Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом 658

Исаев Е.И., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
Косарецкий С.Г., кандидат психологических наук, Директор Центр социально-экономического развития школы Института образования, НИУ "Высшая школа экономики", Москва, Россия, skosaretski@hse.ru
Михайлова А.М., налитик, центр социального-экономического развития школы Института Образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия, amikhailova@hse.ru

Аннотация

В статье ставится проблема связи образовательной успешности учащихся с социальными и социально-экономическими характеристиками их семей. Дети из социально неблагополучных семей демонстрируют более низкий уровень психологического благополучия и самоэффективности. В дальнейшем это обстоятельство негативно влияет на самооценку и карьерные ожидания подрастающего поколения. На основании такой зависимости выстраивается образовательная политика школы, реализуются конкретные проекты и программ преодоления школьной неуспешности. Целесообразность реализации данного подхода в российских условиях признана в отечественной психолого-педагогической науке и практике, разрабатываются и апробируются соответствующие инструменты. Анализируется феномен академической резильентости – способности учащихся демонстрировать высокие результаты, несмотря на внешние, ограничивающие обстоятельства. Рассматриваются способы и средства преодоления школьной неуспешности: 1) обеспечение дополнительными ресурсами школ, где сконцентрированы дети из семей с низким социально-экономическим статусом, 2) создание консультационных центров и команд специалистов по работе с такими семьями, 3) повышение профессиональной квалификации учителей, 4) издание соответствующей учебной и методической литературы, 5) распространение программ поддерживающего обучения, 6) создание у обучающихся положительного опыта преодоления неуспешности, формирование у них уверенности в своих силах, 7) реализация специальных программ для отстающих с использованием цифровых технологий, 8) вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Вальдман И.А. Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки NAPLAN в Австралии [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2013. № 2. С. 5–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-organizatsii-monitoringov-uchebnyh-dostizheniy-v-stranah-mira-natsionalnaya-programma-otsenki-naplan-v-avstralii (дата обращения: 20.03.2019).
  2. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения / Д.Л. Константиновский [и др.]. М.: Логос, 2006. 208 с.
  3. Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148–178. URL: https://vo.hse.ru/data/2013/10/21/1280191371/VO4_11%20Pinskaya.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
  4. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы [Электронный ресурс] / М.А. Пинская [и др.] // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198–222. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/poverh-barierov-issleduem-rezilientnye-shkoly (дата обращения: 20.03.2019).
  5. Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий [Электронный ресурс] / Г.А. Ястребов [и др.] // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188–246. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-kontekstualizatsii-obrazovatelnyh-rezultatov-shkoly-sotsialnyy-sostav-uchaschihsya-i-uroven-deprivatsii-territoriy (дата обращения: 20.03.2019).
  6. Резильентные школы: высокие достижения в социально неблагополучном окружении. Информационный бюллетень / М.А. Пинская [и др.]. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 36 с. (Мониторинг экономики образования; № 21(120)).
  7. Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–271. URL: https://vo.hse.ru/data/2013/11/01/1283174703/VO1_12%20Roshina.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
  8. Ястребов Г.А. Что мы знаем о роли школ в воспроизводстве социального неравенства (по материалам ведущих социологических изданий начиная с 1970-х годов) [Электронный ресурс] // Выравнивание шансов детей на качественное образование: сб. материалов / Под ред. И.Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 83–99. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/cl8cf03wo2/direct/74144428 (дата обращения: 20.03.2019).
  9. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58–95. URL: https://vo.hse.ru/data/2014/12/23/1104091082/Yastrebov.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
  10. Abordagem Escolar Integrada de Prevenção do Abandono Escolar [Электронный ресурс] // Direção-Geral da Educação. URL: http://www.dge.mec.pt/noticias/outros-temas/abordagem-escolar-integrada-de-prevencao-do-abandono-escolar (дата обращения: 20.03.2019).
  11. Agasisti T. Academic resilience [Электронный ресурс]: What schools and countries do to help disadvantaged students succeed in PISA: OECD working paper no. 167. [Paris]: OECD, 2018. 40 p. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/e22490ac-en.pdf?expires=1553529847&id=id&accname=guest&checksum=57F3EEF4E235AB45D5217988C471FF57 (дата обращения: 20.03.2019).
  12. An Unfair Start: Inequality in Children’s Education in Rich Countries / Y. Chzhen [et al.]. Paris: OECD Publishing, 2018. 56 p.
  13. Bourdieu P. The forms of capital [Электронный ресурс] // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / Eds. J. Richardson. Westport, CT: Greenwood, 1986. P. 241–258. URL: http://www.socialcapitalgateway.org/sites/socialcapitalgateway.org/files/data/paper/2016/10/18/rbasicsbourdieu1986-theformsofcapital.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  14. Coleman J.S. Equality of Educational Opportunity (COLEMAN) Study (EEOS). Ann Arbor, MI, 1966. 746 p. doi:10.3886/ICPSR06389.v3
  15. Education Policy Outlook 2018 «Putting Student Learning at the Centre». Paris: OECD Publishing, 2018. 347 p.
  16. Education Policy Outlook Germany [Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2014. 25 p. URL: http://www.oecd.org/edu/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK%20GERMANY_EN.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  17. Education Policy Outlook: Belgium. [Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2017. 32 p. URL: http://www.oecd.org/education/Education-Policy-Outlook-Country-Profile-Belgium.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  18. Education Policy Outlook: ireland [Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2013. 24 p. URL: http://www.oecd.org/ireland/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK%20IRELAND_EN.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  19. Education Policy Outlook: Portugal. [Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2014. 26 p. URL: http://www.oecd.org/education/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK_PORTUGAL_EN.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  20. Equity and Quality in Education: Supporting Disadvantaged Students and Schools. Paris: OECD Publishing, 2012. 170 p.
  21. Equity in Education [Электронный ресурс]: Breaking Down Barriers to Social Mobility. Paris: OECD Publishing, 2018. 192 p. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/equity-in-education_9789264073234-en#page1 (дата обращения: 20.01.2019).
  22. Hopkins D. The Practice and Theory of School Improvement: International Handbook of Educational Change. Dordrecht: Springer Science and Business Media, 2008. 311 p. doi:10.1007/1-4020-4452-6
  23. Hopkins D., Reynolds D. The Past, Present and Future of School Improvement: Towards the Third Age // British Educational Research Journal. Vol. 27. № 4. P. 459–475. doi:10.1080/01411920120071461
  24. How do some students overcome their socio-economic background? [Электронный ресурс] // OECD PISA in Focus. 2011. № 5. 4 p. URL: http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/pisainfocus/48165173.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  25. Kidson M., Norris M. Implementing the London Challenge [Электронный ресурс] / Joseph Rowntree Foundation; Institute for government. London: Institute for government, 2014. 22 p. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/Implementing%20the%20London%20Challenge%20-%20final_0.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  26. Luthar S. Resilience and Vulnerability: Adaptation in the Context of Childhood Adversities. Cambridge: Cambridge University, 2003. 610 p. doi:10.1017/CBO9780511615788
  27. MacNeil A.J., Prater D. L., Busch S. The Effects of School Culture and Climate on Student Achievement // International Journal of Leadership in Education. 2009. Vol. 12. № 1. P. 73–84. doi:10.1080/13603120701 576241
  28. Measuring Improvements in Learning Outcomes: Best Practices to Assess the Value-Added of Schools. Paris: OECD, 2008. 224 p.
  29. Motti-Stefanidi F., Masten A.S. School Success and School Engagement of Immigrant Children and Adolescents: A Risk and Resilience Developmental Perspective // European Psychologist. 2013. Vol. 18. P. 126–135. doi:10.1027/1016-9040/a000139
  30. Neue KMK-Statistik für Ganztagsschulen 2016/2017 [Электронный ресурс] // Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: https://www.ganztagsschulen.org/de/26435.php (дата обращения: 20.03.2019).
  31. PISA 2009 Results: Overcoming Social Background: Equity in Learning Opportunities and Outcomes. Volume II. OECD: Paris, 2010. 224 p.
  32. Promoting Competence and Resilience in the School Context / A. Masten [et al.] // Professional School Counseling. 2008. Vol. 12. № 2. P. 76–84. doi:10.1177/2156759X0801200213
  33. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, Schools, and Academic Achievement // Econometrica. 2005. Vol. 73. № 2. P. 417–458. doi:10.1111/j.1468-0262.2005.00584.x
  34. Rockoff J.E. The Impact of Individual Teachers on Student Achievement [Электронный ресурс]: Evidence from Panel Data // The American Economic Review. 2004. Vol. 94. № 2. P. 247–252. URL: http://www.jstor.org/stable/3592891 (дата обращения: 20.01.2019).
  35. Sammons P., Hillman J., Mortimore P. Key Characteristics of Effective schools: A review of school effectiveness research [Электронный ресурс]. London: Office for Standards in Education [OFSTED], 1995. 39 p. URL: http://www.highreliabilityschools.co.uk/_resources/files/downloads/school-effectiveness/psjhpm1995.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  36. School bullying in different countries: prevalence, risk factors, and short-term outcomes [Электронный ресурс] / I. Zych [et al.] // Protecting children against bullying and its consequences / I. Zych [et al.]. Cham, Switzerland: Springer, 2017. P. 5–22. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-3-319-53028-4_2.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  37. School Effectiveness and Improvement Research, Policy and Practice: Challenging the orthodoxy? / Eds. C. Chapman [et al.]. New York: Routledge, 2012. 298 p.
  38. Socioeconomically disadvantaged students who are academically successful [Электронный ресурс]: Examining academic resilience cross-nationally. Amsterdam: International Association for the Evaluation of Educational Achievement. 2015. 12 p. (Policy Brief; № 5). URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED557616.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
  39. The Educational Package [Электронный ресурс]: A new start for taking part. Bonn: Federal Ministry of Labour and Social Affairs Information, Publication and Editorial Office, 2015. 18 p. URL: http://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/EN/PDF-Publikationen/A857be-educational-package-brochure.pdf?__blob=publicationFile (дата обращения: 20.01.2019).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика