Подготовка молодежи к семейной жизни, или «Забытое» самоопределение

674

Аннотация

В статье обращается внимание на один из важных аспектов самоопределения взрослеющего человека — формирование его психологической готовности к созданию своей будущей семьи. Обосновывается положение о том, что подготовка молодых людей к семейной жизни заключается, прежде всего, в повышении их культурного, нравственного уровня. Недостаточный уровень духовного развития ребенка к моменту его полового созревания приводит к конфликту сексуальности с высшими чувствами и стремлениями. Проблема «полового воспитания» состоит не только в занятиях по «семьеведению», не только в «половом просвещении», акцентирующем внимание на сексуальных отношениях, а, главное, в развитии качеств личности, необходимых для благополучной, счастливой семьи.

Общая информация

Ключевые слова: самоопределение, половое воспитание, семья, школа, психологическая готовность к семейной жизни, нравственное воспитание

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубровина И.В. Подготовка молодежи к семейной жизни, или «Забытое» самоопределение [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 3. С. 17–23. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n3/Dubrovina (дата обращения: 01.11.2024)

Полный текст

Самоопределение — сложный и длительный процесс. Он означает определение себя в мире, предполагает, что перед человеком открываются разные возможности самоосуществления, свободы выбора своего пути в жизни. Понятие «самоопределение» заключает в себе и значение «предела» (Е.А. Климов), то есть границы, ограничения, и потому может осмысливаться как самоограничение, создание для себя пределов, границ. Здесь самое главное то, как человек сам понимает и определяет целесообразность, возможности и ограничения своего жизненного выбора. В этом, собственно, и состоит выбор, а его позитивное осуществление требует определенного уровня развития личности.

Самоопределяться молодому человеку приходится во многом: в своих отношениях к миру, в вопросах смысла существования, в проблемах собственного самосознания (общечеловеческое, этническое, религиозное, историческое, нравственное, профессиональное и пр.), в социальных и культурных ценностях, в своих чувствах, в идеалах. Можно сказать, что в самоопределении взрослеющего человека рождается смысл его последующей жизни.

Признавая большое значение подготовки молодежи к жизни, педагоги, родители, психологи основное внимание уделяют формированию мировоззрения юношей и девушек, их профессиональным намерениям, выбору будущей профессии. Вопросы «куда пойти учиться», «как стать хорошим специалистом», «как установить хорошие отношения в коллективе» и пр. — центральные в разработке проблемы самоопределения и подготовки молодежи к жизни.

Но есть еще одна очень важная сторона жизни человека — жизнь семейная. Современная семья — самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества. Семья является сложнейшим социальным объединением, с которым так или иначе связана жизнь каждого из людей. Поэтому один из важных аспектов самоопределения взрослеющего человека — формирование его готовности к созданию в будущем собственной семьи. Самоопределение в этой сфере жизни, как и во всех других, — сложный и длительный процесс. Он предполагает, что перед человеком открываются разные возможности самоосуществления, выбора своего пути в этом направлении жизни.

Неверно предполагать, что человек, достигший определенного возраста, готов к созданию семьи. Ранний брак для двух молодых людей может оказаться не просто воплощением романтической мечты быть вместе и в радости, и в горести, но может стать настоящим испытанием на прочность характера и чувств. У молодых людей могут возникнуть психологические трудности. Юноша и девушка как бы переходят из одного мира отношений в другой. До брака их отношения были похожи больше на дружеские. Дружеские же отношения с начала и до конца остаются неофициальными, необязательными. Они существуют только потому, что есть потребность в их сохранении. Отношения мужчины и женщины также чаще всего возникают сначала как дружеские, а потом, после заключения брака, становятся официальными. Супружеские отношения по содержанию остаются неофициальными, а по форме становятся официальными. Молодые люди берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за семью, за детей. По словам К. Маркса, «никто не принуждает к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак» [8, с. 12].

Супружество предъявляет определенные требования к поведению и поступкам молодоженов, оно в той или иной степени ограничивает индивидуальную свободу, приносит ежедневные хлопоты. Рождение детей ставит новые проблемы перед супругами. И вот этот переход от некоторой необязательности к ответственности не для всех юношей и девушек совершается сразу и безболезненно. Поэтому один из важных аспектов самоопределения растущего и взрослеющего человека — формирование его психологической готовности к созданию своей семьи. Психологическая готовность, прежде всего, включает в себя осознание юношей и девушкой того, что регистрация брака есть не завершение, а лишь начальный этап на пути создания семьи. Понимание того, что счастье семьи во многом зависит от того, насколько молодые люди осознают правовую и нравственную основу брака. И, конечно, насколько у них развита способность быть по-настоящему любящим, то есть способность любить человека ради него самого.

Уместно вспомнить предупреждение В.А. Сухомлинского: «Труднейшая страница человеческой мудрости — это постичь умом и сердцем, что значит любить так, чтобы был счастлив тот, кого ты любишь, чтобы счастливым приходил в мир тот, кого порождает любовь. От того, как будут овладевать молодые поколения этой великой мудростью, зависит не только личное счастье. От этого зависит нравственная чистота и счастье всего общества» [13, с. 143].

Создание собственной семьи — личный выбор каждого человека. Но этот выбор требует достаточной личностной зрелости, способности принять на себя ответственность за него. Поэтому к семейной жизни человека надо специально психологически готовить, как к очень сложной деятельности. Я.Л. Коло- минский пишет: «Чтобы получить права на вождение транспортного средства, человек проходит специальную подготовку, а на борт сложнейшего семейного корабля, где муж с женой оказываются и за штурвалом, и на капитанском мостике, он входит, имея в своем арсенале лишь опыт жизни в родительском доме. Немудрено, что довольно часто этот корабль не выдерживает жизненных волнений и бурь...» [5, с. 139].

В плане подготовки школьников к семейной жизни, безусловно, полезны и специальные лекции, беседы и ведение программ по проблемам полового воспитания, просвещения, семьеведения и пр. Но, главное, такая подготовка должна заключаться в развитии их личности, повышении уровня их нравственного развития. В настоящее время, осуществляя задачу нравственного воспитания подрастающего поколения, и в семье, и в школе мало внимания обращают на самую суть его — на воспитание чувства любви к людям, направленности на другого человека. У многих детей не формируется умение внимательно относиться к потребностям других людей, заботиться о близких взрослых, развивается эгоистическая мотивация. Как показывают психологические исследования, такую внутреннюю позицию человек может сохранить, и создав свою собственную семью, где требования, адресованные ранее отцу или матери, предъявляются теперь супругу. Умение и желание понять окружающих людей, учитывать их интересы, вкусы, настроения, привычки являются непременным условием благополучия будущей семейной жизни.

Семейная жизнь имеет свою специфику, в ней встречаются мужчина и женщина, которых связывают и высокие нравственные отношения, и половое влечение, что вместе и означает любовь. А.С. Макаренко обращал внимание на то, что силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Что, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении, формируем готовность к семейной жизни [7, с. 246].

Причем начинать воспитывать молодежь в преддверии или после свадьбы слишком поздно. К семейной жизни человека следует готовить с детских лет, со школьной скамьи, необходима непрерывность полового воспитания и просвещения. Это легче и эффективнее, чем потом создавать многочисленные психологические консультации, разбирающие сложности уже существующей семьи, где психолог-практик должен обучать уже взрослых людей нормальному общению и взаимодействию в семье.

Известно, что основными социальными институтами, призванными помочь детям в их нормальном взрослении, воспитании, социализации, является семья, образовательные учреждения, общество в целом. Каждый из этих институтов должен учитывать особенности возраста — детского, подросткового, юношеского, — особенности развития возрастных и индивидуальных потребностей, интересов, самосознания и пр.

На какие стороны развития ребенка в контексте его самоопределения в сфере будущей семейной жизни следует психологу обратить внимание родителей, воспитателей, учителей, учащихся?

Самым первым и главным «социальным институтом» для ребенка, конечно, является семья. Буквально «с молоком матери» ребенок впитывает понятия, образы, а вместе с ними и через них — некий заданный в семье, установленный и поддерживаемый тип социальных отношений, особенности мироощущений, которыми определяются эмоциональные и этические нормы отношений, эталоны поведения, общую направленность личности и т. д. С.Л. Рубинштейн писал: «Как воспитывать — это значит, прежде всего, самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни. Это значит совершать поступки, которые сами были бы этими этическими условиями жизни другого человека, а не только создавать вещные материальные условия жизни для него» [11, с. 368].

Одной из ошибок семейного воспитания является та, что родители воспринимают своего ребенка как вечно маленького. Обычная мысль о том, что сегодняшний ребенок скоро станет взрослым, скоро сам будет иметь свою семью, бывает неожиданной. А об этом надо думать с момента рождения ребенка.

В связи с этим следует привлечь внимание родителей к важной реалии возрастного и индивидуального развития ребенка, а именно к тому, что существуют половые различия, которые дети весьма рано осознают, а затем довольно остро переживают. Обобщенные понятия, такие как «дошкольники», «младшие школьники», «подростки», «старшеклассники», на самом деле включают в себя конкретных девочек и мальчиков, весьма не похожих друг на друга.

Самая первая категория, в которой осмысливает себя ребенок, — это половая принадлежность. Например, вот какие вопросы детей 2-3 лет, связанные с этой проблемой, приводит в своей книге К. Чуковс­кий. Так, мальчик спрашивает: «Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?» Или: «Папа, как узнают, кто родился — мальчик или девочка? Ведь на них нет ни штанишек, ни юбочек». Или: «Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, что я — Юрочка?» [16, с. 82, 98].

Еще Л. Фейербах указывал, что осознание индивидом себя в качестве мужчины и женщины является непременным условием успешного развития личности. Он писал, что «личность есть ничто без полового различения». Поэтому с самого раннего детства нужно тактично знакомить детей с проблемами пола. Готовить их к встрече с представителями другого пола, придавая этой встрече соответствующие содержание и направление.

Дети очень неравнодушны к своей внешности, которая уже в дошкольном возрасте фокусирует их напряженные эмоциональные переживания, а затем влияет и на формирующуюся общую самооценку. Например, Л.Н. Толстой так рассуждал о себе — шестилетнем мальчике: «Я имел самые странные понятия о красоте..., но очень хорошо знал, что я нехорош собою. И в этом нисколько не ошибался; поэтому каждый намек на мою наружность больно оскорблял меня. на меня часто находили минуты отчаяния, я воображал, что нет счастья на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я; я просил бога сделать чудо — превратить меня в красавца, и все, что имел в настоящее время, все, что мог бы иметь в будущем, я все отдал бы за красивое лицо» [14, с. 54].

Очень важно помочь ребенку увидеть и осознать достоинства своей внешности, помочь ему полюбить свой внешний облик, относиться к нему спокойно, не стесняться его. Обратить внимание ребенка на то, что все девочки и мальчики, в том числе и он (или она), прекрасны, надо только уметь увидеть это.

Именно в этом возрасте закладывается определенная модальность эмоционального отношения ребенка к миру, к людям, к себе. Эта модальность зависит в значительной степени от психологической атмосферы в семье, от тех отношений, которые складываются у ребенка с родителями и другими членами семьи. Наверное, самое ценное, что получает ребенок в семье, это ощущение себя нужным, любимым, это дает ему спокойствие и уверенность в отношениях с окружающим миром, он к нему тоже относится с доверием и любовью. Родительская любовь создает основу для позднейших гуманных и благожелательных отношений человека к людям. Чувство любви есть тот общий фон, который упорядочивает и оживляет все остальные чувства, формирует и обогащает эмоциональный мир растущего человека, позволяет ребенку соприкоснуться с такими чувствами, как человеколюбие, великодушие, милосердие, бескорыстие и пр.

Следует обсудить с родителями тот значимый для развития личности факт, что в воспитании растущего человека как будущего семьянина огромная роль принадлежит примеру родителей — видит ли ребенок воочию это счастье семейной жизни, радость общения отца и матери. А.С. Макаренко [7] замечал, что настоящая любовь между отцом и матерью, их нежность и уважение друг к другу, помощь и забота, если все это происходит на глазах у детей с первого года жизни, являются самым могучим воспитательным фактором, возбуждают у детей внимание к таким серьезным и красивым отношениям между мужчиной и женщиной.

То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет на долгие годы. «Именно опыт, приобретенный в раннем детстве, формирует такие основные феномены, как порядочность и чистоплотность, самодисциплина и самоотверженность, которые, в свою очередь, влияют на поведение человека в рамках последующих половых отношений» [1, с. 11].

Когда ребенок поступает в школу, происходит как бы «слияние» двух социальных институтов — семьи и образовательного учреждения, развитие ребенка находится под влиянием уже двух основных факторов — семейной ситуации и школьной.

В стенах школы проходят самые яркие и потенциально богатые в плане развития личности периоды жизни человека — школьное детство, отрочество, ранняя юность. Школьник, конечно, должен, прежде всего, учиться, но не может и не должен только учиться. Ему важно овладевать не только программными учебными знаниями, но и познанием смысла самой жизни, познанием сути человеческого существования, приобретать опыт человеческих отношений, человеческих чувств — дружбы, любви, заботы и пр. Этому научить невозможно, но можно создать такие психолого-педагогические условия, которые будут способствовать развитию человека как человека.

Какая работа в школе ведется по подготовке молодых людей к созданию собственной семьи и воспитанию своих будущих детей?

Конечно, можно ответственность за такую подготовку возложить на родительскую семью. Важность семьи в подготовке ребенка к будущей семейной жизни неоспорима. Но, как известно, семьи бывают разные. И семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, — не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [12, с. 26].

Есть явно неблагополучные семьи, в которых присутствуют грубость, скандалы, аморальное поведение, насилие. Подросткам из таких семей присущи агрессивность, пренебрежение к достоинству личности. Есть так называемые внешне «благополучные» семьи: в одних из них процветают потребительство и бездуховность, что формирует у ребенка гипертрофированные материальные, престижные потребности, в других — отсутствуют эмоциональные связи ребенка с родителями, что ограничивает его положительные эмоциональные переживания и впечатления. В жизни многих детей отсутствует любовь как явление культуры, как тип нормальных отношений между людьми.

У детей из подобных семей по сути дела оказывается полностью неудовлетворенной основная потребность детского возраста — потребность в любви и внимании со стороны родителей, и это неминуемо приводит к напряженным переживаниям ребенка, которые становятся основой для формирования его характера и отношений с окружающими.

Педагогам и психологам необходимо находить способы позитивного взаимодействия с семьей ребенка. Зная семейную обстановку, в которой живут дети, важно не дать угаснуть, поддержать эмоциональную предрасположенность к миру и людям, сформированные у одних детей. И окружить вниманием и любовью других, дав им возможность не только почувствовать интерес к учению и знанию, но и соприкоснуться с абсолютной ценностью человеческих отношений. «Если ребенку не удастся возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства...» [13, с. 108]. У таких детей может в будущем возникнуть много проблем в плане их самоопределения как будущего семьянина.

Школа — государственное образовательное учреждение, а государство не может не быть заинтересованным в подготовке молодого поколения страны к семейной жизни.

Именно школа «выпускает» молодых людей, получивших общее среднее образование, в самостоятельную жизнь. К моменту окончания школы у каждого выпускника формируется своя, внутренняя (психологическая) готовность к жизни вне школы, к самоопределению в ней в личностном, социальном, профессиональном и, добавим, «семейном» плане. Юноши и девушки со сформировавшимся в школьные годы мировоззрением, сложившимися ценностными ориентациями, представлениями о смысле жизни, уровнем общей и психологической культуры приходят не только в вузы, в армию, на работу в различные учреждения. Но они приходят и в загсы — зарегистрировать брак, создать свою семью, в родильные дома — дать жизнь новому человеку.

Поэтому в школе следует больше внимания уделять формированию самоопределения школьников, особенно начиная с подросткового возраста, и в этом «семейном» направлении жизни. Обращать внимание учителей и родителей на такую сторону развития самосознания подростков, как осознание себя представителем определенного пола. В этом возрасте быстрый физический рост и половое созревание производят заметные изменения во внешнем и внутреннем мире подростка, у него возникают новые ощущения, чувства, переживания, которые порождают острый интерес к самому себе и интерес к другому полу. Начинают проявляться чувства симпатии к представителям противоположного пола, появляются увлечения, привязанности, первая любовь. Писатель В. Фраерман так и назвал свою книгу — «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

Первую любовь, которая возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте, называют романтической любовью. Это очень светлое и трепетное чувство. Великий В. Гете писал: «Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа как будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное».

Мальчики и девочки начинают осознавать себя мужчиной или женщиной, у них начинают складываться идеалы мужественности и мужской привлекательности, женственности и женской красоты, формируется потребность понять себя с этой точки зрения. Иными словами, у мальчиков и девочек подросткового возраста уже возникают идеалы «взрослого мужчины», «взрослой женщины» (или мужественности — женственности), чаще всего не знаемые и не контролируемые взрослыми — родителями, учителями, которые на эту сторону развития самосознания подростков явно обращают недостаточное внимание.

Подросток чаще всего остается один на один с возникающими в связи с этим новыми ощущениями, мыслями, переживаниями, потребностью понять себя.

Существующие в школе программы, методы учебной и воспитательной работы, характер общения и пр. не предусматривают создание особой системы представлений ребенка, подростка о себе как человеке определенного пола, включающей специфические для мальчиков и для девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта система представлений во многом складывается стихийно, под влиянием поведения и отношений сверстников, родителей, других взрослых. Сейчас особенно — под влиянием телевидения, интернета, рекламы, глянцевых журналов и пр. «В настоящее время в нашей стране сложилась переломная ситуация, когда существующие традиционные стереотипы маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности) уже устарели, а новые еще не успели сложиться. В такой ситуации острее, чем в стабильной культуре, перед молодым поколением встают вопросы выборов половой идентичности, адекватного формирования представлений о межличностных эмоционально значимых отношениях, о личностных качествах и характеристиках потенциального полового или брачного партнера» [15, с. 4].

Задача развития личности ребенка в соответствии с его полом включает формирование, с одной стороны, психологического пола, с другой — системы отношений с лицами противоположного пола. Быть может, самое главное в половом воспитании — это общее положительное и тактичное отношение взрослых к сложным проблемам взаимоотношения полов. Подростки и старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей, но одновременно хотят оградить свой интимный мир от их бесцеремонного вторжения. В.А. Сухомлинский справедливо требовал «изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюбился. Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновенней­шим чувством» [13, с. 223].

С подростками и старшеклассниками можно и нужно говорить о любви как о чувстве, воспитывать в них отношение к этому чувству как высшему человеческому проявлению: любовь вбирает с себя все богатство человеческих отношений: симпатию, сопереживание, товарищество, дружбу. Важно, чтобы подростки начали осознавать, что понятие любви неисчерпаемо, что чувство любви богато и разносторонне по содержанию, неповторимо по форме проявления. Это любовь к отцу и матери, любовь к детям, любовь к Родине, любовь к своему делу и др. Это любовь к человеку противоположного пола. «Там, где любовь, кончается равнодушие, вялость, рассеянность, скука ... Из жизни как бы исчезают будни, и каждый новый день приносит надежды, желания и переживания» [4, с. 304].

Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную интимность, близость. «Каждый индивид обладает какими-то природными потенциями, но «сценарий» его сексуального поведения, то, кого и как он будет любить, определяется всей совокупностью условий, сформировавших его личность» [6, с. 130].

Психологически различие любви и сексуального влечения характеризуется их противоположной направленностью: если любовь проявляется в самоотдаче, то сексуальность стремится к самоудовлетворению, превращая другого в средство удовлетворения своей потребности. Важно сочетание духовного общения с физической близостью.

Недостаточный уровень духовного развития ребенка к моменту полового созревания приводит к конфликту сексуальности с высшими чувствами и стремлениями. Об этом свидетельствуют описанные в литературе факты существования у подростков конфликта между чувственностью и возвышенной платонической любовью. В такой ситуации, как пишет Т.А. Фло­ренская, «существуют различные возможности: половое созревание может привести к сексуальной доминанте и, следовательно, к аномалии в развитии личности — к эгоцентризму и потребительству. Но, с другой стороны, половое созревание «совпадает» с такими новообразованиями в развитии личности, как рефлексия, самоанализ, повышенная сензитивность к нравственным проблемам, что является залогом нормального развития личности» [9, с. 59, 60].

Задача состоит не в том, отмечает И.С.Кон, чтобы уберечь юношей и девушек от сексуальности — это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной социальной и личной жизни. Это значит, что старшеклассники должны знать не только биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы [6, с. 137].

Поэтому проблема полового воспитания состоит отнюдь не только в «половом просвещении», акцентирующем внимание на сексуальных отношениях, а в воспитании будущих мужчин и женщин, способных любить и готовых к трудностям семейного быта, материнства и отцовства.

В.А. Сухомлинский не раз подчеркивал, что самое тонкое человеческое умение — это умение любить, что нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Только в любви возможно полное духовное общение, только в любви люди могут быть соединены в единое целое, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Способность любить является признаком эмоциональной и личностной зрелости человека, показателем психологической культуры его личности. «Радоваться самому существованию другого человека — вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде» [11, с. 370].

Девочки и мальчики подросткового и раннего юношеского возраста испытывают острую потребность не только общаться и строить отношения с представителями противоположного пола, но и лучше разобраться в захватывающих их чувствах и переживаниях, в характере складывающихся отношений, их перспективах.

За любовь они нередко, особенно в юные годы, могут принимать влюбленность — чувство мимолетное, быстротечное:

«Бывает, что любовь пройдет сама,

Ни сердца не затронув, ни ума.

То не любовь, а юности забава»

(Низами).

В этом чувстве часто преобладает эгоистическое начало — оно направлено на самого себя, на удовлетворение своих желаний: желания нравиться, желания быть рядом с человеком, пользующимся популярностью среди знакомых, и пр. Между тем, любовь отличается от увлечения, прежде всего, не интенсивностью чувства, а его глубиной, то есть как глубоко в личность проникает его чувство, заполняет ли все сферы психической деятельности человека. Французский сексолог А. Вили пишет: «Различие между влюбленностью и любовью заключается в том, что влюбленность никогда не направлена на личность как таковую. Можно влюбиться в волосы, глаза, руки, фигуру, даже в общественное положение человека и одновременно к человеку в целом остаться равнодушным или бессознательно питать неприязнь. Такая частичная привлекательность ведет к «частичной» любви, которая полна противоречий и продолжается недолго...» [1, с. 77]. Легкость возникновения и сила протекания эмоциональных процессов во многом зависит от того, каков сам человек, какова глубина его личности.

Считается, что любовь в полном смысле этого слова как глубокое, действенное чувство возникает только в ранней юности и молодости, а иногда и в зрелые годы. Однако, любовь каждого человека индивидуальна, каждый по-разному и в разном возрасте находит свою любовь, переживает свой неповторимый опыт любви и по своему отвечает на вечный вопрос, что же такое любовь? «Любовь — неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим курсом» (М. Пришвин).

Воспитательная работа со старшеклассниками в пору романтических увлечений ранней юности приобретает форму социально-психологической поддержки процесса полового и семейного самоопределения [15, с. 163].

Дать полное объяснение феномену человеческой любви, феномену семьи с помощью средств научного познания невозможно в силу уникальности, присущей этим феноменам. Однако наука все-таки способна прояснить их суть и значение, описать и классифицировать проявления любовных переживаний, семейных отношений. В круг вопросов, важных для подготовки школьников к семейной жизни, входят: о мужчинах и женщинах — психологические особенности мужчин и женщин, почему существуют психологические различия между полами, социальные стереотипы мужественности — женственности; что такое семья — семья и брак, функции современной семьи; любовь как основа семьи — любовь как высшее человеческое чувство, разновидности человеческой любви, любовь в семье; семейные отношения — семейные роли, супружеские отношения, чего ждут от семейной жизни мужчины и женщины, совместимость супругов; феномены материнства, отцовства, их отражение в самосознании современной женщины, современного мужчины и пр. [3, с. 359-363].

Конечно, наиболее эффективным методом воспитания личности растущего человека, в том числе и полового воспитания, было бы полноценное психологическое образование. Л.С. Выготский писал в связи с проблемой полового воспитания: «нет никаких путей для этики, которые не были бы проложены через психологию. Этические усилия и заключаются в овладении природными влечениями, говорящими в человеке. В этом смысле та свобода воли, которую необходимо предполагает этическое решение, заключается в господстве над самим собой, основанном на правильном понимании природной необходимости. Нужно иметь известный психологический опыт для того, чтобы овладеть собой. Это длительное и трудное искусство, которому надо долго учиться, вероятно, труднейшее из всех остальных искусств овладения природой» [2, с. 140].

Психология как учебный предмет может в какой- то степени рассматриваться как зона ближайшего развития личности. Зону ближайшего развития личности создает учитель, постепенно вводя ребенка (в соответствии с возрастом — школьное детство, подростничество, ранняя юность) в мир все более усложняющихся человеческих и социальных отношений, в мир человеческих чувств, переживаний, знаний, размышлений, психологической культуры личности и др. [3, с. 218-223].

В настоящее время подготовлен большой отряд профессиональных школьных психологов, которые при небольшой дополнительной педагогической подготовке способны эффективно вести школьный курс психологии, включающий психологические проблемы «любовно-семейного» самоопределения учащихся.

Еще В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» (1974) с горечью и недоумением писал: «Странно и непонятно, почему во время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нем, как о человеке, в частности, о том специфическом, что возносит человека над миром живого, о человеческой психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, волевой и творческой сфере духовной жизни. Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого расплачиваться. Физическая, моральная, эстетическая культура немыслима без психологической культуры».

 

Дубровина Ирина Владимировна — действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор
МГППУ. В 1996 г. удостоена первой премии Президента РФ за разработку целостной концепции психологической службы образования. Автор и редактор целого ряда монографий и учебников, посвященных проблемам практической психологии образования. Учебное пособие для студентов вузов «Практическая психология образования» вошел в число 300 лучших учебников для высшей школы. Под ее руководством подготовлен первый в нашей стране цикл учебников «Психология» для III—ХI классов средней школы и начат широкомасштабный эксперимент по преподаванию психологии на всех этапах школьного обучения.

Литература

  1. Борман Р. Молодежь и любовь. — М., 1975.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка. — М., 1929.
  3. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. — М., 2014. — С. 455.
  4. Ильин И.А. Возвращение. — Минск, 2008. — С. 475.
  5. Коломинский Я.Л. Познай самого себя. — Минск, 1981. — С. 143.
  6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979. — С. 180.
  7. Макаренко А.С. Книга для родителей // Собрание сочинений: В 7_ми тт. — Т. IV. — М., 1957.
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: В 39_ти тт. — Т. 1. — М., 1955.
  9. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни: Сб. научных трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1980. — С. 164.
  10. Розенова М.И. Психология чувств и отношений: парадоксы любви. — Омск, 2005. — С. 150.
  11. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. — М., 1976.
  12. Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети. — СПб.. 2007. — С. 205.
  13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1971.
  14. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность // Собрание сочинений: В 14_ти тт. — Т. 1. — М., 1951.
  15. Черникова Т.В., Камышанова И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств. — М., 2006. — С. 182.
  16. Чуковский К.И. От двух до пяти. — Минск, 1959. — С. 275.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1552
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 674
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0