Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7646Ключевые слова 18463 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности * 1754

Прохоров А.О., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, Россия, Alexander.Prokhorov@ksu.ru
Чернов А.В., кандидат психологических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, Albert.Chernov@kpfu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются закономерности рефлексивной регуляции психических состояний различной модальности, длительности и знака в обыденной и напряженной ситуациях учебной деятельности. Установлено, что влияние рефлексии на психические состояния опосредовано регуляторными способностями субъекта, формой учебной деятельности и специальностью, а также когнитивной и регулятивной составляющими рефлексии.

Ключевые слова: рефлексия, психические состояния, форма учебной деятельности, регуляторные способности, специальность обучения

Рубрика: Психология личности

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 12-06-00043а.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В исследованиях основных механизмов детерминации психических состояний – ситуативных, когнитивных, смысловых, личностных и др., проблема изучения рефлексивной составляющей регуляторных процессов занимает далеко не первое место. Однако именно знание механизмов включенности рефлексии в регуляцию необходимо для оптимизации состояний субъекта. В этом контексте необходимо отметить, что значительные требования к уровню развития рефлексии предъявляет учебная деятельность, в которой успешность освоения материала студентами, а также продуктивность самоуправления поведением, деятельностью и состоянием зависят от включенности рефлексии в учебный процесс.

Проблема рефлексии занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной психологии: разработана психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности (Карпов, 2004); предложены метакогнитивные подходы к изучению рефлексивных процессов (Холодная, 2002; Flavell, 1976; Grant, 2001), проведены исследования рефлексии в контексте проблематики психологии мышления (Семенов, Степанов, 1983). Тем не менее, исследования, направленные на изучение рефлексивных механизмов регуляции психических состояний субъекта, практически полностью отсутствуют.

Согласно А. В. Карпову, рефлексия может выступать как «одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания, но не сводится ни к одному из них» (Карпов, 2004, с. 86). Рассматривая рефлексию как психический процесс, автор отмечает, что рефлексия выступает в качестве полипроцессуального образования, синтезирующего в себе все многообразие процессов когнитивного, регулятивного и коммуникативного характера. Кроме того, рефлексия может рассматриваться и как способность, и, следовательно, имеет свою уровневую выраженность. В качестве психологического свойства рефлексия выступает не только как способность произвольного обращения человеком сознания на самого себя, но и признается важнейшей составляющей в развитии деятельности и личности (Рубинштейн, 1997).

Литература
  • Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. 352 c.
  • Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 450 с.
  • Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118–127.
  • Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: Издательство ЛГУ, 1988. 192 c.
  • Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.: ПЕР СЭ, 2004. С. 142–147.
  • Прохоров А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 68–80.
  • Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексивная регуляция психических состояний // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. Кн. 6. С. 244–257.
  • Реан A.A., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 c.
  • Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 c.
  • Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35–42.
  • Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во ИП РАН, 2011. 353 c.
  • Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учебное пособие. М.: ПЭР СЭ, 2002. 304 с.
  • Юсупов М.Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов. Дис. … канд. психол. наук. Казань, 2009. 201 c.
  • Flavell J.M. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. New Jersey, 1976. P. 231–135.
  • Grant A.M. Rethinking psychological mindedness: metacognition, self-reflection, and insight. // Behaviour Change. 2001. V. 18. P. 8–17.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика