Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 1. С. 10–14
ISSN: 2658-3100 (online)
Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: документ
Для цитаты: Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 10–14. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28253 (дата обращения: 01.11.2024)
Полный текст
Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года определяет основные цели, задачи, направления и принципы развития Службы практической психологии образования во взаимодействии с психологическими вузами и факультетами, научными организациями и учреждениями, общественными и государственно-общественными объединениями, объединениями юридических лиц, осуществляющими деятельность в области психологии образования.
I. Понятие, цели, задачи, направления деятельности системы психологического обеспечения образования.
Система психологического обеспечения образования представляет собой неразрывное единство:
— Службы практической психологии образования, организаций и учреждений, а также их подразделений, осуществляющих научные исследования и практическую деятельность в сфере психологии образования, подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров для системы образования;
— российских научных школ в области психологии образования, педагогической, возрастной психологии, психологии личности, социальной психологии и др.;
— программ, проектов, различных видов профессиональной деятельности психологов, реализуемых в системе образования и способствующих достижению образовательных целей и решению образовательных задач.
Цели психологического обеспечения образования — повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.
Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, настоящей Концепцией.
Деятельность по психологическому обеспечению образования включает решение следующих задач:
— осуществление фундаментальных и прикладных исследований в области психологии образования, других направлений психологической науки, востребованных для решения задач образования;
— разработка, валидизация, стандартизация психологических методик, технологий, инструментария для диагностической, коррекционной, развивающей, профилактической, просветительской деятельности педагога-психолога, психолога образовательного учреждения;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологических кадров для системы образования, а также подготовка научных кадров высшей квалификации в области психологии образования;
— повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
— психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
— прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования;
— оказание качественной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам;
— оказание качественной консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников.
Организационную структуру системы психологического обеспечения образования составляют:
1. Служба практической психологии образования (далее — Служба), обеспечивающая решение задач по оказанию комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования; повышению уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса; психологическому проектированию, экспертизе и мониторингу условий и результатов образовательной деятельности.
Служба объединяет:
— подразделения и/или специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющих деятельность по решению вышеназванных задач в области психологического обеспечения образования;
— общественные советы по психологии образования при органах управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней;
— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);
— методические объединения педагогов-психологов (психологов образовательных учреждений);
— психологические службы, службы психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам, педагогов-психологов, психологов образовательных учреждений всех типов и видов на всех образовательных уровнях;
— психолого-медико-педагогические комиссии;
— психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений;
— психологические центры различных типов и видов в системе образования.
2. Организации и учреждения, а также их подразделения, осуществляющие фундаментальные и прикладные научные исследования, подготовку научных кадров высшей квалификации в области психологии образования (аспирантура и докторантура).
3. Образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров, в том числе для Службы практической психологии образования.
4. Организации и учреждения всех типов, видов, организационно-правовых форм, а также их подразделения, осуществляющие практическую деятельность в сфере психологии образования.
11. Состояние системы психологического обеспечения образования и основные направления ее развития.
Исследования Мирового Банка, проведенные в 35 странах мира, показали, что успешное развитие общего и профессионального образования тесно связано с созданием национальных систем психологического обеспечения образования. Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения.
Современная система психологического обеспечения образования в Российской Федерации начала формироваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Деятельность первых школьных психологов в то время была разрозненной, не имела четкой регламентации. Ее научное и методическое обеспечение находилось в стадии становления.
Социально-экономические преобразования, происходившие в России в 90-е годы, и возникшая в связи с этим необходимость создания службы по оказанию психологической помощи населению дали толчок развитию службы практической психологии в системе образования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №867 «Об утверждение типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи», приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и др. заложили основы правового и организационно-методического обеспечения развития Службы практической психологии в системе образования России.
Была сформулирована основная задача Службы — «содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса»1.
К настоящему времени в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные Положения о службе практической психологии образования, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях, созданы координационные и научно-методические советы Службы.
В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы, как в условиях города, так и сельской местности с учетом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.
В Республике Алтай, Липецкой области, городе Москва и других регионах разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов службы практической психологии образования: порядок аттестации педагогов-психологов; порядок лицензирования, аттестации и аккредитации ППМС-центров; норма нагрузки на одного психолога (500 обучающихся, воспитанников в городских учреждениях образования и 120 — в сельских); рекомендации об использовании рабочего времени педагога-психолога; Примерное положение о методическом объединении педагогов-психологов; Положение об оформлении кабинета педагога- психолога; примерный перечень диагностических методик и др. Однако в большинстве регионов документы, регламентирующие деятельности педагогов-психологов и других специалистов службы, а также порядок их взаимодействия, отсутствуют.
К настоящему времени в России в основном завершен этап формирования единой системы психологического обеспечения образования. Служба практической психологии образования является основным элементом, реализующим на практике:
оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса;
повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности.
Вместе с тем, уровень и качество организации такой работы, ее нормативное правовое регулирование требуют совершенствования с учетом современной ситуации.
Перспективы развития Службы сегодня определяются новыми социальными требованиями к системе образования, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Введение предшкольного образования, новых образовательных стандартов, единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль Службы в оценке результатов и прогнозировании последствий экспериментов и инноваций в системе образования России.
Важное место в системе образования России занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).
Начиная с 1998 года, ППМС-центры создавались с целью оказания специализированной психолого-педагогической помощи различным контингентам детей, зачастую в неприспособленных помещениях, в условиях, не отвечающих всем требованиям организации образовательного, воспитательного и реабилитационного процесса.
Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.
В ряде субъектов Российской Федерации (Архангельской, Белгородской, Курганской, Московской, Орловской, Псковской, Ростовской, Тюменской и Ярославской областях, городах Москва, Екатеринбург, в Хабаровском крае, республиках Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть ППМС-центров успешно развивается. Уникальное инновационное образовательное учреждение для девиантных подростков — Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — создан и на протяжении 16 лет успешно функционирует в г. Хабаровске (руководитель Петрынин А.Г.). На создание единого коррекционного пространства в системе образования Калининградской области направлена деятельность Центра диагностики и консультирования детей и подростков (руководитель Стаховская В.П.).
Согласно Типовому положению, одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, является организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным).
В содержании деятельности ППМС-центров комплексная психолого-педагогическая и медико-социальноправовая помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), составляет главное, основное содержание деятельности и в значительной мере преобладает над общеобразовательными программами. Как правило, численность педагогов, реализующих общеобразовательные программы в этих учреждениях, меньше численности других специалистов: педагогов-психологов, логопедов-дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников и др. Очевидно, что рекомендуемое модельной методикой2 соотношение фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, и учебно-вспомогательного персонала, к которому относятся педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги и др. — 70% к 30% — в отношении ППМС-центров должно быть другим, при разработке мер стимулирующего характера в отношении учителей-предметников ППМС-центров необходимо учитывать специфику их работы с различными категориями обучающихся (дети с проблемами в обучении, в том числе с ЗПР, СДВГ, девиантным поведением и др.).
Актуальное состояние Службы практической психологии образования, других структурных подразделений системы психологического обеспечения образования обуславливает необходимость разработки Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года.
III. Цели, задачи и основные направления развития системы психологического обеспечения образования.
Основной целью развития системы психологического обеспечения образования в современных условиях является максимальное раскрытие и эффективное использование в практике образования потенциала всех составляющих этой системы: Службы практической психологии образования, психологических факультетов и вузов, научных, образовательных организаций и учреждений, общественных и общественно-государственных объединений.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
создание целостной системы психологического обеспечения образования на всех уровнях (от дошкольного до высшего профессионального образования), включающей социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в том числе в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность обучающихся, воспитанников;
совершенствование нормативной правовой базы системы психологического обеспечения образования;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов для системы образования с учетом современных требований;
сохранение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), психологических служб образовательных учреждений всех типов и видов, укрепление их материально-технической базы, развитие кадрового потенциала;
обеспечение качества психологической помощи всем участникам образовательного процесса на основе разработки и внедрения критериев общественно-государственной оценки психологической практики в системе образования (аттестации, экспертизы и т. д.) и нормативных правовых основ ее применения;
усиление профилактической направленности в деятельности психологической службы образования как основы ее экономической эффективности, обеспечивающей снижение затрат на преодоление асоциальных явлений и их негативных последствий в детской и молодежной среде.
Решение этих и других задач позволит повысить эффективное использование научных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов системы психологического обеспечения образования.
Основными принципами развития системы психологического обеспечения образования являются:
— сохранение приоритета гуманистических ценностей;
— преемственность целей, задач, направлений деятельности;
— профилактическая направленность деятельности;
— комплексный подход;
— ориентированность на повышение качества и обеспечение доступности психологической помощи для всех контингентов обучающихся, воспитанников.
Приоритетные направления психологического обеспечения образования как система мероприятий, направленных на решение актуальных задач образования средствами и методами психологии, включают:
— расширение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров) на основе совершенствования нормативной правовой базы их деятельности в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование;
— интеграцию структурных подразделений Службы практической психологии образования, организаций, учреждений, общественных объединений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере психологии образования, в целостную многоуровневую систему психологического обеспечения образования;
— создание и развитие психологических служб и служб комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи в образовательных учреждениях всех типов и видов на всех уровнях образования;
Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. №АФ-213/03 «О подготовке и направлении модельных методик»)
— социально-психологическое проектирование, социально-психологический мониторинг и социально-психологическую экспертизу условий и результатов образовательной деятельности;
— совершенствование программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в части повышения уровня их психологической культуры и психологической компетентности;
— пропаганда введения образовательными учреждениями предмета «Психология» в образовательный цикл;
— разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников.
IV. Основные этапы развития системы психологического обеспечения образования.
На первом этапе — 2009—2010 годах — Служба практической психологии образования и другие структуры в сфере психологии образования должны быть включены в единую систему психологического обеспечения образования на основе программно-целевого подхода.
На этом этапе необходимо осуществить:
1. анализ, обобщение и систематизацию опыта работы Службы практической психологии образования и других структур в сфере психологии образования по основным направлениям психологического обеспечения образования;
2. разработку научно-методических и организационно-управленческих основ совершенствования деятельности по психологическому обеспечению образования, в том числе — ведомственной аналитической программы развития психологического обеспечения образования в Российской Федерации;
3. совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность организаций, учреждений, специалистов по психологическому обеспечению образования;
4. развитие нормативной правовой, научно-методической, материально-технической базы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-цент- ров), обеспечение специалистов психологических служб, педагогов-психологов, психологов образовательных учреждений всех типов и видов сертифицированным профессиональным психологическим инструментарием, профессиональной психологической литературой, периодическими изданиями, Интернетом;
5. развитие кадрового потенциала Службы практической психологии образования, включая:
— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Службы практической психологии образования;
— внедрение системы постдипломного сопровождения молодых специалистов-психологов;
— организацию и проведение региональных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства педагогов-психологов образования.
6. повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
На втором этапе — 2011—2012 годах — на основе детального анализа регионального опыта по развитию Службы практической психологии образования в субъектах Российской Федерации предстоит реализовать меры по развитию системы психологического обеспечения образования, разработанные и прошедшие апробацию на первом этапе.
Метрики
Просмотров
Всего: 615
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 892
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0