Экспериментальная психология
2016. Том 9. № 2. С. 66–81
doi:10.17759/exppsy.2016090206
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Использование видеонаблюдения для выявления внутренних процессов предречевого развития младенца*
Аннотация
Общая информация
* Исследование поддержано грантом РГНФ № 14-06-00174а «Именование как центральная операция вербальной деятельности человека: происхождение, развитие, сфера действия».
Ключевые слова: речевой онтогенез, младенчество, метод видеонаблюдения, авторский подход, анализ голоса и поведения младенца, результаты
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090206
Для цитаты: Белова С.С., Носуленко В.Н., Ушакова Т.Н. Использование видеонаблюдения для выявления внутренних процессов предречевого развития младенца // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 66–81. DOI: 10.17759/exppsy.2016090206
Фрагмент статьи
Наблюдение – давний и распространенный способ получения материала о психологических явлениях, предполагающий то или иное их внешнее проявление. Как метод психологического исследования оно имеет и положительные, и отрицательные, уязвимые для критики стороны. К его ценным особенностям относятся: доступность проведения, обеспечение целостности и естественности описания наблюдаемых явлений, возможность зафиксировать особенности его микро- и макро-контекста, экологическая валидность. При использовании видео- и аудиофиксации наблюдения (что в наши дни достижимо) возникает возможность повторного анализа заинтересовавших исследователя эпизодов, опора на согласованные экспертные оценки данных.
Литература
- Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика / Под ред. А.М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. С. 50–103.
- Белова С.С. Интенциональные явления на раннем этапе развития речи // Язык. Сознание. Культура: сб. статей / Под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. М.; Калуга: Эйдос, 2005. С. 99–109.
- Белова С.С. Возникновение интенций в раннем возрасте и их соотношение с речевым развитием // Речь ребен- ка: проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 147–168.
- Ляксо Е.Е. Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз. СПб.: Речь, 2010. 190 с.
- Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Институт психологии РАН, 2006. 464 с.
- Томаселло М. Истоки человеческого общения. М.: Языки славянских культур, 2013. 328 с.
- Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Институт психологии РАН, 2011. 524 с.
- Ушакова Т.Н. Как возможно осмысленное слово у годовалого ребенка // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 26–28.
- Ушакова Т.Н., Белова С.С. Истоки психолингвистического развития младенца первого года жизни // Вопросы психолингвистики. 2015. № 4. С. 182–195.
- Ушакова Т.Н., Белова С.С. Истоки осмысленности ранней детской речи // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 45–55.
- Фитч У.Т. Эволюция языка. М.: Языки славянской культуры, 2013. 824 с.
- Dimitrova N., Moro C., Mohr C. Caregivers interpret infants’ early gestures based on shared knowledge about referents // Infant Behavior and Development. 2015. № 39. P. 98–106. doi:10.1016/j.infbeh.2015.02.015
- Einspieler C., Sigafoos J., Bartl-Pokorny K.D., Landa R., Marschik P.B., Bölte S. Highlighting the first 5 months of life: General movements in infants later diagnosed with autism spectrum disorder or Rett syndrome // Research in Autism Spectrum Disorders. 2014. Vol. 8. № 3. P. 286–291. doi:10.1016/j.rasd.2013.12.013
- Fjørtoft T., Einspieler C., Adde L., Strand L. I. Inter-observer reliability of the “Assessment of Motor Repertoire--3 to 5 Months” based on video recordings of infants // Early Human Development. 2009. Vol. 85. № 5. P. 297–302. doi:10.1016/j.earlhumdev.2008.12.001
- Hall R.A.S., De Waard I.E.M., Tooten A., Hoffenkamp H.N., Vingerhoets A.J.J. M., van Bakel H.J.A. From the father’s point of view: how father’s representations of the infant impact on father-infant interaction and infant development // Early Human Development. 2014. Vol. 90. № 12. P. 877–83. doi:10.1016/j.earlhumdev.2014.09.010
- Kuhl P.K. Early language acquisition: cracking the speech code // Nature Reviews. Neuroscience. 2004. Vol. 5. № 11. P. 831–843. doi: 10.1038/nrn1533
- Marschik P.B., Pini G., Bartl-Pokorny K.D., Duckworth M., Gugatschka M., Vollmann R., Zappella M., Einspieler C. Early speech-language development in females with Rett syndrome: focusing on the preserved speech variant // Developmental Medicine and Child Neurology. 2012. Vol. 54. № 5. P. 451–456. doi: 10.1111/j.1469-8749.2012.04123.x.
- Nakayama H. Development of infant crying behavior: a longitudinal case study // Infant Behavior and Development. 2010. Vol. 33. № 4. P. 463–71. doi:10.1016/j.infbeh.2010.05.002
- Nakayama H. Emergence of amae crying in early infancy as a possible social communication tool between infants and mothers // Infant Behavior and Development. 2015. Vol. 40. P. 122–130. doi:10.1016/j.infbeh.2015.06.010
- Nuysink J., van Dam E., Boonzaaijer M., van Haastert I.L. Equivalence of the Alberta infant motor scale using a home- video made by parents and observation by a pediatric physical therapist // Physiotherapy. 2015. Vol. 101. Suppl. 1. P. e1109–e1110. doi:10.1016/j.physio.2015.03.2008
- Orr E., Geva R. Symbolic play and language development // Infant Behavior and Development. 2015. Vol. 38. P. 147–161. doi:10.1016/j.infbeh.2015.01.002
- Roy B.C., Frank M.C., DeCamp P., Miller M., Roy D. Predicting the birth of a spoken word // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2015. Vol. 112. № 41. P. 12663–12668; published ahead of print September 21, 2015, doi:10.1073/pnas.1419773112
- Roy D., Patel R., Decamp P., Kubat R., Fleischman M., Roy B., Mavridis N., Tellex S., Salata A., Guinness J., Levit M.,
- Gorniak P. The Human Speechome Project // Symbol Grounding and Beyond: Proceedings of the Third International Workshop on the Emergence and Evolution of Linguistic Communication. 2006. P. 192–196. doi:10.1007/11880172
- Saint-Georges C., Cassel R.S., Cohen D., Chetouani M., Laznik M.-C., Maestro S., Muratori F. What studies of family home movies can teach us about autistic infants: A literature review // Research in Autism Spectrum Disorders. 2010. Vol. 4. № 3. P. 355–366. doi:10.1016/j.rasd.2009.10.017
- Tarabulsy G.M., Provost M.A., Bordeleau S., Trudel-Fitzgerald C., Moran G., Pederson D.R., Trabelsia M., Lemelind J.P., Pierce T. Validation of a short version of the maternal behavior Q-set applied to a brief video record of mother-infant interaction // Infant Behavior and Development. 2009. Vol. 32. № 1. P. 132–136. doi:10.1016/j. infbeh.2008.09.006
- Zappella M., Einspieler C., Bartl-Pokorny K.D., Krieber M., Coleman M., B lte S., Marschik P.B. What do home videos tell us about early motor and socio-communicative behaviours in children with autistic features during the second year of life - An exploratory study // Early Human Development. 2015. Vol. 91. № 10. P. 569–575. doi:10.1016/j. earlhumdev.2015.07.006
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2228
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 781
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4