Использование видеонаблюдения для выявления внутренних процессов предречевого развития младенца * 844
Белова С.С., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, sbelova@gmail.com Носуленко В.Н., доктор психологических наук, главный научный сотрудник, лаборатория познавательных процессов и математической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия, valery.nosulenko@ipras.ru Ушакова Т.Н., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, академик РАО, Институт психологии РАН, Москва, Россия, tn.ushakova@gmail.com
Представлен краткий обзор использования метода видеонаблюдения для изучения ранних стадий речевого онтогенеза – дословесного этапа и этапа первых слов. Описаны приемы снижения субъективности эксперта в интерпретации психологических состояний младенца и его поведенческих форм по данным видеонаблюдения. Рассмотрены предлагаемый авторами подход к анализу голосовых и поведенческих проявлений, его теоретические основания, методическая реализация, результаты.
* Исследование поддержано грантом РГНФ № 14-06-00174а «Именование как центральная операция вербальной деятельности человека: происхождение, развитие, сфера действия».
Наблюдение – давний и распространенный способ получения
материала о психологических явлениях, предполагающий то или иное их внешнее
проявление. Как метод психологического исследования оно имеет и положительные,
и отрицательные, уязвимые для критики стороны. К его ценным особенностям
относятся: доступность проведения, обеспечение целостности и естественности
описания наблюдаемых явлений, возможность зафиксировать особенности его микро-
и макро-контекста, экологическая валидность. При использовании видео- и
аудиофиксации наблюдения (что в наши дни достижимо) возникает возможность
повторного анализа заинтересовавших исследователя эпизодов, опора на
согласованные экспертные оценки данных.
Литература
Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика / Под
ред. А.М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. С. 50–103.
Белова С.С. Интенциональные явления на раннем этапе развития речи //
Язык. Сознание. Культура: сб. статей / Под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой.
М.; Калуга: Эйдос, 2005. С. 99–109.
Белова С.С. Возникновение интенций в раннем возрасте и их
соотношение с речевым развитием // Речь ребен- ка: проблемы и решения / Под
ред. Т.Н. Ушаковой. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 147–168.
Ляксо Е.Е. Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз. СПб.:
Речь, 2010. 190 с.
Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.:
Институт психологии РАН, 2006. 464 с.
ТомаселлоМ. Истоки человеческого общения. М.: Языки
славянских культур, 2013. 328 с.
УшаковаТ.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи
и психолингвистики. М.: Институт психологии РАН, 2011. 524 с.
УшаковаТ.Н. Как возможно осмысленное слово у
годовалого ребенка // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 26–28.
УшаковаТ.Н.,Белова С.С. Истоки
психолингвистического развития младенца первого года жизни // Вопросы
психолингвистики. 2015. № 4. С. 182–195.
УшаковаТ.Н.,Белова С.С. Истоки осмысленности
ранней детской речи // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 45–55.
Фитч У.Т. Эволюция языка. М.: Языки славянской культуры, 2013. 824
с.
Dimitrova N., Moro C., Mohr C. Caregivers interpret infants’ early
gestures based on shared knowledge about referents // Infant Behavior and
Development. 2015. № 39. P. 98–106. doi:10.1016/j.infbeh.2015.02.015
Einspieler C., Sigafoos J., Bartl-Pokorny K.D., Landa R., Marschik P.B.,
BölteS. Highlighting the first 5 months of life: General
movements in infants later diagnosed with autism spectrum disorder or Rett
syndrome // Research in Autism Spectrum Disorders. 2014. Vol. 8. № 3. P.
286–291. doi:10.1016/j.rasd.2013.12.013
Fjørtoft T., Einspieler C., Adde L., Strand L. I.
Inter-observer reliability of the “Assessment of Motor Repertoire--3 to 5
Months” based on video recordings of infants // Early Human Development. 2009.
Vol. 85. № 5. P. 297–302. doi:10.1016/j.earlhumdev.2008.12.001
Hall R.A.S., De Waard I.E.M., Tooten A., Hoffenkamp H.N., Vingerhoets
A.J.J. M., van Bakel H.J.A. From the father’s point of view: how father’s
representations of the infant impact on father-infant interaction and infant
development // Early Human Development. 2014. Vol. 90. № 12. P. 877–83.
doi:10.1016/j.earlhumdev.2014.09.010
Kuhl P.K. Early language acquisition: cracking the speech code //
Nature Reviews. Neuroscience. 2004. Vol. 5. № 11. P. 831–843. doi:
10.1038/nrn1533
Marschik P.B., Pini G., Bartl-Pokorny K.D., Duckworth M., Gugatschka M.,
Vollmann R., Zappella M., Einspieler C. Early speech-language development
in females with Rett syndrome: focusing on the preserved speech variant //
Developmental Medicine and Child Neurology. 2012. Vol. 54. № 5. P. 451–456.
doi: 10.1111/j.1469-8749.2012.04123.x.
NakayamaH. Development of infant crying behavior: a
longitudinal case study // Infant Behavior and Development. 2010. Vol. 33. № 4.
P. 463–71. doi:10.1016/j.infbeh.2010.05.002
NakayamaH. Emergence of amae crying in early infancy
as a possible social communication tool between infants and mothers // Infant
Behavior and Development. 2015. Vol. 40. P. 122–130.
doi:10.1016/j.infbeh.2015.06.010
Nuysink J., van Dam E., Boonzaaijer M., van Haastert I.L.
Equivalence of the Alberta infant motor scale using a home- video made by
parents and observation by a pediatric physical therapist // Physiotherapy.
2015. Vol. 101. Suppl. 1. P. e1109–e1110.
doi:10.1016/j.physio.2015.03.2008
Orr E., Geva R. Symbolic play and
language development // Infant Behavior and
Development. 2015. Vol. 38. P. 147–161.
doi:10.1016/j.infbeh.2015.01.002
Roy B.C., Frank M.C., DeCamp P., Miller M., Roy D. Predicting the
birth of a spoken word // Proceedings of the National Academy of Sciences of
the United States of America. 2015. Vol. 112. № 41. P. 12663–12668; published
ahead of print September 21, 2015, doi:10.1073/pnas.1419773112
Roy D., Patel R., Decamp P., Kubat R., Fleischman M., Roy B., Mavridis
N., Tellex S., Salata A., Guinness J., Levit M.,
Gorniak P. The Human Speechome Project // Symbol Grounding and
Beyond: Proceedings of the Third International Workshop on the Emergence and
Evolution of Linguistic Communication. 2006. P. 192–196.
doi:10.1007/11880172
Saint-Georges C., Cassel R.S., Cohen D., Chetouani M., Laznik M.-C.,
Maestro S., Muratori F. What studies of family home movies can teach us
about autistic infants: A literature review // Research in Autism Spectrum
Disorders. 2010. Vol. 4. № 3. P. 355–366. doi:10.1016/j.rasd.2009.10.017
TarabulsyG.M., Provost M.A., Bordeleau S., Trudel-Fitzgerald C.,
Moran G., Pederson D.R., Trabelsia M.,Lemelind J.P., Pierce T.
Validation of a short version of the maternal behavior Q-set applied to a brief
video record of mother-infant interaction // Infant Behavior and Development.
2009. Vol. 32. № 1. P. 132–136. doi:10.1016/j. infbeh.2008.09.006
Zappella M., Einspieler C., Bartl-Pokorny K.D., Krieber M., Coleman M.,
B lte S., Marschik P.B. What do home videos tell us about early motor and
socio-communicative behaviours in children with autistic features during the
second year of life - An exploratory study // Early Human Development. 2015.
Vol. 91. № 10. P. 569–575. doi:10.1016/j. earlhumdev.2015.07.006