Системный анализ доказательств влияния участия детей в оценке социальных программ на их психологическое развитие 929
Шамрова Д.П., Докторант, Школа социальной работы Университета штата Мичиган, Нью-Йорк, США, shamrova@msu.edu Тихомирова А.В., Руководитель, научно-исследовательский центр доказательного социального проектирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, nutih@mail.ru Подушкина Т.Г., начальник информационно-аналитического отдела Управления по социально-психологической адаптации и развитию подростков, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, poduschkina@mail.ru
В статье рассматриваются состояние развития участия детей в оценке социальных программ, доказательства позитивного влияния участия на психологическое развитие ребенка. Статья включает обзор 27 зарубежных исследований с участием детей и систематизирует доказательства влияния участия ребенка на его психологическое развитие. Результаты обзора показали, что включение детей в оценку программ может способствовать позитивному развитию ребенка. Также авторы обсуждают ситуацию с включением детей в оценку социальных проектов и программ и возможность для развития этого направления в России
Благополучие и соблюдение прав детей-сирот [Электронный ресурс]:
Руководство по проведению опроса детей и отчет о пилотном исследовании /
Русакова М.М., Одинокова В.А., Захарова Ю.П. // Семья детям. Санкт-Петербург:
РОО СПСБН «Стеллит», 2015. 124 с. URL:
http://www.family2children.ru/upload/file/Metodichka_Blagopoluchie_sobludenie_Prav_detei_S.pdf
(дата обращения: 09.06.2016).
Вазир Р., ван Оуденховен Н. Новое детство [Электронный ресурс]: Как
изменились условия и потребности жизни детей. Москва: Университетская книга
2010. 200 с. URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56320.shtml
(дата обращения: 30.03.2016)
Драгункина З.Ф. Реализация Национальной стратегии действий в интересах
детей должна быть продолжена и после 2017 года // Психологическая наука и
образование. 2016. Том 21. № 1. С. 11–14. doi:10.17759/pse.2016210102
Заявление о направлениях развития оценки социальных проектов и программ в
сфере детства [Электронный ресурс] / Под ред. Шмидт В. // Общие принципы в
оценке социальных результатов программ В сфере защиты детства. 2015. 23 с. URL:
http://socialimp.files.wordpress.com/2013/02/d0bfd180d0bed0b3d180d0b0d0bcd0bcd0bdd0bed0b5-d0b7d0b0d18fd0b2d0bbd0b5d0bdd0b8d0b5-04-02.pdf
(дата обращения: 09.06.2016).
Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их защиты /
Калабихина И.Е. [и др.] М.: ЮНИСЕФ, 2009. 256 с.
Калабихина И.Е., Ионцева С., Козлов В. Анализ моделей участия детей в
процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы ребенка (на
примере российских городов, присоединившихся к инициативе ЮНИСЕФ «Города,
доброжелательные к детям»). М.: ЮНИСЕФ, 2010. 148 с.
Методические рекомендации по развитию участия детей в принятии решений,
затрагивающих их интересы, в муниципальных образованиях [Электронный ресурс] /
Под науч. ред. д.э.н. И.Е. Калабихиной М.: Фонд поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, 2014. 114 p. URL:
http://59313s018.edusite.ru/DswMedia/metodicheskie-rekomendacii-po-razvitiyu-uchastiya-detey-v-prinyatii-resheniy-zatragivayushaix-ix-interesyi-v-municipal-nyix-obrazovaniya.pdf
(дата обращения: 10.06.2016).
Мид М. Культура и мир детства М.: Наука, 1988. 429 с.
Новикова Е.М., Базина О.А. Социальные исследования детей и молодежи
[Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С.
61–71. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52273.shtml (дата обращения:
28.05.2016).
Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире
[Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство».
2012. URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml (дата
обращения: 30.03.2016).
Оценка программ в сфере детства [Электронный ресурс] // Об оценке просто.
2014. URL: http://ozenka.info/about/ (дата обращения: 09.06.2016).
Статья 12 [Электронный ресурс] // Конвенция о правах ребенка: Принята
резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата
обращения: 09.06.2016).
Указ Президента России от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ:
Информационно-правовое обеспечение. URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата
обращения: 10.06.2016).
Шейнов В.П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие [Электронный
ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 107–120.
URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70122.shtml (дата обращения:
28.05.2016)
Этический кодекс в области оценки социальных программ, проектов и услуг в
сфере детства [Электронный ресурс] // Об оценке просто. 2014. 7 с. URL:
http://ozenka.info/usefuldata/metodics/eticheskiy_kodeks/309_file_1.pdf
(дата обращения: 09.06.2016).
Ardoin N.M., Castrechini S., Hofstedt M.K. Youth–community–university
partnerships and sense of place: two case studies of youth participatory action
research [Электронный ресурс] // Children’s Geographies. 2014. Vol. 12. № 4. P.
479–496. doi:10.1080/14733285.2013.827872
Bertozzi R.A Participatory approach to research with migrant working
adolescents // Migration Letters. 2010. Vol. 7. № 1. P. 57–67.
Blazek M., Hraňová P. Emerging relationships and diverse motivations and
benefits in participatory video with young people // Children’s Geographies.
2010. Vol. 10. № 2. Р. 151–168. doi:10.1080/14733285.2012.667917
Chen P., Weiss F.L., Nicholson H.J. Girls Study Girls Inc.: Engaging girls
in evaluation through participatory action research // American Journal of
Community Psychology. 2010. Vol. 46. № 1–2. Р. 228–37. doi:
10.1007/s10464-010-9328-7
Community-based participatory research: Lessons learned from the centers
for children’s environmental health and disease prevention research
[Электронный ресурс] / Israel B.A., [et al.] // Environmental Health
Perspectives. 2005. Vol. 113. № 10. Р. 1463–1471. URL:
http://www.jstor.org/stable/3436118 (дата обращения: 10.06.2016).
Conrad D. Education and Social Innovation: The youth uncensored project – A
case study of youth participatory research and cultural democracy in action //
Canadian Journal of Education. 2015. Vol. 38. № 1. Р. 1–25.
Elkind D. School and family in the postmodern world // Journal Phi Delta
Kappan. 1995. Vol. 77. № 1. P. 8–14.
Engaging and sustaining adolescents in community-based participatory
research: Structuring a youth-friendly community-based participatory research
environment / M. Merves, [et al.] // Family & Community Health. 2015. Vol.
38. № 1. Р. 22–32. doi: 10.1097/FCH.0000000000000057
Engaging homeless youth in community-based participatory research: A case
study from Skid Row, Los Angeles / A.P. Garcia., [et al.] // Health Promotion
Practice. 2014. Vol. 5. № 1. P. 18–27. doi: 10.1177/1524839912472904
E-PAR Using technology and participatory action research to engage youth in
health promotion / Flicker S., [et al.] // Action Research. 2008. Vol 6. № 3.
Р. 285–303. doi: 10.1177/1476750307083711
Expanding health literacy indigenous youth creating videos / Stewart S.,
[et al.] // Journal of Health Psychology. 2008. Vol. 13. № 2. Р. 180–189. doi:
10.1177/1359105307086709
Hart R.A. Children’s participation: from tokenism to citizenship. Florence,
Italy: UNICEF International Child Development Centre, 1992. 49 p.
Haynes K., Tanner T.M. Empowering young people and strengthening
resilience: Youth-centered participatory video as a tool for climate change
adaptation and disaster risk reduction // Children’s Geographies. 2015. Vol.
13. № 3. Р. 357–371. doi:10.1080/14733285.2013.848599
Houghton C. Young people’s perspectives on participatory ethics: Agency,
power and impact in domestic abuse research and policy-Making // Child Abuse
Review. 2015. Vol. 24. № 4. Р. 235–248. doi: 10.1002/car.2407
Hutzel K. Reconstructing a community, reclaiming a Playground: A
participatory action research study // Studies in Art Education. 2007. Vol. 48.
№ 3. Р. 299–315. doi:10.1080/00393541.2007.11650107
Maglajlić R.A. Right to Know, UNICEF BiH-developing a communication
strategy for the prevention of HIV/AIDS among young people through
participatory action research // Child Care in Practice. 2004. Vol. 10. № 2.
Р.127–139. doi:10.1080/13575270410001693358
Malone K. «The future lies in our hands»: Children as researchers and
environmental change agents in designing a child-friendly neighborhood // Local
Environment. 2013. Vol. 18. № 3. Р. 372–395. doi:
10.1080/13549839.2012.719020
Mathews J.R., Mathews T.L., Mwaja E. “Girls Take Charge”: A community-based
participatory research program for adolescent girls // Progress in Community
Health Partnerships. 2010. Vol. 4. № 1. Р. 17–24. doi: 10.1353/cpr.0.0101
Minkler M.,Wallerstein N. Community-based participatory research for health
from process to outcomes. 2008, San Francisco, CA: Jossey-Bass. 546 p.
Morsillo J., Prilleltensky I. Social action with youth: Interventions,
evaluation, and psychopolitical validity // Journal of Community Psychology.
2007. Vol. 35. № 6. Р. 725–740. doi: 10.1002/jcop.20175
Participatory action research and city youth: Methodological insights from
the Council of Youth Research / M.A. Bautista, [et al.] // Teachers College
Record. 2013. Vol. 115. № 10. Р. 1–18.
Participatory photo mapping (PPM): Exploring an integrated method for
health and place research with young people / S.F. Dennis, [et al.] // Health
& Place. 2008. Vol 15. № 2. P. 466–473. doi:
10.1016/j.healthplace.2008.08.004
Reich S.M., Kay J.S., Lin G.C. Nourishing a partnership to improve middle
school lunch options: A community-based participatory research project //
Family & Community Health. 2015. Vol. 38. № 1. Р. 77–86. doi:
10.1097/FCH.0000000000000055
Ren J.Y., Langhout R D. A Recess Evaluation with the players: Taking steps
toward participatory action research // American Journal of Community
Psychology. 2010. Vol. 46. № 1–2. Р. 124–38. doi:
10.1007/s10464-010-9320-2
Ross L. Sustaining youth participation in a Long-term Tobacco Control
Initiative: Consideration of a social justice perspective // Youth &
Society. 2011. Vol. 43. № 2. Р. 681–704. doi: 10.1177/0044118X10366672
Taking the long view: temporal considerations in the ethics of children’s
research activity and knowledge production / Hampshire K., [et al.] //
Children’s Geographies. 2012. Vol. 10. № 2. Р. 219–232. doi:
10.1080/14733285.2012.667921
Torraco R.J. Writing integrative literature reviews: Guidelines and
examples // Human Resource Development Review. 2005. Vol. 4. № 3. Р. 356–367.
doi: 10.1177/1534484305278283
Wartenweiler D., Mansukhani R. Participatory action research with Filipino
street youth: Their voice and action against corporal punishment // Child Abuse
Review. 2015. doi: 10.1002/car.2421
Whittemore R., Knafl K. The integrative review: Updated methodology //
Journal of Advanced Nursing. 2005. Vol. 52. № 5. Р. 546–553. doi:
10.1111/j.1365-2648.2005.03621.x
Youths as partners in a community participatory project for substance use
prevention / P.A. Kulbok, [et al.] // Family & Community Health. 2015. Vol.
38. № 1. Р. 3–11. doi: 10.1097/FCH.0000000000000061
Zeng E.J., Silverstein L.B. China earthquake relief: Participatory action
work with children // School Psychology International. 2011. Vol. 32. № 5. Р.
498–511. doi: 10.1177/0143034311402921