IT-тренинги – новая тенденция в практике помощи больным с психическими расстройствами и их значение для развития социального познания

991

Аннотация

Появление и развитие парадигмы социального познания (СП) – относительно новая тенденция в науках о психическом здоровье, которая привела к существенной модификации тренингов в направлении их большей специализации на тренировке различных способностей в сфере социальных когниций, в том числе с применением компьютерных технологий. В статье представлен краткий обзор наиболее известных зарубежных компьютеризированных программ тренингов способностей в сфере социального познания (на примере тренингов для больных с расстройствами шизофренического спектра), приводятся данные об эффективности данных программ, рассматриваются возможности и ограничения использования компьютерных технологий в тренингах СП, а также делается ряд выводов о перспективах их применения.

Общая информация

Ключевые слова: социальное познание, социальные когниции, ментализация, расстройства шизофренического спектра, компьютеризированные программы тренингов

Рубрика издания: Клиническая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050410

Для цитаты: Москачева М.А., Холмогорова А.Б. IT-тренинги – новая тенденция в практике помощи больным с психическими расстройствами и их значение для развития социального познания [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 97–105. DOI: 10.17759/jmfp.2016050410

Литература

  1. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 8–29.
  2. A new computerized cognitive and social cognition training specifically designed for patients with schizophrenia/schizoaffective disorder in early stages of illness: A pilot study / S. Fernandez-Gonzalo [et al.] // Psychiatry Research. 2015. Vol. 228. № 3. P. 501–509. doi: 10.1016/j.psychres.2015.06.007
  3. A randomized, controlled trial of computer-assisted cognitive remediation for schizophrenia / T. D’Amato [et al.] // Schizophrenia Research. 2011. № 125 (2–3). P. 284–290.
  4. A virtual reality application in role-plays of social skills training for schizophrenia: A randomized, controlled trial / K.M. Park [et al.] // Psychiatry research. 2011. Vol. 189. № 2. P. 166–172.
  5. Aimé A., Cotton K., Guitard T., Bouchard S. Virtual reality and body dissatisfaction across the eating disorder’s spectrum // Virtual reality in psychological, medical and pedagogical applications / Ed. C. Eichenberg. New York: InTech, 2012. P. 109–122. doi: 10.5772/46414
  6. Bazin N., Passerieux C., Hardy-Bayle M.C. ToMRemed: Une technique de remédiation cognitive centrée sur la théorie de l’esprit pour les patients schizophrènes // Journal de thérapie comportementale et cognitive. 2010. № 20. P. 16–21. doi: 0.1016/j.jtcc.2010.02.001
  7. Costa R.T., Sardinha A., Nardi A.E. Virtual reality exposure in the treatment of fear of flying // Aviation, space, and environmental medicine. 2008. № 79(9). P. 899–903.
  8. Does age matter? Effects of cognitive rehabilitation across the age span / T. Wykes [et al.] // Schizophrenia research. 2009. Vol. 113. № 2–3. P. 252–258. doi: 10.1016/j.schres.2009.05.025
  9. Effects of Cognitive Enhancement Therapy on Employment Outcomes in Early Schizophrenia: Results From a Two-Year Randomized Trial / Eack S.M. [et al.] // Research on social work practice. 2010. Vol. 21. № 1. P. 32–42.
  10. E-Motional Training®: Pilot study on a novel online training program on social cognition for patients with schizophrenia / Vázquez-Campo M. [et al.] // Schizophrenia Research: Cognition. 2016. Vol. 4. P. 10–17. doi: 10.1016/j.scog.2015.11.007
  11. Frommann N., Streit M., Wölwer W. Remediation of facial affect recognition impairments in patients with schizophrenia: a new training program // Psychiatry research. 2003. Vol. 117. № 3. P. 281–294.
  12. Hogarty G.E., Greenwald D.P., Eack S.M. Special section: A memorial tribute: Durability and mechanism of effects of Cognitive Enhancement Therapy // Psychiatric Services. 2006. Vol. 57. № 12. P. 1751–1757.
  13. Improving Social Cognition in Schizophrenia: A Pilot Intervention Combining Computerized Social Cognition Training With Cognitive Remediation / Lindenmayer J.P. [et al.] // Schizophrenia Bulletin. 2013. Vol. 39. №. 3. P. 507–517. doi: 10.1093/schbul/sbs120
  14. Junek W. Mind Reading: The Interactive Guide to Emotions // Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2007. № 16(4). P. 182–183.
  15. Macedo M., Marques A., QueirósC. Virtual reality in assessment and treatment of schizophrenia: a systematic review // Jornal Brasileiro de Psiquiatria. 2015. Vol. 64. № 1. P. 70–81. doi: 10.1590/0047-2085000000059
  16. Moritz S., Woodward T.S. Metacognitive Training for Schizophrenia Patients (MCT): A Pilot Study on Feasibility, Treatment Adherence, and Subjective Efficacy // German Journal of Psychiatry. 2007. Vol. 10. № 3. P. 67–78.
  17. Peyroux E., Franck N. Improving Social Cognition in People with Schizophrenia with RC2S: Two Single-Case Studies // Front Psychiatry. 2016. Vol. 7. Art. 66. doi: 10.3389/fpsyt.2016.00066
  18. Peyroux E., Franck N. RC2S: A Cognitive Remediation Program to Improve Social Cognition in Schizophrenia and Related Disorders // Frontiers in Human Neuroscience. 2014. Vol 8. P. 400–411. doi: 10.3389/fnhum.2014.00400
  19. Powers M.B., Emmelkamp P.M.G. Virtual reality exposure therapy for anxiety disorders: a meta-analysis // J Anxiety Disord. 2008. Vol. 22. № 3. P. 561–569.
  20. Wainer A., Ingersoll B. The use of innovative computer technology for teaching social communication to individuals with autism spectrum disorders // Research in Autism Spectrum Disorders. 2011. Vol. 5. № 1. P. 96–107. doi: 10.1016/j.rasd.2010.08.002
  21. Wölwer W., Frommann N. Social-Cognitive Remediation in Schizophrenia: Generalization of Effects of the Training of Affect Recognition (TAR) // Schizophr Bull. 2011. Vol. 37. № suppl_2. P. S63–S70. doi: 10.1093/schbul/sbr071

Информация об авторах

Москачева Мария Александровна, Младший научный сотрудник, лаборатория клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия, e-mail: moskacheva.m@gmail.com

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4486
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 991
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2