Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Оценка достоверности свидетельских показаний несовершеннолетних 3195

Дозорцева Е.Г., доктор психологических наук, Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, ФГБУ "ФМИЦПН им. В.П. Сербского" МЗ РФ, Москва, Россия, edozortseva@mail.ru
Красавина А.Г., Аспирант, кафедра юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, ФГБУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, netka-2107@mail.ru

Аннотация

В статье выполнен обзор англоязычных публикаций по истории и современному состоянию дифференциальной психологической оценки достоверности свидетельских показаний у несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Актуальность этой проблемы в России связана с попытками специалистов использовать зарубежные методические средства для проведения судебно-психологических экспертиз достоверности показаний свидетелей. Описывается разработанная в Европе система оценки валидности суждений (показаний) (SVA) с помощью критериального контент-анализа (СBCA) и анализа условий получения показаний (Validity Checklist). Приводятся результаты экспериментальных и полевых исследований валидности и надежности критериев СВСА. Данные показывают хорошую дифференцирующую способность метода, однако одновременно высокий уровень вероятности ошибки, что позволяет рекомендовать данный метод к применению лишь в следственных действиях, но не в судебно-психологической экспертизе. Описаны новые перспективные разработки в области методов дифференциации показаний, основанных на реальном опыте свидетеля, и ложных. Делается вывод о том, что использованию зарубежных подходов в российской судебно-следственной и экспертной практике должны предшествовать эмпирические исследования и работа по адаптации методов

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности давать показания // Медицинская и судебная психология: Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2009. С. 506–527.
  2. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном процессе: Научно-методическое пособие. М.: Юнити-Дана, 2001. 72 с.
  3. Ситковская О.Д. Психология свидетельских показаний: Научно-методическое пособие. М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2007. 80 с.
  4. Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2005. 320 с.
  5. Фрай О. Ложь. Три способа выявления лжи. СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2006. 286 с.
  6. Amado B.G., Arce R., Farina F. Undeutsch hypothesis and Criteria Based Content Analysis: A meta-analytic review // The European Journal of Psychology Applied to Legal Context. 2015. Vol. 7. № 1. P. 3–12. doi: 10.1016/j.ejpal.2014.11.002.
  7. Anson D.A., Golding S.L., Gully K.J. Child sexual abuse allegations: Reliability of criteria-based content analysis // Law and Human Behavior. 1993. Vol. 17. №3. P. 331–341. doi: 10.1007/BF01044512.
  8. Arntzen F. Psychologie der Zeugenaussage. System der Glaubwürdigkeitsmerkmale. München: Beck, 1983. 171 p.
  9. Assessment of child witness statements using criteria-based content analysis (CBCA): The effects of age, verbal ability, and interviewer's emotional style / Santtila P., [et al.] // Psychology, Crime and Law. 2000. Vol. 6. № 3. P. 159–179. doi: 10.1080/10683160008409802.
  10. Bauer P.J., Wewerka S.S. Saying is revealing: Verbal expression of event memory in the transition from infancy to early childhood / P. van den Broek, P.J. Bauer, T. Bourg, eds. // Developmental spans in event comprehension and representation: Bridging fictional and actual events. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. P. 139–168.
  11. Boychuk T. Criteria-Based Content Analysis of children’s statements about sexual abuse [Электронный ресурс]: A field-based validation study / Arizona State University. // ProQuest Dissertations & Theses Global. Ann Arbor, 1991. 120 p. URL: http://search.proquest.com/docview/303943600?accountid=35419 (дата обращения: 20.05.2015).
  12. Bruner J., Haste H. Making sense: The child construction of reality. New York: Methuen, 1987. 204 p.
  13. Brown J.M. Statement Validity Analysis / J.M. Brown, E.A. Campbell // The Cambridge Handbook of Forensic Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 319–326.
  14. Colewell K., Hiscock C.K., Memnon A. Interviewing techniques and the assessment of statement credibility // Applied Cognitive Psychology. 2002. Vol. 16. № 3. P. 287–300. doi: 10.1002/acp.788.
  15. Content cues to veracity: A meta-analysis of the validity of Criteria-Based Content Analysis / Sporer S., [et al.] // EAPL + World Conference 2015 (Nuremberg, Germany, 4–7 August 2015). Abstracts. 2015. P. 238.
  16. Contextual Bias in Verbal Credibility Assessment: Criteria-Based Content Analysis, Rality Monitoring and Scientific Content Analysis / Bogaard G., [et al.] // Applied Cognitive Psychology. 2014. Vol. 28. № 1. P. 79–90. doi: 10.1002/acp.2959.
  17. Criteria-based Content Analysis of True and Suggested Accounts of Events / Blandon-Gitlin I., [et al.] // Applied Cognitive Psychology. 2009. Vol. 23. № 7. P. 901-917. doi: 10.1002/acp.1504.
  18. Criterion-Based Content Analysis: A field validation study / Lamb M.E., [et al.] // Child Abuse and Neglect. 1997. Vol. 21. № 3 P. 255–264. doi:10.1016/S0145-2134(96)00170-6.
  19. Detecting Deception in Children: Event Familiarity Affects Criterion-Based Content Analysis Rating / Pezdek K., [et al.] // Journal of Applied Psychology. 2004. Vol. 89. №1. P. 119–126. doi:10.1037/0021-9010.89.1.119.
  20. Dettenborn H., Fröhlich H.-H., Szewczyk H. Forensische Psychologie. Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1984. 394 p.
  21. Fivush R. Haden C.A. Narrating and representing experience: Preschoolers’ developing autobiographical recounts // Developmental spans in event comprehension and representation: Bridging fictional and actual events / , Eds. P. van den Broek, P.J. Bauer, T. Bourg. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1997. P. 169–198.
  22. Goodman G.S. Commentary: On stress and accuracy in research on children’s testimony / J. Doris, Ed. The suggestibility of children’s recollections. Washington, DC: American Psychological Association, 1991. P. 77–82.
  23. Halfmann E., Sporer S.L. Belief in Context: Effects of suspect preparation time on belief about Scientific Content Analysis // EAPL + World Conference 2015 (Nuremberg, Germany, 4 – 7 August 2015). Abstracts. 2015. P. 92–93.
  24. Honts C. R. Assessing children’s credibility: Scientific and legal issues in 1994 // North Dakota Law Review. 1994. Vol. 70. P. 879–903.
  25. Interviewer questions and content analysis of children’s statements of sexual abuse / Craig R.A., Scheibe R., Raskin D.C., Kircher J.C., Dodd D.// Applied Developmental Science. 1999. Vol. 3. № 5. P. 77–85. doi:10.1207/s1532480xads0302_2.
  26. Köhnken G. Statement Validity Analysis and the detection of the truth // The detection of deception in forensic context / Eds. P.A. Granhag, L.A. Stromwall. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2004. P. 41–63.
  27. Lamers-Winkelman F., Buffing F. Children’s testimony in the Netherlands: A study of statement validity Analysis // International perspectives on child abuse and children testimoniy: Psychological Research and law. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 1996. P. 45–62.
  28. Moston S. How children interpret and respond to questions: situation sources of suggestibility in eyewitness interviews // Social Behavior. 1990. Vol. 5. № 3. P. 155–167.
  29. Nelson K. Event knowledge and cognitive development / K. Nelson, Ed. Event knowledge: Structure and functions in development. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1986. P. 1–19.
  30. Nelson K. Remembering and telling: A Developmental story // Journal of Narrative and Life History. 1991. Vol. 1, № 2–3. P. 109–127. doi: 10.1075/jnlh.1.1.05chi.
  31. Parker A.D., Brown J. Detection of deception: Statement Validity Analysis as a means of determining truthfulness or falsity of rape allegations // Legal and Criminological Psychology. 2000. Vol. 5. № 2. P. 237–259. doi: 10.1348/135532500168119.
  32. Raskin D.C., Esplin P.W. Assessment of children’s statements of sexual abuse // The suggestibility of children’s recollections / Ed. J. Doris. Washington, DC: American Psychological Association, 1991. P. 153–165.
  33. Raskin D.C., Esplin P.W. Statement Validity Assessment: Interview procedures and content analysis of children’s statements of sexual abuse // Behavioral Assessment. 1991. Vol. 13. № 3. P. 265–291.
  34. Reliability of criteria-based content analysis of child witness statements / Horowitz S.W., Lamb M.E., Esplin P.W, Boychuk T.D., Krispin O., Reiter-Lavery L. // Legal and Criminological Psychology. 1997. Vol. 2. № 1. P. 11–21. doi: 10.1111/j.2044-8333.1997.tb00329.x.
  35. Ruby C.L., Brigham J.C. The usefulness of the Criteria-Based Content Analysis technique in distinguishing between truthful and fabricated allegations // Psychology, Public Policy, and Law. 1997. Vol. 3. № 4. P. 705–737. doi:10.1037/1076-8971.3.4.705.
  36. Steller M., Köhnken G. Criteria-Based Content Analysis // Psychological methods in criminal investigation and evidence / Ed. D.C. Raskin. New York: Springer-Verlag, 1989. P. 217–245.
  37. Trankell A. Der Realitätsgehalt von Zeugenaussagen: Metodik der Aussagenpsychologie. Göttingen: Vandenhoek und Ruprecht, 1971. 174 p.
  38. The relationships among interviewer utterance type, CBCA scores and the richness of children’s responses / Herschkowitz I., Lamb M.E., Sternberg K.J., Esplin P.W. // Legal and Criminological Psychology. 1997. Vol. 2. № 2. P. 169–176. doi: 10.1111/j.2044-8333.1997.tb00341.x.
  39. Undeutsch U.  Statement reality analysis / In A. Trankell (Ed.) // Reconstructing the past: The role of psychologists in criminal trials. Deventer, the Netherlands: Kluwer, 1982. P. 27–56.
  40. Volbert R., Hoff K., Lehmann R. Criteria-Based Content Analysis: Empirical analysis of diagnostic value and latent structures // EAPL + World Conference 2015 (Nuremberg, Germany, 4–7 August 2015). Abstracts. 2015. 268 p.
  41. Volbert R., Steller M. Glaubhaftigkeit / T. Bliesener, F. Lösel, G. Köhnken (Hrsg.) Lehrbuch der Rechtpsychologie. Bern: Verlag Hans Huber, Hogrefe AG, 2014. P. 391–407.
  42. Vrij A. Criteria-based content analysis a qualitative review of the first 37 Studies // Psychology, Public Policy, and Law. 2005. Vol. 11. № 1. P. 3–41. doi:10.1037/1076-8971.11.1.3.
  43. Wells G.L., Loftus E.F. Commentary: Is this child fabricating? Reactions to a new assessment technique / In J. Doris, Ed., The suggestibility of children’s recollections. Washington, DC: American Psychological Association, 1991. P. 168–171.
  44. Wojciechowski B. Classification tree: A step forward to standardized and accurate content analysis // EAPL + World Conference 2015 (Nuremberg, Germany, 4 – 7 August 2015). Abstracts. 2015. P. 292–293
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика