Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 3. С. 33–36
ISSN: 2658-3100 (online)
Экономика детства
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: новация, проектирование, адаптированная основная образовательная программа, инклюзия, коррекция, специальная педагогика, коррекционная психология, дефектология, девиация
Рубрика издания: События
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мачурина Т.Н. Экономика детства [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 33–36. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Machurina (дата обращения: 01.11.2024)
Полный текст
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Абсолютно новая для нашей страны идея включения детей и подростков с аномальным развитием в общеобразовательный процесс массовой школы, на первый взгляд, представляется гуманистической. Действительно, в масштабах мировой истории возникновения, развития и становления специальной (коррекционной) педагогики и психологии, психологии аномального развития — проект инклюзивного образования выглядит весьма позитивным: дети с различными особенностями развития впервые получили возможность обучаться рядом с детьми, интеллектуальное и психическое развитие которых соответствует статистической норме. Данный факт, с одной стороны, позволяет детям и подросткам с аномальным развитием общаться и взаимодействовать в социуме, с другой стороны, дает возможность воспитывать подрастающее поколение в духе эмпатии и толерантности, с третьей — психологически поддерживает родителей обучающихся с особенностями развития [3].
Но это только внешняя картина происходящего. Устремимся в суть вышеизложенной проблемы и разберемся более подробно, что из себя представляет данный инновационный проект.Законодатель, внедряя программу развития инклюзивного образования в России, основывается как на положениях Конституции РФ, согласно которым каждому гражданину нашей страны гарантируется равное отношение и возможность самореализации в любой не запрещенной законом деятельности.
Наряду с Основным Законом страны отечественный законодатель увлеченно следует современным тенденциям международной политики в сфере образования, которую средства массовой информации традиционно характеризуют как толерантную, демократичную и принимающую.
При этом представляется очевидным тот факт, что программы инклюзивного образования и специального коррекционно-развивающего сопровождения детей и подростков, имеющих особенности развития, в каждой стране существенно различаются. Представляются отличными друг от друга также квалификационные требования, предъявляемые к специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность в рамках специальной педагогики и коррекционной психологии. Разными в данном отношении являются и условия труда педагогических работников, занимающихся развитием и обучением детей и подростков с особенностями развития.
Безусловно, каждый из вышеперечисленных факторов даже в отдельности способен внести существенную специфику в образовательный процесс в условиях инклюзии; но если соединить все эти факторы воедино, картина представится тем более очевидной: разница между системой инклюзивного образования в России и в странах Запада колоссальна. Сходство между отечественным и зарубежным проектом по реализации инклюзивного образования сводится к близкой по смыслу терминологии, пришедшей в нашу страну все из тех же США и стран Европейского союза. На этом тождественность и «родственность» заканчиваются и начинаются национальные особенности.
Первым звеном в цепи удивительных превращений слаженной десятилетиями, но довольно разобщенной и строго иерархической отечественной системы образования в гибкую и толерантную систему инклюзивного образования явилось повсеместное закрытие коррекционных школ и иных бюджетных образовательных учреждений Москвы, осуществляющих целенаправленную образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую деятельность с детьми и подростками, имеющими особенности развития. Таким образом, законным представителям обучающихся с аномальным развитием просто не предоставили иного выбора, как перевести своих детей на обучение в общеобразовательные школы.
Профессиональная судьба педагогов-психологов, учителей-дефектологов и учителей-логопедов, работавших в данных специализированных образовательных учреждениях, на мой взгляд, представляется очевидной. Данный факт по понятным причинам остался неосвещенным средствами массовой информации и поэтому малоизвестным подавляющему большинству жителей столицы.
Более того, на начальном этапе реализации инновационного проекта по развитию инклюзивного развития в России не было осуществлено самое главное — разработка грамотной, структурированной и продуманной «плановой» политики по осуществлению этой новации; более того, до сих пор представляется смутной конечная цель, к которой стремятся авторы данного уникального проекта. Итак, отсутствие систематизированной методологии, наличие лишь единичных, разрозненных между собой даже не программ, а технологий существенно затрудняют понимание общих целей и задач в предстоящей работе.
Таким образом, инновационная деятельность, которая представляется столь сложной и многозначительной, особенно учитывая масштабы нашей страны, осуществляется разобщенно и неструктурированно. Было осуществлено революционное по своей сути действие — закрытие существовавших десятилетиями коррекционных школ и интернатов, обеспечивавших своих воспитанников квалифицированной профессиональной помощью. Итак, старое разрушено, а новое не создано.
В настоящее время школы Москвы не оснащены даже доброй половиной всего необходимого оборудования и методических материалов, которые требуются для работы с особенными детьми. Более того: общеобразовательные школы испытывают острый дефицит в специалистах, готовых осуществлять коррекционно-развивающую деятельность с обучающимися с особенностями развития. Представляется очевидным, что учитель обычной общеобразовательной школы, не имеющий дополнительной квалификации в области психологии, дефектологии и логопедии, будет испытывать существенные трудности при взаимодействии с обучающимся с аномальным развитием; в частности, учителю будет трудно найти подход к подобному ученику, понять причины его поведения и особенности эмоционального состояния, если учитель при этом не обладает профессиональными знаниями в области специальной психологии и педагогики [4].
Однако, как ни странно, ставки педагогов-психологов и учителей-логопедов в общеобразовательных школах регулярно сокращаются. Уже сейчас найти школу и детский сад, в которых работает учитель-дефектолог, представляется весьма затруднительным.
Случай с последней стрельбой в школе лишний раз подтверждает тот факт, что количество психологов в школе необходимо увеличивать. Ни один специалист не имеет возможности вести качественную профессиональную деятельность с детьми, если вынужден работать в нескольких зданиях в одном лице: слишком велик шанс упустить ребенка, входящего в «группу риска», что неминуемо рано или поздно приведет к трагедии. Невозможно работать качественно и продуктивно одновременно с 2000 обучающихся, имея при этом 36 часов нагрузки в неделю, из которых на непосредственную работу с детьми отводится лишь 18 часов; при этом остальные 18 часов должны быть посвящены постоянному повышению квалификации и методической работе.
Невнимательное отношение к распределению нагрузки педагогического работника со стороны вышестоящих органов, непонимание объема и сложности психологической работы, отсутствие заинтересованности в качестве получаемого продукта — все это неумолимо влияет на психическое здоровье подрастающего поколения.
Действительно, в последние годы создается неотвратимое впечатление, что высокое качество образовательного и воспитательного процессов не является ведущей потребностью и запросом со стороны государства. Что же является главным мотивирующим фактором, побудившим к созданию инновационных проектов, в том числе и инклюзивного образования, в нашей стране? Как ни печально звучит, но вовсе не гуманистический образ мышления его создателей, но отчетливо просматриваемая система государственной экономии. Массовое закрытие коррекционных школ и интернатов, закрытие рабочих мест специалистов в области специальной психологии и педагогики, имеющих надбавку к заработной плате в размере 20%, позволило государству сэкономить огромные деньги (не только на специализированном оборудовании, но и на квалифицированных кадрах, что горько вдвойне).
Несмотря на то, что в настоящее время государство выделяет деньги на работу с детьми, рекомендованными ЦПМПК к обучению по адаптированной основной образовательной программе, количество таких детей существенно сократилось; вдобавок к этому в общеобразовательных школах отсутствует необходимое специальное оборудование для работы с обучающимися с особенностями развития и, что вдвойне ощутимо, сокращаются ставки специалистов, способных осуществлять профессиональную коррекционно-развивающую и реабилитационную деятельность с подобными учениками.
Вместо этого для учителей общего профиля организуются курсы повышения квалификации в объеме 72 часов в области инклюзивного образования, по окончанию которых от данных учителей ожидается готовность к работе с детьми с ЗПР, РДА, ОНР, ТНР, СДВГ и т. д. Политика государства в этом вопросе ясна: стремление к уходу от узконаправленных специалистов в пользу специалистов многопрофильного уровня, совмещающих в себе функции не только учителя, но и психолога, логопеда, дефектолога и социального педагога. При этом не стоит забывать, что многие учителя являются также и классными руководителями, к которым в настоящее время предъявляются весьма жесткие требования.
Безусловно, иметь в штате одного работника, совмещающего в себе функционал четырех специалистов, более выгодно с точки зрения экономии бюджетных средств, которые затем можно перераспределить на нужды образовательного учреждения. Но разве образовательное учреждение не испытывает потребность в благоприятном психологическом климате внутри детского коллектива? Разве всестороннее развитие личности обучающегося и сохранение его психического здоровья не входят в систему ценностей школы? Кто расплачивается в результате подобной экономии? К великому сожалению, дети.
Несомненно, что система экономического развития страны должна быть единой и должна затрагивать различные стороны общественной жизни, однако нельзя превращать разумную созидательность в кощунственную скупость, которая неумолимо влияет на жизнь и здоровье самых социально незащищенных слоев населения, в том числе и несовершеннолетних детей. Пресловутое выражение «Все лучшее — детям!» почему-то в последние годы потеряло свою актуальность в нашей стране. Но стоит всегда помнить о том, что подрастающее поколение — это то будущее, которое нас ждет. В свете вышеизложенного представляется вполне разумным стремление специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) донести до государственных чиновников идею о необходимости расширения коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими особенности развития и не имеющими оных, так как психологическое сопровождение и профилактика являются необходимым условием развития гармоничной личности ребенка.
Каким образом решить вышеизложенную проблему?
Во-первых, необходимо признать, что проект инклюзивного образования в настоящее время недостаточно хорошо разработан методически, вследствие чего несостоятелен и нуждается в фундаментальном пересмотре и доработке.
На сегодняшний день к полноценному существованию в рамках инклюзивного образования не готовы ни дети, ни родители, ни учителя. Вопреки расхожему, но далеко не всегда справедливому мнению о детской жестокости, обучающиеся общеобразовательных школ, как правило, относятся к своим сверстникам, имеющим особенности развития, более лояльно, чем их родители [6]. Нередко именно обучающиеся с аномальным развитием проявляют агрессию по отношению к своим одноклассникам, развитие которых соответствует возрастной норме. Дети и подростки с особенностями развития не всегда лишаются возможности критичного отношения к своему состоянию, в связи с чем ежедневное сравнение себя с другими, «нормальными» детьми нередко вызывает в них глубокие душевные переживания и, как следствие, желание «наказать» невинного «обидчика». Именно поэтому сначала должна быть выстроена специальная система по адаптации детей с особенностями развития к условиям обычной массовой школы.
Во-вторых, необходимо расширить штат школьных специалистов (психологов, логопедов и дефектологов), способных осуществлять квалифицированную поддержку обучающимся с аномальным развитием [1].
В-третьих, школьные учителя, в функционал которых входит обучение детей и подростков с особенностями развития, должны пройти полноценную профессиональную переподготовку в объеме не менее 520 часов по направлениям специального (дефектологического) образования, которая могла бы позволить им вести квалифицированную работу при взаимодействии с особенными детьми. При этом наличие в штате образовательной организации учителей с подобным дополнительным образованием никоим образом не должно оказывать влияние на сокращение ставок специалистов в области психологии, логопедии и дефектологии, так как сложность работы с детьми с аномальным развитием требует согласованного взаимодействия специалистов разных областей.
В-четвертых, на базе образовательного учреждения, в котором обучаются дети и подростки с особенностями развития, должен быть организован родительский клуб, суть которого заключается в организации психотерапевтических групп поддержки для родителей, имеющих детей с аномальным развитием.
В-пятых, необходимо проведение просветительских мероприятий, а также групповых тренингов по развитию сопереживания и эмпатии, которые бы способствовали принятию особенного ребенка или подростка в детском коллективе.
Безусловно, для полноценного качественного осуществления проекта инклюзивного образования необходимо вложение немалых моральных и материальных средств; но цель этой деятельности столь велика и необходима, что перекрывает собой все затраты. Нельзя получить что-либо, ничего не вложив в осуществление.
Детство — это то, на чем нельзя экономить, потому что экономить на собственном будущем крайне неразумно. Чем большее количество здоровых, счастливых и психологически зрелых детей выйдет из школьных стен в этот огромный мир, тем надежнее и непоколебимее будут основы нашего государства и общественного строя.
Литература
- Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей — десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. — 2005. — №1. — С. 83–95.
- Керне С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями: Доклад // Первая московская междунар. конф. по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. — М., 1995.
- Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №6.
- Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Астрахань, 2008.
- Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «Начальная школа — детский сад» // Дефектология. — 2000. — №6. — С. 37.
- Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — №5.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 613
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 229
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3