Видеоролики для индукции эмоций в лабораторных условиях: нормативные данные и кросс-культурный анализ

1001

Аннотация

В статье приводятся результаты апробации 9 видеороликов — по три ролика для индукции радости, грусти, нейтрального состояния — на российской и азербайджанской выборках (N = 100, 68 — русские и 32 — азербайджанцы, средний возраст — 20 лет, 32% мужского и 68% женского пола). В России и Азербайджане были отобраны одни и те же 6 видеороликов: по два ролика для индукции радости и грусти с максимальными показателями по интенсивности целевой эмоции (на уровне 3 баллов по шкале от 0 до 5) и специфичности (на уровне 70% по шкале от 0 до 100%) и два нейтральных ролика с минимальными показателями по интенсивности всех эмоций (ниже 1,5 баллов). Культурные различия были обнаружены только в отношении видеороликов, предназначенных для индукции радости, которые вызвали более сильную радость у азербайджанцев по сравнению с русскими. Гендерные различия на азербайджанской выборке не выявлены, на российской выборке один из роликов для индукции грусти вызвал более сильную грусть у женщин по сравнению с мужчинами. Апробированный набор видеороликов может использоваться в широком круге исследований, в которых возникает необходимость индукции эмоций в лабораторных условиях, включая кросс-культурные исследования в России и Азербайджане.

Общая информация

Ключевые слова: индукция эмоций, видеоролики, радость, грусть, Россия, Азербайджан

Рубрика издания: Психология состояний

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110201

Для цитаты: Панкратова А.А., Люсин Д.В. Видеоролики для индукции эмоций в лабораторных условиях: нормативные данные и кросс-культурный анализ // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 2. С. 5–15. DOI: 10.17759/exppsy.2018110201

Фрагмент статьи

Одна из самых известных баз видеороликов для индукции целевых эмоций в лабораторных условиях была предложена Дж. Гроссом с коллегами (Gross, Levenson, 1995; Rottenberg, Ray, Gross, 2007). Из большого массива видеоматериалов (свыше 250 отрывков) было отобрано 78 видеороликов по следующим критериям: 1) продолжительность — ролик должен быть относительно коротким (средняя продолжительность — 151 с); 2) понятность — содержание ролика должно быть понятно без дополнительных объяснений; 3) специфичность — ролики должны быть направлены на индукцию именно целевых эмоций (радость, гнев, отвращение, удовлетворение, страх, грусть, удивление) или нейтрального состояния.

Литература

  1. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
  2. Панкратова А.А. Подход Дж. Гросса к изучению эмоциональной регуляции: примеры кросс- культурных исследований // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 147—155.
  3. Панкратова А.А., Люсин Д.В. Правила проявления эмоций в русской и азербайджанской культурах [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. С. 11. URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 09.08.2017).
  4. Панкратова А.А., Осин Е.Н. Кросс-культурное исследование особенностей эмоционального контроля (Россия, Азербайджан) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 44. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.08.2017).
  5. Панкратова А.А., Осин Е.Н., Люсин Д.В. Особенности эмоционального интеллекта у представителей российской и азербайджанской культур [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 31. С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.08.2017).
  6. Панкратова А.А., Осин Е.Н., Гасанова У.У. Уровень горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма в России и Азербайджане [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 55. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 31.10.2017).
  7. Панкратова А.А., Корниенко Д.С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 139—149.
  8. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. СПб.: Питер, 2010. 334 c.
  9. Bradley M.M., Lang P.J. Affective norms for English words (ANEW): Instruction manual and affective ratings. Gainesville, FL: University of Florida, 1999. 48 p.
  10. Bradley M.M., Lang P.J. The international affective picture system (IAPS) in the study of emotion and attention // Coan J.A., Allen J.J. (Eds.). The Handbook of Emotion Elicitation and Assessment. New York: Oxford University Press, 2007. P. 29—46.
  11. Coan J.A., Allen J.J. (Eds.). The Handbook of Emotion Elicitation and Assessment. New York: Oxford University Press, 2007. 483 p.
  12. Eich E., Ng J.T.W., Macaylay D, Percy A.D., Grebneva I. Combining music with thought to change mood // J.A. Coan, J.J. Allen (Eds.). The Handbook of Emotion Elicitation and Assessment. New York: Oxford University Press, 2007. P. 124—136.
  13. Fischer A.H., Manstead S.R. The relation between gender and emotions in different cultures // A.H. Fischer (Ed.). Gender and Emotion: Social Psychological Perspectives. New York: Cambridge University Press, 2000. P. 71—94.
  14. Gross J.J., Levenson R.W. Emotion Elicitation Using Films // Cognition and Emotion. 1995. Vol. 9 (1). P. 87—108.
  15. Harmon-Jones E., Amodio D.M., Zinner L.R. Social psychological methods of emotion elicitation // A. Coan J, J.J. (Allen Eds.). The Handbook of Emotion Elicitation and Assessment. New York: Oxford University Press, 2007. P. 91—105.
  16. Philippot P. Inducing and Assessing Differentiated Emotion-Feeling States in the Laboratory // Cognition and Emotion. 1993. Vol. 7 (2). P. 171—193.
  17. Plutchik R. Emotions and Life: Perspectives from Psychology, Biology and Evolution. Washington, DC: American Psychological Association, 2002. 383 p.
  18. Rottenberg J., Ray R.D., Gross J.J. Emotion Elicitation Using Films // J.A. Coan, J.J. Allen (Eds.). The Handbook of Emotion Elicitation and Assessment. New York: Oxford University Press, 2007. P. 9—28.
  19. Roberts N.A., Tsai J.L., Coan J.A. Emotion elicitation using dyadic interaction tasks // J.A. Coan, J.J. Allen (Eds.). The Handbook of Emotion Elicitation and Assessment. New York: Oxford University Press, 2007. P. 106—123.
  20. Samson A.C., Kreibig S.D., Soderstrom B., Wade A.A., Gross J.J. Eliciting positive, negative and mixed emotional states: A film library for affective scientists // Cognition and Emotion. 2015. Vol. 30 (5). P. 827— 56. doi: 10.1080/02699931.2015.1031089.
  21. Schaefer S., Nils F., Sanchez X., Philippot P. Assessing the effectiveness of a large database of emotion-eliciting films: A new tool for emotion researchers // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24 (7). P. 1153—1172.
  22. Tomkins S.S. Exploring Affect: The Selected Writings of Silvan S. Tomkins. New York: Cambridge University Press, 1995. 516 p.
  23. Westermann R., Spies K., Stahl G., Hesse F.W. Relative effectiveness and validity of mood induction procedures: a meta-analysis // European Journal of Social Psychology. 1996. Vol. 26 (4). P. 557—580.

Информация об авторах

Панкратова Алина Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, факультет психологии, кафедра психогенетики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1710-7835, e-mail: alina_pankratova@mail.ru

Люсин Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4429-8086, e-mail: ooch@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1866
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1001
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5