Психогенетические исследования речевых и языковых способностей: краткий обзор и перспективы изучения

1863

Аннотация

В статье излагаются основные результаты психогенетических исследований речи и языка. Обна-ружено, что факторы общесемейной среды, наряду с генетическими влияниями, играют значи-тельную роль в формировании индивидуальных особенностей овладения языком и реализации его в речи; их роль значительна в раннем онтогенезе. С возрастом вклад общесемейной среды в объяснение индивидуальных различий в речевом и языковом развитии падает, а роль факторов наследственности – возрастает. Наблюдается значительная онтогенетическая стабильность ре-чеязыковых способностей, которая обеспечивается стабильностью генетических и общесредовых влияний. Определенную умеренную роль в изменении генотип-средовых соотношений могут играть медико-биологические (недоношенность) и социальные (социоэкономический и образовательный статус родителей, степень упорядоченности домашней среды) факторы. Обсуждаются теоретические и практические следствия исследований.

Общая информация

Ключевые слова: психогенетика, наследственность, общесемейная среда, речь, язык, близнецовый метод

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Чернов Д.Н. Психогенетические исследования речевых и языковых способностей: краткий обзор и перспективы изучения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 5–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70094 (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Крышова Н.А., Штейнгардт К.М. Данные по изучению системной функции речи у близнецов // Вопросы клинической нейрогенетики / ред. Е.В. Шмидт, Е.Д. Маркова. М.: Медицина, 1973. С. 28–38.
  2. Крышова Н.А., Штейнгардт К.М. Сравнительная характеристика функции речевых мышц у однояйцевых близнецов // Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова. 1967. Т. 17. С. 643–649.
  3. Равич-Щербо И.В., Чернов Д.Н. Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте // Журнал прикладной психологии. 2005. № 1. С. 21–29.
  4. Чернов Д.Н., Паршуков А.Ю. Экспериментальное исследование генотип-средовых соотношений по акустическим характеристикам речи // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. С. 86–94.
  5. Bronfenbrenner U., Ceci S.J. Nature-nurture reconceptualized in developmental perspective: A bio-ecological model // Psychological Review. 1994. Vol. 101. № 4. P. 568–586.
  6. Genetic influence on language delay in 2-year-olds / Dale P.S., Simonoff E., Bishop D.V.M., Eley T.C., Oliver B., Price T.S. // Nature Neuroscience. 1998. Vol. 1. № 4. P. 324–328.
  7. Genetic and environmental influences on the relation between the language and nonverbal abilities of 18- and 24-month old twins [Electronic resource] / Robinson B.F., Marvin C.B., Waldman I.D., Matheny A.P. // Paper presented at the International Conference on Infant Studies, Brighton, England. 2000. July. URL: http://www.isisweb.org/view/0/brighton2000tues32.html (Accessed: 08.04.2014).
  8. Genetic evidence for bidirectional effects of early lexical and grammatical development / Dionne G., Dale P.S., Boivin M., Plomin R. // Child Development. 2003. Vol. 74. № 2. P. 394–412.
  9. Genetic models of expressive and receptive language in 18-month old French-speaking twins [Electronic resource] / Dionne G., Boivin M., Laplante D.P., Tremblay R.E., Pėrusse D. Brighton // Paper presented at the International Conference on Infant Studies, England. 2000. July. URL: http://www.isisweb.org/view/0/brighton2000tues32.html (Accessed: 08.04.2014).
  10. Hayiou-Thomas M.E. Genetic and biological pathways underpinning communication disorders across the lifespan genetic and environmental influences on early speech, language and literacy development // Journal of Communication Disorders. 2008. Vol. 41. № 5. P. 397–408.
  11. Hayiou-Thomas M.E., Dale P.S., Plomin R. The etiology of variation in language skills changes with development: a longitudinal twin study of language from 2 to 12 years // Developmental science. 2012. Vol. 15. № 2. P. 233–249.
  12. Hohnen B., Stevenson J. The structure of genetic influences on general cognitive, language, phonological and reading abilities // Developmental Psychology. 1999. Vol. 35. № 2. P. 590–603.
  13. Locke J.L., Mather P.L. Genetic factors in the ontogeny of spoken language: evidence from monozygotic and dizygotic twins // Journal of Child Language. 1989. Vol. 16. № 3. P. 553–559.
  14. Mather P.L., Black K.N. Hereditary and environmental influences on preschool twin's language skills // Developmental Psychology. 1984. Vol. 20. № 2. P. 303–308.
  15. Mittler P. Genetic aspects of psycholinguistic abilities // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1969. Vol. 10. № 3. P. 165–176.
  16. Mittler P. Language development in young twins: biological, genetic and social aspects // Acta Geneticae Medicae et Gemellologicae. 1976. Vol. 25. P. 359–365.
  17. Munsinger H., Douglass A.II. The syntactic abilities of identical twins, fraternal twins, and their siblings // Child Development. 1976. Vol. 47. № 1. P. 40–50.
  18. Osborne R.T., Gregor A.J., Miele F. Heritability of factor V: verbal comprehension // Perceptual and Motor Skills. 1968. Vol. 26. № 1. P. 191–202.
  19. Petrill S.A., Pike A., Price T., Plomin R. Chaos in the home and socioeconomic status are associated with cognitive development in early childhood: Environmental mediators identified in a genetic design // Intelligence. 2004. Vol. 32. № 5. P. 445–460.
  20. Pipp-Siegel S. Sources of individual differences in infant social cognition: cognitive and affective aspects of self and other / Pipp-Siegel S., Robinson J.L., Bridges D., Bartholomew S. // Intelligence, heredity and environment / eds. R. Sternberg, E. Grigorenko Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. P. 505–528.
  21. Price T.S., Dale P.S., Plomin R. A Longitudinal genetic analysis of low verbal and nonverbal cognitive abilities in early childhood // Twin Research. 2004. Vol. 7. № 2. P. 139–148.
  22. Reznick J.S. Intelligence, language, nature and nurture in young twins // Intelligence, heredity and environment / eds. Sternberg R., Grigorenko E. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. P. 483–504.
  23. Rowe D.C., Jacobson K.C., Van den Oord J.C.G. Genetic and environmental influences on vocabulary IQ: Parental education level as moderator // Child Development. 1999. Vol. 70. № 5. P. 1151–1162.
  24. Scarr S. Developmental theories for the 1990s: development and individual differences // Child Development. 1992. Vol. 63. № 1. P. 1–19.
  25. Stromswold K. Biological and psychosocial factors affect linguistic and cognitive development differently: A twin study // Proceedings of the Thirtieth Annual Boston University Conference on Language Development. Somerville MA: Cascillida Press, 2006. P. 595–606.
  26. The heritability of early language milestones of vocabulary and grammar: a twin study / Ganger J., Pinker S., Baker A., Chawla S. // Paper presented at the Boston University Conference on Language Development, Boston. 1998. November.
  27. The interaction of prematurity with genetic and environmental influences on cognitive and language development in twins during early childhood [Electronic resource] / Koeppen-Schomerus G., Eley T.C., Wolke D., Gringras P., Plomin R. // Paper presented at the International Conference on Infant Studies, Brighton, England. 2000. July. URL: http://www.isisweb.org/view/0/brighton2002sun2.html (Accessed: 08.04.2014).
  28. The role of specific and non-specific genetic factors in language development / Stromswold K., Schramm K., Molnar D., Holodak S., Sheffield E. // Paper presented at the Society for Research in Child Development, Atlanta, GA, 2005.
  29. The structure off language abilities at 4 years: A twin study / Colledge E., Bishop D.V.M., Koeppen-Schomerus G., Price T.C., Happy F.G.E., Eley T.C., Dale P.S., Plomin R. // Developmental Psychology. 2002. Vol. 38. № 5. P. 749–757.
  30. Tomasello M., Bates E. Language development: the essential readings. Oxford: Blackwell Publishing, 2001. 388 p.
  31. Tucker-Drob E.M., Harden K.P. Early childhood cognitive development and parental cognitive stimulation: evidence for reciprocal gene–environment transactions // Developmental Science. 2012. Vol. 15. № 2. P. 250–259.

Информация об авторах

Чернов Дмитрий Николаевич, кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей психологии и педагогики психолого-социального факультета, Российский национальный исследовательский медицинский университет (ФГАОУ ВО «РНИМУ имени Н.И. Пирогова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5404-5325, e-mail: chernov_dima@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3172
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1863
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11