Изучение родительско-детского общения в процессе совместного чтения в работе Бет Энн Бешорнер

948

Аннотация

Представлен анализ исследования доктора философии Бет Энн Бешорнер (Beth Ann Beschorner, Университет Айова, США), посвященного обучению родителей диалогическому чтению с детьми и позволившего сделать вывод: благодаря опыту общения и соприкосновения с письменным языком у детей в период раннего и дошкольного детства формируется представление о грамотности. В статье сопоставляются результаты исследований, полученные независимо в разных областях научного знания – философии и психологии: исследование Б. Э. Бешорнер имеет много общего с принципами культурно-исторической психологии, сформулированными Л.С. Выготским, М.И. Лисиной и другими отечественными психологами. Хотя Б.Э. Бешорнер не опирается непосредственно на культурно-историческую и деятельностную теории, ее результаты соотносятся с основными положениями этих теорий. Анализ работы Б.Э. Бешорнер подтверждает общность выводов исследования Б.Э. Бешорнер и положений культурно-исторической теории. Это доказывает, что научная мысль может привести независимыми путями к аналогичным результатам, что в конечном итоге демонстрирует правомерность заключений и универсальность подходов к проблеме.

Общая информация

Ключевые слова: общение, диалог, совместная коммуникативная деятельность, развитие

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040403

Для цитаты: Максимова А.А. Изучение родительско-детского общения в процессе совместного чтения в работе Бет Энн Бешорнер [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 16–21. DOI: 10.17759/jmfp.2015040403

Литература

  1. Восприятие и действие / Запорожец А.В.[и др.] М.: Типография Издательства МГУ, 1966. 323 с.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5–328.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. C. 5–361.
  4. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Теории учения: Хрестоматия / Ред. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 39–52.
  5. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. С. 441–469.
  6. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1978. С. 118.
  7. Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии. 1977. №5. С. 35–47.
  8. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. 1967. № 1. С. 11–16.
  9. Запорожец А.В., Величковский Б.М. Предисловие // Т. Бауэр. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979. С. 5–10.
  10. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психология / А.Н. Леонтьев, Д.Ю. Панов, В.П. Зинченко. М.: Издательство Московского университета, 1964. С. 231–264.
  11. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. №1. С. 121–132.
  12. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие. Тарту: ТГУ, 1973. 208 с.
  13. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. № 3. С. 117–124.
  14. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии, 1978. № 5. С. 73–78.
  15. Лисина М.И., Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста // Проблемы общения и воспитания / Ред. П. Буева [и др.] Тарту: ТГУ, 1974. С. 128–146.
  16. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого–педагогические проблемы общения / А.А. Бодалев. М.: АПН СССР, 1979. С. 60–79.
  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 p.
  18. Beschorner B.A. Parent education for dialogic reading during shared storybook reading: Multiple case study of online and face-to-face delivery models / Iowa State University. Ames, 2013. 176 p.
  19. Kantor R., Miller S., Fernie D. Diverse paths to literacy in a preschool classroom: A sociocultural perspective. Reading research quarterly, 1992. Vol. 27. № 3. P. 184–201.
  20. Morrow, L.M. Home and school correlates of early interest in literature // Journal of Educational Research, 1983. Vol. 76. № 4. P. 221–230. doi: 10.1080/00220671.1983.10885455
  21. Morrow, L.M. Young children’s responses to one-on-one storybook readings in school settings // Reading Research Quarterly. 1988. Vol. 23. № 1. P 89-107. doi: 10.2307/747906

Информация об авторах

Максимова Анна Андреевна, педагог-психолог, частная школа «Кладезь», Москва, Россия, e-mail: Annetta888@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2684
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 948
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2