Вестник практической психологии образования
2015. Том 12. № 3. С. 42–44
ISSN: 2658-3100 (online)
Особенности проведения психотренингов в разнородных группах
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психотренинг, гетерогенные тренинговые группы, социально-психологическая компетентность, школьники
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Киршин П.А. Особенности проведения психотренингов в разнородных группах [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 3. С. 42–44. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n3/Kirshin (дата обращения: 01.11.2024)
Полный текст
Известно, что современный школьник все чаще сталкивается с новыми ситуациями: адаптация в новой группе и коллективе, проблемы взаимоотношений и конфликты, умение самоутвердиться и т. д. Эти и подобные им ситуации требуют от школьника и выпускника школы адекватных реакций, а также социально-психологической компетентности.
Социально-психологическая компетентность представляет собой систему умений и знаний о социальной действительности и о себе. Адекватное поведение в ситуациях, где надо «отстоять свое право», «завязать отношения», «завоевать симпатии» и др., по мнению большинства специалистов, не передается по наследству, однако может быть освоено за сравнительно недолгое время при участии в личностно-ориентированном тренинге.
Личностно-ориентированные тренинги предоставляют возможность организации режима саморазвития и самокоррекции, самосовершенствования личности как непрерывного прологон- гированного процесса. Личностно-ориентированный тренинг — это соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии. Данная психотехнология качественно отличается от традиционных методов обучения (лекций, семинаров и т. п.) и заключается в следующих принципах работы участников тренинга:
— творческой активности членов группы;
— объективации поведения (наличии обратной связи);
— оптимизации познавательных процессов в условиях общения; — партнерского общения.
Созданию благоприятных условий для работы группы способствует положительная эмоциональная атмосфера, снижающая психическую напряженность.
К основным правилам работы группы относятся: — активность;
— обсуждение того, что происходит в группе;
— выявление положительных качеств личности каждого участника;
— искренность и доверие;
— недопустимость непосредственных оценок ;
— конфиденциальность;
Цикл проводимых нами тренинговых занятий рассчитан на 30 часов, средняя продолжительность встречи — 2,5 часа, периодичность — 3 раза в неделю.
В ходе работы мы используем следующие методы и психотехники:
— игры, развивающие вербальную и невербальную активность;
— тематические обсуждения и дискуссии;
— задания, способствующие стабилизации и повышению самооценки;
— различные виды драматизации и ролевых игр;
— выход в город для выполнения заданий с социальным взаимодействием.
Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социализацию и личностное развитие. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдается душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Они, как правило, хуже учатся, в то время как ровесники с позитивными установками учатся лучше. Подростковый возраст — это период личностного самоутверждения, и данная программа может облегчить закрепление этого новообразования.
В настоящей статье изложен опыт тренинговой работы с гетерогенными (разнородными по составу) группами в массовой школе. Опираясь на многолетний опыт тренинговой работы, была сделана попытка объединить в одном тренинговом кругу участников разного возраста, пола, образования и т. д. Тем самым, был подвергнут сомнению один из принципов групповой работы — гомогенность (однородность) группы.
Да, действительно относительная однородность состава по уровню социальной успешности, социальным и общекультурным ориентациям, по мнению ряда корифеев в области тренинга, облегчает сплочение группы и ускоряет групповую динамику. Однако те взаимодействия, которые происходят в гетерогенных группах, трудно переоценить.
Успешный опыт проведения таких тренингов, где собраны самые разные участники, показал, что не всегда есть необходимость в подборе участников группы по сходным характерологическим или иным признакам. Общепризнано, что выработка правильных образцов мужского и женского полоролевого поведения облегчается, если в ней примерно поровну мальчиков и девочек. Однако опыт показывает, что и в однополых группах имеются энергетические ресурсные коридоры, в которых идет «формообразование» личности.
Импульсом к ведению такого рода «спорных» в методическом понимании групп послужила ситуация, когда желающих попасть в психотренинговую группу было меньше, чем количество мест в группе.
Противопоказаний для участия в группе практически не было. В группы были включены участники не только своей параллели, но и других возрастных групп, участники с акцентуациями характера, выраженной гиперактивностью, кандидаты на отчисление из школ города и другие претенденты.
Количество участников тренинга достигало 10-15 человек. При увеличении состава до 18-20 человек работать становилось труднее. Это вызывало невротизацию некоторых интравертированных (некоммуникабельных) участников, но способствовало психологическому комфорту экстравертов. Занятия проводились в кабинете психолога. Группа являлась, как правило, открытой. Однако на протяжении первых занятий приходилось включать новых участников, хотя это и тормозило групповую динамику. Нельзя сказать, что не было отсева в группах. По статистике, 2-3 человека из группы, как правило, оставляют занятия по разным причинам.
Некоторое количество участников, пройдя программу, добровольно переходило из одной группы в другую. Нередко оказывалось, что такими «завсегдатаями» становились застенчивые подростки (что, кстати, соответствует целям программы). Некоторые нарушители школьной дисциплины также проявляли интерес к программе, вероятно, удовлетворенные своим положением безусловного принятия другими в тренинговой группе.
Ранее приобретенный участниками опыт позволял им в новой группе сразу попасть в выигрышную для них социальную страту (статус), что, разумеется, положительно отражалось на их самооценке и уверенности в себе. Кроме того, 2-3 таких участника в новой группе, как правило, начинают декларировать нормы поведения, способствующие сплочению. Иными словами, опытные участники на первых этапах берут на себя часть функций тренера.
Если говорить о задаче повышения уверенности в себе, то учебная деятельность с такими участниками развивается в 3-х направлениях: расширение круга общения, преодоление трудностей в установлении контактов и повышение самооценки. В зависимости от глубины имеющихся у подростков проблем эта задача решается разными средствами. Иногда уже само включение в тренинговую группу позволяет достичь желаемого эффекта. Однако, этим участникам в большинстве случаев необходим тренинг средств и способов установления контактов, умения выступать в разных ролях (а по мнению ряда социологов, совокупность социальных ролей и составляет то, чем является человек «на самом деле»). Наконец, в наиболее серьезных случаях требуется преодоление имеющихся невротических или аутистических тенденций. В этих ситуациях с клиентами используется индивидуальная работа психотерапевтическая направленности.
Разновозрастное сотрудничество в преодолении личностных проблем подростков сегодня мало используется психологами-практиками. А значимость его переоценить трудно.
По мнению участников, посещающих тренинги с целью повышения уверенности в себе, демонстрировать свою социальную неуспешность перед младшими не так дискомфортно, нежели перед ровесниками. Участник из своей возрастной группы субъективно рассматривается более референтным, как бы более цензурирующим, критически настроенным по отношению к тебе. И если зона досягаемости до успехов сверстника велика, то социально неуспешный участник часто покидает группу, зато сохраняя при этом привычные представления о себе. Так, самооценка в подростковом возрасте, являясь регулятором поведения, играет стабилизирующую роль, предохраняя от социальных неудач, промахов. Иными словами, предупреждает психотравмы, однако тормозит при этом личностный рост.
Следует также отметить, что совместное участие подростков в группе с младшими, но более социально успешными участниками не тормозит групповую динамику, не блокирует активность. В однородных же по возрасту группах тренинга не уверенный в себе участник в подобных случаях как бы говорит себе: «Я не стану таким успешным никогда!» И в результате он может покинуть тренинговую группу вследствие реакции капитуляции.
Как известно, одним из принципов психотренинга является нежелательность комплектования в группу участников с низкой социальной успешностью по отношению к основной массе участников. Но наш опыт показал, что включение в группу одного-двух трудновоспитуемых подростков (даже с делинквентным поведением) может обеспечить более высокий результат коррекции, нежели работа с целой гомогенной группой трудновоспитуемых подростков. Однако, в этой ситуации для тренера проблематично сохранить в группе данного «трудного подростка», так как его большой «отрыв» по уровню социализированности от других участников будет «подогревать» его уход из группы.
Участники с неадекватным рисунком поведения быстро нормализуют свою самооценку в группе, снижают свою деструктивную конфликтность. А после участия в нескольких группах достаточно быстро нормализуют свои взаимоотношения с социумом. В таких случаях параллельно осуществляется психологическая помощь родителям подростков по коррекции стиля воспитания. Основная идея этого содействия — это минимизировать классические ошибки семейного воспитания: гиперопеку, гипоопеку, отвержение.
В качестве аргумента, доказывающего эффективность работы в гетерогенных тренинговых группах, приведём один пример: комплектование группы шло достаточно долго. С просьбой включить в группу своих детей обратились мама одиннадцатиклассника, страдающего неуверенностью в себе, а также мама трудновоспитуемого второклассника школы. Кроме того, в группе занимались несколько подростков с проблемами застенчивости и ряд социально успешных подростков, пришедших тренировать навыки общения.
В начале тренинга оказалось, что уровень социа- бельности второклассника школы в проблемных жизненных ситуациях намного превосходит уровень названных черт у одиннадцатиклассника. «Мудростью» и энергетикой группы был запущен процесс коррекции и развития системы отношений личности названных участников. В результате тренинговых занятий одиннадцатиклассник стал социально компетентным, адаптивным, что было отмечено его мамой и учителями. Трудновоспитуемый второклассник стал более миролюбив и покладист в своем классе и школе, у родителей впервые появилась надежда на улучшение его прежней модели поведения.
Можно привести еще более веские аргументы о результативности тренинговой работы в гетерогенных группах, если привести выдержку из дневника одного прежде не уверенного в себе участника: «Пройдя три тренинга, я с полной уверенностью могу сказать, что программа работает. Я приобрел просто огромный опыт общения и понимания людей, а через это совершенно неожиданно начал понимать себя. Я выработал четкие представления о жизни. Теперь я знаю точно куда, а главное, зачем нужно продвигаться. Прочитав около 40 писем о себе (а одним из методов работы в этой программе является написание писем каждому участнику — К.П.), найдя в них закономерности, я исправил свою самооценку. Теперь мне точно известно, как меня воспринимают старшие и младшие. Это помогло мне выработать почти непробиваемый щит самооценки. Ничьи едкие замечания теперь не задевают меня, что позволяет сэкономить массу энергии. Я бавился от тревожности и беспокойства...»
Несмотря на то, что эффективность групповой работы оценить крайне трудно и судить о достигнутых результатах можно по косвенным данным — на основе наблюдения, самоотче- тов участников, рассказов их родственников, учителей, мы можем свидетельствовать, что работа с гетерогенными группами в тренинге является весьма перспективной.
Киршин Петр Аркадьевич — педагог=-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Сарапула (Республика Удмуртия РФ) СОШ №7.
Литература
- Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1987.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб: Питер, 2000.
- Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. — 1995. — №5. — С. 61–68.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении — М., 1989.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 554
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 198
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0