Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 76Рубрики 51Авторы 6825Ключевые слова 16141 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Современные представления о системах внимания 113

Воронин Н.А., кандидат психологических наук, Нейропсихолог , Частная клиника «Европейский Медицинский Центр», Москва, Россия, nvoronin@emcmos.ru

Аннотация

Трехкомпнентная модель нейросетей внимания человека, включающая модуль поддержания бдительности (alerting), ориентировки (orienting) и контроля внимания (executive attention), обобщает данные большого числа исследований функционирования процессов внимания человека в норме и в патологических состояниях. В статье описываются основные положения этой теории и рассматриваются экспериментальные свидетельства в ее пользу. Несмотря на широкое распространение этой модели в последние десятилетия, сравнительно невелико число работ, посвященных изучению развития операций внимания и их мозговых механизмов в детском возрасте. В статье предпринята попытка обобщить данные по проблеме развития нейросетей внимания. Результаты анализа показали, что развитие операций внимания в онтогенезе происходит в разные сроки, и эта гетерохрония отчасти определяет степень их пластичности по отношению к формирующим воздействиям. Рассмотрение экспериментов по направленной модификации процессов внимания, завершающее обзор, демонстрирует широкий спектр областей применения накопленных знаний и новых исследований в актуальных для современной науки направлениях.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Berger A., Kofman O., Livneh U. Multidisciplinary perspectives on attention and the development of self-regulation // Progress in Neurobiology. 2007. Vol. 82. № 5. P. 256–86. doi: 10.1016/j.pneurobio.2007.06.004
  2. Berger A., Tzur G., Posner M.I. Infant brains detect arithmetic errors // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2006. Vol. 103. № 33. P. 12649–12653. doi: 10.1073/pnas.0605350103
  3. Brown J.W. Beyond conflict monitoring: Cognitive control and the neural basis of thinking before you act // Current Directions in Psychological Science. 2013. Vol. 22. № 3. P. 179–185. doi: 10.1177/0963721412470685
  4. Cuevas K., Bell M.A. Infant attention and early childhood executive function // Child Development. 2014. Vol. 85. № 2. P. 397–404. doi: 10.1111/cdev.12126
  5. Drechsler R., Brandeis D., Foldenyi M. The course of neuropsychological functions in children with attention deficit hyperactivity disorder from late childhood to early adolescence // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. Vol. 46. № 8. P. 824–836. doi: 10.1111/j.1469-7610.2004.00384.x
  6. Fan J., Flombaum J.I., McCandliss B.D. Cognitive and brain consequences of conflict // Neuroimage. 2003. Vol. 18. № 1. P. 42–57. doi: 10.1006/nimg.2002.1319
  7. Fan J., McCandliss B.D., Sommer T. Testing the efficiency and independence of attentional networks // Journal of Cognitive Neuroscience. 2002. Vol. 14. № 3. P. 340–347. doi: 10.1162/089892902317361886
  8. Fernandez-Duque D., Posner M.I. Brain imaging of attentional networks in normal and pathological states // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 2001. Vol. 23. № 1. P. 74–93. doi: 10.1076/jcen.23.1.74.1217
  9. Gerardi-Caulton G. Sensitivity to spatial conflict and the development of self – regulation in children 24–36 months of age // Developmental Science. 2000. Vol. 3. № 4. P. 397–404.
  10. Gillam R.B., Loeb D.F., Hoffman L.M. The efficacy of Fast ForWord Language intervention in school-age children with language impairment: a randomized controlled trial // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2008. Vol. 51. P. 97–119. doi: 10.1044/1092-4388(2008/007)
  11. Johnson K.A., Robertson I.H., Barry E. Impaired conflict resolution and alerting in children with ADHD: evidence from the Attention Network Task (ANT) // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. № 12. P. 1339–1347. doi: 10.1111/j.1469-7610.2008.01936.x
  12. Jones L.B., Rothbart M.K., Posner M.I. Development of executive attention in preschool children // Developmental Science. 2003. Vol. 6. № 5. P. 498–504. doi: 10.1111/1467-7687.00307
  13. Klingberg T. Training and plasticity of working memory // Trends in cognitive sciences. 2010. Vol. 14. № 7. P. 317–324.
  14. Lupiáñez J., Klein R.M., Bartolomeo P. Inhibition of return: Twenty years after // Cognitive neuropsychology. 2006. Vol. 23. № 7. P. 1003–1014. doi: 10.1080/02643290600588095
  15. Lutcke H., Frahm J. Lateralized anterior cingulate function during error processing and conflict monitoring as revealed by high-resolution fMRI // Cereb Cortex. 2008. Vol. 18. № 3. P. 508–515. doi: 10.1093/cercor/bhm090
  16. McBurnett K., Pfiffner L. Attention deficit hyperactivity disorder: Concepts, controversies, new directions. 2007: CRC Press.[Р1]  426 p.
  17. Mercuri E., Baranello G., Romeo D.M. The development of vision // Early Hum Dev. 2007. Vol. 83. № 12. P. 795–800. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2007.09.014
  18. Nobre A.C., Gitelman D.R., Dias E.C. Covert visual spatial orienting and saccades: overlapping neural systems // Neuroimage. 2000. Vol. 11. № 3. P. 210–216. doi: 10.1006/nimg.2000.0539
  19. Parris B.A., Thai N.J., Benattayallah A. The role of the lateral prefrontal cortex and anterior cingulate in stimulus-response association reversals // Journal of Cognitive Neuroscience. 2007. Vol. 19. № 1. P. 13–24. doi: 10.1162/jocn.2007.19.1.13
  20. Penkman L. Remediation of attention deficits in children: a focus on childhood cancer, traumatic brain injury and attention deficit disorder // Pediatric Rehabilitation. 2004. Vol. 7. № 2. P. 111–123. doi: 10.1080/13638490310001649417
  21. Posner M.I., Rothbart M.K. Research on attention networks as a model for the integration of psychological science // Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. P. 1–23. doi: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085516
  22. Querne L., Vernier-Hauvette M.-P., Berquin P. Development of phasic attention in children: Temporal analysis of alert during a detection task [Электронный ресурс] // Current psychology letters. Behaviour, brain & cognition. 2009. Vol. 25. № 1. P. 1–18. URL: http://cpl.revues.org/4800 (дата обращения: 18.01.2017).
  23. Ristic J., Kingstone A. Rethinking attentional development: reflexive and volitional orienting in children and adults // Developmental Science. 2009. Vol. 12. № 2. P. 289–296. doi: 10.1111/j.1467-7687.2008.00756.x
  24. Rothbart M.K., Ellis L.K., Rueda M.R. Developing mechanisms of temperamental effortful control // Journal of Personality. 2003. Vol. 71. № 6. P. 1113–1143. doi: 10.1111/1467-6494.7106009
  25. Rubia K., Smith A.B., Brammer M.J. Right inferior prefrontal cortex mediates response inhibition while mesial prefrontal cortex is responsible for error detection // Neuroimage. 2003. Vol. 20. № 1. P. 351–358. doi: 10.1016/S1053-8119(03)00275-1
  26. Rueda M.R., Fan J., McCandliss B.D. Development of attentional networks in childhood // Neuropsychologia. 2004. Vol. 42. № 8. P. 1029–1040. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2003.12.012
  27. Rueda M.R., Rothbart M.K., McCandliss B.D. Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2005. Vol. 102. № 41. P. 14931–14936. doi: 10.1073/pnas.0506897102
  28. Shalev L., Tsal Y., Mevorach C. Computerized progressive attentional training (CPAT) program: effective direct intervention for children with ADHD // Child neuropsychology. 2007. Vol. 13. № 4. P. 382–388. doi: 10.1080/09297040600770787
  29. Sohlberg M.M., McLaughlin K.A., Pavese A. Evaluation of attention process training and brain injury education in persons with acquired brain injury // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 2000. Vol. 22. № 5. P. 656–676. doi: 10.1076/1380-3395(200010)22:5;1-9;FT656
  30. Strong G.K., Torgerson C.J., Torgerson D. A systematic meta-analytic review of evidence for the effectiveness of the 'Fast ForWord' language intervention program // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2011. Vol. 52. № 3. P. 224–235. doi: 10.1111/j.1469-7610.2010.02329.x
  31. Sylvester C.Y., Wager T.D., Lacey S.C. Switching attention and resolving interference: fMRI measures of executive functions // Neuropsychologia. 2003. Vol. 41. № 3. P. 357–370. doi: 10.1016/S0028-3932(02)00167-7
  32. Tamm L., Epstein J.N., Peugh J.L. Preliminary data suggesting the efficacy of attention training for school-aged children with ADHD // Developmental Cognitive Neuroscience. 2013. Vol. 4. P. 16–28. doi: 10.1016/j.dcn.2012.11.004
  33. Tanji J.,Hoshi E. Role of the lateral prefrontal cortex in executive behavioral control // Physiological Reviews. 2008. Vol. 88. № 1. P. 37–57. doi: 10.1152/physrev.00014.2007
  34. Temple E., Deutsch G.K., Poldrack R.A. Neural deficits in children with dyslexia ameliorated by behavioral remediation: evidence from functional MRI // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2003. Vol. 100. № 5. P. 2860–2865. doi: 10.1073/pnas.0030098100
  35. Turatto M., Sandrini M., Miniussi C. The role of the right dorsolateral prefrontal cortex in visual change awareness // Neuroreport. 2004. Vol. 15. № 16. P. 2549–2552.
  36. Wainwright A., Bryson S.E. The development of exogenous orienting: mechanisms of control // Journal of Experimental Child Psychology. 2002. Vol. 82. № 2. P. 141–155. doi: 10.1016/S0022-0965(02)00002-4
  37. Wang Z., Klein R.M. Searching for inhibition of return in visual search: a review // Vision Research. 2010. Vol. 50. № 2. P. 220–228. doi: 10.1016/j.visres.2009.11.013
  38. Woods A.J., Goksun T., Chatterjee A. The development of organized visual search // Acta Psychologica. 2013. Vol. 143. № 2. P. 191–199. doi: 10.1016/j.actpsy.2013.03.008

 

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика