает ребенку реализовать в полной мере собственные программы биологического и интеллектуального развития. В научной литературе представлены данные, свидетельствующие о том, что когнитивное развитие первоклассников, лишенных в младенческом возрасте материнского молока, характеризуется достоверно более низкими показателями уровня образного и логического мышления, уровня внимания и запоминания, уровня развития арифметических способностей и речевых функций (Фатеева, Прошин, 2000; Gómez-Sanchiz et al.,2003). В своей работе Е. М. Фатеева и В. А. Прошин также отмечают, что у детей, находившихся на естественном вскармливании, реже встречаются как стойкие, так и обратимые нарушения слуха, что в дальнейшем благоприятно сказывается на формировании речевых и музыкально-исполнительских умений и навыков (Фатеева, Прошин, 2000).

Далее рассмотрим специфику влияния на речевое развитие ребенка такого фактора риска, как прием лекарственных препаратов матерью во время беременности. В ходе исследования детей второй группы были обнаружены корреляционные связи между показателями данного фактора и показателями уровня обобщения (r = 0,368, p = 0,01), речевого анализа-синтеза (r = 0,351, p = 0,01), произвольного владения речью (r = 0,657, p = 0,001). Обобщение и анализ-синтез – важные инструменты мыслительной и речевой деятельности. Словесное обобщение позволяет не только обозначать отдельный объект или группу сходных объектов, но также описывать их свойства и классифицировать. Анализ и синтез формируются в практической деятельности ребенка, в условиях постоянного взаимодействия с предметами и явлениями и оценки их форм, свойств и качеств. Сформированность данных навыков позволяет овладевать чтением, письмом, математическими действиями.

Как показали результаты многочисленных исследований, прием лекарственных препаратов во время беременности представляет собой весьма распространенное явление: 90% беременных принимают, по крайней мере, одно медикаментозное средство. Эффекты препаратов могут проявляться непосредственно после рождения ребенка или в более отдаленное время (Сидорова, 2000; Tanir et al., 2003), нарушая развитие различных функциональных систем у потомства (El-Mohandes et al., 2003). Химические вещества могут оказывать неблагоприятное влияние на плод, обусловливая задержку внутриутробного развития и в некоторых случаях – аномалии развития (Кольцов, Орлов, Мельникова, 1999), в дальнейшем приводя к нарушениям моторной функции, памяти (Клиническая фармакология ..., 2000), вербального развития и чтения (Факторы риска, 1999).

При анализе такого «повреждающего» фактора раннего дизонтогенеза, как перинатальная гипоксия, были обнаружены корреляционные связи между показателями его действия и неблагополучием детей второй группы в отношении формирования речевых аналогий (r = 0,364, p = 0,01), обобщений (r = 0,357, p = 0,01) и уровня вербального развития в целом (r = 0,415, p = 0,01). Более подробно остановимся на таком речевом навыке, как формулировка и использование аналогий, позволяющих при нахождении сходства между объектами выдвигать предположения, строить догадки, прогнозировать. Сформированность способности решать вербальные аналогии, согласно Ж. Пиаже (1969), является одним из критериев достижения стадии формальных операций; на данном этапе развития ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий на практике. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, имеющими универсальных характер. Затруднения в нахождении сходства между объектами по абстрактному признаку могут быть показателем недостаточного развития мышления или его нарушений.

Многие исследования свидетельствуют о том, что гипоксия – наиболее распространенный фактор повреждения мозга плода и новорожденного (Королёва, 2000; Барашнев, 2001). В проведенном нами исследовании наличие в анамнезе данного повреждающего фактора было выявлено у детей первой группы в 11,98 % случаев и у детей второй группы – в 14,29 %, что соответствует среднестатистичеким данным (Николаева, Тохиян, 1996). Гипоксия плода может впоследствии привести к различным патологиям и аномалиям развития (Сафронова, 2003), серьезным повреждениям ЦНС, к задержкам психического развития (Gagnon, 2003), к задержкам речевого развития (Бомбардирова, 1979) и в особенности к задержкам развития моторной речи (Калашникова, 2002), что в последующем приводит к возникновению трудностей обучения чтению и письму (Пальчик, Чугреев, 1995; Самсыгина, 1996).

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что факторы риска раннего дизонтогенеза оказывают существенное влияние на формирование вербальной функции у детей, проживающих в различных частях Приполярного региона – в г. Архангельске и г. Мезень. Наиболее значительное «повреждающее» воздействие оказывают такие факторы, как курение матери во время беременности, искусственное вскармливание ребенка с рождения (выявленные у первоклассников г. Архангельска) и принятие лекарственных средств матерью во время беременности, гипоксия плода (выявленные у учащихся г. Мезень). Наиболее чувствительны к воздействию факторов риска в раннем онтогенезе такие показатели речевого развития, как речевой анализ-синтез, речевые аналогии, речевое обобщение и мышление.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости сбора подробных анамнестических сведений о психическом и физическом развитии детей, поступающих в первый класс, что позволит педагогам, психологам и родителям с первых дней учебы организовать оптимальный режим дня первоклассников, разработать индивидуальный подход к обучению и выработке у учеников необходимых умений и навыков, а также сформировать план коррекционных мероприятий либо дополнительных развивающих занятий. Такой подход к обучению детей младшего школьного возраста не только позволит снизить риск ухудшения психического и физического здоровья и возникновения трудностей обучения, но также будет способствовать успешной школьной адаптации и освоению новых знаний.

Литература

  1. Банникова Р. В., Дрегало А. А., Ульяновский В. И. Социальные условия и демографические процессы в Архангельской области. Архангельск: «ЭЛПА», 1995. С. 108.
  2. Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х, 2001.
  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Бомбардирова Е. П. Нервно-психическое развитие недоношенных детей первых 6 лет жизни в зависимости от некоторых биологических и социальных факторов: Автореф. дисс. … докт. мед. наук. Москва, 1979.
  5. Власюк В. В. О построении перинатального диагноза // Перинатальная патология. Сб. научных трудов / Под общ. ред. П. Я. Кинтрая. Тбилиси, 1982. С. 156–160.
  6. Дуда В. И. Акушерство. Минск: «Вышэйшая школа», ООО «Интерпрессервис», 2002.
  7. Калашникова Т. П. Специфические расстройства обучения у детей младшего и школьного возраста // Педиатрия. 2002. № 5. С. 47–50.
  8. Камаев И. А., Позднякова М. А., Иорданская Н. А. Факторы риска и прогнозирование формирования нервно-психической инвалидизирующей патологии у детей // Российский педиатрический журнал. 1999. № 4. С. 26–29.
  9. Качанова Л. А., Рябчикова Т. В., Ласкарёва Л. Н. Особенности адаптации младшего школьного возраста, рожденных с задержкой внутриутробного развития, как проявление психотравмирующей ситуации // Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии. Ч. 1. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Иваново, 2001. С. 286–290.
  10. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых во время беременности и родов, и их нежелательное действие на плод и новорожденного / Под общ. ред. Т. Л. Вереиной, А. Б. Матвеева Астрахань: АГМА, 2000.
  11. Кольцов М. И., Орлов В. М., Мельникова С. Е. Влияние лекарственных средств на плод. СПб: СПбМАПО, 1999.
  12. Кондакова Н. И., Соколова Л. А. Роль грудного вскармливания в питании детей. Опыт внедрения успешного грудного вскармливания в городе Архангельске // Здоровье населения европейского севера России на рубеже XXI века / Под ред. Р. В. Банниковой, Н. И. Кондаковой, Ю. Р. Теддера. Архангельск: Издат. центр Север. гос. мед. ун-та, 2002. С. 102–105.
  13. Конь И. Я. Рациональное вскармливание и здоровье детей: современные аспекты // Российский педиатрический журнал. 1999. № 2. С. 45–49.
  14. Корнев А. Н. Языковые и неязыковые когнитивные детерминанты механизмов недоразвития речи // Тезисы докладов Второй международной конференции по когнитивной науке. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. Т. 1. С. 311–313.
  15. Королёва Н. В. Становление биоэлектрической активности мозга у детей-дошкольников с факторами риска перинатальной патологии центральной нервной системы: Дисс. … канд. биол. наук. Иркутск, 2000.
  16. Кравцов Ю. И., Корюкина И. П., Калашникова Т. П. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом // Рос. педиатр. журн. 2001. № 4. С. 14–17.
  17. Мейер-Пробст Б., Пиатковски Ю., Тайхман Х. Значение биологических и социальных факторов риска в психическом развитии и школьной успеваемости // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 197–215.
  18. Николаева Е. И., Тохиян А. А., Соколова З. П. Влияние перинатальной патологии на исход беременности у женщин высокого риска // Актуальные вопросы перинатологии. Сб. трудов республиканской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1996. С. 130–132.
  19. Пальчик А. Б., Чугреев И. В. Диагностика перинатальных поражений мозга у новорожденных методом электроэнцефалографического картирования // Педиатрия. 1995. № 3. С. 11–15.
  20. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. Избранные психологические труды М.: Просвещение, 1969.
  21. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 2000.
  22. Русова Т. В., Жданова Л. А., Фокичева С. О. Социально-биологические факторы риска отклонений в физическом и интеллектуальном развитии детей // Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии. Ч. 1. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Иваново, 2001. С. 317–319.
  23. Самсыгина Г. А., Баранов А. А. Мать – плод – дитя: социальные и медицинские проблемы // Педиатрия. 1996. № 5. С. 4–8.
  24. Сапего А. В. Влияние факторов раннего онтогенеза на психофизиологические особенности детей 8-летнего возраста: Дисс. … канд. биол. наук. Кемерово, 1998.
  25. Сафронова Л. А. Актуальные проблемы перинатальной патологии. М.: АНМИ, 2003.
  26. Сидорова И. С. Физиология и патология родовой деятельности. М.: МЕДпресс, 2000.
  27. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  28. Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). М.: «Тривола», 2000.
  29. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска // Рос. педиат. журн. 2002. № 1. С. 61–63.
  30. Усынина А. А. Физиологическая характеристика новорожденных детей на европейском севере и прогнозирование некоторых состояний периода новорожденности: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Архангельск, 1996.
  31. Факторы риска, оказывающие неблагоприятное воздействие на нервно-психическое развитие ребенка: методические рекомендации / Под ред. П. И. Сидорова, А. В. Свирского, А. Г. Соловьева. Архангельск: Северный научный центр РАМН, Арх. гос. мед. академия, 1999.
  32. Фатеева Е. М., Прошин В. А. Поощрение и поддержка грудного вскармливания в Москве // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 34–37.
  33. Ярославский В. К., Оленев С. Н. Влияние патологии беременности на некоторые морфофункциональные отделы продолговатого мозга и верхнего шейного ганглия новорожденных детей // Актуальные проблемы перинатологии. Сб. тезисов докладов научной конференции / Под общ. ред. Ю. В. Цвелёва, Н. П. Шабалова. СПб., 1995. С. 112.
  34. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.
  35. Buñuel Alvarez J. C., Vila Pablos C., Puig Congost M. et al. Influencia del tipo de lactancia y otros factores sobre la incidencia de infecciones del tracto respiratorio en lactantes controlados en un centro de atención primaria //Atencion primaria. 2002. V. 31. № 29 (5). Р. 268–277.
  36. El-Mohandes A., Herman A. A., Nabil El-Khorazaty M. et al. Prenatal care reduces the impact of illicit drug use on perinatal outcomes // Journal of perinatology: official journal of the California Perinatal Association. 2003. № 23 (5). Р. 354–360.
  37. Fanello S., Moreau-Gout I., Cotinat J., Descamps P. Critères de choix concernant l’alimentation du nouveauné: une enquête auprès de 308 femmes // Archives de pediatrie: organe officiel de la Societe francaise de pediatrie. 2003. № 10 (1). Р. 19–24.
  38. Furman L., Taylor G., Minich N., Hack M. The effect of maternal milk on neonatal morbidity of very low- birth-weight infants // Archives of pediatrics & adolescent medicine. 2003. № 157 (1). Р. 66-71.
  39. Gagnon R. Placental insufficiency and its consequences // European journal of obstetrics, gynecology, and reproductive biology. 2003. № 22 (1). Р. 99–107.
  40. Gissler M., Meriläinen J., Vuori E., Hemminki E. Register based monitoring shows decreasing socioeconomic differences in Finnish perinatal health // Journal of epidemiology and community health. 2003. № 57 (6). Р. 433–439.
  41. Gissler M., Pakkanen M., Olausson P. O. Fertility and perinatal health among Finnish immigrants in Sweden // Social science & medicine. 2003. № 57 (8). Р. 1443–1454.
  42. Gómez-Sanchiz M., Cañete R., Rodero I., Baeza J. E., Avila O. Influence of breast-feeding on mental and psychomotor development // Clinical pediatrics (Phila). 2003. № 42 (1). Р. 35–42.
  43. Hall R. T., Santos S. R., Cofield F. et al. Perinatal outcomes in a school-based program for pregnant teenagers // Missouri medicine. 2003. № 100 (2). Р. 148–152.
  44. Tanir H. M., Sener T., Tekin N., Aksit A., Ardic N. Preterm premature rupture of membranes and neonatal outcome prior to 34 weeks of gestation // Obstetrics and gynecology. 2003. № 82 (2). Р. 167–172.

Информация об авторах

Казакова Елена Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшаей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, e-mail: kaz-elena10@yandex.ru

Соколова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии человека и биотехнических систем, Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, e-mail: sluida@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7209
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1210
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3