Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8000Ключевые слова 19542 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблемы обучения географии: обзор зарубежных исследований 58

Санина С.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФБГОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, saninasp@mgppu.ru

Аннотация

Представлен опыт, отраженный в зарубежных публикациях по проблематике трудностей в обучении младших школьников и подростков географии. Также рассматриваются вопросы использования педагогами эффективных методов обучения. Проанализированы результаты исследований ученых из США, Ирландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, Китая, Японии и других стран. Проведено сопоставление с российскими исследованиями. Обосновывается идея о том, что знания по географии необходимы современному человеку и, поэтому этот предмет должен присутствовать в учебных планах начальной школы в рамках интегрированного курса, а также в основной школе как самостоятельный предмет. Средствами школьной географии можно развивать у обучающихся пространственное и системное мышление, формировать мировоззрение. Отмечается, что современное состояние учебного предмета, тем не менее, не соответствует ожиданиям педагогов и ученых. В исследованиях поднимаются вопросы снижения интереса обучающихся к географии, они считают этот учебный предмет сложным. Особое внимание уделено анализу возможных трудностей, которые могут возникнуть у обучающихся с легкими общими нарушениями в развитии в процессе изучения географии. Описаны способы решения потенциальных проблем. Представлены методы обучения, которые являются наиболее эффективными и действенными в повышении качества географического образования. Все рассмотренные исследования имеют большое значение для практики образования, потому что географически грамотный человек способен заботиться о нашей планете, ценить её, гармонично жить в тесно взаимосвязанном мире

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бахир М.А. Метод синектики в исследовательской деятельности учащихся при обучении географии в школе // География: проблемы науки и образования: Материалы ежегодной науч.-практ. конф. «Герценовские чтения». СПб.: Астерион, 2012. С. 364–367.
  2. Горбанев В.А. Eще раз о единой географии / В.А. Горбанев // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52) Часть 4. С. 53–58. doi:10.18454/IRJ.2016.52.121
  3. Кокшарова Н.М. Синектика как инструмент компетентностного подхода // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (117). С. 50–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinektika-kak-instrument-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 20.02.2019).
  4. Максаковский В.П. О некоторых проблемах модернизации образования в России // География в школе. 2014. № 8. С. 7–13.
  5. Мелышкова-Поддубная М.А., Подболотова М.И. Метод ситуационного моделирования как ресурс системнодеятельностного подхода в обучении географии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 2. С. 102–108.
  6. Михеева В.С. Методологические проблемы математического моделирования в географии // Теоретическая география. М.: Мысль, 1971. С. 76–81.
  7. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся // Педагогические технологии. 2005. № 4. С. 36–45.
  8. Санина С.П. Модельный метод обучения как инструмент формирования у школьников учебного действия моделирования // Педагогические технологии. 2008. № 1. С. 46–55.
  9. Санина С.П. Роль проблемно задачной технологии в развитии компетенций обучающихся (на примере учебного предмета географии) // Современное образование. 2017. № 3. С. 28–35. doi:10.25136/2409-8736.2017.3.23658. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_23658.html (дата обращения: 20.02.2019).
  10. Солодухина Н.Н. Применение моделирования в обучении географии в условиях реализации ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2016. № 4. С. 100–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27310297 (дата обращения: 04.03.2019).
  11. Укропова А.В. Влияние развивающих образовательных ситуаций в предметной области «Окружающий мир» на формирование метапредметных компетенций обучающихся вторых классов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 15–22. doi:10.17759/psyedu.2017090102
  12. Чутко Н.Я. Л.В. Занков и формирование начальных знаний по истории [Электронный ресурс] // Занков.ru. URL: http://zankov.ru/about/theory/article=13/ (дата обращения: 04.03.2019).
  13. Anđelković S., Dedjanski V., Pejic B. Pedagogical benefits of fieldwork of the students at the Faculty of Geography in the light of the Bologna Process // Journal of Geography in Higher Education. 2018. Vol. 42. № 1. P. 110–125. doi:10.1080/03098265.2017.1379058
  14. Collins L. The Impact of Paper Versus Digital Map Technology on Students' Spatial Thinking Skill Acquisition // Journal of Geography. 2018. Vol. 117. № 4. P. 137–152. doi:10.1080/00221341.2017.1374990
  15. Environmental and Scientific Education Teacher Guidelines [Электронный ресурс] // The National Council for Special Education (NCSE). URL: https://www.sess.ie/resources/curricular-material (дата обращения: 10.01.2019).
  16. Hopwood N. UK high school pupils' conceptions of geography: research findings and methodological implications // International Research in Geographical and Environmental Education. 2009. Vol. 18. № 3. P. 185–197. doi:10.1080/10382040903054016
  17. Integrating Geospatial Technologies in Fifth-Grade Curriculum: Impact on Spatial Ability and Map-Analysis Skills / M. Jadallah [et al.] // Journal of Geography. 2017. Vol. 116. № 4. P. 139–151. doi:10.1080/00221341.2017.1285339
  18. Ishikawa Т. Spatial Thinking in Geographic Information Science: Students' Geospatial Conceptions, Map-Based Reasoning, and Spatial Visualization Ability // Annals of the American Association of Geographers. 2016. Vol. 101. № 4. P. 76–95. doi:10.1080/00045608.2015.1064342
  19. Karen T. Critical Intersections of Knowledge and Pedagogy: Why the Geographic Literacy of Preservice Elementary Teachers Matter? [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online. 2015. Vol. 2. № 3. P. 249–273. URL: http://dergipark.gov.tr/rigeo/issue/40885/493625 (дата обращения: 10.01.2019).
  20. Karkdijk J., Čipková E., Mázorová H. Application of digital technologies in the geography teaching process from the teachers’ perspective // International Research in Geographical and Environmental Education. 2016. Vol. 25. № 4. P. 328–343. doi:10.1080/10382046.2016.1207992
  21. Karkdijk J., Čipková E., Mázorová H. Students' geographical relational thinking when solving mysteries // International Research in Geographical and Environmental Education. 2018. Latest Articles. doi:10.1080/10382046.2018.1426304
  22. Kaya N. Main Challenges in Front of the Teachers to Teach Geography More Effectively: A Phenomenological Research [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online. 2018. Vol. 8. № 2. P. 371–393. URL: http://dergipark.gov.tr/rigeo/issue/40904/494028 (дата обращения: 10.01.2019).
  23. Kidman G. School geography: what interests students, what interests teacher? // International Research in Geographical and Environmental Education. 2018. Vol. 27. № 4. P. 311–325. doi:10.1080/10382046.2017.1349374
  24. Kocalar A.O., Demirkaya H. Geography Teachers’ Views on Effective Geography Teaching [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online (RIGEO). 2017. Vol. 7. № 3. P. 332–346. URL: http://dergipark.gov.tr/download/article-file/590221 (дата обращения: 10.01.2019).
  25. Larsen T., Harrington Jr. Developing a Learning Progression for Place // Journal of Geography. 2018. Vol. 117. № 3. P. 100–118. doi:10.1080/00221341.2017.1337212
  26. Likouri A., Klonari A., Flouris G. Relationship of Pupils’ Spatial Perception and Ability with Their Performance in Geography [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online. 2017. Vol. 7. № 2. P. 154–170. URL: http://dergipark.gov.tr/rigeo/issue/40887/493149 (дата обращения: 10.01.2019).
  27. Mackie P., Kazmierczak A. Bridging the Divide: The Potential Role of Contemporary Geographical Research in Schools // Journal of Geography. 2017. Vol. 116. № 5. P. 187–196. doi:10.1080/00221341.2016.1267787
  28. Metoyer S., Bednarz R. Spatial Thinking Assists Geographic Thinking: Evidence from a Study Exploring the Effects of Geospatial Technology // Journal of Geography. 2016. Vol. 116. № 1. P. 20–33. doi:10.1080/00221341.2016.1175495
  29. Munazza F. Perceptions of Geography as a Discipline among Students of Different Academic Levels in Pakistan [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online. 2016. Vol. 6. № 1. P. 67–85. URL: http://dergipark.gov.tr/rigeo/issue/40906/493025 (дата обращения: 10.01.2019).
  30. Oda K. Concept Maps as a Tool to Analyse College Students’ Knowledge of Geospatial Concepts [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online. 2016. Vol. 6. № 2. P. 176–198. URL: http://dergipark.gov.tr/rigeo/issue/40907/493277 (дата обращения: 10.01.2019).
  31. Raath S., Golightly A. Geography Education Students' Experiences with a Problem-Based Learning Fieldwork Activity // Journal of Geography. 2017. Vol. 116. № 5. P. 217–225. doi:10.1080/ 00221341.2016.1264059
  32. Rajović G., Bulatović J. Geography Education Research in Serbia: a Teacher’s Perspective // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6. № 1. P. 100-125. doi:10.13187/ejced.2017.1.100
  33. Sağdiç M., Demirkaya H. Evaluation of interdisciplinary teaching approach in geography education // Elektronik Sosyal Bilimler Dergisi. 2014. Vol. 13. № 49. P. 386–410. doi:10.17755/esosder.30182
  34. Shimura T. Primary Geography Education in Japan: Curriculum as Social Studies, Practices and Teachers’ Expertise [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online. 2015. Vol. 5. № 2. P. 151–165. URL: http://dergipark.gov.tr/rigeo/issue/40876/493476 (дата обращения: 10.01.2019).
  35. Stoltman J., Lidstone J, Kidman G. The 2016 International Charter on Geographical Education // International Research in Geographical and Environmental Education. 2017. Vol. 26. № 1. P. 1–2. doi:10.1080/10382046.2017.1272849
  36. Xhomara N. Teaching approaches in geography curriculum in lower secondary education [Электронный ресурс] // ResearchGate. 21 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/329371836_Teaching_approaches_in_geography_curriculum_in_lower_secondary_education (дата обращения: 10.01.2019).
  37. Xuan Х., Duan Y., Sun Y. Primary Geography Education in China: Past, Current and Future [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online. 2015. Vol. 5. № 2. P. 111–136. URL: http://dergipark.gov.tr/rigeo/issue/40876/493446 (дата обращения: 10.01.2019).
  38. Yazıcı Ö. Obstacles and ways of overcoming geography. Journal of National Academy of Education [Электронный ресурс] // Review of International Geographical Education Online. 2018. Vol. 2. № 1. P. 34–53. URL: http://dergipark.gov.tr/uead/issue/36657/393094 (дата обращения: 10.01.2019).
  39. Young people's world-mindedness and the global dimension in their geography education: a comparative study of upper secondary school students’ ideas in Finland, Germany and the Netherlands / Т. Béneker [et al.] // International Research in Geographical and Environmental Education. 2013. Vol. 22. № 4. P. 322–336. doi:10.1080/10382046.2013.826544
Статьи по теме:

Психология образования  |  Гуружапов В.А., Адаскина А.А.

Введение

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика