Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии

3161

Аннотация

В статье предпринята попытка раскрыть сущность понятия «ассертивность» на основе феноменологического анализа философских и психологических концепций субъектности личности. Ассертивность рассматривается как центральный компонент структуры субъекта активности, проявляющийся главным образом в целеустремленности, самоуверенности, ответственности, которые способны обеспечить самоэффективность человека. Ассертивный человек представлен как субъект, обладающий высоким уровнем интернальности, интенциональности, рефлексивности, внутреннего локуса контроля и способный осознанно управлять своими действиями при любых внешних условиях и обстоятельствах.

Общая информация

Ключевые слова: ассертивность, субъект, субъектность

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алексеева Л.Ф., Лебедева И.В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 39–42. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28269 (дата обращения: 01.11.2024)

Полный текст

 

Ассертивность — относительно новое понятие в психологии, использующееся для характеристики личностных свойств человека. На сегодняшний день в психологической науке еще нет устоявшего представления о содержании этого понятия. В связи с этим, его анализ на основе философских и психологических концепций личности, ее свойств, активности в различных видах деятельности, общении, познании является весьма актуальным.

Ассертивность как личностное качество человека составляет центральную часть структуры субъекта активности. С точки зрения философии экзистенциализма, субъектом является «человек как причина самого себя» (Б. Спиноза), имеющий полную экзистенциальную свободу, «свободу воли» («человек делает сам себя» — М. Хайдеггер). В философии экзистенциализма отношение к человеку определяется исходя из идеи отсутствия детерминированности того, что происходит сейчас, «здесь и теперь», в данный момент. При этом «.. .живой реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как интегральное единство телесного, душевного и духовного опыта; . бытие человека, обладая самооценкой и безусловной реальностью, является высшей общечеловеческой ценностью.» (Из «Советской ассоциации гуманистической психологии» [7, c. 11]).

Тревога, вина, страх, отчаяние, надежда, свобода, ответственность, любовь и другие чувства не заложены в человеке изначально, а порождаются его собственным выбором и его собственными усилиями. Ассертивность заключается в том, что человек в каждый момент своей жизни сам решает, чем он будет дальше заниматься и в каком направлении развиваться. Человек творит себя сам и он «есть лишь то, что сам из себя делает» [7, c. 323].

 

Пониманию принципа субъектности в психологии способствует анализ содержания понятия «субъект». Субъектом, по мнению Р. Декарта, является мыслящий и действующий на разумном основании индивид, имеющий определенную автономию и внутренне стимулированную активность в пределах действия механизма жесткого детерминизма, определяющего поведение человека.

С.Л. Рубинштейн основным признаком субъекта считал его способность к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, т. е. способность достигать высшего уровня своего развития, своего идеала. «Исходная специфика человека, человеческого существования, — писал он, — заключается в том, что во всеобщую детерминацию бытия включается не сознание само по себе, а человек как осознающее мир существо, субъект не только сознания, но и действия» [8, c. 358].

На многоуровневую структуру субъектности указывал Р. Харре: «Наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является то, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Под этим я подразумеваю, что его поведение (действия и акты) не полностью детерминированы условиями его непосредственного окружения» [11, с. 246].

А.В. Брушлинский, В.М. Русалов субъектность рассматривают как наивысший уровень развития свойств человека как личности и индивидуальности. А.В. Бруш- линский подчеркивает, что «любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности. Субъект — это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого из них) уровне активности, целостности (системности), автономности и т. д. Для субъекта окружающая действительность выступает как система раздражителей (с которыми он взаимодействует на уровне реакций) и сигнальных раздражителей, но, прежде всего, как объект действия и познания, а другие люди выступают для него тоже как субъекты». В отличие от других психологов, Бруш- линский считает, что «...субъект — это наиболее широкое, всеохватное понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т. д. Личность, напротив, менее широкое определение человеческого индивида» [3, с. 6]. «Трактовка человека как субъекта, — пишет А.В. Брушлинский, — помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром (практического, чисто духовного и т. д.). По мере взросления все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и, соответственно, больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т. д.» [4, с. 4].

К.А. Абульханова-Славская утверждает, что «важнейшее из всех качеств человека — быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит — инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфической активности, творческой и нравственной, добиваться необходимых результатов». При этом активность определяется ею как «способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается и сохраняется ее субъектность» [1, с. 14].

Д.А. Леонтьев в качестве наиболее глубинных проявлений субъектности выделяет: внимание и контроль над воздействиями (в т. ч. собственными мотивами и чувствами, которые обычно управляют нашими действиями, минуя сознательный контроль; изменение своего образа жизни и своей идентичности. К предпосылкам субъектности он относит:

—   способность репрезентировать более широкий спектр возможных вариантов будущего, чем те, которые могут быть реализованы;

—   способность осуществить любое выбранное их подмножество, а также прервать любое начатое действие [5].

Субъектность должна выражаться:

—   в осознании собственной значимости, ответственности за результаты деятельности;

—   в умении делать нравственный выбор в сложных ситуациях;

—   в способности к рефлексии, самосовершенствованию, самореализации;

—   в сформированности собственной ценностно­смысловой установки.

Анализируя разные подходы к интерпретации субъектности в различных теоретических психологических школах, А.А. Митькин замечает, что субъектность характеризуется системной многомерностью, активностью, целостностью, автономностью. «Субъектность определяется как способность человека управлять своими действиями, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий» [6, с. 6].

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что субъектность в современной психологии рассматривается как целостная характеристика активности человека, имеющая особую значимость при вовлечении его в различные виды деятельности, требующие повышенной ответственности, максимальной мобилизованности в критических ситуациях. Для субъекта объектом психической активности выступает его собственная психика в функционировании и развитии. При этом регуляцию процессов развития собственных структур и наращивания соответствующих потенций осуществляет сам субъект, как на сознательном, так и на неосознаваемом уровнях, а не какие-либо внешние силы.

В зарубежной психологии представления о проявлениях субъектности (ассертивности) обусловлены различными подходами к объяснению внутренней (интринсивной) активности личности (Deci E.L., Ryan R.N., 1985 и др.).

Таким образом, субъект предстает перед нами как ассертивный индивид, обладающий высоким уровнем интернальности, интенциональности, рефлексивности, внутреннего локуса контроля и способный осознанно управлять своими действиями при любых внешних условиях и обстоятельствах.

В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной характеристикой активности человека, ассоциируется с целеустремленным, самостоятельным, независимым, инициативным, настойчивым, напористым, требовательным, решительным, «пробивным», уверенным типом личности. Ассертивный человек отличается готовностью принимать решения в ситуациях неопределенности и нести ответственность за свои действия, конструктивным подходом к решению проблем. Ассертивность проявляется в умении выйти за пределы своего «Я», находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, в хорошей социальной и личностной адаптации к существующим условиям. Ассертивность способствует успешной деятельности, если человек при этом является разумным, рациональным, мыслящим, знающим, вдумчивым, развитым, эрудированным в различных сферах деятельности.

Ассертивный человек отличается высоким уровнем мотивации достижения успеха, который выражается в устойчивой потребности достичь высоких результатов в каком-либо деле, в стремлении сделать работу быстро и хорошо на высоком уровне. Эти качества у него носят генерализированный характер и проявляются в любой ситуации, независимо от характера ее содержания. Направление проявления ассертивности определяется ценностными ориентациями человека.

Ассертивность человека может иметь и негативный оттенок, когда человек любыми путями и средствами стремится к достижению собственных целей асоциального характера. Негативная ассертивность может проявляться в бескомпромиссности, агрессивности, авторитарности, амбициозности, отсутствии самокритичности, завышенной самооценке, излишней самоуверенности, в упрямстве, аффектив- ности, ослаблении морально-этических барьеров во взаимоотношениях с окружающими людьми, экстра- пунитивности (склонности искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих людях).

А. Бандура (1986) считал, что уверенные в себе (ассертивные) люди проявляют большую эффективность в творческом анализе ситуаций. Он ввел в научный оборот понятие «самоэффективность», через которое можно выразить ассертивность [2, 10]. Са­моэффективность индивида проявляется в способностях и умениях, которые позволяют:

—   осознать и понять содержание проблемы;

—   создавать альтернативные ситуации;

—   концептуализировать релевантные средства достижения цели;

—   предвидеть последствия принятия решения;

—   реализовать принятое решение;

—   самостоятельно контролировать поведение и при необходимости изменять решения и цели.

Ассертивные люди, являясь «самоэффективны- ми», наиболее способны к адаптации в неопределенных ситуациях, так как они умеют прогнозировать результаты предстоящих действий на основе всестороннего анализа различных исходов развития событий, отличаются гибкостью, способностью переориентироваться на альтернативные способы решения проблем.

Близким к субъектности по смыслу понятием, характеризующим ассертивного человека, является понятие самости. Содержание этого понятия изначально разъяснялось К. Юнгом (1943) с применением принципа энтропии в психологии, согласно которому распределение энергии в психике стремится к равновесию. Идеальное состояние целостной функциональной системы организма — самость, благодаря своей трансцендентной функции, способно обеспечить достижение намеченных целей индивида. Э. Фромм (1955) считал, что ассертивность индивида можно характеризовать как стремление к трансценденции. По его мнению, благодаря стремлению к тансценденции человеческие потребности поднимаются над своей животной природой и человек становится созидателем.

В соответствии с принципом активности в психологии, ассертивность субъекта побуждает его принимать решение действовать в условиях неопределенности (риска) с максимальным использованием собственного личностно-интеллектуального потенциала.

Позитивная ассертивность как компонент субъектности реально проявляется при наличии свободы действий в предприимчивости человека в пределах законов социума, при соблюдении правовых и этических норм. Предприимчивость — это способность быстро трансформироваться и адаптироваться к новым условиям, инновационной деятельности.

Ассертивные действия человека поддерживаются его убежденностью в их адекватности и эффективности. Как отмечает Л.Б. Шнейдер, «убежденность людей в своей эффективности влияет на уровень их мотивации, отражающейся в величине и продолжительности прилагаемых усилий по выполнению задачи, она позволяет не ослаблять усилий, необходимых для достижения успеха, и быстро восстанавливать уверенность в себе в ситуациях неудач» [9, с. 108].

Эффективность ассертивных действий человека зависит от наличия у человека достаточно высокого уровня развития универсальных психологических качеств, таких, как его интеллектуальные, коммуникативные, волевые свойства.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования личности // Избранные психологические труды. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.
  2. Бандура А. Теория социального научения. — СПб: Евразия, 2000.
  3. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №6. — С. 5—11.
  4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке //  Психологический журнал, 1991, Т. 12, №6. — С. 3—11.
  5. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №1. — С. 15—25. 
  6. Митькин А.А. Субъектность человека: грани и границы. Часть I. //  Психологический журнал, 2008, Т. 29, №3. — С. 6—21.
  7. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  8. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб: Питер, 2003.
  9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебное пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
  10. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologis, 1982, №37. —Рp. 122—147.
  11. Harre R. Social being. — Oxford: Blackwell, 1983.

Информация об авторах

Алексеева Людмила Фоминична, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и дифференциальной психологии, Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия, e-mail: alekseeva_lf@mail.ru

Лебедева Инга Викторовна, педагог-психолог , средняя общеобразовательная школа № 91, Красноярск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1979
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 3161
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 20