Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований). 5866

Литвинов А.В., кандидат педагогических наук, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, alisal01@yandex.ru
Иволина Т.В., старший преподаватель, кафедра зарубежной и русской филологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ivolina-tatyana@yandex.ru

Аннотация

В статье приводится обзор зарубежных литературных источников (за последние 15 лет) по проблеме метакогниции и ее связи с интеллектуальными и другими способностями индивида. Анализируются представления ученых об общих и частных характеристиках метакогниции, о возможности целенаправленного овладения способностью к метакогниции и переноса умений, полученных в процессе овладения ею, в другие области когнитивной деятельности. Рассматривается диагностический потенциал метакогниции, позволяющий прогнозировать развитие интеллектуальной деятельности индивида, его учебной мотивации и саморегуляции в процессе овладения новыми знаниями. Приводятся результаты эмпирических исследований, свидетельствующие о нелинейном характере развития метакогниции.

Ключевые слова: метакогниция, саморегуляция в обучении

Рубрика: Психология развития

Тип: обзорная статья

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ahmed W., Werf G. van der, Minnaert A. Emotional experiences of students in the classroom: A multi-method qualitative study // European Psychologist. 2010. Vol. 15. P. 142–151.
  2. Alexander J.M., Carr M., Schwanenflugel P.J. Development of metacognition in gifted children: Directions for future research // Developmental Review. 1995. Vol. 15. P. 1–37.
  3. Allon M., Gutkin T.B., Bruning R. The relation between metacognition and intelligence in normal adolescents: Some tentative but surprising findings // Psychology in the Schools. 1994. Vol. 31. P. 93–97.
  4. Brody E.B. Intelligence, Nature, determinants, and consequences. New York: Academic Press, 1992. 241 p.
  5. Carr M., Taasoobshirazi G. Metacognition in the Gifted: Connections to Expertise // Metacognition: A recent review of research, theory, and perspectives / M. Shaughnessy (Ed.). Hauppauge, NY: Nova Publishers, 2008. 241 P.
  6. Demetriou A., Mouyi A., Spanoudis G. Modeling the structure and development of g // Intelligence.2008. Vol. 5. P. 437–454.
  7. Demetriou D. The development of two observational tools for assessing metacognition and self-regulated learning in young children // Metacognition and Learning. 2009. Vol. 4, № 1. P. 63–85.
  8. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry //American Psychologist. 1979. Vol. 34, № 10. P. 906–911.
  9. Flavell J.H. Perspectives on perspective taking // Piaget’s theory: Prospects and possibilities / H. Beilin, P. Pufall (Eds.). Erlbaum, Hillsdale, NJ, 1992, P. 107–141.
  10. Hunt E.B. Human intelligence. New York: Cambridge University Press, 2011. 507 p.
  11. Kelemen W.L., Frost P.J., Weaver III C.A. Individual differences in metacognition: Evidence against a general metacognitive ability // Memory and Cognition. 2000. Vol. 28. P. 92–107.
  12. Koriat A., Ma'ayan H., Nussinson R. The intricate relationships between monitoring and control in metacognition: Lessons for the cause-and-effect relation between subjective experience and behavior // Journal of Experimental Psychology: General. 2006. Vol. 135. P. 36–69.
  13. Kramarski B., Mevarech Z.R. Enhancing mathematical reasoning in the classroom: The effects of cooperative learning and metacognitive training // American Educational Research Journal. 2003. Vol. 40, № 1. P. 281–310.
  14. Kuhn D., Dean D. A bridge between cognitive psychology and educational practice // Theory into Practice. 2004. Vol. 43, № 4. P. 268–273.
  15. Lehrer R., Schauble L. Cultivating model-based reasoning in science education // Cambridge handbook of the learning sciences / K. Sawyer (Ed.). Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2006. P. 371–388.
  16. Marcel V.J., Wilhelm P., Beishuizen J.J. The relation between intellectual and metacognitive skills from a developmental perspective // Learning and Instruction. 2004. Vol. 14, № 1. P. 89–109.
  17. Martinez M.E. What is metacognition?  Arlington, VA: Phi Delta Kappan, 2006. P. 696–699.
  18. Ray K, Smith M.C. The kindergarten child: What teachers and administrators need to know to promote academic success in all children // Early Childhood Education Journal. 2010. Vol. 38, № 1. P. 5–18.
  19. Shaw P. Intellectual ability and cortical development in children and adolescents / Shaw P., Greenstein1 D., Lerch J., Clasen1 L., Lenroot1 R., Gogtay1 N., Evans A., Rapoport J., Giedd J. // Nature. 2006. Vol. 440. P. 676–679. doi:10.1038/nature04513.
  20. Schneider W. The development of metacognitive knowledge in childrenand adolescents: Major trends and implications for education // Mind, Brain, and Education. 2008. Vol. 2, № 3. P. 114–121.
  21. Schneider W., Lockl K. The development of metacognitive knowledge in children and adolescents // Applied metacognition / Perfect T., Schwartz B. (Eds.). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2002. 297 р.
  22. Schnotz X. Metacognition and self -regulation in text processing: Some comments. / M. Carretero, M.L. Pope, R.J. Simons, J.I. Pozo (Eds.) // Learning and instruction: European research in an international context. 2002. Vol. 3. P. 365–375.
  23. Schraw G., Crippen K.J., Hartley K. Promoting self-regulation in science education: Metacognition as part of a broader perspective on learning // Research in Science Education. 2006. Vol. 36. P. 111–139.
  24. Sperling R.A. Measures of children’s knowledge and regulation of cognition / Sperling R.A., Howard B.C., Miller L.A., Murphy C. // Contemporary Educational Psychology. 2002. Vol. 27. P. 51–79.
  25. Stankov L. Complexity, metacognition, and fluid intelligence // Intelligence. 2000. Vol. 28. P. 121–143.
  26. Swanson H.L. Influence of metacognitive knowledge and aptitude on problem solving // Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 82. P. 306–314.
  27. Swanson H.L. Literacy and cognitive functioning in bilingual and nonbilingual children at or not at risk for reading disabilities / Swanson H.L. Saez L., Gerber M., Lefstead J. // Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 96, № 1. P. 3–18.
  28. Veenman M.V.J., Prins F.J., Elshout J.J. Initial learning in a complex computer simulated environment: The role of metacognitive skills and intellectual ability // Computers in Human Behavior. 2002. Vol. 18. P. 327–342.
  29. White B. A Theoretical Framework and Approach for Fostering Metacognitive Development // Educational Psychologist. 2005. Vol. 40, Iss. 4. P. 211–223.
  30. Whitebread D. The development of two observational tools for assessing metacognition and self-regulated learning in young children / D. Whitebread, P. Coltman, D.P. Pasternak, C. Sangster, V. Grau, S. Bingham, Q. Almeqdad, D. Demetriou // Metacognition and Learning. 2009. Vol. 4, Iss. 1. P. 63–85.
  31. Yanchar S., Slife B.D. Teaching critical thinking by examining assumptions: An instructional framework // Teaching of Psychology. 2004. Vol. 31. P. 85–90.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика