Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 4. С. 85–90
ISSN: 2658-3100 (online)
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Уроки психологии с арт-терпией»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: гармоничная личность, профилактика , эмоционально-личностные нарушения, арт-терапия
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Валанова Н.М. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Уроки психологии с арт-терпией» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 85–90. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n4/Valanova (дата обращения: 01.11.2024)
Полный текст
Валанова Нина Михайловна — практикующий психолог. Автор книги «Информация для родителей». Член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» РФ.
Задачи:
— осознание учащимися ценности, уникальности себя и формирование позиции школьника, члена коллектива, гражданина страны, уверенного свободного человека;
— обучение адекватной регуляции поведения с сохранением баланса между различными аспектами личности, баланса между потребностями ученика и общества;
овладение ребёнком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём местео в взаимоотношениях с другими с сохранением баланса коммуникативных, когнитивных, эмоциональных, рефлексивных, поведенческих аспектов;
— обучение опыту преодоления трудностей, соответствующего возможностям и особенностям темперамента школьника, без отрицательных последствий для здоровья;
— обучение формам и техникам самоподдержки с опорой на внутренние ресурсы, жизненный оптимизм, развитие активности как возможности адекватного разрешения взаимосвязи жизненных задач;
— развитие у школьника стрессоизменчивости — возможности не только адекватного приспособления к неблагоприятным воздействиям, но и использования стрессовых ситуаций для роста и развития.
На уроках используются следующие методические средства: короткие лекции, групповое обсуждение, психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности, диалоги, рисунок, рассказ, театрализация, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, индивидуальное консультирование, тренинг, техники и приёмы арт-терапии.
Основная техника воздействия арт-метода — техника активного воображения, открывающая неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».
Основная методика рисования используется в двух формах: индивидуальной (раскрывает уникальность личности) и групповой (формирует социальные навыки).
Процесс работы включает следующие этапы: приветствие, настрой, индивидуальная и групповая работа, рефлексия, ритуал завершения.
1. В приветствии используются психодвигательные упражнения на быстрое снятие эмоционального напряжения, обучение с профилактической целью.
2. Настрой включает короткие упражнения, органично предшествующие последующей работе.
3. Рефлексия включает обмен мнениями и чувствами, помогает ученикам лучше узнать друг друга.
4. Ритуал завершения включает в себя дыхательное упражнение.
Все занятия имеют общую структуру, наполненную разным содержанием. Уроки в рамках программы могут протекать в различных формах в зависимости от самой темы, особенностей личности участников и их эмоционального состояния.
Программа первого класса включает разделы:
1) «Я — школьник»;
2) «Мои чувства и эмоции»;
3) «Я — индивидуальность».
Программа второго класса включает разделы:
1) «Я — в коллективе»;
2) «Самопознание потребностей и самопомощь в стрессе»;
3) «Кто Я? Мои силы, мои возможности».
Программа третьего класса включает разделы:
1) «Я — свободный, уверенный интеллигентный человек»;
2) «Самопознание. Проблемы и комплексы»;
3) «Самопомощь в изменении стратегии поведения».
Программа четвертого класса включает разделы:
1) «Я — гражданин своей страны»;
2) «Самопознание»;
3) «Самопомощь методами нейтрализации стресса».
Содержание и особенности проведения занятий с техниками арт-терапии
Первый класс. Тема «Я — школьник».
Происходит отработка школьных правил, школьных атрибутов, учебной деятельности. Ведь при переходе из дошкольного возраста в школьный ребёнок из семейных условий попадает в чужую ему атмосферу школы с её новыми требованиями и новым режимом. В этой ситуации, как показывает наша практика, высокоэффективную помощь ребенку можно оказать при помощи привычной сказки — метафоры, которая помогает думать, развиваться и мечтать.
Обучая правилам поведения в школе на примерах героев коррекционных сказок «Лесная школа» М. Панфиловой, мы при чтении и обсуждении раскрываем пять основных тем: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью.
Так мы предупреждаем формирование у ребенка отрицательного отношения к школе, школьного невроза, который сопровождается страхом школы, упорным отказом от посещения, раздражительностью (данная работа проводится во 2-ой четверти).
Главная задача, связанная с гармонизацией личности младшего школьника при помощи творческого самовыражения с элементами арт-терапии, — это осознание своей индивидуальности, стабилизация эмоционального состояния, принятие себя и мира.
Интегративный подход состоит в том, что изобразительная работа сочетается с другими элементами: — анализ сказок с рисованием по мотивам (формирование нравственного иммунитета);
— импровизация на музыкальных инструментах;
— прослушивание музыки и рисование (развитие эмоционального интеллекта);
— сочетание драмы, движений с изобразительной деятельностью (активизация творческого потенциала);
— игры и упражнения с изобразительными материалами для снятия эмоционального напряжения и тревожности.
Спонтанное рисование под музыку В.М. Элькина [30] помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни, снижает стресс, вызывает естественный подъём.
Обращение детей за помощью для нейтрализации страха перед контрольными работами, родителями, учителями определило задачу обучения самостоятельному отыгрыванию заблокированных эмоций.
Работа со страхами ведется с использованием приемов:
— оглушение страха,
— утопление и превращение страшных и грустных рисунков в творческую, счастливую композицию «Дерево счастья» [3].
Аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия имеет последствия, но в возрасте 5-11лет активный интерес к рисованию и процесс размышлений над созданным даже с оживлением страха — способствует полному устранению его из психики.
Переход внутренней агрессии в пластический материал после прочтения на уроке терапевтической сказки «Чудо-кактус» осуществляется в момент прикрепления к колючкам — символу агрессивных реакций ребёнка на окружающий мир — цветов [25]. Работа с пластилином гармонизирует эмоциональное состояние.
«Рисование по сырому листу» [25] с нанесением точек, линий и наблюдением снимает напряжение и развивает воображение. Рисование с предложением соседу по парте продолжить начатый рисунок формирует бережное уважительное отношение к пространству и границам. Так, «Свободный рисунок в круге» способствует развитию коммуникативных навыков, объединению, когда дети по очереди рисуют друг к другу дороги в круге.
Анализ ощущений и чувств, эмоций, возникших в процессе создания своего рисунка, обсуждение чужих рисунков (при соблюдении заранее принятых основных правил) развивает у детей навыки регуляции поведения, самоанализа и самопомощи.
Для приобретения навыков расслабления, сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств используется оригинальная психогимнастика М.И. Чистяковой [28]. По сути, это методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей.
Благодаря ей дети осознают связи между мыслями, чувствами и поведением. А также начинают понимать, как их эмоциональные проблемы возникают не только под воздействием трудных ситуаций, но и благодаря неверному восприятию этих ситуаций (скажем, ребенок уверен: любой смех за моей спиной — это смех надо мной).
К концу года после прохождения курса занятий (этюды, упражнения, игры) предполагается овладение 8 понятиями, связанными с переживаниями основных эмоций, и 10 представлениями, оценивающими личностные качества человека.
У учащихся вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Обосновано включение упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой [29], которые специалисты рекомендуют для профилактики неврозов и депрессий. Упражнения способствуют созданию особого психоэмоционального состояния, при котором появляются смелость и уверенность в себе, ощущение свободы и раскрепощённости, колоссальный эмоциональный всплеск.
По окончании учебного года раскрашивание «Домиков» даёт возможность оценки адаптации первоклассников, сформированных личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций, оказывает психотерапевтический эффект.
Второй класс. Основополагающая тема — «Я в коллективе».
Основные темы: мои права, точка зрения, сотрудничество, конфликт.
Они необходимы для создания благоприятного эмоционального фона, в котором происходит формирование и становление личности и, как показывает наш опыт работы, для исключения претензий, хронических конфликтов между учителями и родителями, обвинений в несостоятельности.
Начнем с того, что потребность в безопасности и защите выступает одной из базовых потребностей человека, ее фрустрация приводит к формированию чувства страха, стыда, вины. Они, в свою очередь, порождают защитные реакции и соответствующие формы поведения. От стремления как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является «потенциальным источником угрозы», до постоянной готовности к агрессии, а также формирования позиции жертвы или «комплекса вины» [12].
Для создания чувства безопасности в классе и структурирования жизни ученика — в отличие от дома — необходимо принятие честных, последовательных правил поведения. Принятие «Классного декрета», «Школьных правил», выработанных совместно, с поощрениями за выполнение, с предложениями от каждого. Формируемая политика идеального класса содержит пункты предложений по поводу помощи ученикам, которые стали жертвой оскорблений или пойманных на обмане, «классным шутам», задирам и одиночкам или не выполняющим домашнюю работу и получающим плохие отметки.
Одна из причин конфликтности — это отсутствие навыков общения, правильного поведения для предотвращения и адекватного разрешения возникших проблем.
Техника «Лес» [21], применяемая с детьми, позволяет развивать у школьников сочувствие, сопереживание, способствует групповой сплочённости, доброжелательным взаимоотношениям. Школьники представляют и рисуют себя в виде дерева, в пространстве класса находят место, где оно чувствует себя защищенным «от ветров и непогоды». Далее, отделяя от бумаги, располагают на общем лесном массиве либо среди других деревьев, либо в маленькой рощице или оставляют в одиночестве. На завершающем этапе — после обсуждения чувств — дарят рисунки на память.
Ресурсное упражнение «Безопасные места» (направленная визуализация), когда школьникам предлагается представить и нарисовать принадлежащую им безопасную, уютную комнату [15].
Конфликты решаются с использованием техники «Линия конфликтов» [20]. В «разговоре двух линий» представляется значимая конфликтная ситуация, когда два фломастера обозначали учащегося и его противника в динамике ситуации. Имитируется поведение обоих. При этом составляется рассказ «от лица» каждой линии. Затем изображается исход ситуации и метафорические образы в результате конфликтного противостояния.
Лепка из пластилина на заключительном этапе хорошо воспринимается детьми. Проекция чувств на внешние объекты — путь к символизации и признанию — облегчают вербализацию переживаний.
«Противоположные чувства» — упражнение, во время которого изображаются два чувства на одном листе и представляются рисунки на темы: «Мне нравится, когда.» и «Я ненавижу, когда.», «Мне было хорошо, когда.» и «Мне было плохо, когда.».Для исключения состояния фрустрации при длительном пребывании ребёнка в состоянии негативного эмоционального возбуждения (когда разрушается внутренняя структура личности, тормозятся процессы индивидуализации и социализации) хорошо подходит методика «Карта эмоций» [20]. Когда ребенок исследует свой внутренний мир и рисует ландшафт, наполненный разными эмоциями и чувствами, верба- лизирует переживания, а затем удаляет из карты эмоции, символизирующие помехи в собственной жизни, и заменяет их на новые, он освобождается от негативных эмоций.
Упражнения «Сундук того, что меня огорчает» (визуализация) и «Ларец счастья» [15] позволяют детям осознать проблемы и сохранить восприятие радостей.
Избавление от негативного в жизни происходит в процессе изотерапии по следующим темам: — «от чего хотел бы избавиться»;
— «это мне хотелось бы убрать из своей жизни»;
— «то, что мешает мне чувствовать себя спокойно»;
— «мои оковы»;
— «что я вижу через розовые очки»;
— «заколдованный» [11].
Помощь в осознании своих скрытых разрушительных тенденций и освобождении от них ребенок получает за счет проживания ситуации. А именно: проигрывания своих агрессивных и депрессивных чувств. Кроме того, осознание своей скрытой созидательной силы позволяет ему лучше использовать свой потенциал.
Различные техники арт-терапии, «упакованные» в сказку, притчу, миф или легенду, позволяют прожить ситуацию освобождения и созидания на более глубоком уровне.
Техника «мёртвой» и «живой «воды». Ее суть: уничтожение или нейирализация рисунков с символическим изображением проблем или деструктивных мыслей. При этом рисунки, например, заливаются символической «мёртвой» водой или сжигаются, а затем пепел используется для посадки зёрнышек нового [11].
У каждого ребёнка должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности, чувство собственного достоинства. Упражнение «Умственный мусор» [9]. Избавление от иррациональных убеждений и замена их на рациональные («Каждый должен любить меня», «Я должен делать всё хорошо», «Некоторые люди плохие, они должны быть наказаны»), избавление от эмоциональной боли в ситуации долженствования, ведущей к неадекватным завышенным притязаниям и внутреннему невротическому конфликту.
Третий класс. Тема « Я — свободный уверенный, интеллигентный человек».
Отрабатываются:
— границы и их защита;
— возражение и отказ;
— приветствие и прощание;
— «да» и «нет»;
— просьба, прощение, благодарность.
Проводится тренинг уверенного поведения и уверенности в себе [13]. Его цель — приобрести следующие знания и навыки:
— осознание личной свободы и свободы другого;
— признание и уважение прав других и наличие обязанностей у них и у себя;
— обучение преодолению неуверенности, тревоги ожидания и мнительности;
— выход из состояния закомплексованности, зажа- тости, застенчивости;
— осознание понятия «интеллигентный» человек.
Здесь мы решаем проблемы застенчивых детей — неуверенных в себе, физически слабых, переживающих чувство унизительной беспомощности, гиперсоциальных (то есть страдающих от страха перед получением плохой отметки, плохим отношением учителей и сверстников, обострённо воспринимающих неудачи в школе и общении).
Использование серии рисунков «Нарисуй историю» [17] помогает выявлять учащихся с угрозой субдепрессии. А тех, кто переживает чрезмерно высокую физическую и психологическую нагрузку с риском психосоматических проблем, можно выявить, используя серию рисунков «Моя болезнь и я» и «Лечебная мандала» [15].
«Моя карта» — эффективное упражнение для исследования поведения детей, которым не хватает уверенности в себе и самопринятия. Суть упражнения заключается в изображении различных сторон личности (стороны — приятная, испуганная, смелая, злая).
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»: на каждом луче располагается достоинство и хорошая черта учащегося.
Упражнение «Что мне нравится в себе» заключается в изображении в виде движений качества или поведения. Например: «Я чувствую себя в безопасности, когда я сделаю так...», «Я чувствую себя сильным, когда я выгляжу таким.».
Важной особенностью данного рассматриваемого возрастного периода являются качественные изменения во взаимоотношениях со значимыми взрослыми — учителем и родителями. В сознании школьников утрачивается их идеальный образ. В результате нередко возникает чувство горечи и разочарования. А вслед за ними — страх, злость или обида.
Техника «История одной обиды» заключается в том, что ученик на пластилине зубочисткой «дорисовывает» пустую клетку, стирая предыдущий ряд и расставаясь с негативным чувством. Задача психолога — поддерживать реальный образ взрослых, не снижая при этом их ценности. Для этого подходят такие упражнения:
— издание буклета в обложке с названием «Если б я была мамой» [15];
— «Ракушка и ребёнок» — упражнение, стимулирующее позитивные взаимоотношения в системе «мать — дитя» [25] с символическим объединением одним пространством в метафору счастья (круг из листьев разных размеров) раскрашенные шаблоны ракушки и ребёнка;
— развитие позитивного отношения к собственному дому, коррекция проблем в задании «Цветущий домик» (когда школьник раскрашивает шаблон дома в любой цвет, лепит из пластилина розы и прикрепляет их к домику).
Тема дружбы вызывает у детей интерес и воодушевление. Для них очень актуально развитие следующих умений:
— налаживать отношения;
— делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении;
— дорожить ценностью установившихся отношений.
В данном случае стоит использовать приемы:
— рисунок «Я хороший друг потому что...», когда каждый учащийся может представить свои качества как друга (комикс, собрание рисунков, картинок- настроений);
— упражнение «избавление»;
— «расслабление»;
— «отпускание плохих мыслей»;
— «позитивное самоутверждение»;
— «оптимистическое мировоззрение».
Также вместе с ребенком необходимо разрабатывать стратегию, благодаря которой он научится справляться с гневом. Для этого можно использовать упражнение «Я хочу / я могу это сделать», во время которого учащимся разрешается злиться.
В упражнении последовательно используется серия рисунков. На первом рисунке изображается ситуация, когда ребенок был зол. Ему предлагают объяснить, почему [15].
Второй рисунок — «воображаемый» — отражает то, что школьник почувствовал и хотел сделать (неважно, каким мстительным и жестоким это пожелание может показаться окружающим).
На третьем рисунке школьник изображает то, что может сделать после обсуждения приемлемых способов справляться с гневом.
Здесь же можно использовать метод формокоррекционной ритмопластики, сочетающий в себе медитативную гимнастику и лепку из глины. Этот метод является конструктивной формой проявления могущества и преодоления комплекса неполноценности. Его суть в том, что учащийся создает сначала просто модель, похожую на себя, затем начинает придавать ей гротескные формы, усиливать недостатки до карикатурной формы. А на последнем этапе — создает эталонный образ себя, формируя образ «себя более совершенного» [11].
Четвёртый класс. Тема «Я — гражданин своей страны»
Основные темы: толерантные установки, социальная позиция, точка зрения, дискриминация, мораль, нравственность.
Это последний школьный возраст, когда ребёнок открыт. Именно в данном возрасте ребёнок отчётливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций — то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
На этом этапе у ребенка возникает глубокий интерес к своему внутреннему миру, он впервые пытается анализировать происходящие в себе изменения, размышляет о своих способностях. А также — о возможностях для удовлетворения такой важной потребности, как признание окружающими своей внутренней ценности и уникальности.
Наш опыт проведения игры «Правило 3-х “С”» показал её сильное корректирующее воздействие на формирование позитивного самоутверждения, адекватной самооценки школьников.
Каждому учащемуся предоставляется право проанализировать свои дела за неделю в направлении сотрудничества, сочувствия и сострадания. Остальные участники игры учатся в корректной форме (без обвинений) высказывать несогласие с оценкой при возможности отстаивать своё мнение, защищаться.
В данном случае происходит обучение следующим умениям и навыкам:
— конструктивная оценка себя и других;
— конструктивная критика;
— умение выражать эмоции, своё отношение к тому или иному факту, не задевая личности другого.
Используя как метафоры сказки «Про любовь» и «Три рыбы» [24] в сочетании с драматерапией, мы добивались того, что дети осознавали модели своего поведения (как эффективные и неэффективные). Например, делали это на основе предупреждений, что результаты необдуманного следования за другими людьми («стадное чувство») могут быть плачевными.
Затем учащиеся формировали свой стиль поведения и развивали нравственный иммунитет.
На протяжении всего года — раз в неделю — наши учащиеся заполняли «Дневник моих достижений». Этим они вырабатывали привычку фиксировать свои достижения и настраиваться на успех. Одновременно формировали устойчивое положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности, чувство собственного достоинства.
В наш комплекс техник включены и такие, которые помогают детям успешно нейтрализовывать стресс (связанный со школьными и жизненными ситуациями), предупреждать риски эмоциональных нарушений и расстройств.
Для этого в четвертом классе в учебную программу мы включили: обучение аутогенным тренировкам, дыхательным техникам, техникам мышечной релаксации, визуализации, элементам рациональной терапии.
Литература
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб, 1998. — 387 с.
- Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
- Болсуновская Н. Настины приёмы // Школьный психолог. — 2005. — №4.
- Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — №8. — С. 65–74.
- Валанова Н.М. Информация для родителей. — Н. Новгород: Поволжье, 2008. — 287 с.
- Валанова Н.М. Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности // Cб. ст. по материалам XLI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». — №6(41). — Новосибирск: Сибак, 2014. — С. 12–17.
- Валанова Н.М. Проблемы оценки и улучшения качества образования в начальной школе // Cб. ст. по материалам XXVI международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». — №5(26). — М.: Международный центр науки и образования, 2014. — С. 141–145.
- Валанова Н.М. Здоровье сберегающий подход к построению новой школы // Cб. ст. по материалам XXXVII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. — С. 135–140.
- Воспитание детей эмоционально отзывчивыми. Уроки общения в детском саду и начальной школе: Учебно-методическое пособие / Сост. С.А. Курносова. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2011. — 255 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. — М.: Педагогика, 1991. — 287 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб: Речь, Сфера, 2001. — 400 с.
- Касаткин В.Н. и др. Здоровье. Предупреждение насилия в школе. — М., 2005. — 184 с.
- Касаткин С.Ф Здоровая психика ваших детей: жизнь без комплексов и обид. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010. — 285 с.
- Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб: Речь, 2007. — 336 с.
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб: Речь, 2012. — 160 с.
- Киселёва М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании: Учебное пособие. — СПб: Речь, 2014. — 64 с.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2007. — 197 с.
- Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. — СПб: Речь, 2003. — 320 с.
- Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. — СПб: Речь, 2007. — 144 с.
- Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб: Речь, 2006. — 336 с.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб: Речь, 2008. — 256 с.
- Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. — СПб: Речь, 2004.
- Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.
- Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития. — СПб: Речь, 2007. — 144 с.
- Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. — СПб: Речь; М.: Сфера, 2008. — 112 с.
- Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Директор школы. — 2010. — №5. — С. 47–51.
- Федоренко Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе. — 2009.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. — М.: Метафора, 2008. — 128 с.
- Элькин В.М. Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства: Методическое руководство. — СПб: ИМАТОН, 2007. — 112 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 811
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 526
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0