Особенности развития и психическое здоровье близнецов раннего возраста: обзор отечественных и зарубежных исследований

10

Аннотация

Актуальность и цель. Вследствие увеличения частоты рождаемости близнецов, а также наличия высокого риска отставания общего физического, когнитивного и психоречевого развития двойни раннего возраста, актуализируется проблема поиска факторов, влияющих на психическое здоровье и траекторию развития детей.

Методы и методики. Проведен обзор и анализ материалов современных отечественных и зарубежных исследований из 183 статей, опубликованных с 2009 по 2024 годы и представленных в базах данных Scopus, Semantic Scholar, PubMed, Bielefeld Academic Search Engine, РИНЦ и Crossref. Поиск осуществлялся с использованием ключевых слов: «двойня раннего возраста», «близнецы раннего возраста», «раннее развитие близнецов», «взаимодействие в двойне». Проанализированы исследования различных аспектов развития и психического здоровья детей, рожденных в монозиготных и дизиготных двойнях.

Результаты. Основными факторами, в целом негативно влияющими на здоровье и развитие двойни, являются: различные генетические (врожденные) факторы; нарушение или задержка внутриутробного развития; гестационный возраст и вес при рождении; наличие травматизации в родах; а также соматическое состояние детей в первые месяцы жизни. Более низкий вес при рождении, а также риски травматизации в родах выше у ребенка, рожденного вторым по порядку. Динамика развития близнецов и их психическое здоровье зависит от условий развития в первые годы жизни и особенностей их функционирования. В этот период показатели психомоторного и познавательного развития близнецов находятся в пределах нижней границы возрастной нормы, при этом наибольшая задержка в развитии наблюдается в речевой сфере.

Выводы. Изучение индивидуальной траектории раннего развития каждого ребенка из двойни должно проводиться с учетом фактора дискордантности в близнецовой паре. Развитие близнецов в первые годы жизни связано с соматическим состоянием детей, особенностями организации ухода и воспитания, взаимодействием с матерью как с близким ухаживающим взрослым, с совокупностью факторов среды и условиями организации обучения, что должно быть учтено в мониторинге нуждаемости детей в ранней помощи. Подчеркивается потребность специалистов в актуальных отечественных исследованиях особенностей развития двойни раннего возраста. Перспективным направлением в исследованиях может являться изучение особенностей когнитивного, моторного, речевого, социально-эмоционального развития двойни раннего возраста, в которой один или оба ребенка имеют нарушения в развитии.

Общая информация

Ключевые слова: близнецы раннего возраста, двойня раннего возраста, дискордантность, недоношенность, раннее развитие, психическое здоровье, ранняя помощь

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220103

Получена: 01.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Коргожа М.А., Абдулаева А.М. Особенности развития и психическое здоровье близнецов раннего возраста: обзор отечественных и зарубежных исследований // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 17–26. DOI: 10.17759/autdd.2024220103

Полный текст

Введение

За последние 15 лет в мире значительно увеличилась частота рождения двойни, в том числе в связи с развитием вспомогательных репродуктивных технологий, а также с увеличением частоты применения оральной контрацепции, на фоне отмены которой может происходить спонтанное созревание двух и более фолликулов. Частота рождения близнецов в разных странах в среднем составляет около 2,5—3% от новорожденных детей, из них три четверти имеют дихориальный тип плацентации в период внутриутробного развития [1; 12; 13; 14]. Также среди дихориальных двоен около двух третей составляют дизиготные и около одной трети — монозиготные двойни. Наличие монохориальной плацентации в значительной степени повышает риск синдрома задержки развития плода. Монохориальные близнецы чаще имеют более низкие оценки по шкале Апгар при рождении, а также клинические признаки гипоксии [5; 12; 18].

Родоразрешение многоплодной беременности, как правило, осуществляется раньше срока (на 35— 37-й гестационных неделях) и чаще посредством кесарева сечения, чем при одноплодной беременности [2; 11]. Рождение двойни зачастую сопряжено с нарушением длительности течения родов (стремительные или, наоборот, длительные роды) и повышенным риском травмы детей в родах. При этом более низкий вес и риски травматизации выше у ребенка, рожденного вторым по порядку [9; 17; 18]. Также исследователи отмечают, что дети из двойни мужского пола в большей степени подвержены риску младенческой смертности, чем дети из двойни женского пола. Особенности внутриутробного развития, отягощенных течения родов и неонатального периода, генетические факторы, особенности организации повседневного ухода и домашней среды двойни значительно отражаются на физическом и психическом здоровье детей в близнецовой паре.

Всемирная организация «Zero To Tree» при содействии Всемирной ассоциации психического здоровья младенцев (WAIMH), основываясь на результатах многолетних исследований, рассматривают механизмы и факторы развития и функционирование ребенка в качестве ключевых аспектов концепции психического здоровья младенцев и детей раннего возраста (IECMH). Под психическим здоровьем детей понимается развивающаяся способность ребенка с рождения до 5 лет формировать близкие и безопасные отношения со взрослыми и сверстниками, переживать, регулировать и выражать полный спектр эмоций, а также обучаться и исследовать свое окружение [4]. Данная способность качественно отражается в формировании полноценного когнитивного, эмоционального, двигательного и адаптивного функционирования ребенка [4]. В вопросах поддержки психического здоровья и развития двойни раннего возраста актуальным является изучение факторов, влияющих на качество данной способности у каждого ребенка из близнецовой пары.

Методы

Нами был осуществлен анализ содержания зарубежных и отечественных статей, представленных в базах данных Scopus, Semantic Scholar, PubMed, Bielefeld Academic Search Engine, РИНЦ и Crossref, с использованием ключевых слов: для англоязычных баз данных — «infant twins», «twins at early age», «twins early development», «twins interaction»; для отечественных баз данных — «двойня раннего возраста», «близнецы раннего возраста», «раннее развитие близнецов», «взаимодействие в двойне». Были изучены 183 исследования, представленные в 126 статьях из зарубежных журналов и 57 статьях, опубликованных в отечественных изданиях. Статьи опубликованы преимущественно с 2009 г. по 2024 г. В данном обзоре в приоритетном порядке уделяется внимание статьям с высоким индексом цитирования, представляющим объемные эмпирические данные. В обзоре уделено внимание новым актуальным данным масштабного лонгитюдного исследования 16-ти тысяч пар близнецов — The Twins Early Development Study (TEDS) [31].

Результаты

Особенности постнатального развития двойни: общие биологические и психологические аспекты

В раннем возрасте дети в двойне характеризуются высоким риском отставания общего физического, интеллектуального и психоречевого развития по сравнению с одиночно рожденными детьми [3]. В целом двойни имеют более низкие индексы психомоторного и познавательного развития по сравнению с одиночно рожденными детьми, но при этом показатели близнецов часто находятся в пределах нижней границы нормы. Также дети из дизиготной двойни демонстрируют более высокие показатели развития познавательной сферы, чем монозиготные близнецы [7].

В первый год жизни общая задержка в психофизическом развитии детей из двойни во многом обусловлена гестационным возрастом и весом при рождении, осложнениями течения беременности матери, наличием травматизации в родах, а также общими генетическими особенностями [33]. По мере взросления детей особенности и динамику их развития специалисты связывают в большей степени с условиями развития: особенностями организации ухода и воспитания, взаимодействием с близким ухаживающим взрослым, совокупностью факторов среды и условиями организации обучения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка в отдельности [27].

Анализ научных публикаций в данном обзоре показал, что гипотеза об исключительной связи задержки или отклонения в психофизическом развитии детей младенческого и раннего возраста с общим фактором их рождения в монозиготной или дизиготной двойне достоверно не подтвердилась [23; 27; 34; 36]. С нашей точки зрения, в данном вопросе наиболее перспективным и обоснованным принципом поиска факторов, определяющих траекторию раннего развития близнецов, может являться дискордантный подход. Дискордантность или диссоциированность детей в двойне характеризуется наличием выраженных различий в физическом развитии детей, чаще всего связанных с низким весом и ростом при рождении одного ребенка из двойни [27]. В Южной Корее лонгитюдное исследование более трех тысяч дискордантных пар монозиготных и дизиготных близнецов, рожденных в срок, показало, что в двойнях, где при рождении между детьми имелись различия в весе на 20% и более, чаще наблюдались нарушения в развитии нервной системы [17]. В этих двойнях у детей чаще встречались задержка психомоторного и речевого развития, расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности в раннем и дошкольном возрасте.

  1. E. Escolano-Pérez в своем исследовании также показала качественные различия когнитивных навыков у детей из двойни с дискордантным весом при рождении в возрасте 18-ти, 21-го и 24-х месяцев [22]. Также было показано, что дети в дискордантной двойне чаще всего имеют различный темп развития, что должно быть учтено при разработке содержания программ ранней помощи с обязательным сочетанием совместных и раздельных форм занятий.

Дискуссионным также остается вопрос о более высоком риске развития расстройств аутистического спектра (РАС) у детей в двойне. Исследователи ссылаются на недостаточное количество популяционных исследований, указывающих на достоверные различия риска развития РАС у близнецов со средне-популяционными показателями заболеваемости [24; 25; 41; 42]. Последние исследования показывают, что данное расстройство, как одно из самых частых нарушений нейропсихического развития детей, чаще всего связывают с наличием генетического (врожденного) фактора, пожилым возрастом родителей, малым гестационным возрастом и низким весом при рождении [4; 19]. Как отмечалось ранее, эти факторы часто встречаются в ситуации рождения двойни, при этом они прогностически не детерминируют развитие расстройств аутистического спектра у одного или обоих детей [20].

За последние 10 лет влияние наследственного фактора также было неоднократно изучено в контексте проблемы нарушения поведения и агрессивности у детей в двойне [16]. Фактор влияния окружающей среды объяснял до 20% случаев агрессивного поведения, в остальных случаях поведение детей в дошкольном и младшем школьном возрасте объяснялось влиянием врожденных особенностей.

Наибольший интерес исследователей в вопросе нормативного психологического развития двойни раннего возраста вызывает речевая сфера. Среди общих особенностей речевого развития детей-близнецов отмечают позднее появление первых слов, задержку формирования фразовой речи (к двум с половиной годам), медленное расширение активного словаря детей, более позднее развитие правильных артикуляционных навыков [1; 8; 10; 35]. Несмотря на общую задержку в развитии речи в сравнении с одиночно рожденными детьми, к концу дошкольного возраста в развитии речи близнецы достигают уровня возрастной нормы [29]. В целом специалисты отмечают, что задержка речевого развития детей из двойни в первые годы жизни должна рассматриваться в системе их общего психофизического развития с учетом эпигенетических и средовых факторов.

Влияние организации ухода за двойней на развитие детей в раннем возрасте

Психофизическое развитие детей-близнецов в раннем и дошкольном возрасте специалисты часто связывают с условиями среды и организацией повседневного ухода, а также с особенностями взаимодействия с родителями в естественных жизненных ситуациях.

В течение первых месяцев жизни родители двойни чаще всего обеспечивают уход, в полной мере соответствующий по содержанию уходу за одиночно рожденным ребенком. Однако детей из двойни чаще оставляют одних и реже держат на руках, что потенциально может отражаться на темпе психического развития в связи с риском частичной депривации.

Обеспечивая повседневный уход за двойней, родители могу испытывать различные трудности при организации кормления детей. В 2023 году группой ученых во главе с А.R. Kininmonth были представлены результаты исследования особенностей питания близнецов разных возрастных групп (от 16-ти месяцев до 5-ти лет). В раннем возрасте в парах близнецов, где родители демонстрировали более директивную позицию в кормлении и оказывали большее давление на детей в процессе приема пищи, были отмечены следующие особенности детей: меньшая чувствительность к еде, меньшее удовольствие от еды, медленная скорость приема пищи, большая чувствительность к насыщению, более высокое эмоциональное недоедание, проявление большей суетливости [28]. По мере взросления детей родители двойни редко меняли приемы кормления близнецов и оказывали большее давление на того ребенка, который проявлял меньший аппетит, что усугубляло негативные паттерны его пищевого поведения.

Организация совместного или раздельного сна двойни также изучается исследователями как аспект влияния на здоровье и развитие детей. В ряде экспериментов показано, что сон близнецов в одной кровати положительно коррелирует с большей прибавкой в весе детей в первые месяцы жизни [30]. Совместный сон двойни сокращает время бодрствования и увеличивает продолжительность сна детей в ночной период, а также увеличивает продолжительность сна матери. Любопытным также является результат одного исследования, показывающий более быстрое облегчение боли и восстановление младенца после прокола пятки в результате лабораторного забора крови в случаях, когда с момента рождения он находится в одной кровати совместно с сиблингом [32].

Таким образом, изучение вопросов организации ухода и воспитания двойни раннего возраста актуально и является областью исследования специалистов, предпринимающих попытки разработать рекомендации, которые, с одной стороны, будут оптимально учитывать общие и индивидуальные потребности близнецов, а с другой стороны, облегчать нагрузку и снижать ресурсные затраты родителей.

Особенности взаимодействия с сиблингом и матерью и развитие идентичности у детей в двойне

Психическое здоровье детей раннего возраста формируется в контексте близких и безопасных отношений с окружающими людьми. Старт процесса понимания ребенком себя как сознательного субъекта, имеющего обособленные от внешнего мира физические и психологические границы, дается в раннем возрасте и обусловливает его оптимальное функционирование и понимание собственных потребностей и возможностей. Данный процесс тесным образом связан с ранним опытом взаимодействия ребенка с близким ухаживающим взрослым, чаще всего — с матерью. Ранние отношения ребенка с матерью в диаде являются первичным источником всех социальных отношений личности ребенка в будущем. Дополнительную специфику привносит ситуация развития самости у детей в двойне, когда с самого рождения формирование образа Я у ребенка происходит в непрерывном тесном контакте с сиблингом, затрудняя процесс идентификации себя как целостной и самостоятельной личности [37]. Часть этих особенностей объясняется исследователями в рамках феномена «близнецовой ситуации», характеризующейся внутренней борьбой разнонаправленных стремлений детей в двойне: стремление близнецов к взаимной идентификации и одновременно с этим стремление к выделению обособленного «я» каждого из них.

L.E. Prino с коллегами провела исследование 105 монозиготных и дизиготных близнецов в возрасте от 4-х до 6-ти лет с применением рисуночной методики для изучения процессов индивидуации и формирования образа Я [37]. Наибольшие трудности в самопрезентации и выделении обособленных от сиблинга черт в образе Я демонстрировали монозиготные близнецы.

Особенности внутрипарного взаимодействия детей в двойне в раннем возрасте слабо изучены. Существует отечественное исследование, демонстрирующее характер внутрипарных взаимоотношений в двойне, которые отражаются в формировании внутренней позиции детей 6—7-ми лет. Кузьмина А.С. и Прайзендорф Е.С., исследуя 100 близнецов дошкольного возраста, показали, что в случаях внутрипарного соперничества у дизиготных близнецов дети склонны к самостоятельности, они могут принимать на себя большую ответственность и проявляют более критичное отношение к результатам собственной деятельности. Внутрипарное сотрудничество, характерное в большей степени для монозиготных близнецов, создает основу для прогнозирования собственной успешности, позитивной оценки результатов собственной деятельности и самопринятия [6].

Лонгитюдное исследование более полутора тысяч близнецов в возрастном периоде с 3-х до 8—9-ти лет оценивало динамику во взаимоотношениях сиблингов с четырех диадических аспектов: близость, зависимость, конфликтность и соперничество [40]. С возрастом детей их близость и зависимость друг от друга уменьшались на фоне усиления соперничества к младшему школьному возрасту. Проявление конфликтности усиливалось только у дизиготных близнецов. В более раннем возрасте монозиготные близнецы имели высокий уровень близости и зависимости, чем дизиготные близнецы, но существенной разницы в уровнях их конфликтности и соперничества не было установлено. Было отмечено, что все указанные диадические аспекты также были связаны с родительскими установками, поддерживающими или отвергающими то или иное поведение детей по отношению друг к другу, что должно быть изучено дополнительно.

Взаимодействие матери и ребенка в младенческом и раннем возрасте рассматривается исследователями с позиций диадического подхода, где мать, как близкий ухаживающий взрослый, является первичным источником основных условий развития ребенка [4]. В период беременности женщины, ожидающие рождения двойни, демонстрируют более высокие показатели пренатальной привязанности, чем женщины с одноплодной беременностью [43]. В случаях наличия дистресса и симптомов депрессии у беременных женщин, ожидающих рождения двойни, дети реже демонстрировали двигательную активность и акты прикосновения к собственному телу во внутриутробной среде [38]. Специфика диадических отношений в системе «мать — двойня» состоит в том, что в раннем возрасте детей матери склонны обобщенно фокусировать свое внимание на двойню и выстраивать единое взаимодействие с детьми, не уделяя особого внимания характеристикам и потребностям каждого ребенка в отдельности [15]. Также в младенческом возрасте детей однотипное поведение демонстрируют матери как монозиготных, так и дизиготных близнецов [21].

Чувствительность и респонсивность матерей двойни также в некоторой степени имеет специфические особенности. Данные важнейшие характеристики близкого ухаживающего взрослого указывают на его способность замечать, корректно интерпретировать и соответствующим образом реагировать на сигналы ребенка с учетом его актуальных потребностей и индивидуальных особенностей. Исследование

  1. C. Riva Crugnola и ее коллег показало, что слабая чувствительность матерей связана исключительно с ситуацией воспитания близнецов раннего возраста, а не с личностными особенности самих женщин [39]. Во взаимодействии со своими детьми матери двойни часто демонстрируют разное поведение с каждым ребенком, при этом для них характерно более отстраненное и дистанцированное поведение, чем у матерей одного ребенка раннего возраста [26]. Исследователи также отмечают, что сниженная чувствительность и респонсивность матерей значимо не влияют на уровень социально-эмоционального и коммуникативного развития детей в двойне в течение первого года жизни, что указывает на относительную устойчивость и обособленность механизмов психического развития близнецов в контексте привязанности к близкому ухаживающему взрослому.

Актуальный исследовательский интерес специалистов также связан с изучением особенностей материнской речи в процессе взаимодействия матери с детьми-близнецами [8; 30]. Частота голоса и паттерны интонационного контура в речи, обращенной к каждому младенцу из двойни, различны. Экспериментально показано, что в случаях, когда мать разговаривает с младенцем, чей голосовой отклик более бледный и редкий, она чаще использует восходящую интонацию.

В целом изучение особенностей взаимодействия двойни раннего возраста с матерью и ближайшим окружением в качестве факторов, влияющих на психическое здоровье и развитие детей, остается областью перспективных исследований. Эмпирические исследования могут быть направлены на изучение различных аспектов развития каждого ребенка из близнецовой пары с учетом влияния «близнецовой ситуации», а также на выявление особенностей диадических отношений матери и каждого ребенка в отдельности, как фактора, влияющего на это развитие.

Заключение

Обзор отечественных и зарубежных статей, опубликованных за последние 15 лет, показал устойчивый интерес исследователей к вопросам здоровья и развития близнецов в различных возрастных периодах. Общими факторами, базово влияющими на психическое здоровье и развитие детей в двойне, являются различные генетические (врожденные) факторы, гестационный возраст и вес при рождении, наличие травматизации в родах, а также соматическое состояние в первые месяцы жизни. Развитие близнецов в первые годы жизни тесным образом связано с особенностями организации ухода и воспитания, со взаимодействием с близким ухаживающим взрослым, совокупностью факторов среды и условиями организации индивидуального обучения. Исследования показывают, что важно рассматривать индивидуальную траекторию раннего развития каждого ребенка из двойни, учитывая фактор дискордантности в близнецовой паре. В обзоре показана необходимость принимать во внимание данные актуальных исследований при разработке содержания программ ранней помощи двойне, учитывающих различные индивидуальные нужды и потребности каждого ребенка в близнецовой паре. Анализ публикаций также показал, что существует значительный недостаток отечественных исследований психологических особенностей близнецов, в том числе младенческого и раннего возраста.

Перспективным направлением в исследованиях может являться изучение особенностей когнитивного, моторного, речевого, социально-эмоционального развития двойни раннего возраста, в которой один или оба ребенка имеют какие-либо нарушения в развитии. Данные таких исследований позволят расширить возможности оказания психологической помощи родителям при рождении двойни и разрабатывать специализированные программы ранней помощи с учетом специфики нахождения детей в близнецовой паре.

Литература

  1. Вяльцева Д.В. Особенности развития речи близнецов // Вестник Московского государственного лингвистического университета: Языкознание и литературоведение. № 15. С. 57—66.
  2. Гармаева Е.Д., Ботоева Е.А. Многоплодная беременность // Вестник Бурятского государственного университета: Медицина и фармация. № 1. С. 58—61. DOI:10.18101/2306-1995-2019-1-58-61
  3. Гусейнова А.А., Богданова М.С. Особенности развития близнецов в раннем возрасте // Современные аспекты комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Москва, 15 ноября 2019 г.). Москва: УМЦ Добрый Мир, 2019. С. 97—101. ISBN 978-5-6041322-5-8.
  4. Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет: [пер. с англ.]. Санкт-Петербург: Скифия, 2022. 456 с. ISBN 978-5-00025-276-5.
  5. Елистратова В.А., Дувалина О.Н. Психологические особенности развития моногозиготных близнецов // Colloquium-Journal. № 13: Ч. 4. С. 46—48.
  6. Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С. Роль внутрипарного взаимодействия в развитии самосознания близнецов дошкольного возраста // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. № 1. С. 58— 62. DOI:10.37386/2413-4481-2021-1-58-62
  7. Куражова А.В. Временные и спектральные характеристики речи детей-близнецов: лонгитюдное исследование // Сборник Трудов XXXIV сессии Российского акустического общества (г. Москва, 14—18 февраля 2022 г.). Москва: ГЕОС, 2022. С. 111—118. DOI:10.34756/GEOS.2021.17.38071
  8. Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое взаимодействие в триадах «мать—дизиготные близнецы» в 4—6-летнем возрасте детей // Экспериментальная психология. Т. 13. № 2. С. 40—56. DOI:10.17759/exppsy.2020130204
  9. Низамова Е.С. Наследственная и средовая обусловленность психического развития близнецов // Психология и психотехника. № 2. С. 66—71.
  10. Орлова О.С., Печенина В.А. Особенности речевых нарушений у детей-близнецов, рожденных в результате применения методики экстракорпорального оплодотворения // Сборник научных статей VII Международной конференции Российской ассоциации дислексии (г. Москва, 29 мая 2015 г.). Москва: Государственный институт русского языка, 2017. С. 108—114. ISBN 978-5-98269-156-9.
  11. ПавличенкоМ.В.,КосовцоваН.В.,ПоспеловаЯ.Ю.идр.Особенностифизическогоразвитиянедоношенныхноворожденных из монохориальных диамниотических двоен при рождении: ретроспективное когортное исследование // Кубанский научный медицинский вестник. Т. 30. № 1. С. 37—48. DOI:10.25207/1608-6228-2023-30-1-37-48
  12. Сибагатова Л.Р., Краева О.А., Башмакова Н.В. и др. Перинатальные исходы беременности двойней // Лечение и профилактика. Т. 9. № 3. С. 5—10.
  13. Шелаева Е.В., Мусина Е.В., Ярмолинская М.И. и др. Особенности ведения беременности высокого риска после процедуры экстракорпорального оплодотворения (описание и обсуждение клинического наблюдения) // Журнал акушерства и женских болезней. Т. 67. № 6. С. 112—118. DOI:10.17816/JOWD676112-118
  14. Ahmadzadeh Y.I., Eley T.C., Plomin R. et al. Children of the Twins Early Development Study (CoTEDS): A Children-of- Twins Study // Twin Research and Human Genetics. 2019. Vol. 22. № 6. Pp. 514—522. DOI:10.1017/thg.2019.61
  15. Beer , Israel C., Johnson S. et al. Twin birth: An additional risk factor for poorer quality maternal interactions with very preterm infants? // Early Human Development. 2013. Vol. 89. № 8. Pp. 555—559. DOI:10.1016/j. earlhumdev.2013.02.006
  16. Cheesman , Selzam S., Ronald A. et al. Childhood behaviour problems show the greatest gap between DNA-based and twin heritability // Translational Psychiatry. 2017. Vol. 7. № 12. Article № 1284. 9 p. DOI:10.1038/s41398-017- 0046-x
  17. Choi E.S., Jung Y.M., Cho K.D. et al. Long-term adverse neurodevelopmental outcomes of discordant twins delivered at term: A nationwide population-based study // BJOG: An International Journal of Obstetrics and 2023. Vol. 130. № 11. Pp. 1370—1378. DOI:10.1111/1471-0528.17494
  18. Christensen R., Chau V., Synnes A. et al. Longitudinal neurodevelopmental outcomes in preterm twins // Pediatric 2021. Vol. 90. № 3. Pp. 593—599. DOI:10.1038/s41390-020-0840-7
  19. Colvert , Simonoff E., Capp S.J. et al. Autism Spectrum Disorder and Mental Health Problems: Patterns of Difficulties and Longitudinal Trajectories in a Population-Based Twin Sample // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2022. Vol. 52. № 3. Pp. 1077—1091. DOI:10.1007/s10803-021-05006-8
  20. Constantino J.N., Kennon-McGill S., Weichselbaum C. et al. Infant viewing of social scenes is under genetic control and is atypical in autism // Nature. 2017. Vol. 547. № 7663. Pp. 340—344. DOI:10.1038/nature22999
  21. Dilalla L.F., Bishop E.G. Differential maternal treatment of infant twins: Effects on infant behaviors // Behavior Genetics. Vol. 26. № 6. Pp. 535—542. DOI:10.1007/BF02361226
  22. Escolano-Pérez Intra-and inter-group differences in the cognitive skills of toddler twins with birth weight discordance: the need to enhance their future from early education // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 24. Article № 10529. 29 p. DOI:10.3390/su122410529
  23. Halling C., Malone F.D., Breathnach F.M. et al. Neuro-developmental outcome of a large cohort of growth discordant twins // European Journal of Pediatrics. 2016. Vol. 175. № 3. Pp. 381—389. DOI:10.1007/s00431-015-2648-8
  24. Hawks W., Marrus N., Glowinski A.L. et al. Early Origins of Autism Comorbidity: Neuropsychiatric Traits Correlated in Childhood Are Independent in Infancy // Journal of Abnormal Child Psychology. 2019. Vol. 47. № 2. Pp. 369—379. DOI:10.1007/s10802-018-0410-1
  25. Imamura , Morimoto Y., Ono S. et al. Genetic and environmental factors of schizophrenia and autism spectrum disorder: insights from twin studies // Journal of Neural Transmission. 2020. Vol. 127. № 11. Pp. 1501—1515. DOI:10.1007/ s00702-020-02188-w
  26. Ionio C., Mascheroni E., Lista G. et al. Monochorionic Twins and the Early Mother-Infant Relationship: An Exploratory Observational Study of Mother-Infant Interaction in the Post-Partum Period // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 5. Article № 2821. 12 p. DOI:10.3390/ijerph19052821
  27. Kim J., Kim H.M., Cha H.-H. et al. Perinatal Outcomes and Neurodevelopment 1 Year after Birth in Discordant Twins According to Chorionicity // Medicina (Lithuania). 2023. Vol. 59. № 3. Article № 493. 11 p. DOI:10.3390/ medicina59030493
  28. Kininmonth A.R., Herle M., Tommerup K. et al. Parental feeding practices as a response to child appetitive traits in toddlerhood and early childhood: a discordant twin analysis of the Gemini cohort // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2023. Vol. 20. № 1. Article № 39. 11 p. DOI:10.1186/s12966-023-01440-2
  29. Kokkinaki T., Markodimitraki M., Vasdekis V.G.S. Maternal speech to singleton and first-born dizygotic twin infants: a four-month longitudinal and naturalistic study // European Journal of Developmental Psychology. 2023. Vol. 20. № 3. 465—496. DOI:10.1080/17405629.2022.2092092
  30. Kondo C., Takada S. The transition of sleep behaviors in twin infants and their mothers in early infancy // Kobe Journal of Medical Sciences. 2018. Vol. 64. № 4. Pp. E126—E133.
  31. Lockhart C., Bright J., Ahmadzadeh Y. et al. Twins Early Development Study (TEDS): A genetically sensitive investigation of mental health outcomes in the mid twenties // JCPP 2023. Vol. 3. № 2. Article № e12154. 11 p. DOI:10.1002/ jcv2.12154
  32. Mann P., Schmied V., Psaila K. et al. Integrative Review of Cobedding of Infant Twins // Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 2023. Vol. 52. № 2. Pp. 128—138. DOI:10.1016/j.jogn.2022.12.004
  33. Melamed N., Weitzner O., Church P. et al. Neonatal and Early Childhood Outcomes of Twin and Singleton Infants Born Preterm // Journal of Pediatrics. 2023. Vol. 262. Article № 113377. DOI:10.1016/j.jpeds.2023.02.021
  34. Miller J., Chauhan S.P., Abuhamad A.Z. Discordant twins: Diagnosis, evaluation and management // American Journal of Obstetrics and Gynecology. 2011. Vol. 206. № 1. Pp. 10—20. DOI:10.1016/j.ajog.2011.06.075
  35. Ozturk S., Pinar E., Ketrez F.N. et al. Effect of sex and dyad composition on speech and gesture development of singleton and twin children // Journal of Child 2021. Vol. 48. № 5. Pp. 1048—1066. DOI:10.1017/S0305000920000744
  36. Park H., Kim Y.N., Im D.H. et al. Neonatal outcomes between discordant monochorionic and dichorionic twins // Journal of Maternal-Fetal and Neonatal Medicine. 2021. Vol. 34. № 13. Pp. 2080—2088. DOI:10.1080/14767058.2019.1657085
  37. Prino L.E., Pasta T., Gastaldi F.G.M. et al. The graphical representation of the self-image in early development: twins and singletons in comparison // Early Child Development and Care. 2019. Vol. 189. № 8. Pp. 1384—1395. DOI:10.1080/03 2017.1385606
  38. Reissland N., Einbeck J., Wood R. et al. Effects of maternal mental health on prenatal movement profiles in twins and singletons // Acta Paediatrica: International Journal of Paediatrics. 2021. Vol. 110. № 9. Pp. 2553—2558. doi:10.1111/ 15903
  39. Riva Crugnola C., Ierardi E., Prino L.E. et al. Early styles of interaction in mother-twin infant dyads and maternal mental health // Archives of Women`s Mental Health. 2020. Vol. 23. № 5. Pp. 665—671. DOI:10.1007/s00737-020-01037-9
  40. Segal , Knafo-Noam A. “Side by side”: Development of twin relationship dimensions from early to middle childhood and the role of zygosity and parenting // Journal of Social and Personal Relationships. 2021. Vol. 38. № 9. Pp. 2494—2524. doi:10.1177/02654075211005857
  41. Tick , Bolton P., Happ F. et al. Heritability of autism spectrum disorders: A meta-analysis of twin studies // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2016. Vol. 57. № 5. Pp. 585—595. DOI:10.1111/jcpp.12499
  42. Van der Heijden M.E., Gill J.S., Sillitoe R.V. Abnormal Cerebellar Development in Autism Spectrum Disorders // Developmental Neuroscience. 2021. Vol. 43. № 3-4. Pp. 181—190. DOI:10.1159/000515189
  43. Wendland J., Galli L., Benarous X. Prenatal attachment in women with twin versus singleton pregnancy: Socio- demographic, mental health and pregnancy-related predictors // Early Human 2023. Vol. 182. Article № 105789. doi:10.1016/j.earlhumdev.2023.105789

Информация об авторах

Коргожа Мария Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8422-1772, e-mail: korgozha_m.a@mail.ru

Абдулаева Алина Магомедовна, медицинский психолог кабинета психологической помощи, ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, аспирант ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5377-6264, e-mail: alinaabdulaeva10122@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 57
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 57

Скачиваний

Всего: 10
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 10