Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 81Рубрики 51Авторы 7197Ключевые слова 17323 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Монотропизм внимания у детей с аутизмом * 895

Строганова Т.А., доктор биологических наук, профессор, руководитель Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центр), ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, stroganova56@mail.ru
Орехова Е.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория междисциплинарных исследований аутизма, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, orekhova.elena.v@gmail.com
Галюта И.А., Научный сотрудник, Лаборатория междисциплинарных исследований аутизма, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, iliagaluta@gmail.com

Аннотация

Расстройства аутистического спектра (РАС) традиционно рассматривают как нарушение взаимодействия с другими людьми. Расстройства внимания у людей с РАС, если и отмечались, то до последнего времени не входили в число основных критериев диагностики аутизма. Сейчас все больше исследователей приходят к выводу о том, что затруднения с переключением внимания, которые испытывают многие люди с РАС, могут быть узловым дефицитом, определяющим многие характерные для аутизма паттерны поведения. Проблема крайнего монотропизма внимания у детей с РАС представляет собой важнейшую точку пересечения между исследованиями формирования «низкоуровневых» механизмов мозга и исследованиями когнитивного развития ребенка. Данный обзор литературы посвящен лишь одному аспекту этой проблемы – ориентировке внимания на новое событие. Мы рассмотрим данные о нарушениях ориентировки внимания на неожиданный стимул и покажем, что игнорирование новых событий входит в единый симптомокомплекс с симптомами аномальной регуляции уровня возбуждения (эраузал) и необычной сенсорной чувствительностью у детей с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра (РАС), возбуждение/эраузал, извлечение внимания, переориентировка внимания

Рубрика: Психология внимания

Тип: научная статья

* Работа поддержана грантом Российского научного фонда 14-35-00060.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

1. Введение

Одно из наиболее известных определений внимания принадлежит английскому философу Вильяму Джеймсу: «Каждый знает, что такое внимание. Это состояние сознания, когда оно в ясной и четкой форме обладает лишь одним из нескольких, как кажется, одновременно представленных ему внешних объектов или потоков размышлений. Фокусировка, концентрация сознания — его суть. Это предполагает отказ от одного во имя занятия другим и прямо противостоит тому спутанному, сумеречному и пустоголовому состоянию, которое по-французски называют distraction, а по-немецки Zerstreutheit» (James, 1950, pp. 403–404). Данное определение внимания во многом перекликается с пушкинским высказыванием о том, что «две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». Оба великих провидца выделили во внимании его ограниченность, подчиненность принципу «немного или ничего».

Удивительно, что современная нейрофизиология почти полностью вторит этой мысли. По словам Р. Десимона, обработка информации в нейронных сетях коры не может не быть конкурентной. В каждый момент времени в мозг поступает множеством параллельных информационных потоков, возникающих как извне, так и внутри мозга. Какой из них будет подвергнут обработке, зависит от механизмов отбора/селекции, которые определят победителя в борьбе за обрабатывающие информацию ресурсы. Суть процесса внимания – отрицательная и положительная селекция, отбор и фильтрация поступающей информации (Desimone, Duncan, 1995).

Устройство этих механизмов – предмет многих исследований, результаты которых ставят больше вопросов, чем дают ответов. Один из таких вопросов – монотропизм внимания, его свойство, отраженное в распространенной метафоре, сравнивающей внимание с лучом прожектора, направленным во внешний или внутренний мир. Парадоксально, но монотропизм, являясь сутью внимания, становится его «ахиллесовой пятой». Внешняя среда может меняться непредсказуемо, и новое событие, возникающее вне текущего фокуса внимания, может нести в себе угрозу для выживания субъекта. Чем глубже сосредоточение внимания, чем уже «луч прожектора», тем больше вероятность, что неожиданная, но значимая информация, проиграв конкуренцию, останется незамеченной. Устройство внимания по принципу «все или ничего» противоречило бы адаптации к существованию в постоянно меняющейся среде с непредсказуемым будущим. В типичном случае повседневное внимание скорее сходно с карманным фонариком, который, концентрируя освещенность в центре луча, все же дает возможность что-то различить и на периферии освещаемой территории. Именно такая организация «луча внимания» выгодна для выживания в изменчивой внешней среде, где события, важные для выживания или для осуществления внутренних целей, происходят зачастую неожиданно, без всякой связи с планами и намерениями субъекта. Поэтому оба полюса состояний внимания – как предельно сосредоточенное «монотропное» внимание, так и расфокусированное, сумеречное состояние, – редко занимают центральное место в каждодневной активности субъекта. Скорее, внимание представлено континуумом или спектром состояний, располагающимся между двумя крайними полюсами. Представьте, например, что вы ведете машину в плотном дорожном потоке. Вероятнее всего, вы смотрите прямо перед собой и, одновременно, боковым зрением отслеживаете встречный поток слева от вас. Неожиданно, справа на дорогу выскакивает человек и вам, к счастью, удается вовремя затормозить. Каким образом мозгу удалось так быстро обработать сенсорную информацию, которая была крайне важна, но возникла в той части пространства, на которую вы до этого не обращали внимания? Очевидно, что хотя правая часть поля зрения и находилась вне фокуса внимания, поступившая оттуда неожиданная, но значимая информация все же нашла доступ к соответствующим нейронным сетям. Тот факт, что мы способны на такие действия, означает, что в мозге существуют нейронные механизмы, которые создают условия для обработки ранее игнорируемой (или отсутствовавшей), но важной информации, а затем переключают к ней ваше внимание.

Литература
  1. Allen G., Courchesne E. Attention function and dysfunction in autism // Frontiers in Bioscience. 2001. Vol. 6. P. D105-119.
  2. Ames C., Fletcher-Watson S. A review of methods in the study of attention in autism // Developmental Review. 2010. Vol. 30. № 1. P. 52-73.
  3. Bahrick L.E., Todd J.T. Relations among speed of attention shifting, background noise, and symptom severity in children with autism spectrum disorders. Paper presented at the IMFAR 2013, San Sebastián, Spain. 2013.
  4. Baranek G.T., David F.J., Poe M.D., Stone W.L., Watson L.R. Sensory Experiences Questionnaire: discriminating sensory features in young children with autism, developmental delays, and typical development // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47. № 6. P. 591-601. doi: 10.1111/j.1469-7610.2005.01546.x
  5. Baranek G.T., Watson L.R., Boyd B.A., Poe M.D., David F.J., McGuire L. Hyporesponsiveness to social and nonsocial sensory stimuli in children with autism, children with developmental delays, and typically developing children // Development and Psychopathology. 2013. Vol. 25. № 2. P. 307-320. doi: 10.1017/s0954579412001071
  6. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a "theory of mind"? // Cognition. 1985. Vol. 21. № 1. P. 37-46.
  7. Ben-Sasson A., Cermak S.A., Orsmond G.I., Tager-Flusberg H., Kadlec M.B., Carter A.S. Sensory clusters of toddlers with autism spectrum disorders: differences in affective symptoms // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. № 8. P. 817-825. doi: 10.1111/j.1469-7610.2008.01899.x
  8. Casey B.J., Gordon C.T., Mannheim G.B., Rumsey J.M. Dysfunctional attention in autistic savants // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 1993. Vol. 15. № 6. P. 933-946. doi: 10.1080/01688639308402609
  9. Cohen D.J., Caparulo B., Shaywitz B. Primary childhood aphasia and childhood autism: clinical, biological, and conceptual observations // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1976. Vol. 15. № 4. P. 604-645.
  10. Cohen I.L., Gardner J.M., Karmel B.Z., Phan H.T., Kittler P., Gomez T.R., Gonzalez M.G., Lennon E.M., Parab S., Barone A. Neonatal brainstem function and 4-month arousal-modulated attention are jointly associated with autism // Autism Res. 2013. Vol. 6. № 1. P. 11-22. doi: 10.1002/aur.1259
  11. Corbetta M., Kincade M.J., Lewis C., Snyder A.Z., Sapir A. Neural basis and recovery of spatial attention deficits in spatial neglect // Nature Neuroscience. 2005. Vol. 8. № 11. P. 1603-1610. doi: 10.1038/nn1574
  12. Corbetta M., Patel G., Shulman G.L. The reorienting system of the human brain: from environment to theory of mind // Neuron. 2008. Vol. 58. № 3. P. 306-324. doi: 10.1016/j.neuron.2008.04.017
  13. Corbetta M., Shulman G.L. Spatial neglect and attention networks // Annual Review of Neuroscience. 2011. Vol. 34. P. 569-599. doi: 10.1146/annurev-neuro-061010-113731
  14. Crane L., Goddard L., Pring L. Sensory processing in adults with autism spectrum disorders // Autism. 2009. Vol. 13. № 3. P. 215-228. doi: 10.1177/1362361309103794
  15. Dahlgren S.O., Gillberg C. Symptoms in the first two years of life. A preliminary population study of infantile autism // European Archives of Psychiatry and Clinical Neurosciences. 1989. Vol. 238. № 3. P. 169-174.
  16. Dawson G., Meltzoff A.N., Osterling J., Rinaldi J., Brown E. Children with autism fail to orient to naturally occurring social stimuli // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1998. Vol. 28. № 6. P. 479-485.
  17. Desimone R., Duncan J. Neural mechanisms of selective visual attention // Annual Review of Neuroscience. 1995. Vol. 18. P. 193-222. doi: 10.1146/annurev.ne.18.030195.001205
  18. Elison J.T., Paterson S.J., Wolff J.J., Reznick J.S., Sasson N.J., Gu H., Botteron K.N., Dager S.R., Estes A.M., Evans A.C., Gerig G., Hazlett H.C., Schultz R.T., Styner M., Zwaigenbaum L., Piven J. White matter microstructure and atypical visual orienting in 7-month-olds at risk for autism // American Journal of Psychiatry. 2013. Vol. 170. № 8. P. 899-908. doi: 10.1176/appi.ajp.2012.12091150
  19. Elsabbagh M., Fernandes J., Jane Webb S., Dawson G., Charman T., Johnson M.H. Disengagement of visual attention in infancy is associated with emerging autism in toddlerhood // Biological Psychiatry. 2013. Vol. 74. № 3. P. 189-194. doi: 10.1016/j.biopsych.2012.11.030
  20. Frith U., Happe F. Autism: beyond "theory of mind" // Cognition. 1994. Vol. 50. № 1-3. P. 115-132.
