Введение

361

Общая информация

Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология

Для цитаты: Кочетова Т.В. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2017_n1/85781 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 

Выход данного тематического номера вполне закономерное событие. Его актуальность обусловлена прежде всего необходимостью поиска адекватных психологических и психолого-педагогических технологий, позволяющих снижать аварийность на дорогах (как известно, Россия продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по количеству дорожно-транспортных происшествий). С другой стороны, столь же необходимо сфокусировать общественное внимание на изучении ключевых факторов формирования общей культуры поведения в условиях современной дорожно­транспортной среды.

Контекст обсуждаемой темы человек в специфичной среде жизнедеятельности. Специфика состоит в том, что человеческий фактор взаимодействует с замкнутой средой отдельно взятого автотранспортного средства, составляя подсистему факторов водитель- автомобиль. Эта подсистема встроена в открытую более сложную антропогенно-техногенную систему (транспортный поток-дорожная инфраструктура- люди). В совокупности взаимодействующие и взаимозависимые подсистемы составляют сложную многоуровневую конструкцию, обозначаемую здесь как «дорожная среда».

В прикладных зарубежных психологических исследованиях, посвященных этой теме, все чаще можно встретить термин Traffic Psychology, переводимый обычно как «Психология дорожного движения». Поиск наиболее точного и адекватного русского эквивалента этого термина однозначных результатов не дает и составляет особую проблему для исследователей. Это связано с тем, что до настоящего времени нет четкого дифференцирования смыслового содержания ключевых понятий, которыми приходится оперировать авторам исследований. Так, например, термин «automotiveenvironments» — «автотранспортная среда» может переводиться буквально, термином «среда автомобиля», что представляется не вполне корректным.

Проблема состоит в трудностях разработки единой терминологии и трактовки ключевых понятий. В зарубежных статьях, как правило, одновременно присутствуют два словосочетания — TrafficPsychology и TransportPsychology. Важно отметить, что в работах зарубежных авторов постоянно подчеркивается: предметное поле проблемы TrafficPsychology включает в себя и другие аспекты, в том числе не всегда «чисто» транспортные. В России же аспекты функционирования дорожной среды погружены в общее «предметное поле» транспортной психологии. В отечественной психологии английский термин TrafficPsychology, как правило, механически ассоциируется лишь с психологией водителя автотранспортного средства, то есть с первым уровнем упомянутой выше системы факторов дорожной среды; термин «психология дорожного движения» вызывает непонимание (если не сопротивление).

Исследовательскую проблему составляет также дифференцирование факторов дорожной среды по уровням. Например, в рамках транспортной психологии не всегда рассматривается, поведение в дорожной среде пешеходов, велосипедистов, людей в инвалидных колясках. Есть мнение, что, являясь участниками дорожного движения, никакой «автотранспортной среды» они не создают. В то же время наряду с водителями автотранспортных средств, пешеходы и инвалиды на колясках являются участниками более масштабной и разветвленной среды дорожно-транспортной в широком понимании этого термина. К этой же среде относятся сотрудники дорожной полиции, дорожные рабочие, пассажиры общественного транспорта. Поэтому водитель должен рассматриваться в рамках не только системы «человек-автотранспортная среда, а более глобальной системы «человек-дорожно- транспортная среда».

Учитывая многоуровневый характер проблемы и диапазон ее психологических аспектов, мы должны уделять большое внимание не столько узконаправленным психофизиологическим характеристикам водителя, сколько социально-психологическим факторам взаимодействия его с другими участниками обсуждаемой здесь системы.

Существенный акцент в публикуемых статьях сделан на профилактической и превентивной работе с нарушителями дорожно-транспортной среды, процедурах медико-психологического сопровождения (в частности, при определении пригодности водителя к управлению транспортным средством), возрастных особенностях участников дорожного движения и других вопросах.

Статьи этого тематического номера можно рассматривать как первую попытку научного анализа зарубежных и отечественных исследований, посвященных психологии поведения в дорожно-транспортной среде. Большинство статей не столько исследовательского, сколько обзорного характера подготовлено магистрантами специальности «Психология дорожного движения».

Хочется надеяться, что материалы номера будут полезны при разработке мер по снижению аварийности на дорогах, для профилактики дорожно-транспортного травматизма, для формирования общей культуры вождения.

Информация об авторах

Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент , доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1325
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 361
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0