Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению

503

Аннотация

В статье раскрывается проблематика эмоциональной мотивации человека. Дается определение данному явлению. Теоретический аспект эмоциональной мотивации представлен анализом отечественной и зарубежной литературы, посвященной эмоциям и мотивации. Также теоретическая часть исследования посвящена природе эмоций и содержанию их мотивационного потенциала. Истоки данного явления видятся в предметности эмоций, проявляющихся в связях человека с различными сторонами его жизнедеятельности. Эмоция в качестве неосознаваемого мотива побуждает непреднамеренные действия в сторону предмета связи. Существует эмоция на нескольких уровнях функционирования человека: нейронном, физиологическом, психологическом и поведенческом. Первые два уровня обеспечивают появление эмоции, которая затем реализуется в двигательных реакциях и развернутом поведении в адрес предмета связи. Реализация двигательной программы со временем приводит к осознанию эмоций и снижению их мотивационного потенциала.

Общая информация

Ключевые слова: эмоция, мотивация, аффективный образ, предмет (триггер), мотивационная установка, непреднамеренные действия

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160207

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования доцента РГПУ им. А.И. Герцена П.Н. Виноградова.

Для цитаты: Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 47–55. DOI: 10.17759/bppe.2019160207

Полный текст

 

Важность исследования мотивационной функции эмоций отмечал известных российский психолог В.К. Вилюнас. Он посвятил много работ феноменологическому содержанию эмоций и месту их в психике человека, однако вынужден был констатировать, что «...многообязывающие признания мировой исследовательской мысли в последующем не реализовались в фактических разработках проблем мотивации» [6, с. 20]. Американский психолог М. Арнольд высказался по этому поводу еще более определенно: «Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит» [37, с. 104].

Настоящая работа выполнена с целью теоретического определения мотивационных возможностей эмоций. Косвенной задачей работы является объяснение и преодоление спорных моментов, существующих на пути построения мотивационной функции эмоций.

Актуальность исследования видится в определении места эмоций в полимотивационной структуре поведения человека. Предполагается, что эмоция представляет собой форму досознательной мотивации, побуждающей поведение человека в адрес предмета эмпирической связи. Объектом исследования выступили эмоции, их природа, генезис, связи с предметом (объектом, деятельностью). Предметом исследования явилась мотивация, основанная на эмоциях. Особенностью мотивации, построенной на эмоциях, является многообразие неосознаваемых побудительных схем, проявляющихся в непреднамеренных действиях человека.

Основными положениями теории мотивационных эмоций, выносимыми на обсуждение, являются: «связь эмоции с предметом», «неосознаваемый характер побуждения активности в адрес предмета связи», «реализация непреднамеренных действий, отвечающих конкретной эмоции».

Анализ литературы позволяет выделить положения, которые являются объективными препятствиями на пути теоретического исследования мотивационной функции эмоций. Такими препятствиями выступают следующие стороны изучения эмоций:

—    изучается только сознательный аспект эмоциональных процессов [7; 13; 20; 27];

—  эмоции рассматриваются как кратковременное явление в психике и объективируются только в импульсивных двигательных реакциях [7; 17; 24; 32];

—    в акте отражения эмоции появляются после интеллектуальной обработки стимулов [9; 13; 20; 27];

—   отсутствует мотивационная самостоятельность эмоций, уступая место потребностям, мышлению, сознанию в целом [3; 11; 15; 17; 20];

—    эмоции свободны от ситуации, поэтому их активность направлена на выражение своего возбуждения [4; 13; 30; 36; 44].

С точки зрения А.Н. Леонтьева, существует три класса эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Они отличаются по силе, времени переживания в психике и влиянию на поведение человека. Самыми кратковременными Леонтьев признает «собственно эмоции»; сильными, импульсивными и бурно протекающими являются аффекты; устойчивыми в психике по времени признаются чувства [20].

Швейцарский психиатр К. Юнг эмоциональные явления делил на два класса: эмоции и чувства. В работе «Тавистокские лекции», впервые опубликованной в 1935 году, К. Юнг указывает на различие в этих явлениях: «...чувство не имеет прямых физических или физиологических проявлений, в то время как эмоция характеризуется изменением физиологического состояния» [39, с. 32]. В современной литературе, особенно в зарубежной, термины «эмоции» и «чувства» часто используются как синонимы. Однако в чувствах есть интеллектуальное содержание, они осознаны человеком и подконтрольны. В свою очередь, элементарные эмоции близки к физиологическим процессам человека, также в них нет когнитивного содержания. Об этом упоминает К. Изард, когда ссылается на последние исследования, подтверждающие независимость эмоционального и когнитивного [14].

Из современных исследователей много и плодотворно работает с эмоциями А.О. Прохоров. Изучая эмоции радости, гнева, спокойствия, утомления, одиночества, он видит их психическими состояниями, протяженными во времени и пространстве. Основным содержанием исследовательских работ автора стало управление эмоциональными состояниями [27]. В таком континууме эмоции или эмоциональные состояния наполняются когнитивным и семантическим содержанием, что расходится с нашим представлением о мотивации, основанной на эмоциях.

Эмоциональный аспект мотивации можно рассматривать с разных теоретических позиций. Анализ психологической литературы позволяет выделить три подхода.

1.    Эмоция наравне с потребностями участвует в побуждении поведения человека. В сороковых годах XX века на эту тему высказывался С.Л. Рубинштейн [32]. Данная точка зрения доминировала в работах автора понятия смыслообразующих мотивов — А.Н. Леонтьева [20]. В его мотивационной схеме побуждение исходит от потребностей, а эмоции обеспечивают активность энергетикой.

2.    Эмоция как предмет направленной активности человека. Стремление человека к получению эмоций в 1978 году экспериментально изучал А.И. Додонов [13]. Однако первым на эту тему заговорил З. Фрейд. В своей «гедонистической теории» он рассматривал побудительные возможности эмоции удовольствия [36]. Отличие подходов в осознанности побудительных эмоций у Додонова и их бессознательности в психоаналитической теории Фрейда.

3.    Эмоция в начале, то есть источник, с которого начинается поведение человека. Этот аспект мотивации также не был обделен вниманием. Идеологами данной схемы эмоциональной мотивации стали французский исследователь Т. Рибо [31] и российский профессор Л.И. Петражицкий [25]. Обобщенно их взгляды на эмоциональные мотивы можно передать словами Л.И. Петражицкого. Так, на вопрос, что заставляет человека просыпаться утром, он отвечает: «будительно-вставательная эмоция, которая состоит во множестве изменений в организме — сокращение мускулов, открывание глаз, поднимание и поворачивание головы. В случае попытки не повиноваться этой эмоции, например, продолжать лежать в кровати, она делается все более заметной». То же самое Петражицкий говорит про «сонную эмоцию», которая заставляет человека спать [25, с. 532].

В качестве мотивационных изучаются врожденные эмоции. К. Изард называет их «базовыми», Т. Рибо — «первичными» или «до-сознательной чувствительностью» [31, c. 7]. К. Изард выделяет семь базовых эмоций: страх, радость, удивление, гнев, обида, отвращение, презрение [14]. В настоящем исследовании предлагается восемь базовых эмоций: страх, радость, удовольствие, злость, печаль, интерес, отвращение, равнодушие [29]. Другие эмоции, а их может быть несколько сотен и даже тысяч, — производные базовых.

Подтверждением этому являются слова С.Л. Рубинштейна, где он указывает на многообразие социально обусловленных эмоций, сформированных на основе базовых — радости и грусти. Он писал: «Наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием) существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость,.. точно так же существует напряженная грусть,.. возбужденная грусть,.. тихая грусть,..» и т.д. [32, с. 459].

Обоснование предмета исследования. Основной психической единицей, лежащей в основе эмоциональной мотивации, следует признать аффективный образ. Данное явление представляет собой специфическую связь образа предмета и эмоции. Эта связь имеет как врожденный, так и приобретенный характер. Аффективный образ — очень устойчивое явление, сохраняется в психике годами, представляет собой мотивацион­ную установку, готовую моментально развернуться в поведение при появлении триггера. В момент отражения мотивационная установка активируется и автоматически направляет в сторону триггера (пускового предмета) непреднамеренные действия, по характеру соответствующие побудительным возможностям эмоции.

Понятие «аффективный образ» близко другим явлениям в психологии, например, «аффективные следы» и «аффективный комплекс». По А.Н. Леонтьеву, «аффективные следы» представляют собой фиксацию аффектов на ситуацию [20]; «аффективный комплекс», в представлениях Ю.Б. Гиппенрейтер, — самонастраивающаяся система, в которой происходит накапливание энергии, реализуемой в бурном неуправляемом поведении [11].

Существует аффективный образ в форме проторенных нейрофизиологических путей, образованных внешней и внутренней стимуляцией. Нейрофизиологические пути, отвечающие одной базовой эмоции и конкретному триггеру, представляют собой аффективный, или даже эмоциональный, комплекс. Реализуется такой комплекс в сосудистых, кожно-гальванических, речевых и двигательных реакциях человека.

Связь эмоции и предмета носит эмпирический характер и является результатом длительных взаимодействий в процессе удовлетворения человеком потребностей, интеллектуальных сравнений потребностей с возможностью их удовлетворения, или возникает совершенно случайно, когда связь образуется на основе «якорения», то есть механическим путем. Также существуют врожденные, то есть наследственно обусловленные связи. На эту тему выполнены работы Л. Берковица [6], Р. Фрэнкина [37], П. Экмана [38] и др. В частности, Л. Берковиц утверждал, что у большинства людей есть рудиментарное представление (прототип) о первичных эмоциях и факторах, включенных в эти эмоции (воспоминания, ощущения...). Он доказал, что неприятные события, такие как попадание холодной воды на тело человека, воздействие высокой температуры, скверные запахи и другие безусловные стимулы, вызывают эмоцию гнева.

В представлениях другого американского исследователя, Р. Фрэнкина, эмоция радости является не только следствием совпадения ожидания с реальностью и не только результатом удовлетворения потребности, но и выступает побочным продуктом усилий человека, направленных на другие цели. По его словам, «в большинстве случаев радость появляется внезапно и абсолютно неожиданно» [37, с. 277].

Связь эмоции с предметом обладает рядом характеристик: предметностью, устойчивостью, целостностью, неосознаваемостью, напряженностью, побудительностью. Предметность — это когда эмоция эмпирически связана с конкретным предметом (этим предметом может быть ситуация, объект, человек, деятельность); устойчивость (связи сохраняются на годы); целостность (аффективный образ представляет собой единую психическую единицу); неосознаваемость (связи часто не осознаются человеком); напряженность (каждая эмоция обладает специфическим энергетическим потенциалом); побудительность (эмоция объективируется во внешнем поведении в адрес предмета своей эмпирической связи) [23].

В статье используется термин «эмоциональные связи с предметом» [28], однако в психологии принято говорить об эмоциональных отношениях. Впервые понятие «отношение личности» было введено в начале XX века российским психологом А.Ф. Лазурским в его книге «Очерк науки о характере» [18]. Автор рассматривает многообразие отношений человека к внешним объектам и среде вообще. В дальнейшем концепция «отношений личности» разрабатывалась В.Н. Мясищевым, он же приводит понимание этого явления в книге «Психология отношений». Для него отношение — это целостная система индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [23].

Понятия «связь» и «отношение» в научной литературе рассматриваются по-разному. В частности, отечественные философы И.А. Беляев [5] и Д.В. Пивоваров [26] в «отношении» усматривают единство целого, где стороны утрачивают бытие отдельных субстратов, теряют свои качества. В свою очередь, под «связью» он понимает взаимное действие элементов друг на друга, меняющихся количественно, но сохраняющих качественную определенность. В связях компоненты целого сохраняют прежние параметры и остаются «отдельно существующими предметами», «разными вещами внутри объединения» [26, c. 72]. Такое содержательное наполнение понятий, ключевых в изучении феномена «связи эмоции и предмета», представляется созвучным настоящему видению проблемы.

Эмоция появляется намного быстрее когнитивной оценки стимула, что также свидетельствует в пользу явления «связь», а не «отношение». Американский исследователь П. Экман встречу эмоции с предметом называет «автооцениванием» [38]. Данный акт в российской психологии получил название «эмоциональная оценка». Это неосознаваемая оценка в эмоциях стимульного раздражителя, с которым у человека имеются устойчивые эмпирические связи.

Исследователи эмоций конца XIX — начала XX века К. Г. Ланге [19], У. Джеймс [12], Т. Рибо [31], Э. Торн­дайк [34], Д. Б. Уотсон [35] считали, что эмоции имеют много общего с физиологическими реакциями. В частности, известна позиция датского невропатолога К. Г. Ланге и американского психолога У. Джеймса, для которых сумма органических ощущений образует модальность эмоции. На основании своего инстинктивного характера эмоции возникают в стереотипных ситуациях и действуют как наследственная программа. С точки зрения Э. Торндайка, «можно вызвать физиологическую реакцию, которая характерна для данной эмоции, и будет переживаться эмоция» [34, с. 189].

Сегодня известно, что за эмоции отвечает лимбическая система, располагающаяся в продолговатом мозге. Этому вопросу посвящены исследования Д. Амена [1], W. Hessa [41], J. LeDoux [42], P. D. MacLean [43] и многих других. Более конкретно за эмоции в лимбической системе отвечают таламус, гиппокамп, гипоталамус, миндалевидное тело и поясная извилина. Данные структуры «старого» мозга помимо эмоций ведают инстинктами и биологическими потребностями, что позволяет некоторым исследователям рассматривать данные феномены как равнозначные.

Афферентный сигнал по нервным каналам активирует одну из эмоциональных зон, расположенных в лимбической системе. К. Изард говорит о существовании эмоциональных зон известных базовых эмоций: страха, гнева, радости, печали, удовольствия [14]. В свою очередь, Р. Фрэнкин пишет о существовании «мозговых цепей», соответствующих этим же базовым эмоциям [37, с. 79]. Активация мозговой цепи, отвечающей за переживание эмоции страха, приводит к переживанию страха, активация другой цепи — к переживанию эмоции гнева, то же правило распространяется на другие базовые эмоции: радости, печали, интереса, удовольствия, равнодушия, отвращения.

Базовые эмоции выступают в роли досознательной мотивации. Они вырастают из органических процессов, то есть «снизу вверх», и активируют не только поведение, но и психические познавательные процессы. Например, они настраивают восприятие, память и мышление в адрес предметов, которые нужны человеку. В первую очередь в фокус восприятия человека попадают предметы, нужные организму для выживания, далее в процессе взросления предметы обрастают социализированными формами, поэтому внимание концентрируется на художественных картинах, автомобилях, мебели.

В Античности было стойкое убеждение, что эмоции имеют неосознаваемый характер, например, Аристотель писал: «Стремления же не разумные — это гнев и страсть» [2, с. 141]. Голландский философ Б. Спиноза эмоции называл влечениями и, проводя различие между ними и желаниями, говорил: «Между влечением и желанием существует только то различие, что слово «желание» большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение» [33, с. 43].

Французский исследователь Т. Рибо, не проводя различий между чувствами и эмоциями, считал их коренящимися в потребностях, инстинктах, в движениях человека. Сознание не может открыть эмоции, поэтому «чтобы узнать чувства, надо спуститься ниже сознания» [31, с. 3]. Американский исследователь психологии мотивации Д. Макклелланд также критически относился к возможностям сознания понимать и регулировать эмоции, он писал: «Человеческая психика легко и эффективно функционирует независимо от контроля со стороны сознания», а также: «То, что люди говорят о своих мотивах, не должно приниматься на веру» [22, с. 44-45].

На самом деле трудно провести грань, определить различие осознаваемых и неосознаваемых форм мотивации. На психологическом уровне эмоция проявляется в переживании и внешнем предметном действии. Оба явления могут носить как осознаваемый, так и неосознаваемый характер. Сознательными являются над­базовые, или социально обусловленные, эмоции. Являясь продуктом когнитивной оценки, такие эмоции переживаются, понимаются, контролируются сознанием человека. Создаются такие эмоции под конкретную ситуацию и обеспечивают выполнение текущих задач. В свою очередь, базовые эмоции вырастают из нейронных и физиологических процессов, оказывая непосредственное и опосредованное мотивационное влияние на когнитивные процессы и сознательную мотивацию, построенную на них.

В бихевиористских работах Т. Рибо [31], Э. Торндайка [34], Д. Б. Уотсона [35] и многих других исследователей прошлого и настоящего допускается побудительная функция эмоций в отношении кратковременных двигательных реакций, таких как жесты, мимика, походка. Считается, что на более сложные внешние двигательные акты у эмоций нет достаточного напряжения и возможностей. При этом как таковая побудительная функция эмоций напрямую не рассматривается — она «камуфлируется» под регулятивную.

В статье «Эмоциональное поведение человека» нами отстаивается позиция о существовании развернутых и протяженных во времени эмоциональных действий, объективированных в предметах эмпирической связи [29]. Обоснование подхода основано на исследованиях конца XIX века Л.И. Петражицкого, Т. Рибо, К. Г. Ланге, в которых активно разрабатывалась поведенческая концепция эмоций. Т. Рибо выделял универсальные врожденные поведенческие проявления эмоций — «стремление к притяжению и стремление к отталкиванию» [31, с. 10]. Л.С. Выготский применял несколько другую терминологию, в частности, «движения от чего-нибудь и движения к чему-нибудь» [10, с. 48].

