Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние опыта категоризации на совершение индуктивного вывода детьми двух и трех лет * 916

Котов А.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, al.kotov@gmail.com
Котова Т.Н., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Центр когнитивных исследований, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы, Москва, Россия, tkotova@gmail.com

Аннотация

В предыдущих исследованиях с помощью методики последовательных прикосновений было установлено, что дети в возрасте полутора лет склонны брать в руки объекты из одной категории подряд, если им предъявлены категории, различающиеся на суперординатном уровне, но берут объекты в случайном порядке, если различие между категориями - на базовом уровне. Эти результаты считаются доказательством более раннего появления в развитии суперординатных категорий по сравнению с базовыми. В нашем эксперименте мы предъявляли детям двух и трех лет задание на индуктивный вывод после выполнения ими методики последовательных прикосновений. Мы обнаружили, что дети двух лет после категоризации объектов с суперординатным контрастом более успешно выполняли индуктивный вывод, чем с контрастом на базовом уровне. Дети трех лет были успешны в выполнении индуктивного вывода после любого опыта категоризации. Данные результаты доказывают, что суперординатные категории у двухлетних детей появляются раньше категорий базового уровня и способствуют научению новой категориальной информации.

Ключевые слова: научение, категоризация, индуктивный вывод, суперординатные категории, базовые категории

Рубрика: Возрастная психология

Тип: научная статья

* Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2015 г. и при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №15-36-01328 «Влияние опыта категоризации на способность к индуктивным выводам в различные периоды раннего детства»).

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy.2016090107

Ссылка для цитирования

Литература
  1. AnglinJ.M. Word, Object, and Conceptual Development. N. Y.: W.W. Norton, 1977. 303 p. doi:10.1017/ s0305000900002154
  2. Behl-Chadha G. Basic-level and superordinate-like categorical representations in early infancy // Cognition. 1996. № 60. P. 105-141. doi:10.1016/0010-0277(96)00706-8
  3. Cohen L.B., Caputo N. Instructing infants to respond to perceptual categories // Paper presented at the Midwestern Psychological Association Conventionio Chicago: May. 1978. P. 24-31.
  4. Eimas P.D., Quinn R.C. Studies on the formation of perceptually based basic-level categories in young infants // Child Development. 1994. № 65. P. 903-917. doi:10.2307/l 131427
  5. Horton M.S., Markman E.M. Developmental differences in the acquisition of basic and superordinate categories // Child Development. 1980. № 51. P. 708-719. doi:10.2307/1129456
  6. James W. The Principles of Psychology. Cambridge: Harvard University Press, 1981. 1376 p. doi:10.1037/l 1059-000
  7. MandlerJ.M. Perceptual and conceptual processes in infancy //Journal of Cognition and Development. 2000. № 1. P. 3-36. doi:10.1207/sl5327647jcd0101n_2
  8. Mandler J.M., McDonough L. Concept formation in infancy // Cognitive Development. 1993. № 8. P. 291-318. doi:10.1016/s0885-2014(93)80003-c
  9. Mandler J.M., McDonough L. Drinking and driving don’t mix: Inductive generalization in infancy // Cognition. 1996. Vol. 59. № 3. P. 307-335. doi:10.1016/0010-0277(95)00696-6
  10. Mandler J.M., McDonough L. Studies in inductive inference in infancy // Cognitive Psychology. 1998. Vol. 37. № 1. P. 60-96. doi:10.1006/cogp. 1998.0691
  11. Mandler J.M., Bauer PJ., McDonough L. Separating the sheep from the goats: Differentiating global categories // Cognitive Psychology. 1991. № 23. P. 263-298. doi:10.1016/0010-0285(91)90011-c
  12. Mandler J.M., Fivush R., Reznick J.S. The development of contextual categories // Cognitive Development. 1987. № 2. P. 339-354. doi:10.1016/s0885-2014(87)80012-6
  13. Mervis C.B., Rosch E. Categorization of natural objects // Annual Review of Psychology. 1981. № 32. P. 89-115. doi: 10.1146/annurev.ps.32.020181.000513
  14. Murphy G. The Big Book of Concepts. Cambridge: MIT Press, 2004. 568 p. doi:10.1017/ s030500090300597x
  15. Oakes L., PlumertJ. Variability in thirteen-month-old infants’ touching patterns in the sequential-touching task // Infant Behavior and Development. 2002. № 25. P. 529-549. doi:10.1016/s0163-6383(02)00149-2
  16. Oakes L.M., Coppage D.J., Dingel A. By land or by sea: the role of perceptual similarity in infants’ categorization of animals // Developmental Psychology. 1997. № 33. P. 396-407. doi: 10.1037/0012­1649.33.3.396
  17. Perry L.K. To have and to hold: looking vs. touching in the study of categorization // Frontiers in Psychology. 2015. № 6. doi:10.3389/fpsyg.2015.00178
  18. Quinn P.C., Eimas P.D., Rosenkrantz S.L. Evidence for representations of perceptually similar natural categories by 3-month-old and 4-month-old infants // Perception. 1993. № 22. P. 463-475. doi:10.1068/ p220463
  19. Rosch E. Principles of categorization // E. Margolis & L. Stephen (Eds.). Concepts: core readings. Cambridge: MIT Press, 1999. P. 189-206. doi:10.1016/b978-l-4832-1446-7.50028-5
  20. Rosch E., Mervis C.B., Gray W., Johnson D., Boyes-Braem P. Basic objects in natural categories // Cognitive Psychology. 1976. № 8. P. 382-439. doi:10.1016/0010-0285(76)90013-x
  21. RuffH. Components of attention during infants’manipulative exploration // Child Development. 1986. № 57. P. 105-114. doi:10.1111/j. 1467-8624.1986.tb00011.x
  22. Stahl A.E., Feigenson L. Observing the unexpected enhances infants’ learning and exploration // Science. 2015. № 348(6230). P. 91-94. doi:10.1126/science.aaa3799
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика