Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении 1909
Гаврилушкина О.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета "Психология образования" МГППУ, Москва, Россия, olpega@mail.ru Малова А.А., руководитель структурного подразделения по развитию инклюзивных процессов в образовании ГОУ Окружной ресурсный центр «Центр психолого;педагогической реабилитации и коррекции «Восточный», Москва, Россия Панкратова М.В., н.с. лаборатории «Психология аномального развития» ИПИО МГППУ, Москва, Россия
В статье представлен обзор зарубежной и отечественной литературы, освещающий генезис и специфику взаимодействия детей с трудностями в общении на ранних этапах онтогенеза. Рассмотрены аспекты проблемы: специфика социального взаимодействия детей с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития; особенности общения детей в зависимости от этнической и гендерной принадлежности; факторы, определяющие качество взаимодействия и общения в разных возрастах; значение ранней помощи для нормализации дальнейшего развития ребенка; позитивная динамика взаимодействия в условиях инклюзии и др. В исследованиях выделены наиболее значимые причины низкого уровня социальных взаимодействий: снижение потребности в общении, изоляция (депривация), недостаточность социально-коммуникативных навыков, трудности в использовании знаково-символических средств, неблагоприятная ситуация развития и др. Показано, что при особом структурировании образовательной среды возможно достичь положительной динамики в развитии социальной и коммуникативной компетентности у всех детей с трудностями в общении.
Неспособность к взаимодействию может быть связана с
нарушением развития знаково-символической функции сознания.
Знаково-символическая способность имеет всеобщий характер и составляет основу
всех культурных человеческих практик (видов деятельности). В дошкольном детстве
отставание в использовании знаково-символических средств у дошкольников с ОВЗ
ярко проявляется в задержке и недоразвитии характерных для этого
возрастного периода культурных практик – игры, рисования и речи.
Борисова Н.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию способности к замещению у детей с интеллектуальной недостаточностью: Дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 220 с.
Гаврилушкина О.П. Социальное взаимодействие современных дошкольников и проблема инклюзивного и интегрированного обучения // Равные возможности – новые перспективы. М., 2010.
Leman P.J. The influence of gender and ethnicity on children’s peer collaborations / Patrick J. Leman, Ana P. Macedo, Annet Bluschke, Louise Hudson, Charlotte Rawling Hannah Wright // British Journal of Developmental Psychology. 2011. Vol. 29. № 1 P. 131–137.
Peisner-Feinberg E.S. The Relation of Preschool Child-Care Quality to Children's Cognitive and Social Developmental Trajectories through Second Grade / Ellen S. Peisner-Feinberg, Margaret R. Burchinal, Richard M. Clifford, Mary L. Culkin, Carollee Howes, Sharon Lynn Kagan, Noreen Yazejian // Child Development. 2001. Vol. 72. № 5. September. P. 1534–1553.