Формы «притяжения» используют эмоции радости, интереса и удовольствия, а «отталкивания» — эмоции страха, отвращения и печали. Притяжение и отталкивание проявляются в двух классах действий: внешние (поведенческие) и внутренние (психологические). «Притяжение» в поведении — это приближение к предмету, в психологическом классе — его познание и усвоение; «отталкивание» — это уход, избегание, оборонительное поведение, в психологическом классе — забывание, игнорирование и отвлечение.

Деление всех действий человека на поведенческие и психологические можно признать вполне оправданным. Эмоция ведает не только двигательными реакциями человека, но и познавательными, то есть психическими, действиями. Психические действия часто ассоциируют с когнитивными, выполняющими анализ, обработку и обобщение информации. Также к психическим относятся мнемические, перцептивные и коммуникативные действия, которые можно разделить на два класса: осознаваемые и неосознаваемые.

Известный исследователь эмоций Я. Рейковский ввел понятие «эмоциональные действия», которые он рассматривал сознательными. Он допускал наличие развернутых эмоциональных действий, если они представляют собой целенаправленное поведение. Такое поведение «совершается для того, чтобы выразить эмоциональное состояние», а также «эмоциональное действие .... приводит к определенному, заранее предусмотренному конечному состоянию» [30, с. 152].

В настоящей работе эмоциональные действия представляют собой развернутое поведение, включающее себя внешние, двигательные, и внутренние, психические, действия. Реализуется такое поведение в комплексе врожденных и автоматизированных действий, развернутых во времени и пространстве. Эти действия правильно называть «непреднамеренные действия». Они первичные, неосознаваемые, совершаемые без волевого усилия, без активного участия человека, который их не планирует и часто не осознает их назначения. Их трудно назвать бесцельными, так как они совершаются в адрес предметов, эмпирически связанных с конкретной эмоцией. В первую очередь, в эмоциях заключена биологическая целесообразность, отвечающая за вопросы физического и, в какой-то степени, социального выживания и адаптации. Модальность эмоций определяет специфику непреднамеренных действий. Характер эмоциональных непреднамеренных действий совершается под влиянием биологических факторов, но с учетом социального опыта человека.

Выводы по основным положениям теории эмоциональной мотивации.

Мотивационная функция эмоций реализуется в развернутых и протяженных во времени эмоциональных действиях, представляющих собой непреднамеренные поведенческие акты, объективированные в предметах эмпирической связи. Эмоции реализуются как во врожденных, так и приобретенных непреднамеренных действиях. Обобщенными поведенческими формами проявления эмоций является притяжение и отталкивание от предмета. Формы «притяжения» используют эмоции радости, интереса и удовольствия, а «отталкивания» — эмоции страха, отвращения и печали. «Притяжение» — это приближение к предмету, его познание и усвоение; «отталкивание» — это уход, избегание, забывание, игнорирование, отвлечение, защита...

Мотивационная функция эмоций обладает рядом характеристик, отличающих ее от других форм психического побуждения. Эмоция связана с предметом, образует мотивационную установку в форме аффективного образа, обладает устойчивостью во времени, существует в психике на неосознаваемом уровне, реализуется в непреднамеренных действиях в адрес предмета связи. И в этой активности осознается и понимается человеком.

Мотивом поступков человека выступают элементарные, или базовые, эмоции, которые после автовоспри­ятия предмета объективируются в нейронных, физиологических процессах и внешнем поведении человека. Первые два уровня — нейронный и физиологический — специфически готовят поведенческие акты человека. Так, эмоция радости активирует непреднамеренные действия на укрепление связи с предметом; эмоция печали отвечает за разрыв с предметом; эмоция злости направляет действия, препятствующие разрыву, и т. д.

Эмоции принадлежат явлению досознательной мотивации на том основании, что на уровне нейрофизиологии и в поведении близки побудительным возможностям инстинктов и влечений. Так, конкретная базовая эмоция отвечает определенным схемам элементарной афферентации, мозговой цепи и физиологическим процессам. Происходит неосознаваемая подготовка к определенному внешнему развернутому поведению человека, в котором эмоция объективируется.

