Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация

29883

Аннотация

В отечественной и зарубежной психологии широко представлены работы, описывающие многообразие типов семейного воспитания. В подобных исследованиях типологии основаны на авторских критериях. В связи с этим практически невозможно вывести единую классификацию стилей семейного воспитания. Данная статья посвящена рассмотрению различных критериев оценки семейного воспитания.

Общая информация

Ключевые слова: стиль семейного воспитания, тип семейного воспитания, родительское отношение, детско-родительские отношения, семья, отечественная психология, зарубежная психология

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Кузьмишина Т.Л., Чирикина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 16–25. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n1/69040 (дата обращения: 18.04.2024)

Полный текст

 

Значение семейного воспитания в развитии ребенка трудно переоценить: семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека. Известно, что семейное воспитание отличается от общественного рядом характеристик [10]. Во-первых, оно основано на любви родителей к ребенку и их заботе об успешности ребенка в будущем. Для ребенка семья является первой разновозрастной социальной группой, в которой он учится общаться с младшими и старшими людьми, узнает, как ведут себя мужчины и женщины в различных ситуациях взаимодействия, и это вторая особенность семейного воспитания. Третья характеристика семьи как воспитательной среды заключается в том, что семья для ребенка является прототипом общества в широком понимании этого слова: в семье ребенок учится соблюдать свод законов (семейных правил), узнает, что нарушение законов влечет за собой санкции, и «хорошее» поведение сулит поощрение со стороны окружающих. Также именно в семье ребенок осваивает практически все виды общественной деятельности: общение, труд, учение и пр. И, наконец, четвертая особенность семейного воспитания заключается в продолжительности его воздействия: оно начинается с момента появления ребенка на свет, и длится в течение всей жизни человека. На фоне таких общих характерных особенностей в каждой семье ребенка воспитывают уникальным, присущим лишь этой семье, образом. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей и мн.др. Вслед за А.Л. Венгером [6] определим само понятие «стиль воспитания» как «стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический — авторитарный), количеством запретов (ограничительный — попустительский) и т. п.».

Обратимся к многочисленным исследованиям стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии. Альфред Адлер [1] уже в 1932 году описал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребёнок формирует ошибочные представления о жизни. Так, Адлер отметил, что родительское пренебрежение может препятствовать развитию у ребенка социального интереса; попустительство — к развитию неадекватных представлений ребенка о себе; недостаток родительского внимания лишает ребёнка возможности поверить в себя, и смелости справляться с возникающими жизненными трудностями. Поскольку Адлер во главу угла ставит взаимоотношение ребенка с обществом, его способность реализоваться и развиваться в обществе, работая над своими недостатками, он видит развитие у ребенка адекватной самооценки, веры в себя и умения соблюдать определенные правила поведения важнейшими моментами в общении родителей и ребенка.

Американский психолог Джеймс Мартин Болдуин на основе критериев: родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка, выделил два стиля родительского воспитания [8].

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высокой степенью вербального общения между родителями и детьми; включенностью детей в обсуждение семейных проблем; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; стремлением родителей к объективному взгляду на ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. При этом родители могут предъявлять детям требования жестко, последовательно и постоянно, а дети воспринимают эти требования как справедливые.

Диана Баумринд [12] в ходе наблюдений смогла выделить 3 различных по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения и соответствующие этим стилям характеристики детей.

1.    Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии детей, теплые отношения с детьми. Как результат — дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Решения родителей не кажутся произвольными и несправедливыми для детей, поэтому дети легко соглашаются с ними [12; 13; 14].

2.    Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Высокий уровень контроля: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Родители мало общаются с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, не побуждают детей выражать свое мнение. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны [12; 13; 14].

3.    Снисходительные (или либеральные) родители — импульсивные, агрессивные дети. Низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям. По мнению Д. Баумринд, родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми [15].

Коллеги Д. Баумринд Элеонора Мак- коби и Джон Мартин дополнили данную типологию еще одни, четвертым, стилем воспитания ребенка в семье.

4.    Безразличные родители — озлобленные дети. Низкий уровень контроля и холодные отношения: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению [15].

Д. Элдер [3] на основании уровня родительского контроля и давления на ребенка выделяет семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста:

Автократичный стиль отличается полноправной властью родителей над детьми, без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, и слабым контролем за поведением детей. Родители могут навязывать свою волю и подчеркивают некомпетентность детей в различных аспектах.

Авторитарный стиль оставляет за родителями власть и право принятия решений, но допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса.

Демократичный стиль предполагает совместное обсуждение важных решений родителями и детьми.

Эгалитарный стиль характеризуется абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети не только в равной мере участвуют в принятии решений, но и несут одинаковую ответственность за них.

Разрешающий стиль встречается у родителей, которые склонны предоставлять ребенку довольно много свободы, требуя от него ответственности за поступки.

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки.

Игнорирующий стиль, характеризуется отсутствием интереса родителей в отношении ребенка, его дел. Отсутствие родительского внимания выглядит так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

Критерий эмоциональности и личной включенности родителей в отношения с детьми лег в основу классификации отечественного ученого Л.Г. Саго- товской [7]. Автор выделяет 6 типов отношений родителей к детям:

1)    чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети — главное в жизни;

2)    безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;

3)    эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;

4)    отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

5)    отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;

6)    уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

По критерию распределения ролей власти-подчинения и уровня конфронтации во взаимодействии родителей и детей А.П. Петровский выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество [5].

А.И. Захаров выделяет следующие критерии семейных отношений [2]:

1.    Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям. По этому параметру различаются такие стили семейного воспитания как: гиперопека, опека, принятие, непринятие.

2.    Параметр контроля позволяет выделить разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный типы семейного воспитания.

3.    Критерий последовательности в воспитательном воздействии является чрезвычайно важным в родительском отношении к детям любого возраста.

4.    По эмоциональной насыщенности семейное воспитание может быть аф­фективно устойчивым или неустойчивость. Этот показатель дает представление о стабильности и характере эмоциональной атмосферы в семье.

5.    Характеристика тревожности в детско-родительском взаимодействии также указывает на особенности атмосферы в семейном воспитании, описывает тревожность родителей за ребенка, факторах развития детской тревожности, устойчивости семьи к факторам стресса и пр.

Семейный психотерапевт Э.Г. Эйде- миллер [11] описывает большое количество стилей аномального семейного воспитания. Опишем лишь несколько из них. Различия между данными стилями выражаются в эмоциональной включен­ности родителей в жизнь ребенка, степени контроля и заботы, понимании родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей.

1.    Гипопротекция: недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.

2.    Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.

3.    Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.

4.    Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.

5.    Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Российские психологи Е.Т. Столин и В. В. Столин отметили некоторые типы неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку [8], связанные с эмоциональными трудностями женщин:

1.    Отношение матери к сыну — подростку как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса «главы семьи».

2.    Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка», что по существу означает «за­черкивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним.

3.    Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице, как об отсутствующем. У некоторых детей подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом. В этом случае родители могут пойти на уступки из страха перед детской агрессией, или путем ответной агрессии (чаще — физической) пытаются преодолеть ими же созданную стену отчуждения. У части детей такое родительское отношение порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, ребенок сам стремится ограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я», сохранения примитивной привязанности.

4.    Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.

Обобщая все вышесказанное, отмечаем, отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье и са- моотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, и прежде всего родителей. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными чертами и качествами.

Очевидно, что большинство классификаций основаны на критериях родительского контроля и особенностей проявления эмоциональной теплоты родителей. Важными параметрами различения стилей семейного воспитания выступают также степень властности и уважения родителей в отношении детей разного возраста. Некоторые авторы дают стилям семейного воспитания одинаковые названия, но расшифровывают их по-разному. В связи с этим важно отметить, что при изучении семьи основной задачей психологов и педагогов является выявление специфики содержания внут­рисемейных отношений, а не именование стилей или типов родительского отношения. Этот тезис тем более верен, что, как отмечают многие ученые, в частности, В.С. Мухина, «В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и многое другое. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» [4].

Любой родитель использует большой арсенал стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Чрезвычайно важно, чтобы родительское отношение характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка.

Литература

  1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30–60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Издательство Московского университета, 1986. С. 131–140.
  2. Захаров Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. 216 с.
  3. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2003. 456 с.
  5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. 96 с.
  6. Психология развития: Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
  7. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск: Изд-во Универститет, 1971. 64 с.
  8. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989. 208с.
  9. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995. 272 с.
  10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
  11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
  12. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. 1971. Vol. 4, № 1, pt. 2. P. 1–103.
  13. Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / ed. W. Dammon. San Francisco, CA, US: Jossey-Bass Publishers, 1989. P. 349-378.
  14. Galambos N., Barker E., Almeida D. Parents do matter: Trajectories of change in externalizing and internalizing problems in early adolescence // Child Development. 2003. Vol. 74, № 2, P. 578–594.
  15. Naglieri J.A., Goldstein S. Baumrind’s Parenting Styles [Electronic resource] // Encyclopedia of Child Behavior and Development. New York: Springer, 2011. Р. 213-215. URL: http://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-0-387-79061-9_293 (Accessed: 15.01.2014).

Информация об авторах

Кузьмишина Татьяна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Дошкольной педагогики и психологии факультета Психология образования ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: kuzmishina_tat@mail.ru

Чирикина Екатерина Сергеевна, Студент–бакалавр, Москоский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: katuha4297004@mail.ru

Пермякова Анастасия Андреевна, Студентка факультета «Психология образования» ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: Yfcmrf92@inbox.ru

Хохлова Елена Александровна, Студентка факультета «Психология образования» ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: hohlatka03@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 10665
В прошлом месяце: 114
В текущем месяце: 72

Скачиваний

Всего: 29883
В прошлом месяце: 366
В текущем месяце: 170