Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Модель мультимедийной сенсорной среды «INFANT.MAVS» для изучения психофизиологического состояния детей первого года жизни * 966

Ляксо Е.Е., доктор биологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, lyakso@gmail.com
Бедная Е.Д., магистр биологии, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, evgenika88.koshka@gmail.com
Григорьев А.С., магистр биологии, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, a.s.grigoriev89@gmail.com
Куражова А.В., магистр биологии, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, avk_spb@bk.ru
Огородникова Е.А., кандидат биологических наук, заведующая лабораторией Психофизиологии речи, Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия, speech.inf@gmail.com
Ситдиков В.М., магистр оптоинформатики, инженер, Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия, speech.inf@gmail.com
Столярова Э.И.

Аннотация

В статье представлена авторская модель мультимедийной сенсорной среды «INFANT.MAVS», включающая две базы стимулов разной перцептивной сложности – простых (визуальных, звуковых, тактильных и графических) и комплексных, синтезированных на основе сочетания простых. Модель содержит динамическую систему сенсорной стимуляции, соответствующую меняющимся в зависимости от возраста компетенциям ребенка, и дополнительный раздел для взрослых пользователей, предназначенный для релаксации, снятия усталости и формирования положительного настроя у взрослого персонала, работающего с детьми. Результаты тестирования модели показали, что у детей предъявляемые стимулы вызывают ответные реакции типа сосредоточения внимания, ответной вокализации, имитационной активности; у взрослых – ощущение отдыха, релаксации, развитие положительных эмоций. Прогнозируемый отсроченный эффект практического использования модели состоит в создании условий для нормального созревания мозговых структур, обеспечивающих становление сенсорно-моторных координаций, необходимых для формирования ранних речевых и двигательных навыков ребенка, возможности прогресса в его когнитивном развитии.

Рубрика: Инструментарий

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 11-06-12019в, № 13-06-00041а).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Первый год жизни – критический период для развития человека (Timmons et al., 2012), которое реализуется через взаимодействие ребенка с заботящимся о нем взрослым. «...Наивысшего своего развития забота о потомстве достигает у культурного человека, обреченного со времени своего рождения на продолжительную беспомощность и требующего продолжительного подготовления к социальным условиям жизни...» (Бехтерев, 1991 (1925), с. 180). Общение матери и ребенка осуществляется при участии всех сенсорных систем (Mogi, Nagasawa, Kikusui, 2011). Это приводит к созданию комфортного психоэмоционального состояния партнеров (Bigelow, Power, 2012), формированию привязанности (Botbol, 2010; Schaffer, Emerson, 1964), установлению взаимного внимания (Atkinson, Braddick, 2012), оптимальных условий для взаимной имитации жестов, мимики, артикуляторных движений, звуков (Лепская, 1992; Ляксо, 2003; Цейтлин, 2000; Ушакова, 2008 и др.). На вокально-речевое развитие ребенка большое влияние оказывает «материнская речь», характеризующаяся упрощением грамматических конструкций, повторами слов и звуков, выделением голосом отдельных слов, растягиванием гласных и их четкой артикуляцией в выделенных голосом словах, варьированием интонацией. «Материнская речь» обладает положительным эмоциональным воздействием, привлекает ребенка к общению (Ляксо, 2002; Ляксо, Челибанова, Галунов, 2003; Fernald, 1989). Материнская депривация, то есть выраженный дефицит общения ребенка с матерью, приводит к нарушению развития интеллектуальной и речевой сфер ребенка, к несформированности навыков коммуникации (Ляксо и др., 2006; Мухамедрахимов, 1999; Шпиц, Коблинер, 2006). Однако в ситуациях адресации «материнской речи» к ребенку и подкрепления любой его вокализации имитацией даже дети с тяжелым отставанием в развитии производят больше вокализаций по сравнению с количеством вокализаций в период отсутствия подобного воздействия (Mahabir et al., 2000).
Литература
  1. Бехтерев В. М. Объективная психология / Издание В. А. Кольцовой. М.: «Наука», 1991 (1925), 480 с.
  2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96–105.
  3. Лепская Н. И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов коммуникации // Детская речь. Лингвистический аспект. СПб. Изд-во: «Образование», 1992. C. 28–34.
  4. Ляксо Е. Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младенцам первого полугодия жизни // Психологический журнал. 2002. Т. 3. № 2. С. 55–64.
  5. Ляксо Е. Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2003. Т. 89. № 2. С. 207–218.
  6. Ляксо Е Е. Речевая имитация в диадах «мать-ребенок» с нормально развивающимися детьми и детьми, имеющими неврологические нарушения: лонгитюдное исследование // Сенсорные системы. 2006. Т. 20. № 3. С. 204–215.
  7. Ляксо Е. Е., Громова А. Д., Куражова А. В., Романова О. А., Остроухов А. В. Влияние материнской депривации и неврологических заболеваний на речевое развитие детей первых трех лет жизни // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. C. 102–112.
  8. Ляксо Е. Е., Челибанова О. В., Галунов В. И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 44–53.
  9. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. С.-Петербург: Издательство С.-Петербургского Университета, 1999, 288 с.
  10. Огородникова Е. А., Королева И. В., Люблинская В. В., Пак С. П. Компьютерная тренажерная система для реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов после операции кохлеарной имплантации // Российская оториноларингология. 2008. № 1. С. 342–347.
  11. Пальчик А. Б. Эволюционная неврология. СПб.: «Питер», 2002, 383 с.
  12. Столярова Э. И. О возможности дифференциальной оценки болевых вокализаций при слуховом анализе // Сенсорные системы. 1998. Т. 12. № 3. С. 303–311.
  13. Ушакова Т. Н. Узловые проблемы раннего речеязыкового развития ребенка / Коллективная монография Речь ребенка: проблемы и решения / Ред. Т. Н. Ушакова. М.: Изд-во: Института Психологии РАН, 2008. С. 13–39.
  14. Фролова О. В. Особенности вокально-речевого развития детей в условиях семьи и дома ребенка // Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. СПб, 2008.
  15. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000, 244 с.
  16. Шпиц Р. А., Коблинер У. Г. Первый год жизни. М.: Академический проект, 2006, 352 с.
  17. Atkinson J., Braddick O. Visual attention in the first years: Typical development and developmental disorders // Developmental Medicine and Child Neurology. 2012. V. 54. № 7. P. 589–595.
  18. Azak S., Raeder S. Trajectories of parenting behavior and maternal depression // Infant Behavior and Development. 2013. V. 36. P. 391–402.
  19. Bigelow A. E., Power M. The effect of mother-infant skin-to-skin contact on infants' response to the still face task from newborn to three months of age // Infant Behavior & Development. 2012. V. 35. № 2. P. 240–251.
  20. Botbol M. Towards an integrative neuroscientific and psychodynamic approach to the transmission of attachment // Journal of Physiology. 2010. V. 104. P. 263–271.
  21. Fernald A. Intonation and communicative intent in mothers’ speech to infants: Is the melody the message? // Child Development. 1989. V. 60. P. 1497–1510.
  22. Lyakso Е., Kurazhova А., Gajkova J., Frolova О, Ostrouhov А., Soloviev A., Bednaya Е., Grigoriev А., Losik G., Erchak Н. Model “Virtual Mother” for Orphans’ Speech Development // 13-th International Conference “Speech and Computer”. SPb, Russia. 2009. P. 295–299.
  23. Mahabir N., Pelaez M., Czdenas C., Calvani T. Motherese speech and adult vocal imitation as effective combined treatments to elicit and increase infant rate of vocalizations // ISIS. 2000. UK. Available at: www.isisweb.org/isis2000Program/
  24. Mogi K., Nagasawa M., Kikusui T. Developmental consequences and biological significance of mother–infant bonding // Progress in Neuro-Psychopharmacology & Biological Psychiatry. 2011. V. 35. P. 1232–1241.
  25. Poon K. K., Watson L. R., Baranek G. T., Poe M. D. To what extent do joint attention, imitation, and object play behaviors in infancy predict later communication and intellectual functioning in ASD? // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. V. 42. № 6. P. 1064-1074.
  26. Ronzhin A., Karpov A. Russian Voice Interface // Pattern Recognition and Image Analysis, Pleiades Publishing. 2007. V. 17. № 2. P. 321–336.
  27. Schaffer H. R., Emerson P. E. The Development of Social Attachment in Infancy // Monogr Soc Res Child Dev. 1964. V. 29. P. 1–77.
  28. Timmons B. W., Leblanc A. G., Carson V., Connor Gorber S., Dillman C., Janssen I., Tremblay M. S. Systematic review of physical activity and health in the early years (aged 0–4 years) // Applied Physiology, Nutrition, and Metabolism. 2012. V. 37. № 4. P. 773–792.
  29. Tronik E., Beeghly M. Infants’ Meaning-Making and the Development of Mental Health Problems // Am Psychol. 2011. V. 66. № 2. P. 107–119.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика