Отношение к собственности как предмет психологического исследования

2469

Аннотация

В статье представлен обзор зарубежных исследований, посвящённых отношению к собственности. Статья посвящена психологическим аспектам феномена собственности. Категория собственности лежит на пересечении трех сфер: предметной, личности владельца и пространства межличностных отношений, что позволяет ей играть существенную роль в развитии самосознания. Анализ показывает, что собственность имеет особое значение в развитии самосознания в детском возрасте. Осознание принадлежности предметов является частью процесса выделения ребенком своего «Я», дифференциации мира на «моё» и «не моё». В связи с этим собственность может служить внешним инструментом, опосредующим становление самосознания. Также имеют значение следующие характеристики собственности 1) система норм собственности и их соблюдение; 2) источник информации о её владельце; 3) средство межличностных отношений.

Общая информация

Ключевые слова: собственность, отношение к собственности, структура собственности, владение, использование , предметный мир, взаимосвязь собственности и самосознания, физическое "Я", материализация «Я», дифференциация «Я» и «не-Я», система норм, межличностные отношения

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смирнова Е.О., Суханова М.Д. Отношение к собственности как предмет психологического исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 4. С. 18–32. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n4/75362 (дата обращения: 19.03.2024)

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 1999. 624 с.
  2. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: АСТ, 2006. 352 с.
  3. Винникот Д.В. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. 240 с.
  4. Джеймс У. Психология. М.: Академический проект, 2011. 318 с.
  5. Диттмар Х. Экономические представления подростков // Иностранная психология. 1997. № 9. С. 25–36.
  6. Захаров В.М. Собственность: сущность, содержание и формы проявления (социально-философский аспект): автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально педагогический университет». Челябинск, 2012. 23 с.
  7. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  8. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 684 с.
  9. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. 462 с.
  10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2007. 276 с.
  11. Скловский К.И. О сущности собственности // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 100–106.
  12. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990. С. 47–548.
  13. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2000. 448 с.
  14. Фромм Э. Человек для себя. Мн.: Попурри, 1998. 253 с.
  15. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии, 1995. 416 с.
  16. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1958. 116 с.
  17. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис. М: Прогресс, 1996. 344 с.
  18. Blake P.R. The Cognitive Development of Ownership: How Children Learn to Recognize and Respect Private Property: PhD dissertation / Harvard University, 2010. 182 p.
  19. Dixon J.C., Street J.W. The distinction between self and not-self in children and adolescents // The journal of genetic psychology. 1975. Vol. 127. P. 157–162.
  20. Fasig L.G. Toddlers' understanding of ownership [Electronic resource]: Implications for self-concept development // Social Development. 2000. Vol. 9, №3. P. 370–382. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-9507.00131/full (дата обращения: 15.12.2014).
  21. Friedman O., Neary K.R. Determining who owns what [Electronic resource]: Do children infer ownership from first possession? // Cognition. 2008. Vol. 107, № 3. P. 829–849. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0010027707003071 (дата обращения: 15.12.2014).
  22. Hay D.F. Yours and mine: Toddlers’ talk about possessions with familiar peers [Electronic resource] // British Journal of Developmental Psychology. 2006. Vol. 24, № 1. P. 39–52. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1348/026151005X68880/full (дата обращения: 15.12.2014).
  23. Hobara M. Prevalence of transitional objects in young children in Tokyo and New York [Electronic resource] // Infant mental health journal. 2003. Vol. 24, № 2. P. 174–191. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/imhj.10046/abstract (дата обращения: 15.12.2014).
  24. Holmberg M.C. The development of social interchange patterns from 12 to 42 months [Electronic resource] // Child development. 1980. Vol. 51, №2. P. 448–456. URL: http://www.jstor.org/discover/10.2307/1129278?sid=21105995813733&uid=3738936&uid=2&uid=4 (дата обращения: 15.12.2014).
  25. Legerstee M, Feider H. The acquisition of person pronounce in French-speaking children // International journal of psychology. 1986. Vol. 21. P. 629–639.
  26. Levine L.E. Mine: self-definition in 2-year-old boys [Electronic resource] // Developmental psychology. 1983. Vol. 19, № 4. P. 544–549. http://psycnet.apa.org/journals/dev/19/4/544/ (дата обращения: 15.12.2014).
  27. Levine L.E., Conway J.M. Self–other awareness and peer relationships in toddlers: gender comparisons [Electronic resource] // Infant and child development. 2010. Vol. 19, № 5. P. 455–464. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/icd.675/full (дата обращения: 15.12.2014).
  28. Noles N.S. Exploring Ownership [Electronic resource]: An Investigation of Ownership Concepts in Children and Adults: PhD dissertation / Yale University, 2008. // ProQuest Dissertations & Theses Global. URL: http://search.proquest.com/docview/304392705?accountid=35419 (дата обращения: 15.12.2014).
  29. Oyamont C.M. Jr. Me, Myself, and Mine [Electronic resource]: the incorporation of Possessions into the Self: PhD dissertation / University of Minnesota, 2004. // ProQuest Dissertations & Theses Global. URL: http://search.proquest.com/docview/305159695?accountid=35419 (дата обращения: 15.12.2014).
  30. Rossano F., Rakoczy H., Tomasello M. Young children’s understanding of violations of property rights [Electronic resource] // Cognition. 2011. Vol. 121, № 2. P. 219–227. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0010027711001545 (дата обращения: 15.12.2014).

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Суханова Мария Дмитриевна, Психолог детской библиотеки №39 Централизованной библиотечной системы №1 Северо-восточного административного округа города Москвы, e-mail: Marusya1812@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2315
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 2469
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3