Психологическое сопровождение в системе образования: актуальные вопросы организации и содержания

2811

Аннотация

В статье представлено описание содержания деятельности педагога-психолога (психологической службы) образовательной организации, направленной на психологическое сопровождение основной образовательной программы дошкольного и общего образования.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое сопровождение основной образовательной программы, психологическое сопровождение учебной деятельности, психологическое сопровождение процессов воспитания и социализации, психологическое сопровождение программы коррекционной работы, психолого-педагогическая экспертиза

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Умняшова И.Б. Психологическое сопровождение в системе образования: актуальные вопросы организации и содержания [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 3–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Umnyakova (дата обращения: 01.11.2024)

Полный текст

Президент Федерации психологов образования России

В.В. Рубцов в своем выступлении на XIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» в апреле 2017 года отметил, что современное детство столкнулось с новыми вызовами и рисками, а их изучение и анализ дает возможность профессиональному сообществу глубже понять социальную ситуацию развития современного ребенка и сформулировать требования к образованию как эффективному институту защиты детства. Среди основных проблем современного детства были выделены следующие:

1) проблемы обучения, воспитания и развития детей в различные периоды школьного детства, проблемы организации учебной деятельности школьников;

2) проблемы различных категорий детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети в трудной жизненной ситуации);

3)   вызовы и риски социальной среды, отклоняющееся (деви­антное) поведение детей и подростков [13].

Деятельность специалистов психологической службы в системе образования Российской Федерации должна быть направлена на профилактику и минимизацию или устранение возникающих у различных категорий обучающихся проблем, что возможно в процессе конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений: самими обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими и административными сотрудниками, представителями учреждений — социальных партнеров образовательной организации.

В настоящее время основные направления деятельности психологической службы отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и общего образования (далее — ФГОС ДО и ОО). Статья 42 Закона об образовании посвящена организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Основной акцент в данной статье сделан на организацию данных видов помощи в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ЦППМСП), создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но при этом упоминается, что она также может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются [21, ст. 42, п. 1]. Очевидно, что педагогами-психологами образовательных организаций может быть оказана только психологическая помощь, в то время как комплексную психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь возможно получить только в ЦППМСП. В Ст. 42 Закона об образовании описаны виды психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: консультирование всех участников образовательных отношений, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (п. 2), основания для ее оказания (письменное согласие от родителей (законных представителей) обучающихся) (п. 3) и перечень специалистов, которые осуществляют вышеперечисленные виды помощи (п. 6). На ЦППМСП может быть возложена функция психолого-медико­психологической комиссии (ПМПК) (п. 5), осуществляющей свою деятельность в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». ЦППМСП также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации [21, ст. 42, п. 4].

Во ФГОС ДО и ОО дается описание структуры основной образовательной программы (ООП) и психолого-педагогических условий ее реализации, которые должны быть созданы в образовательной организации для достижения целевых ориентиров выпускниками дошкольных учреждений (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка) и образовательных результатов обучающимися начального, основного и среднего общего образования (личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты) [5, 6, 10, 11]. Исходя из требований к содержательному разделу ООП общего образования, включающей в себя определенный перечень программ, специалистами ФГБОУ ВО МГППУ были сформулированы следующие направления психологического сопровождения ООП общего образования [15, 19, 20].

1. Психологическое сопровождение учебной деятельности, включающее в себя экспертизу психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования; сопровождение программы формирования и развития универсальных учебных действий (УУД); сопровождение программы индивидуализации и дифференциации обучения на всех ступенях общего образования (выявление и развитие способностей обучающихся, сопровождение одаренных, высокомотивированных детей и обучающихся, испытывающих трудности в обучении); сопровождение предпрофильного и профильного образования; сопровождение процессов подготовки и проведения итоговой аттестации обучающихся.

Данное направление реализуется в процессе проведения мониторинга психологической атмосферы образовательной организации и влияния особенностей образовательной среды на психологическое благополучие всех участников образовательных отношений; совместном с педагогами проектировании развивающей среды урочной и внеурочной деятельности; организации просветительско-развивающих мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; участии в работе психолого-педагогического консилиума образовательной организации с целью разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и специальных условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями [17, 18, 19, 20].

2. Психологическое сопровождение процессов воспитания и социализации, подразумевающее сопровождение процесса адаптации обучающихся к обучению в образовательной организации; сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни; профилактику социальных рисков; сопровождение деятельности детских объединений.

Реализация данного направления должна проходить с учетом основных направлений Стратегии воспитания в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в мае 2015 года, и включать в себя: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию, популяризацию научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание [12].

Реализация данного направления предполагает проведение просветительско-развивающих профилактических и/или коррекционных мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений по вопросам самопознания, развитие навыков эффективной коммуникации и конструктивных способов решения конфликтных ситуаций, развитие ценности здорового и безопасного образа жизни, повышение уровня самопринятия, развитие навыков саморазвития и самоактуализации. В данном направлении также актуальна работа психолого-педагогического консилиума образовательной организации, направленная на предотвращение (профилактику) или исправление (коррекцию) различных отклоняющихся форм поведения обучающихся с учетом анализа причин выбираемых моделей поведения (копинг-стратегий). Наиболее значимое место в данном направлении отводится мониторингу психологической безопасности образовательной среды с целью раннего выявления социальных рисков, работа по устранению или хотя бы минимизации которых является задачей всего педагогического коллектива и родительской общественности [19, 20].

3. Психологическое сопровождение программы коррекционной работы, направленное на поддержку педагогов и родителей по вопросам организации образовательного процесса детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации; участие в создание инклюзивной среды образовательной организации и сопровождение процесса обучения детей с ОВЗ в образовательной организации.

В связи с введением в действие с 01.09.2016 ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью деятельность специалистов Службы практической психологии образования может быть также отражена в адаптированной ООП образовательной организации, учитывающей специфику обучения детей с ОВЗ (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с РАС, со сложными дефектами) и детей, имеющих интеллектуальные нарушения (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость, тяжелые и множественные нарушения развития) [7, 8].

Данное направление психологического сопровождения предполагает включение педагога-психолога в процессы, ориентированные на создание инклюзив­ной образовательной среды, предполагающей организацию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. Наиболее эффективная форма психолого-педагогического сопровождения — это деятельность междисциплинарного (психолого-педагогического) консилиума образовательной организации, направленная на разработку индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с ОВЗ и мониторинг эффективности специальных образовательных условий, создаваемых для реализации ИОМ. Педагог-психолог может выступать в качестве эксперта, который разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий для обучающегося с ОВЗ и участвует в их реализации (создании и отслеживании позитивного влияния созданных условий на психологическое благополучие ребенка). Рекомендации по созданию специальных условий для ребенка с ОВЗ разрабатываются коллегиально членами психолого-педагогического консилиума на основе данных психолого-педагогической диагностики когнитивной и личностной сферы ребенка с ОВЗ, анализа условий жизни и воспитания ребенка, с учетом рекомендаций по организации обучения, сформулированных ПМПК [17].

На ступени дошкольного образования программа психологического сопровождения проектируется аналогичным образом исходя из требований к ООП, указанных во ФГОС ДО [5]. ООП дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста [5, п. 2.3], в содержании ООП должны быть отражены определенные направления развития и образования детей (образовательные области), такие как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие [5, п. 2.6]. В связи с этим направление психологического сопровождения процессов воспитания и социализации является актуальным также и для сопровождения ООП дошкольного образования, а психологическое сопровождение учебной деятельности должно носить уточняющий характер в соответствии со спецификой ООП ДО, так как учебная деятельность не является ведущей в данном возрасте. Данное направление может быть названо, например, «Психологическое сопровождение познавательного и личностного развития воспитанников», при этом содержание деятельности специалистов психологической службы остается идентичным описанному выше направлению «Психологическое сопровождение учебной деятельности» и должно быть направлено на совместное с воспитателями проектирование развивающей психологически безопасной среды образовательной организации и качественный анализ уровня сформированности образовательных результатов детей дошкольного возраста, обозначенных в целевых ориентирах образования. В связи с тем, что в образовательной организации дошкольного образования могут обучаться дети с ОВЗ, а ООП ДО должна описывать условия организации инклюзивного образования [5, п. 3.4.4], психологическое сопровождение программы коррекционной работы является актуальным направлением и для дошкольного образования.

Программа психологического сопровождения ООП образовательной организации может быть разработана как отдельный документ, регламентирующий работу педагога-психолога (психологической службы) образовательной организации, также может быть частью ООП образовательной организации. Наиболее важным аспектом при оформлении документа, отражающего основные направления и формы психологического сопровождения конкретной образовательной организации, является учет основных запросов на психологическое сопровождение в конкретной образовательной организации. Примеры проектирования и оформления программ психологического сопровождения по конкретным запросам представлены в сборнике «Молодые исследователи образования» (материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, 2017 год) [2, 3, 4, 22]. При проектировании программы психологического сопровождения особое внимание стоит уделять описанию критериев эффективности и результативности психологического сопровождения, которые должны включать как статистические данные о количестве мероприятий по программе психологического сопровождения, так и качественную оценку эффектов и изменений, происходящих с участниками психолого-педагогического взаимодействия [1]. При этом важным моментом при оценке эффективности психологического сопровождения является сопоставление данных качественного анализа с оценкой уровня психологической безопасности и комфортности образовательной среды образовательной организации, в которой реализуется данная программа. Проведение психологического мониторинга и анализа эффективности использования методов и средств образовательной деятельности является одним из трудовых действий трудовой функции «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций», описанной в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [9], что предполагает наличие в плане работы педагога-психолога (психологической службы) мероприятий, связанных с проведением данного вида экспертной деятельности на регулярной основе (например, не менее 1 раза в год). Это дает возможность специалистам, осуществляющим психологическое сопровождение, отслеживать ключевые параметры благополучной психологической атмосферы образовательной организации и вносить коррективы в программу своей профессиональной деятельности с учетом выявленных угроз из фактов психологического неблагополучия участников образовательных отношений. Данные мониторинга комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций являются также ключевыми ориентирами для определения эффективности программы психологического сопровождения: чем выше показатели психологического благополучия всех участников образовательного процесса, тем эффективнее и результативнее программа психологического сопровождения ООП.

Реализация описанных выше задач психологического сопровождения требует консолидации усилий всех участников образовательных отношений и развитие системы межведомственного и междисциплинарного взаимодействия. Необходимо организовывать эффективное сотрудничество специалистов образовательной организации (администрации, педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов) и социальных партнеров образовательной организации (родителей/законных представителей обучающихся, специалистов центров психолого-медико-социального сопровождения, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и т. д.) по вопросам:

1)  оценки уровня психического и психологического развития обучающихся;

2)  оценки психолого-педагогических условий, созданных в образовательной организации, определения степени психологической безопасности, психологического комфорта, возможностей для развития образовательных результатов и степени соблюдения прав обучающихся;

3)  оценки эффективности образовательных условий, выявления потенциальных ресурсов образовательной среды; анализа степени влияния условий образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся; разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса;

4)   разработки и реализации стратегии психолого­педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально-опасной ситуации; одаренных и высокомотивированных обучающихся; обучающихся из семей мигрантов; детей и подростков, демонстрирующих различные формы девиантно­го и саморазрушающего поведения);

5)   оценки социальных рисков образовательной среды, выявления ресурсов по их преодолению; разработки рекомендаций по устранению (минимизации) негативных условий образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся.

Данное сотрудничество предполагает проведение психолого-педагогической экспертизы и наиболее эффективно реализуется в процессе функционирования психолого-медико-педагогических и психолого­педагогических консилиумов (ПМПк и ППк) образовательной организации [14, 16, 17].

 

Литература

  1. Запорожская Д.Е. К вопросу об актуальности разработки критериев эффективности работы педагога-психолога в образовательной организации // Молодые исследователи образования. XVI Всероссийская научно-практическая конференция. — Том 1. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — С. 60–62.
  2. Кизунова А.Н. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода младших групп в дошкольном образовательном учреждении // Молодые исследователи образования. XVI Всероссийская научно-практическая конференция. — Том 1. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — С. 79–80.
  3. Комар Е.Н., Козлова Н.Н., Козлова Е.Н., Козлов С.А. Программа психологического сопровождения обучающихся, оставленных на повторное обучение // Молодые исследователи образования. XVI Всероссийская научно-практическая конференция. — Том 1. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — С. 94–96.
  4. Михелаш Н.А., Черткова С.В. Программа психологического сопровождения внутришкольной работы по профилактики вовлечения обучающихся в террористические и экстремистские организации // Молодые исследователи образования. XVI Всероссийская научно-практическая конференция. — Том 1. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — С. 124–126.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 11.07.2017).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”».
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 11.07.2017).
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 11.07.2017).
  12. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  13. Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей (доклад) // XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» [Электронный ресурс]. — URL: http:// rospsy.ru/system/files/FPO2017-prilogenie2.pdf (дата обращения: 11.07.2017).
  14. Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: Научный альманах. — М.: МФЮА, 2016. — С. 123–132.
  15. Умняшова И.Б. Психологическое сопровождение основной образовательной программы // Инновационный потенциал развития Службы практической психологии образования в системе образования: Сборник тезисов участников круглого стола 23 октября 2013 г. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — С. 8-12.
  16. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2016. — №3. — URL: http://pem.esrae.ru/13_156 (дата обращения 11.07.2017).
  17. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 11–17.
  18. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Потенциал для развития. Сотрудничество педагога-психолога и учителя по созданию развивающей среды на уроке // Школьный психолог. — 2014. — №4. — С. 43–47.
  19. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Психологическое сопровождение основной образовательной программы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2016. — №4 (октябрь – декабрь). — С. 113_122.
  20. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А., Ларина Н.С. Психологическое сопровождение основной образовательной программы: опыт проектирования ГБОУ Школа лицей №1420 // Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Москва, 14–15 апреля 2016 г.): Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2016. — С. 153–156.
  21. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  22. Яркина Н.В. Программа психологического сопровождения подростков, направленная на профилактику аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте // Молодые исследователи образования. XVI Всероссийская научно-практическая конференция. — Том 1. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — С. 206–208.

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1414
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 44

Скачиваний

Всего: 2811
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 14