Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8290Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Творческая деятельность и инклюзия 2840

Шеманов А.Ю., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология», Городской ресурсного центр по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ajshem@mail.ru
Егорова В.А., Педагог-психолог Лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья ИПИО МГППУ, Москва, Россия, vo-krug@yandex.ru
Востров И.М., ИПИО МГППУ, Государственный специализированный институт искусств, Москва, Россия

Аннотация

В статье ставится задача проанализировать инклюзивный потенциал творческой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в сфере искусства, в особенности театрального. Приводятся примеры различного понимания значения подобной деятельности в реализации права людей с инвалидностью на творческий вклад в культуру и искусство, обсуждаются некоторые проблемы, возникающие при реализации этого права. Делается вывод, что театральное творчество людей с инвалидностью перешло от этапа становления, когда оно служило средством их самоутверждения, к поиску своего места в общем театральном процессе, что подтверждает его инклюзивный потенциал.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Отечественный клинический психотерапевтический метод. М.: Академический проект; Альма Матер, 2012. 520 с.
  2. Гаврилов В.В. Уникальный опыт душевноиных // Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации: сборник статей по материалам научно-практической конференции с международным участием: Москва, 12–13 мая 2010 г. / Институт философии РАН, Московский городской психолого-педагогический университет, отв. ред. Н.Т. Попова. М.: Круг, 2010. С. 82–88.
  3. Попова Н.Т. Роль театральной деятельности в формировании основ социокультурной деятельности в условиях интеграции на основе культурологического подхода // Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. М., 2012. С. 93–118.
  4. Тульчинский Г.Л. Другое искусство как фронтир социализации // Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации: сборник статей по материалам научно-практической конференции с международным участием: Москва, 12–13 мая 2010 г. / Институт философии РАН, Московский городской психолого-педагогический университет, отв. ред. Н.Т. Попова. М.: Круг, 2010. С. 13–21.
  5. Шеманов А.Ю. Творческая деятельность как фактор формирования социокультурного фундамента инклюзии // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. С. 531–536.
  6. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / отв. ред.           С.В. Алехина. М.: МГППУ ; ООО «Буки Веди», 2013. С. 25–38.
  7. Argyle E., Bolton G. Art in the community for potentially vulnerable mental health groups // Health Education. 2005. Vol. 105, № 5. P. 340–354.
  8. Canby S. Firebird Theatre company / S. Canby, C. Chilcott, B. Davis, P. Goater, K. Hogan, T. Kelly, S. Knight, L. Lane, M. Lansdown, A. Long, S. McGreevy, R. O'Brien, M. Rees, C. Rimmer, J. Stafford, C. Wiltshire // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2009. Vol. 14, № 1. P. 55–57.
  9. Conroy C. Disability: Creative tensions between drama, theatre and disability arts»// Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2009. Vol. 14, № 1. P. 1–14.
  10. Garrett T.D., O'Connor D. Readers' Theater: «Hold On, Let's Read It Again» // Teaching Exceptional Children. 2010. Vol. 43, №. 1. P. 6–13.
  11. Grace A. Dancing with lassitude: A dramaturgy from limbo // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2009. Vol. 14, № 1. P. 15–29.
  12. Hickey-Moody A. «Turning away» from Intellectual Disability: Methods of Practice, Methods of Thought // Critical Studies in Education. 2003. Vol. 44, № 1. P. 1–22.
  13. Johnston K. Building a Canadian Disability Arts Network : An Intercultural Approach. // Theatre Research in Canada / Recherches thé âtrales au Canada. 2009. Vol. 30, № 1–2. P. 152–174.
  14. Leighton F. Accountability: The ethics of devising a practice-as-research performance with learning-disabled practitioners // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 2009. Vol. 14, № 1. P. 97–113.
  15. Moran G.S., Alon U. Playback theatre and recovery in mental health: Preliminary evidence // The Arts in Psychotherapy. 2011. Vol. 38. P. 318–324.
  16. O'Reilly K. A playwright reflects on ‘alternative dramaturgies’ // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2009. Vol. 14, № 1. P. 31–35.
  17. Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: A policy, ideology or lived experience? Similar findings in diverse school cultures // Support for Learning. 2010. V. 25. № 4. P. 179–186.
  18. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008. Vol. 18, № 2. P. 99–116.
  19. Wooster R. Creative inclusion in commumity theatre: A journey with Odyssey Theatre // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2009. Vol. 14, № 1. P. 79–90.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика