Современная зарубежная психология
2013. Том 2. № 2. С. 44–50
ISSN: 2304-4977 (online)
Кросскультурные исследования в зарубежном дошкольном образовании
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: кросскультурные исследования, дошкольная образовательная среда, социокультурная среда, дискриминация, адаптивное поведение детей-мигрантов
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Назранова Л.Ж. Кросскультурные исследования в зарубежном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 44–50. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n2/61162 (дата обращения: 17.11.2024)
Полный текст
Введение
Современная образовательная среда — это отражение всех особенностей, характерных для современной цивилизации. Глобализация и миграция — два процесса, которые во многом определяют специфику современных образовательных условий. В связи с этим возрастает значимость кросскультурных исследований, направленных на сравнительный анализ особенностей и специфики всех участников образовательного процесса. Специфика социализации и инкультурации в различных культурах приводит к существенным отличиям учащихся, которые проявляются в образовательном процессе: в разных этнокультурах разные взаимоотношения между учениками, между учеником и учителем, реакция детей на похвалу и оценку, отношение к учебе, отношений родителей к успехам детей [1].
Кросскультурные исследования обращены на выявление общих и специфических особенностей учащихся для создания адекватных методов и методик их обучения, реализации в образовательной практике индивидуального подхода [2].
Основная часть
В статье представлен анализ кросскультурных исследований, проведенных с 2002 по 2012 год за рубежом и направленных на изучение специфики развития детей дошкольного возраста. Именно исследования, связанные с дошкольным детством, приобретают особую актуальность в последнее время. Постановка проблем в этих исследованиях различна: как воспринимают и оценивают расовые различия дети дошкольного возраста; какие этнокультурные и социокультурные условия влияют на формирование готовности детей к школе; по каким критериям оценивают эффективность дошкольного образования родители из разных этнокультур; какова специфика взаимодействия в различных культурах между воспитателем и воспитанником, между матерью и ребенком. Поставленные проблемы и способы их анализа и решения позволяют повысить уровень эффективности образовательного процесса в современных социокультурных условиях.
В своей работе Katherine D. Kinzler, Elizabeth S. Spelkeb [5] задаются вопросом, отдают ли дети предпочтение людям других рас? И если да, то от чего это зависит? Проведенный авторами эксперимент, прежде всего, демонстрирует социальные предпочтения детей, основанные на языке и расовой принадлежности, в особенности в возрастной группе 2,5 — 5 лет [5]. Близкое по направленности исследование провели Silvia Guerrero, Ileana Enesco, Olivia Lago, Purificacion Rodriguez [3], которые рассматривали понимание дошкольниками расовых сигналов в рисунках и фотографиях. Хотя исследователи оценили преимущества и неудобства использования того или другого типа материала с маленькими детьми, не было никаких эмпирических исследований, которые определяли бы, влияет ли природа материала на ответы. Авторы статьи как раз и изучили, имело ли влияние использование рисунков или фотографий на детские ответы, при оценке разнообразных компонентов расового понимания. Дети выполнили описание человека, социальную классификацию, выразили свои предпочтения. Как показало исследование, тип материала имеет влияние на достигнутый результат [3].
А в статье Jessica Johnson De Feyter и Adam Winsler [4] рассматривают ранние компетентности, связанные с развитием и готовностью к школе детей из малообеспеченных семей иммигрантов: влияние происхождения, этнической принадлежности и национальности. Данное исследование описывает готовность к обучению в школе детей из семей с низким доходом, получающих субсидии, с акцентом на то, как их происхождение и этническая принадлежность могли бы быть связаны с детской подготовленностью к дальнейшему обучению. Результаты демонстрируют наличие существенного влияния фактора происхождения на готовность к школе. Во многих случаях дети иммигрантов первого поколения показали более высокий уровень разработки предложенного исследователями опытного образца, чем дети иммигрантов второго поколения. Данное исследование выявляет понимание определенных внутренних сил детей иммигрантов, на которые необходимо обращать внимание, чтобы поощрить их дальнейшие успехи и достижения в учебе [4].
Yoko Yamamoto и Jin Li [11] задаются вопросом, что делает дошкольный период высокоэффективным? Авторы рассматривают сходства и различия взглядов родителей китайских и американских иммигрантов. Ученые попытались идентифицировать особенности, определяющие высокоэффективные дошкольные учреждения, они же отмечают, что мало известно о взглядах на них родителей. Особенно важно понимание взглядов родителей иммигрантов на высокоэффективные дошкольные учреждения с позиций их культурного и социально-экономического рассмотрения. Статья указанных авторов описывает исследование мнений родителей из среды китайских иммигрантов об особенностях высокоэффективного дошкольного учреждения. Контент-анализ открытых интервью с родителями раскрыл основные пункты, представляющие компоненты в высокоэффективном дошкольном учреждении. Все интервью были закодированы и количественно проанализированы. Независимо от культуры, родители внесли компонент «качество» в списки учителей, учебных планов и окружающей среды как критический компонент, благодаря которому дошкольное учреждение становится высокоэффективным. Однако, описания китайских родителей иммигрантов были более сосредоточены на качественном уровне учителей по сравнению с европейскими американскими родителями, которые подчеркнули индивидуальное внимание и ответ на потребности родителей и детей. Полученные результаты предполагают необходимость смещения приоритетов родителей в сторону особенностей высокоэффективного дошкольного учреждения в зависимости от их культурных потребностей.
Xiao Zhang [12] в своем исследовании утверждает, что воспитатель зачастую выполняет для ребенка дошкольного возраста роль родителя. Дети в этом возрасте еще не умеют формировать отношения с воспитателем, как с учителем, от которого они должны перенять умения и навыки, включая языковую программу. В этой связи автор отводит важную роль воспитателю, т.к. отношения «учитель — ученик» имеют широкую сферу применения. Он посвятил свои труды рассмотрению связей между китайскими детьми дошкольного возраста и воспитателями и обоими родителями, когда у ребенка формируются внутренние рабочие модели взаимоотношений. Зачастую к отношениям «воспитатель — ребенок» последний применяет модель отношений «мать — ребенок». В этой связи на воспитателя ложится ответственность по решению проблемы объяснения дошкольнику разницы между данными стилями поведения, а также введения ребенка в процесс социализации. В соответствие с изученной литературой автор генерирует внутренние рабочие модели ребенка в свете поведенческой компетенции последнего [12].
Sandra Tang, Rebekah Levine Coley, Elizabeth Votruba-Drzal [9] рассматривают проблему выбора малообеспеченными семьями заботы о детях. Однако, всесторонние исследования показали, что такие модели среди семей с низким доходом еще мало распространены. Данное исследование оценило тип ранней заботы о детях городских малообеспеченных жителей в трёх городах. Результаты показали, что по сравнению с «белыми матерями», «латиноамериканские матери» менее вероятно будут использовать преимущество или предлагаемую в специализированном центре заботу. Ещё один критерий, который был изучен авторами: сравнение матерей, которые не работали, и матерей, которые работали полный рабочий день, неполный рабочий день, или у кого были регулярные графики работы. Здесь у женщин работающих была выявлена более высокая вероятность доверия к «нематеринской» заботе. Тип заботы разнился также в зависимости от географического местоположения. Процесс исследования и стратегические предложения обсуждены в свете полученных результатов [9].
Jianghong Liu и Richard Lynn [6] в своем исследовании представляют данные о факторной структуре, половых, а также культурных различиях по критериям Векслера и начальной интеллектуальной шкале в Китае, Японии и Соединенных Штатах. Результаты показывают наличие фактора словесной и невербальной структуры во всех трех странах [6].
Julie Milligan Hughes [7] исследует влияние понимания осознанных различий в профессиональных интересах афроамериканских детей. Дети получили начальные представления о восприятии профессиональной расовой дискриминации, связанной с дискриминацией убеждений «самоэффективности», профессиональных ожиданий и воспринятого статуса.
Sonja Sheridan, Joanna Giota, You-Me Han, Jeong-Yoon Kwon [8] провели кросскультурное исследование детей дошкольного возраста в Южной Корее и Швеции, цель которого состоит в том, чтобы исследовать кросскультурные сходства и различия в дошкольном возрасте в южнокорейских и шведских дошкольных учреждениях. Суть принятого подхода заключается в том, что кросскультурные сравнения дошкольного возраста не только достижимы, но и очень важны как для исследователей, так и для чиновников, педагогов, воспитателей и родителей. Они позволяют поднять уровень компетентности всех участников образовательного процесса и повышают освоение ребёнком способов межкультурного взаимодействия. Результаты указывают, что шведский уровень программ службы заботы о детях выше. Сходства и различия в дошкольном возрасте интерпретируются в пределах социокультурного контекста каждой страны и соответствующих педагогических целей дошкольного учреждения [8].
Yen-Tzu Wu, Wei J. Chen, Wu-Shiun Hsieh, Pau-Chung Chen, Hua-Fang Liao, Yi-Ning Su, Suh-Fang Jeng [10] обратили внимание на передаваемые по материнской линии поведенческие и эмоциональные проблемы у тайваньских дошкольников. Авторы изучают информацию относительно поведенческих и эмоциональных проблем дошкольников в Восточном обществе. Психометрические особенности заболеваемости, и как следствие поведенческие проблемы тайваньских дошкольников были сравнены с аналогами американских детей. Несколько демографических переменных также были исследованы. Межкультурные сравнения показали, что у тайваньских дошкольников были более высокие показатели и коэффициенты заболеваемости, чем в американской группе. Данные, полученные в ходе работы названных ученых, предоставили важную эпидемиологическую информацию, которая может помочь в клинической оценке и управлении поведенческими и эмоциональными проблемами дошкольников в Восточном обществе [10].
В целом анализ статей и результатов, полученных учёными, показал, что изменения, происходящие в структуре адаптивного поведения детей, отражают нормативные требования этнической культуры и направлены на адаптацию поведения детей к той системе социальных связей и отношений, в которую он включён. Изучение практического опыта обучения детей различной этнокультурной принадлежности привёл психологию к пониманию того, что образование не является неизменным и универсальным феноменом; ряд его существенных характеристик имеет значительную культурную вариативность. Таким образом, роль кросскультурных исследований в образовании, в частности в дошкольном образовании, в настоящее время возрастает во всем мире.
Литература
- Ангархаева, Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся. Дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 2003. 165 с.
- Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М. : ТЦ Сфера, 2002. 310 с.
- Guerrero S. Preschool children’s understanding of racial cues in drawings and photographs / Silvia Guerrero, Ileana Enesco, Olivia Lago, Purificación Rodriguez // Cognitive Development. 2010. Vol. 25, Iss. 3, July–September. P. 79-89.
- Johnson De Feyter J., Winsler А. The early developmental competencies and school readiness of low-income, immigrant children: Influences of generation, race/ethnicity, and national origins // Early Childhood Research Quarterly. 2009. Vol. 24, Iss. 4. — Р. 411-431.
- Kinzler K.D., Spelkeb E.S. Do infants show social preferences for people differing in race? // Cognition. 2011. Vol. 119, № 1. P. 1-9.
- Liu J., Lynn R. Factor structure and sex differences on the Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence in China, Japan and United States // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 50, № 8. P. 1222-1226.
- Milligan J.H. Effects of a preschool intervention on cognitive development among East-African preschool children: A flexibly time-coded growth model // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26. Р. 124-133.
- Sheridan S. A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations / Sonja Sheridan, Joanna Giota, You-Me Han, Jeong-Yoon Kwon // Early Childhood Research Quarterly. 2009. Vol. 24, Iss. 2. Р. 142-156.
- Tang S., Coley R.L., Votruba-Drzal E. Low-income families' selection of child care for their young children // Children and Youth Services Review. 2012. Vol. 34, Iss. 10, October. P. 2002-2011.
- Yen-Tzu Wu Maternal-reported behavioral and emotional problems in Taiwanese preschool children / Yen-Tzu Wu, Wei J. Chen, Wu-Shiun Hsieh, Pau-Chung Chen, Hua-Fang Liao, Yi-Ning Su, Suh-Fang Jeng // Research in Developmental Disabilities. 2012. Vol. 33, Iss. 3, May-June. Р. 866-873.
- Yamamoto Y. Li J. What makes a high-quality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents’ views // Early Childhood Research Quarterly. 2012. Vol. 27, Iss. 2. P. 306-315.
- Zhang X. Parent — child and teacher — child relationships in Chinese preschoolers : the moderating role preschool experiences and the mediating role of social competence // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, Iss. 2. P. 192-204.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2749
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1241
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1