Помимо безусловных связей в инстинктах и влечениях, эмоциональные связи могут быть приобретенными. Связь эмоции и предмета является результатом как длительных взаимодействий в процессе удовлетворения человеком потребностей, интеллектуальных сравнений потребностей с возможностью их удовлетворения, а также совершенно случайно, когда связь образуется на основе «якорения», то есть механическим путем. Эмоция закрепляется за предметом и сохраняется в психике в форме аффективного образа, представленного мотивационной установкой, готовой развернуться при появлении триггера (стимульного материала).

Если инстинктивное побуждение имеет только врожденные формы, то эмоциональное дополняется непреднамеренными социализированными действиями. Мотивационная функция эмоций проявляется также в механизмах побуждения психических познавательных процессов. Эмоции определенным образом настраивают мышление, восприятие, участвуют в принятии решений; эмоции исподволь, на неосознаваемом уровне готовят сознательные решения. В этом смысле эмоции побуждают не только непреднамеренные, но и сознательные действия.

 

Литература

  1. Амен Д. Д. Измени свой мозг — изменится и тело. М.: Эксмо, 2013. 496 с.
  2. Аристотель. Мотивы человеческой деятельности. Определение удовольствия // Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2000. С. 138–150.
  3. Баева И.А., Шахова Л.И. Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 91–101. doi:10.17759/psyedu.2016080410
  4. Баррет Л. Ф. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 472 с.
  5. Беляев И.А. Концептуализация понятия «эмоциональная мотивация» как актуальная логико-гносеологическая проблема // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 1. С. 46–49.
  6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб: Речь, 2007. 368 с.
  7. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2004. 544 с.
  8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций. Хрестоматия. СПб: Питер, 2007. С. 8–42.
  9. Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы*интерната) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. №2. С. 70–83. doi:10.17759/psyedu.2017090207
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. 320 с.
  12. Джеймс У. Эмоция // Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 75–88.
  13. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  14. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 2002. 464 с.
  15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2008. 783 с.
  16. Кожухарь Г.С. Личностные детерминанты переживания позитивных состояний и стресса у студентов-психологов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 2. С. 149–163. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61336.shtml (дата обращения: 25.07.2019).
  17. Кравченко Ю.Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 28–38.
  18. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271 с.
  19. Ланге К. Г. Аффекты. Психофизиологический этюд. СПб, 1890. 65 с.
  20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 47 — 66.
  21. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб: Питер, 2007. С. 210–224.
  22. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб: Питер, 2007. 672 с.
  23. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 286 с.
  24. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. С. 57–69.
  25. Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб: Юридическая книга, 2010. 1032 с.
  26. Пивоваров Д.В. Отношение, связь, свойство, вещь (категориальный анализ) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. 2013. Т. 112. № 1. С. 63–72.
  27. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 56. С. 7–15. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.07.2019).
  28. Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 177. С. 35–42.
  29. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2017. № 2. С. 34–39.
  30. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 391 с.
  31. Рибо Т. Психология чувств: в 2-х частях. Житомир: Южно-Русское Книгоиздательство «Ф.А. Югансон», 1912. 305 с.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 749 с.
  33. Спиноза Б. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. СПб: Наука, 1999. 489 с.
  34. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: АСТ, 1998. С. 5–242.
  35. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении // Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: АСТ, 1998. С. 243–704.
  36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд. З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 381–424.
  37. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб: Питер, 2003. 651 с.
  38. Экман П. Психология эмоций. СПб: Питер, 2012. 275 с.
  39. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. М.: Азбука, 2007. 240 с.
  40. Arnold M. B. Emotion, motivation and the limbic system // Ann N.Y. Acad. Sci., 1969. V. 159 (3).
  41. Hess W. R. Hypothalamus and thalamus. 2nd ed. Stuttgart: Thieme, 1969. 77 p.
  42. LeDoux J. E. Emotional memory systems in the brain // Behav. Brain Res. 1993. V. 58. pp. 69–79.
  43. MacLean P. D. The Triune Brain in Evolution. Role in Paleocerebral Functions. New York: Plenum, 1990. XXIV, 672 p.
  44. Tomkins S. Affect, imagery, consciousness. Vol. I: The positive affects. New York, 1962.

Информация об авторах

Пырьев Евгений Александрович, кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: evgpyrev@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1689
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 58

Скачиваний

Всего: 503
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3