Семейное образование в России и за рубежом

3489

Аннотация

В статье представлена относительно новая для России практика домашнего образования. Обзор многочисленных исследований показывает, что переход на обучение дома характерен для семей с высокой ценностью сплоченности семьи, для желающих оградить своих детей от сомнительного влияния сверстников, для имеющих особое представление о религиозном образовании. Наибольшее распространение домашнее образование («хоумскулинг») имеет в США (до 8% школьников), оно разрешено и активно растет во многих странах Европы. Психологический аспект проблемы домашнего образования связывается в представленном обзоре преимущественно с темой сплоченности семьи, хотя ряд исследователей полагает, что само по себе домашнее образование является лишь дополнительным, а не основным фактором сплоченности. По данным эмпирического исследования, российские хоумскулеры при переходе на домашнее образование сталкиваются с большим количеством организационных проблем, в том числе с недостатком педагогических компетентностей родителей, поскольку лишь 16% родителей имеют педагогическое образование, и с дефицитом специальных методик индивидуального обучения. К основным психологическим проблемам при выборе семейного образования следует отнести непонимание со стороны близкого окружения, а при реализации – трудности в определении роли родителя. Если при традиционном школьном обучении родитель – принимающий и любящий, то при домашнем он берет на себя роль требующего и контролирующего. Семейное образование провоцирует создание различного рода ассоциаций и групп взаимной поддержки родителей, что свидетельствует о неоднозначности и трудности реализации данной формы образования детей.

Общая информация

Ключевые слова: семейное образование, причины выбора, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060208

Для цитаты: Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 72–80. DOI: 10.17759/jmfp.2017060208

Литература

  1. Ломов А.И. Формы получения образования [Электронный ресурс] // Директор школы. 2014. № 5(188). С. 88–94. URL: http://direktor.ru/article.htm?id=116 (дата обращения: 19.07.2017).
  2. Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/3775 (дата обращения: 19.07.2017).
  3. Семёнычев А. Домашнее обучение и семейное образование [Электронный ресурс] // Сайт «Семья». URL: https://semya.tv/obrazovanie-detei/domashnee-obuchenie-i-semeinoe-obrazovan.html (дата обращения: 19.07.2017).
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Последняя редакция / КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 19.07.2017).
  5. Форма № 76-РИК на начало 2015/2016 учебного года [Электронный ресурс] // Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/Общее образование-Формы_2015-2016.aspx (дата обращения: 19.07.2017).
  6. Bayer A. Which countries have banned homeschooling? [Электронный ресурс]. URL: http://thedavelevineshow.ning.com/m/blogpost?id=3206217%3ABlogPost%3A63353 (дата обращения: 19.07.2017).
  7. Cheng A., Tuchman S., Wolf P.J. Homeschool Parents and Satisfaction with Special Education Services // Journal of School Choice. 2016. Vol. 10. № 3. P. 381–398. doi:10.1080/15582159.2016.1202076
  8. Collom E. The ins and outs of homeschooling: The determinants of parental motivations and student achievement // Education and Urban Society. 2005. Vol. 37. № 3. P. 307–335. doi:10.1177/0013124504274190
  9. Differential moderating effects of students- and parent-rated support in the relationship between learning goal orientation and career decision-making self efficacy / P.R.J.M. Garcia [et al.] // Journal of Career Assessment. 2012. Vol. 20. № 1. P. 22–33. doi:10.1177/1069072711417162
  10. Erturgut P., Erturgut R. Stress and academic self-esteem in primary school children who applied to the hospital: A research in pediatric hospitals in Turkey // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2. № 2. P. 1200–1204. doi:10.1016/j.sbspro.2010.03.172
  11. Examining claims of family process differences ensuing from the choice to home-school / M.H. Butler [et al.] // Education and urban society. 2015. Vol. 47. № 1. P. 88–108. doi:10.1177/0013124513494777
  12. Green C.L., Hoover-Dempsey K.V. Why do parents homeschool? A systematic examination of parental involvement // Education and Urban Society. 2007. Vol. 39. № 2. P. 264–285. doi:10.1177/0013124506294862
  13. Harding T., Farrell A. Home schooling and legislated education // Australia and New Zealand Journal of Law and Education. 2003. Vol. 8. № 1. P. 125–133.
  14. Homeschooling [Электронный ресурс] // New World Encyclopedia. URL: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Homeschooling (дата обращения: 19.07.2017).
  15. HSLDA [Электронный ресурс]: Home School Legal Defense Association. URL: http://www.hslda.org/hs/international/Russia/default.asp (дата обращения: 19.07.2017).
  16. Isenberg E.J. What have we learned about homeschooling? // Peabody Journal of Education. 2007. Vol. 82. № 2–3. P. 387–409. doi:10.1080/01619560701312996
  17. Lange C.M., Liu K.K. Home-schooling: Parents’ reasons for transfer and the implications for educational policy [Электронный ресурс]: Research Report № 29. Minneapolis, MN: National Center on Educational Outcomes, 1999. 25 p. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED433595.pdf (дата обращения: 19.07.2017).
  18. Lyman I. Homeschooling: Back to the future? Policy Analysis № 294 [Электронный ресурс]. Washington, DC: Cato Institute, 1998. 21 p. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED415325.pdf (дата обращения: 19.07.2017).
  19. Mulyadia S., Rahardjoa W., Basukia A.M.H. The Role of Parent-Child Relationship, Self-Esteem, Academic Self-Efficacy to Academic Stress // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 217. P. 603–608. doi:10.1016/j.sbspro.2016.02.063
  20. Neuman A., Aviram R. Home Schooling as a Fundamental Change in Lifestyle // Evaluation and Research in Education. 2003. Vol. 17. № 2–3. P. 132–143. doi:10.1080/09500790308668297
  21. Neumana A., Gutermanb O. Academic achievements and homeschooling – It all depends on the goals // Studies in Educational Evaluation. 2016. Vol. 51. P. 1–6. doi:10.1016/j.stueduc.2016.08.005
  22. Ray B.D. Research Facts on Homeschooling [Электронный ресурс] // National home education research institute. 2016. 3 p. URL: http://www.nheri.org/research/research-facts-on-homeschooling.html (дата обращения: 19.07.2017).
  23. Schoolhouse [Электронный ресурс]. URL: http://www.schoolhouse.org.uk/ (дата обращения: 19.07.2017).
  24. Shahmohammadi N. Students’ coping with stress at high school level particularly at 11th and 12th grade // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 30. P. 395–401. doi:10.1016/j.sbspro.2011.10.078
  25. Sharma M., Jagdev T. Use of music therapy for enhancing self-esteem among academically stressed adolescents // Pakistan Journal of Psychological Research. 2012. Vol. 27. № 1. P. 53–64.
  26. Sunderland M. 100 Reasons Why Homeschooling is Good for Families [Электронный ресурс] // Abundant Life. 2014. URL: https://www.mariannesunderland.com/2014/12/08/why-homeschooling-good/ (дата обращения: 19.07.2017).
  27. The condition of education 2009 [Электронный ресурс]: NCES 2009-081 / M. Planty [et al.]. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2009. 359 p. URL: https://nces.ed.gov/pubs2009/2009081.pdf (дата обращения: 19.07.2017).
  28. Van Galen J. Ideology, curriculum, and pedagogy in home education [Электронный ресурс] // Education and Urban Society. 1988. Vol. 21. № 1. P. 52–68. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0013124588021001006 (дата обращения: 19.07.2017).

Информация об авторах

Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, Директор Исследовательского центра современного детства, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, профессор, кафедра возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета Психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7058-1232, e-mail: kpolivanova@mail.ru

Любицкая Кристина Александровна, стажер-исследователь, Центр исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия, e-mail: klyubitskaya@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3650
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 3489
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6