  21. Grandin T., Scariano M. Emergence: labeled autistic. N.Y.: Warner Books. 1996. P. 180.
  22. Harris N.S., Courchesne E., Townsend J., Carper R.A., Lord C. Neuroanatomic contributions to slowed orienting of attention in children with autism // Cognitive Brain Research. 1999. Vol. 8. № 1. P. 61-71.
  23. Harrison J., Hare D.J. Brief report: assessment of sensory abnormalities in people with autistic spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 34. № 6. P. 727-730.
  24. Hermelin B., O'Connor N. Psychological experiments with autistic children. N.Y.: Pergamon Press. 1970. P. 142.
  25. Hirstein W., Iversen P., Ramachandran V.S. Autonomic responses of autistic children to people and objects // Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 2001. Vol. 268. № 1479. P. 1883-1888. doi: 10.1098/rspb.2001.1724
  26. Hutt C., Hutt S.J., Lee D., Ounsted C. Arousal and childhood autism // Nature. 1964. Vol. 204. P. 908-909.
  27. Hutt S.J., Hutt C., Lee D., Ounsted C. A behavioural and electroencephalographic study of autistic children // Journal of Psychiatric Research. 1965. Vol. 3. № 3. P. 181-197.
  28. Itti L., Koch C. Computational modelling of visual attention // Nature Reviews Neuroscience. 2001. Vol. 2. № 3. P. 194-203. doi: 10.1038/35058500
  29. James W. The Principles of Psychology. N.Y.: Dover Publications. 1950. Vol. 1, P. 696.
  30. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Acta Paedopsychiatrica. 1968. Vol. 35. № 4. P. 100-136.
  31. Karmel B.Z., Gardner J.M., Meade L.S., Cohen I.L., London E., Flory M.J., Lennon E.M., Miroshnichenko I., Rabinowitz S., Parab S., Barone A., Harin A. Early medical and behavioral characteristics of NICU infants later classified with ASD // Pediatrics. 2010. Vol. 126. № 3. P. 457-467. doi: 10.1542/peds.2009-2680
  32. Kawakubo Y., Kasai K., Okazaki S., Hosokawa-Kakurai M., Watanabe K., Kuwabara H., Ishijima M., Yamasue H., Iwanami A., Kato N., Maekawa H. Electrophysiological abnormalities of spatial attention in adults with autism during the gap overlap task // Clinical Neurophysiology. 2007. Vol. 118. № 7. P. 1464-1471. doi: 10.1016/j.clinph.2007.04.015
  33. Kawakubo Y., Maekawa H., Itoh K., Hashimoto O., Iwanami A. Spatial attention in individuals with pervasive developmental disorders using the gap overlap task // Psychiatry Research. 2004. Vol. 125. № 3. P. 269-275. doi: 10.1016/j.psychres.2003.12.012
  34. Keehn B., Lincoln A.J., Muller R.A., Townsend J. Attentional networks in children and adolescents with autism spectrum disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 51. № 11. P. 1251-1259. doi: 10.1111/j.1469-7610.2010.02257.x
  35. Keehn B., Muller R.A., Townsend J. Atypical attentional networks and the emergence of autism // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2013. Vol. 37. № 2. P. 164-183. doi: 10.1016/j.neubiorev.2012.11.014
  36. Kinsbourne M. Cerebral-brainstem relations in Infantile autism // Neurobiological issues in autism / In eds. Schopler E., Mesibov G.B. N.Y.: Plenum Press. 1987. P. 107-125.
  37. Kinsbourne M. Overfocusing: an apparent subtype of attention deficit hyperactivity disorder // Pediatric neurology: behavior and cognition of the child with brain dysfunction / Eds. N. Amir, I. Rapin, D. Branski. N.Y.: Karger. 1991. P. 186.
  38. Landry R., Bryson S.E. Impaired disengagement of attention in young children with autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. Vol. 45. № 6. P. 1115-1122. doi: 10.1111/j.1469-7610.2004.00304.x
  39. Lincoln A., Lai Z., Jones W. Shifting attention and joint attention dissociation in Williams syndrome: implications for the cerebellum and social deficits in autism // Neurocase. 2002. Vol. 8. № 3. P. 226-232. doi: 10.1093/neucas/8.3.226
  40. Liss M., Saulnier C., Fein D., Kinsbourne M. Sensory and attention abnormalities in autistic spectrum disorders // Autism. 2006. Vol. 10. № 2. P. 155-172. doi: 10.1177/1362361306062021
  41. Marshall D.R. Impaired visual disengagement in autism: Can this be due to stimulus effects and inherent interest? Paper presented at the Durham theses, Durham University. 2011.
  42. Mesulam M.M. A cortical network for directed attention and unilateral neglect // Annals of Neurology. 1981. Vol. 10. № 4. P. 309-325. doi: 10.1002/ana.410100402
  43. Mundy P., Jarrold W. Infant joint attention, neural networks and social cognition // Neural Networks. 2010. Vol. 23. № 8-9. P. 985-997. doi: 10.1016/j.neunet.2010.08.009
  44. Mundy P., Neal A.R. Neural plasticity, joint attention, and a transactional social-orienting model of autism // International Review of Research in Mental Retardation. 2001. Vol. 23. P. 139-168.
  45. Murray D., Lesser M., Lawson W. Attention, monotropism and the diagnostic criteria for autism // Autism. 2005. Vol. 9. № 2. P. 139-156. doi: 10.1177/1362361305051398
  46. O'Neill M., Jones R.S. Sensory-perceptual abnormalities in autism: a case for more research? // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1997. Vol. 27. № 3. P. 283-293.
  47. Ornitz E.M. Autism at the interface between sensory and information processing. // Autism: nature, diagnosis, and treatment / In ed. Dawson G. N.Y.: Guilford Press. 1989. P. 417.
  48. Ornitz E.M., Ritvo E.R. Perceptual inconstancy in early infantile autism. The syndrome of early infant autism and its variants including certain cases of childhood schizophrenia // Archives of General Psychiatry. 1968. Vol. 18. № 1. P. 76-98.
  49. Posner M.I., Dehaene S. Attentional networks // Trends in Neurosciences. 1994. Vol. 17. № 2. P. 75-79.
  50. Posner M.I., Walker J.A., Friedrich F.J., Rafal R.D. Effects of parietal injury on covert orienting of attention // Journal of Neuroscience. 1984. Vol. 4. № 7. P. 1863-1874.
  51. Renner P., Grofer Klinger L., Klinger M.R. Exogenous and endogenous attention orienting in autism spectrum disorders // Child Neuropsychology. 2006. Vol. 12. № 4-5. P. 361-382. doi: 10.1080/09297040600770753
  52. Rimland B. Infantile autism: the syndrome and its implications for a neural theory of behavior. N.Y.: Appleton-Century-Crofts. 1964. P. 282.
  53. Schoen S.A., Miller L.J., Brett-Green B., Hepburn S.L. Psychophysiology of children with autism spectrum disorder // Research in Autism Spectrum Disorders. 2008. Vol. 2. № 3. P. 417-429.
  54. Tomasello M. Joint attention as social cognition // Joint Attention: Its Origin and Role in Development / In eds. Moore C., Dunham P.J. N.J.: Lawrence Erlbaum. 1995. P. 103-130.
  55. Townsend J., Courchesne E., Egaas B. Slowed orienting of covert visual-spatial attention in autism: Specific deficits associated with cerebellar and parietal abnormality // Development and Psychopathology. 1996. Vol. 8. № 3. P. 563-584.
  56. Tudor M.E., Hoffman C.D., Sweeney D.P. Children with autism: sleep problems and symptom severity // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2013. Vol. 27. № 4. P. 254-262.
  57. van der Geest J.N., Kemner C., Camfferman G., Verbaten M.N., van Engeland H. Eye movements, visual attention, and autism: a saccadic reaction time study using the gap and overlap paradigm // Biological Psychiatry. 2001. Vol. 50. № 8. P. 614-619.
  58. van Engeland H. The electrodermal orienting response to auditive stimuli in autistic children, normal children, mentally retarded children, and child psychiatric patients // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1984. Vol. 14. № 3. P. 261-279.
  59. Wainwright-Sharp J.A., Bryson S.E. Visual orienting deficits in high-functioning people with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1993. Vol. 23. № 1. P. 1-13.
  60. Watson L.R., Patten E., Baranek G.T., Poe M., Boyd B.A., Freuler A., Lorenzi J. Differential associations between sensory response patterns and language, social, and communication measures in children with autism or other developmental disabilities // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2011. Vol. 54. № 6. P. 1562-1576. doi: 10.1044/1092-4388(2011/10-0029)
  61. Wiggins L.D., Robins D.L., Bakeman R., Adamson L.B. Brief report: sensory abnormalities as distinguishing symptoms of autism spectrum disorders in young children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2009. Vol. 39. № 7. P. 1087-1091. doi: 10.1007/s10803-009-0711-x
  62. Williams J.H., Whiten A., Suddendorf T., Perrett D.I. Imitation, mirror neurons and autism // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2001. Vol. 25. № 4. P. 287-295.
  63. 63">Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T., Roberts W., Brian J., Szatmari P. Behavioral manifestations of autism in the first year of life // International Journal of Developmental Neuroscience. 2005. Vol. 23. № 2-3. P. 143-152. doi: 10.1016/j.ijdevneu.2004.05.001
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика