Современная зарубежная психология
2014. Том 3. № 2. С. 84–91
ISSN: 2304-4977 (online)
Концепция ненасильственного общения М. Розенберга
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: общение, насильственное общение, ненасильственное общение, концепция ненасильственного общения, Я-сообщение, эмпатическое понимание
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Гессманн Х., Севастьянов П.С. Концепция ненасильственного общения М. Розенберга [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 84–91. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70115 (дата обращения: 26.12.2024)
Полный текст
В условиях современного мира существует острая необходимость в изучении проблем общения, поскольку оно, будучи процессом взаимодействия и взаимовлияния между людьми, является основой социального бытия, источником познания и понимания других людей, инструментом формирования межличностных и деловых отношений между людьми, а также средством влияния на систему социальных отношений [Буева, 1978]. С данным утверждением трудно не согласиться, так как общение сопровождает не только личную жизнь индивидуума, но и его профессиональную деятельность, соответственно, проблемы в общении, вызванные той или иной причиной (причинами), могут повлечь за собой новые проблемы и даже конфликты. Исходя из этого, мы можем утверждать, что от того, каким образом протекает процесс общения, зависит наше личное, семейное и профессиональное благополучие. Однако анализ массовой практики показывает (Л.И. Скворцова, М.А. Углицкая, 2000), что во многих современных учреждениях (административных, образовательных, различных предприятиях и т. п.) преобладают авторитарные, манипулятивные традиции, которые можно выразить в виде своеобразных диад типа «начальник — подчиненный», «учитель — ученик» и т. п. [Скворцова, 2000].
Такой тип общения нередко считается «непродуктивным» [Березуцкая, 2002]. Данное общение характеризуется стремлением к подавлению активности партнера, его инициативы и заставляет собеседника замкнуться в своем собственном пространстве, оно может вызвать отчуждение во взаимоотношениях и, как следствие, внутрилич- ностный или межличностный конфликт (либо усилить уже существующий).
Кроме того, вышеназванный тип общения можно охарактеризовать как насильственный, так как феноменология именно данного типа общения представлена манипулятивным стилем [Соколова, 1995]. Кроме того, насильственное общение характеризуют следующие способы воздействия на собеседника (подчиненного):
• требования;
• запреты,
• оценка его деятельности и поведения;
• сравнение с другими;
• критика и похвала, а также наказание и поощрение;
• игнорирование собеседника;
• подсказки, советы;
• нотации и нравоучения.
Кроме того, манипулятивный стиль насильственного общения проявляется в навязывании образцов для подражания и примеров правильного, с точки зрения одного из собеседников, поведения [Соломин, 1994]. Таким образом, отношения, продиктованные данным типом общения, можно охарактеризовать как отношения подчинения и подавления. В таких случаях со- беседник-»подчиненный» испытывает чувство вины, а иногда и страха, в то время как собеседник-«руководитель» испытывает явную антипатию к партнеру по коммуникации.
Все это, несомненно, сказывается на продуктивности любого общения, в том числе и в рамках предприятия. Однако продуктивное общение является одним из необходимых условий правильного функционирования как любого предприятия, так и построения нормальных отношений между людьми. Таким образом, возникает необходимость в преодолении подобного общения, и, соответственно, необходим способ реализации идей ненасилия в общении.
Одной из таких идей является концепция ненасильственного общения или ненасильственной коммуникации (Nonverbal Communication), разработанная американским психологом Маршаллом Б. Розенбергом. Характерным является тот факт, что данная концепция мало разработана в отечественной психологии и пользуется лишь ограниченным применением в Российской Федерации. Она направлена на развитие видов коммуникативных умений:
• выражение межличностных чувств, иными словами, осознание чувств, восприятий и желаний, связанных с взаимоотношениями; ясное и четкое сообщение своего внутреннего состояния (так называемые «я-сообщение» и «я- высказывание»);
• эмпатический ответ представляет собой дословное понимание состояний, мыслей, чувств, а также потребностей партнера по общению, передача ему данного понимания. Кроме того, эмпатический ответ включает в себя восприятие происходящего внутри другого человека [Гессманн Х.-В, 1996];
• переключение образа действия является адекватным переходом от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу, и наоборот, т. е. построением диалога;
• содействие, или фасилитация, то есть обучение, как эффективно научить окружающих вышеупомянутому [Рудестам, 1993].
Ненасильственное общение является методом коммуникации и разрешения конфликтов, цель которого — осмысление, принятие во внимание и проработка желаний всех участников общения, для обеспечения благополучного разрешения конфликтов, возникающих среди них. М. Розенберг называет ненасильственное общение также «языком сердца». Интересным и весьма удачным является разделение автором концепции стилей общения на «язык жирафа» (ненасильственное общение) и «язык волка» (насильственное общение). М. Розенберг подчеркивает, что подавляющее большинство коммуникаций происходит на «языке волка» [Розенберг, 2009]. Соответственно тот, кто научится общаться на «языке жирафа», научится лучше понимать собеседника, у него сформируется понимание намерений и мотивов партнера, и необходимость в применении агрессии в общении отпадет. Кроме того, в рамках рассматриваемой концепции проводится поиск путей понимания мотивов и желаний, которые двигают собеседником в процессе коммуникации, и чувств, которые он испытывает на данный момент. Оба этих процесса представляют собой существенный признак ненасильственного общения.
Вполне логично, что ненасильственное общение определяется самим М. Розенбергом как способ общения и одновременно метод улучшения отношений между людьми [Розенберг, 2009]. В рамках данной концепции основное внимание уделяется избеганию коммуникаций, которые могут быть истолкованы собеседником как оценивание, попытка вызвать в нем чувство вины, критика или требование — то есть все, что является характерными чертами насильственного общения. Соответственно, поэтому концепция М. Розенберга и получила название «ненасильственного общения».
Ненасильственное общение состоит из четырех основных компонентов.
Первый его компонент — наблюдение без оценивания. Иными словами, необходимо различать наблюдение и оценивание [Rosenberg Marschall] и отделять их друг от друга, поскольку их сочетание вызывает у собеседника чувство, что он подвергается критике, и заставляет сопротивляться ей. Соответственно, формирование ненасильственного общения в подобных условиях становится невозможным.
Идентификация и выражение чувств представляет собой второй компонент ненасильственной коммуникации. Она подразумевает под собой необходимость развития обширного словарного запаса, способного выразить гамму чувств, которые мы испытываем в данный момент. При этом важно отличать друг от друга чувства и мысли, чувства и оценку своего состояния, а также чувства и оценку, которую мы получаем со стороны других, равно как и их реакций на наши чувства.
Еще одной составной частью, согласно концепции М. Розенберга, является подтверждение потребностей, лежащих в основе собственных чувств. Автор концепции обозначает данный компонент как «взятие ответственности за свои чувства». Весьма интересным является тот факт, что зачастую насильственное поведение представляет собой выражение наших собственных чувств и потребностей, однако критика нередко вызывает у собеседника защитную реакцию, заключающуюся в самозащите или «контратаке». Значит, понимание взаимосвязи собственных чувств и потребностей облегчает построение ненасильственного общения. Следует отметить, что на пути к формированию «эмоциональной ответственности» индивид переживает три последовательно сменяющих друг друга стадии: «эмоциональное рабство», т. е. уверенность в собственной ответственности за чувства, возникающие у собеседника; «вызов», или отказ от признания собственного равнодушия по отношению к чувствам других, и «эмоциональная свобода», представляющая собой понимание ответственности за собственные чувства, а не чувства окружающих, и осознание невозможности удовлетворения их потребностей за собственный счет [Розенберг, 2009].
Помимо перечисленных компонентов, ненасильственная коммуникация также включает в себя свободную от требований просьбу. Просьба должна быть четкой и лаконичной, просящий должен точно знать, какой отклик и какой результат он должен получить. Важной отличительной чертой данного компонента является также характер просьбы: она представляет собой некий запрос, а не приказ или требование. Только при наличии всех четырех вышеуказанных компонентов возможно построение ненасильственного общения.
Кроме того, необходимыми условиями ненасильственного общения является, по мнению автора, наличие, во-первых, умения четко выражать себя («Я- сообщение») и, во-вторых, эмпатического понимания собеседника, при выполнении которых возможны четыре компонента ненасильственной коммуникации. Под эмпатическим пониманием понимается уважительное понимание переживаний партнера по общению, характеризующееся полным отсутствием советов и ободрения собеседника. Объяснение собственной позиции, равно как и собственных чувств, также отсуст- ствует. Благодаря этому собеседник получает возможность самовыражения, необходимого для решения той или иной проблемы.
Таким образом, М. Розенберг четко описывает базовую основу ненасильственного общения, а также предлагает алгоритм её построения, представляющий собой строго определенную последовательность операций, неукоснительное соблюдение которой имеет первостепенное значение для появления умения выражать себя и эмпатического понимания.
Для формирования умения выражать себя М. Розенберг предлагает следующие алгоритмы.
1. Выражение собственных чувств, имеющих место в данный момент;
2. Описание того, что я вижу и на что обращаю внимание;
3. Объяснение, какие мои потребности связаны с чувствами, возникающими у меня;
4. Описание действий, которые я желаю совершить для повышения качества моей жизни.
На формирование эмпатического понимания собеседника направлены следующие алгоритмы.
1. Эмпатическое восприятие чувств собеседника;
2. Эмпатическое восприятие наблюдений партнера по общению;
3. Эмпатическое восприятие потребностей собеседника в ключе связанных с ними чувств;
4. Эмпатическое восприятие желаемых действий партнера, направленных на повышение качества его жизни [Gewaltfreie Kommunikation nach].
Не менее важная цель модели ненасильственного общения М. Розенберга — установление индивидом отношений с самим собой, что является основной областью применения концепции, поскольку «оценка поведения с точки зрения собственных потребностей — это стимул для изменений» [Розенберг, 2009], без которых невозможно формирование вышеназванных компонентов ненасильственной коммуникации.
Формирование навыков ненасильственного общения может происходить как в самостоятельной, так и в индивидуальной или групповой работе. В последних случаях необходимо присутствие специалиста. С точки зрения автора концепции, наиболее эффективна именно групповая работа.
Соответственно, успешность претворения концепции ненасильственного общения зависит и от специалиста, руководящего группой. Для успешности данного процесса руководителю группы следует придерживаться следующих принципов.
• Выбор подхода, подчеркивающего и усиливающего ценность каждого члена группы. В рамках групповых занятий предпочтение отдается взаимодействию с помощью диалогов, следует своевременно обсуждать назревающие проблемы и конфликты. Долгосрочное изменение стиля общения возможно лишь в случае удачного влияния на ситуацию и использования уважительного отношения к участникам занятий.
• Создание положительного «климата» в группе. Результат данного принципа является положительным, когда группа сплачивается для достижения определенной цели, благодаря этому значительно возрастает степень сотрудничества между участниками (и между участниками и специалистом), снижается напряжение в группе. Создание положительного климата в группе предполагает предоставление участникам возможностей для построения диалога, влияния на принимаемые решения, благодаря чему формируется чувство взаимной ответственности в группе.
• Не менее важны и новые формы солидаризации, поскольку они помогают преодолеть негативные формы индивидуализации. Для осуществления данного принципа вновь необходимы возможности для построения диалога в группе, а также осознание участниками совместной ответственности [Педагогика ненасилия /, 2008].
Следует отметить, что модель ненасильственного общения может быть эффективно применена во всех сферах общения: семейные отношения, школа, организация, предприятие, терапия и консультирование, споры и конфликты. Кроме того, существует положительный опыт применения данной концепции в политической и дипломатической сферах [Розенберг, 2009]. Таким образом, можно сделать вывод, что концепция ненасильственного общения Маршалла Б. Розенберга несет в себе широкий потенциал применения, на её основе может быть разработан соответствующий тренинг, призванный бороться с проблемами и трудностями общения. Поскольку область применения данной концепции чрезвычайно широка, возможна и разработка тренинга ненасильственной коммуникации для работы на предприятиях, что позволит восполнить пробел, существующий в российской действительности на данный момент.
Литература
- Березуцкая Ю.П. Психология делового общения. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 2002. 248 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. Москва: Мысль, 1978. 216 с.
- Гессманн Х.-В. Эмпирическое исследование терапевтической эффективности метода двойника в гуманистической психодраме // Гуманистическая психодрама Том 4. Дуйсбург: Издательство Психотерапевтического института Бергерхаузен, 1996. 181 с.
- Педагогика ненасилия / Cоставитель Аннеми Петерс. СПб.: Тускарора, 2008. 192 с.
- Розенберг М. Язык жизни = Nonviolent communication: Ненасильственное общение. Москва: София, 2009. 272 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. Москва: Прогресс, 1993. 192 с.
- Скворцова Л.И., Углицкая М.А. Содержание, формы и технология развития у будущих педагогов умений ненасильственного общения // Индивидуально-дифференцированная подготовка студентов к работе в образовательных учреждениях различного типа: Сборник научных трудов / под. ред. Т.В. Лодкиной, Л.А. Коробейниковой. Вологда: Русь, 2000. с. 92-107.
- Соколова Б.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. Москва: SVR-Аргус, 1995. 156 с.
- Соломин И.Л. Бесконфликтное общение. – СПб.: Речь, 1994. 25 с.
- Gewaltfreie Kommunikation nach Marshall B. Rosenberg [Electronic resource]. Available at: http://arbeitsblaetter.stangl-taller.at/KOMMUNIKATION/gewaltfreie-kommunikation-rosenberg.shtml (Accessed: 01.12.2013).
- Rosenberg Marschall B. Umgang mit Angriffen von aggressiven Gesprächspartnern [Electronic resource]. Available at: http://arbeitsblaetter.stangl-taller.at/KOMMUNIKATION/Umgang-mit-Aggression.shtml (Accessed: 17.11.2013).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5718
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 50
Скачиваний
Всего: 15797
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 78