Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? 4439

Екимова В.И., доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, iropse@mail.ru
Залалдинова А.М., Социальный педагог, Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Театральный художественно–технический колледж», zalaldinovaa@gmail.com

Аннотация

Буллинг – один из самых распространенных видов насилия в школьной образовательной среде, негативно влияющий на физическое и психическое здоровье всех его участников. В статье представлены краткий обзор зарубежных исследований данного феномена, актуальная статистика его распространенности и форм проявления. Основное внимание уделяется исследованиям общих характеристик участников буллинга – жертв, обидчиков и агрессивных жертв. Отмечается описательный характер проведенных исследований и противоречивость их результатов. Также обращается внимание на дефицитарность диагностического инструментария и недостаточную изученность психологической составляющей указанной проблемы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: Дисс. канд. психол. наук. СПб, 2011. 210 с.
  2. Boatwright B., Mathis T., Smith-Rex S. Getting equipped to stop bullying: A kid's survival kit for understanding and coping with violence in schools. vol. 3. Minneapolis, MN: Educational Media Corporation. 2000. 83 p.
  3. Bostic J.Q., Brunt C.C. Cornered: An Approach to School Bullying and Cyberbullying, and Forensic Implications // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2011. vol. 20. № 3. P. 447–465. doi: 10.1016/j.chc.2011.03.004
  4. Brank E.M., Hoetger L.A., Hazen K.P. Bullying // Annual Review of Law and Social Science. 2015. vol. 8. P. 213–230. doi: 10.1146/annurev-lawsocsci-102811–173820
  5. Bullying behaviors among U.S. youth: Prevalence and association with psychosocial adjustment / Nansel T. R., [et al.] // Journal of the American Medical Association. 2001. vol. 285. № 16. P. 2094–2100. doi: 10.1001/jama.285.16.2094
  6. Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth / Kowalski R.M., [et al.] // Psychological Bulletin. 2014. vol. 140. № 4. P. 1073–1137 .doi: 10.1037/a0035618
  7. Bullying victimization and the social and emotional maladjustment of bystanders: A propensity score analysis / Werth J., [et al.] // Journal of School Psychology. 2015. vol. 53. № 4, P. 295–308. doi: 10.1016/j.jsp.2015.05.004
  8. Bullying victimization in childhood predicts inflammation and obesity at mid-life: a five-decade birth cohort study / Takizawa R., [et al.] // Psychological Medicine. 2015. vol. 45. № 13. P. 2705–2715. doi: 10.1017/S0033291715000653
  9. Dake J.A., Price J.H. The nature and extent of bullying at school // Journal of School Health. 2003. vol. 73. № 5. P. 173–180. doi: 10.1111/j.1746–1561.2003.tb03599.x
  10. Espelage D.L., Swearer S.M. Research on School Bullying and Victimization: What have we learned and where do we go from here? // School Psychology Review. 2003. Vol 32. № 3. P. 365–383
  11. Health behavior in school-aged children (HSBC) study: International report from the 2009/2010 survey. № 6. Health Policy for Children and Adolеscents / Curries C. [et al.]. Copenhagen: WHO Regional office in Europe, 2012. 272 p.
  12. Indicators of school crime and safety / Kaufman P., [et al.]. Washington, DC: U.S. Departments of Education and Justice. 2000. 194 p. (NCES 2001–017/NCJ-184176).
  13. Kim S.J. A Study of Personal and Environmental Factors Influencing Bullying: Dissertation / LMU. München: Faculty of Psychology and Educational Sciences. 2004. 200 p.
  14. Menesini E., Modena M., Tani F. Bullying and victimization in adolescence: concurrent and stable roles and psychological health symptoms // Journal of Genetic Psychology. 2009. vol. 170. № 2. P. 115–133. doi: 10.3200/GNTP.170.2.115–134.
  15. Olweus D. Personality and aggression // Nebraska symposium on motivation / J.K. Cole, D. D. Jensen (Eds.). 1973. vol. 20. P. 261–321.
  16. Owens L., Shute R., Slee P.T. Girls’ aggressive behavior // The prevention researcher. 2004. vol. 11. № 3. P. 9–10.
  17. Pellegrini A. D., Long J.D. A longitudinal study of bullying, dominance, and victimization during the transition from primary school through secondary school // British Journal of Developmental Psychology. 2002. vol. 20. № 2. P. 259–280. doi: 10.1348/026151002166442
  18. Pellegrini A.D., Bartini M. A longitudinal study of bullying, victimization, and peer affiliation during the transition from primary to middle school // American Educational Research Journal. 2000. vol. 37. № 3. P. 699–725. doi: 10.3102/00028312037003699
  19. Schott R.M., Søndergaard D.M. School Bullying. New Theories in Context. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 482 p.
  20. Smith P. K. Bullying: Recent developments // Child and Adolescent Mental Health. 2003. vol. 9. № 3. P. 98–103. doi: 10.1111/j.1475–3588.2004.00089.x
  21. Smith P.K., Brain P. Bullying in schools: Lessons from two decades of research // Aggressive  Behavior. 2014. vol. 26. № 1. P. 1–9. doi: 10.1002/(SICI)1098-2337(2000)26:1<1::AID-AB1>3.0.CO;2-7
  22. Solberg M. E., Olweus D. Prevalence estimation of school bullying using the Olweus Bully/Victim Questionnaire // Aggressive Behavior. 2003. vol. 29. № 3. P. 239–268. doi: 10.1002/ab.10047
  23. Srabstein J., Leventhal B.L. Medical recognition of bullying and its related morbidity // The Lancet Psychiatry. 2015. vol. 2. № 10. P. 858–885. doi: 10.1016/S2215–0366(15)00381–8
  24. Suicide risk factors among victims of bullying and other forms of violence: data from the 2009 and 2011 Oklahoma Youth Risk Behavior Surveys / Burk T., [et al.] // The Journal of the Oklahoma State Medical Association. 2014. vol. 107. № 6. P. 335–342.
  25. Оlweus D., Limber S.Bullying in School: Evaluation and Dissemination of the Olweus Bullying Prevention Program //American Journal of Orthopsychiatry. 2010. vol. 80. P. 124–134. doi: 10.1111/j.1939–0025.2010.01015.x
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика