Детство в меняющемся мире

8167

Аннотация

Представлен психологический и социокультурный анализ современного детства. Показано, что в современных условиях развитие общества приводит к необходимости расширения рамок анализа детства, выхода за пределы собственно психологической парадигмы. Усиливаются процессы диверсификации, растет число признанных моделей детства, которые невозможно оценивать с позиции нормы. Методологически это означает необходимость расширения взгляда на детство, учет при анализе социальных и культурных контекстов. Показано, что взгляд на ребенка как на того, кому предстоит стать взрослым (child as becoming) сменяется взглядом на ребенка сегодня, как такового (child as being)

Общая информация

Ключевые слова: детство, возраст, глобализация, периодизация психического развития, индивидуализация

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. DOI: 10.17759/jmfp.2016050201

Литература

  1. Бурман Э. Деконструктивная психология развития. Ижевск: ERGO; Издательство Удмуртского университета, 2006. 288 с. (Критическая психология).
  2. Унденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей. Москва: Университетская книга, 2010. 131 с.
  3. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 7–13. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923007.htm (дата обращения: 06.06.2016).
  4. Children’s childhoods: Observed and experienced / Ed. Mayall B. London: Falmer Press, 1994. 78 p.
  5. Constructing and Reconstructing Childhood / Eds. A. James, A. Prout. New York: Psychology Press, 1997. 269 p.
  6. Education and Cultural Studies: Towards a Performative Practice / Eds. Henry A. Giroux, Patrick Shannon, New York: Routledge, 1997. 272 p.
  7. Elkind D. School and Family in the Postmodern World [Электронный ресурс] // The Phi Delta Kappa International. 1995. Vol. 77. № 1. P. 8–14. URL: http://www.jstor.org/stable/20405475 (дата обращения: 06.06.2016).
  8. Elkind D. The Death of Child Nature: Education in the Postmodern World [Электронный ресурс] // Journ. Phi Delta Kappah. 1997. Vol. 79. № 3. P. 241–245. URL: http://www.jstor.org/stable/20405998 (дата обращения: 06.06.2016).
  9. Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. Cambridge: Perseus Publishing, 2001. 244 p.
  10. Giroux H. Beyond the Corporate University: Pedagogy, Culture, and Literary Studies in the New Millennium. Rowman and Littlefield, 2001. 350 p.
  11. Giroux H. Mirror Images [Электронный ресурс]: Popular Culture and Education. New York: Peter Lang, 2008. 128 p. URL: https://books.google.ru/books?id=vc7iAjw9qSAC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 06.06.2016).
  12. James A. Giving Voice to Children’s Voices: Practices and Problems, Pitfalls and Potentials // American Anthropologist. 2007. Vol. 109. № 2. P. 261–272. doi: 10.1525/aa.2007.109.2.261
  13. James A., James A.L. Constructing Childhood: Theory, Policy and Social Practice. London: Palgrave Macmillan, 2004 256 p.
  14. James A., James A.L. Key Concepts in Childhood Studies. London: Sage, 2008. 160 p.
  15. James A., Jenks C., Prout A. Theorising Childhood. Cambridge: Polity Press, 1998. 247 p.
  16. Jenks C. Childhood. London: Routledge, 2005. 72 p.
  17. Moore K., Kinghorn A., Bandy T. Parental Relationship Quality and Child Outcomes across Subgroups. [Электронный ресурс] // Child Trends. 2011. 11 p. URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2011/04/Child_Trends-2011_04_04_RB_MaritalHappiness.pdf (дата обращения: 17.06.2016).
  18. Morrow V. Understanding Children and Childhood. 2nd ed. Lismore: Centre for Children and Young People, Southern Cross University, 2011. 35 p. (Centre for Children and Young People Background Briefing Series, no. 1.) URL: http://epubs.scu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=ccyp_pubs (дата обращения: 06.06.2016).
  19. Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Delacorte Press, 1982. 177 p.
  20. Prout A. The Future of Childhood: Towards the Interdisciplinary Study of Children. London: Routledge, 2005. 167 p.
  21. Pufall P.B., Unsworth R.P. Introduction // Rethinking Childhood / [Eds] P. Pufall and R. Unsworth. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2004. P. 1–21.
  22. Qvortrup J. ‘2005 – The Little «s» and the Prospects for Generational Childhood Studies’ // Childhoods 2005: Paper presented at the international conference, Oslo, 29 June–3 July. Oslo: University of Oslo, 2005.
  23. Qvortrup J. Childhood in the Welfare State // European Childhoods: Cultures, Politics and Childhood in Europe / Eds. A. James, A.L. James. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2008. P. 216–233.
  24. Qvortrup J. Diversity’s Temptation – and Hazards’ // Childhood and Youth’: Conference: 8–19 July 2008 / Centre for the Study of Childhood and Youth, University of Sheffield. Sheffield: University of Sheffield. 2008. P. 1–9.

Информация об авторах

Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, Директор Исследовательского центра современного детства, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, профессор, кафедра возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета Психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7058-1232, e-mail: kpolivanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6252
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 8167
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9