Экспертиза качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ как условие повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения

367

Аннотация

В статье рассматриваются практические и организационные аспекты, которые необходимо соблюдать при экспертизе условий, в которых проходит обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти условия должны иметь определенную специфику и соответствовать рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Представленные материалы являются практико-прикладными разработками специалистов ТПМПК ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо». Они применяются специалистами комиссии при мониторинге деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций на территории Полевского городского округа. Цель мониторинга — оценить, насколько в работе консилиумов учитываются рекомендации ПМПК. В статье также раскрывается потенциал процедуры экспертизы как системного анализа, направленного на оценку — в конкретном учреждении — качества специальных условий, необходимых для образования детей с ОВЗ и повышения эффективности их психолого-педагогического сопровождения.

Общая информация

Ключевые слова: экспертиза, специальные условия для получения образования, мониторинг, особые образовательные потребности, дети с ограниченными возможностями развития, рекомендации ПМПК, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогический консилиум

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170213

Для цитаты: Пестова И.В., Гурьянова Н.А., Сергеева М.С., Кузеванова С.В. Экспертиза качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ как условие повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 139–149. DOI: 10.17759/bppe.2020170213

Полный текст

 

 

В настоящее время одним из приоритетных направлений образовательной политики является получение доступного и качественного образования обучающимися различных категорий, в том числе имеющими особые потребности. С учетом выбранной стратегии развития актуализируется проблема исследования и оценки образовательных условий, разработки мониторинговых инструментов и экспертных процедур в сфере образования.

В наиболее интенсифицированной помощи и государственной поддержке нуждаются дети, имеющие различные отклонения в развитии: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с девиантным (асоциальным) поведением. Соответственно, возникает необходимость специальной подготовки образовательной среды для включения в образовательные отношения участников с различными возможностями.

Приведем определение экспертизы в образовании, данное Г.А. Мкртычяном (2002): «Экспертиза в образовании — это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании, имеющий целью обнаружение в них потенциала развития» [8].

В нашей работе экспертиза рассматривается как особый практико-прикладной способ изучения образовательной среды, имеющий целью проведение анализа качества специальных условий и выявление ресурсов развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Согласно статистическим данным, ежегодно отмечается увеличение количества обучающихся с особыми образовательными потребностями, к которым относятся дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), дети-инвалиды, а также дети с девиантным (асоциальным) поведением. Специальные образовательные условия отражаются в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [4]. В случае установления у ребенка статуса ОВЗ и предъявления родителями (законными представителями) заключения ПМПК образовательной организации она обязана создать для ребенка специальные условия для получения образования — согласно требованиям федерального законодательства (статья 79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [7].

Создание на уровне отдельных образовательных организаций специальных условий является необходимым фактором, в отсутствие которого получение качественного образования данной категорией обучающихся будет невозможно. К ним относятся такие условия, как:

•            разработка адаптированной основной общеобразовательной программы,

•            создание специальных условий организации государственной итоговой аттестации,

•            координация и направление коррекционной работы специалистов сопровождения.

Основанием для создания в образовательной организации специальных условий для получения образования, включая оказание психолого-педагогической помощи, является заключение ПМПК. В соответствии с рекомендациями ПМПК, изложенными в заключении, в образовательных организациях создаются специальные условия и оказывается необходимая психолого-педагогическая помощь обучающимся с учетом их психофизических особенностей [4].

Для обучающихся с ОВЗ в вопросах получения образования на первый план выходят следующие задачи:

•            доступность образования, что обеспечивается вариативностью образовательной системы, использованием дистанционных технологий обучения;

•            соответствие условий образования возможностям и потребностям обучающихся, которое гарантируется системой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательной организации по месту обучения и воспитания;

•            качество образовательных услуг, обеспеченных квалифицированными кадрами, функционирование психолого-педагогического консилиума, обеспечивающего реализацию психолого-педагогического сопровождения [6].

Все вышеперечисленные задачи возможно решить только в том случае, если будет создана целостная система психолого-педагогического сопровождения (п. 2 ст. 34 ч. 1 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [7]. Являясь важным элементом системы образования, ПМПК разрабатывает рекомендации для педагогов, специалистов и родителей, которые включают образовательные и организационные условия, необходимые для осуществления обучения, воспитания и коррекции нарушений в развитии конкретных обучающихся.

Актуальность мониторинга учета рекомендаций ПМПК в настоящее время признана научным сообществом: проведены масштабные исследования (ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого­педагогический университет»), результаты которых обусловливают необходимость описания системы, алгоритма организации и проведения экспертного исследования. Результаты изучения проблемы мониторинга учета рекомендаций ПМПК, предпринятые Центральной ПМПК Свердловской области на региональном уровне, свидетельствуют о том, что образование обучающихся с особыми потребностями может быть эффективным только при наличии комплексной системы психолого-педагогического сопровождения [6].

Основным условием и гарантом реализации сопровождения является деятельность психолого­педагогического консилиума образовательной организации. В соответствии с Примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, психолого-педагогический консилиум (далее — ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, адаптации и социализации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. В задачи ППк входят:

•       выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей развития, социальной адаптации и поведения обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого­педагогического сопровождения;

•       разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

•       консультирование участников образовательных отношений по вопросам: актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

•       контроль за выполнением рекомендаций ППк [5].

Исходя из вышесказанного, профессиональная деятельность междисциплинарной команды специалистов ППк направлена на разработку тактических задач и детализацию необходимых образовательных условий при реализации рекомендованного ПМПК образовательного маршрута: проектирование адаптированных образовательных программ, подбор и индивидуализация конкретных коррекционных программ и технологий, уточнение задач педагогического сопровождения, динамическое наблюдение и контроль эффективности коррекционных мероприятий [1].

ТПМПК ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» более десяти лет активно развивает формы профессионального взаимодействия и сотрудничества с ППк образовательных организаций в рамках договорных отношений при участии муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, — ОМС «Управление образованием Полевского городского округа». Специалисты ТПМПК являются важным звеном в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, решая задачи определения специальных условий для получения образования и анализа учета рекомендаций на уровне образовательных организаций.

Опыт профессионального взаимодействия ТПМПК ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» с образовательными организациями (далее — ОО) Полевского городского округа позволяет:

•            обобщить технологию структурированной оценки (мониторинга) в рамках проведения процедуры экспертизы качества специальных условий, необходимых для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, с девиантным (асоциальным) поведением;

•            представить технологию структурированной оценки в виде программы экспертизы с отражением всех элементов, подвергающихся анализу, участников, формулированием и получением обратной связи.

Программа экспертизы помогает выявить нормативно-правовые, организационные и программно­методические аспекты коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними, определить потенциальные возможности и ресурсы организации, обеспечивающие помощь ребенку в преодолении трудностей в обучении (воспитании) и развитии. Кроме того, программа предполагает собеседование с участниками образовательных отношений, которое ориентировано на определение уровня профессиональной компетентности и выделение трудностей, препятствующих обеспечению эффективности деятельности.

Алгоритм проведения экспертизы качества специальных условий для получения образования включает последовательность организационно-методических процедур и может быть представлен в 4-х этапах: подготовительный, исследовательский, аналитический, проективный. Раскроем основное содержание каждого из приведенных этапов рассматриваемого алгоритма подробнее.

I.   Подготовительный этап.

Включает определение цели и задач, совместное планирование мероприятий с образовательными организациями при согласовании и с обязательным участием специалиста ОМС «Управление образованием», составление программного обеспечения экспертизы.

Цель экспертизы — это осуществление мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК посредством выявления и анализа качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, обследованными на ТПМПК, определение соответствия созданных условий требованиям действующего законодательства.

Задачи экспертизы:

•            провести анализ организационно-содержательных условий, созданных в образовательной организации для обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

•            провести анализ нормативно-правовых, организационно-методических, кадровых условий деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации;

•            подготовить рекомендации по совершенствованию специальных условий для получения образования при организации системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

На подготовительном этапе проектируется приказ, регламентирующий экспертную деятельность специалистов ТПМПК и включающий информацию о сроках проведения, графике экспертизы, о составе экспертной комиссии и ответственных специалистах. Разрабатывается подробная программа проведения процедуры, форма акта по результатам экспертизы, формы отчетной документации для обобщения данных и представления результатов.

За 2 месяца в образовательные организации направляются информационные письма с целью ознакомления с программой экспертизы и уведомления о сроках ее проведения. С каждой образовательной организацией индивидуально проходит согласование должностных лиц, ответственных за представление необходимой документации.

В пакет документов дополнительно включается анкета для специалистов ППк, отчетные формы мониторинга, которые заполняются и направляются в ТПМПК до проведения экспертизы.

II.   Исследовательский этап.

На данном этапе реализуется основное практическое содержание экспертизы. Исследовательская процедура осуществляется с плановым выходом экспертной комиссии в составе специалистов ТПМПК и специалистов управления образованием в образовательную организацию в следующих формах:

•            анализ документации, представленной образовательной организацией;

•            посещение уроков и коррекционно-развивающих занятий профильных специалистов;

•            собеседование с администрацией и специалистами психолого-педагогического сопровождения.

В наиболее общем виде программа проведения экспертизы может быть представлена следующим образом (табл. 1).

III.   Аналитический этап.

Анализ исследовательских данных, полученных в ходе экспертной процедуры на предыдущем этапе, позволяет определить и зафиксировать в акте экспертизы показатели мониторинга выполнения рекомендаций ТПМПК с указанием наличия и оценкой качества в соответствии с контролируемым аспектом образовательной деятельности (табл. 2).

IV.   Проективный этап.

Завершением проведения экспертных процедур является обобщение выводов, описание качественно-количественных результатов мониторинга выполнения рекомендаций ТПМПК в форме информационно­аналитической справки, содержащей подробные рекомендации по проектированию коррекционно­образовательной среды.


Таблица 1.

Программа экспертизы качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, обследованными ТПМПК

Содержательные компоненты экспертизы

Документы, представленные образовательной организацией

Экспертиза нормативно-правовой базы:

•     анализ документов, регламентирующих коррекционно-развивающую работу в ОО с детьми, обследованными ТПМПК;

•     анализ документов, регламентирующих деятельность ППк, логопедического пункта

•     основная образовательная программа ОО (раздел «Программа коррекционной работы»);

•     адаптированная основная образовательная программа ОО (по нозологическим группам детей с ОВЗ);

•     годовой план ОО (план внутришкольного контроля);

•     положение об организации деятельности ППк;

•     положение о логопедическом пункте;

•     планы работы ППк;

•     протоколы заседаний ППк;

•     журнал учета детей, прошедших ТПМПК, и данных рекомендаций;

•     личные дела детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

•     расписание и графики работы специалистов;

•     циклограммы работы специалистов

Экспертиза качества коррекционно­развивающей работы с детьми, обследованными ТПМПК:

•     анализ информационно-аналитических материалов;

•     посещение уроков / занятий

•     карты учета динамики развития детей с ОВЗ и детей- инвалидов, взятых на сопровождение;

•     карты учета выполнения рекомендаций ТПМПК;

•     аналитические материалы ОО по вопросам контроля работы с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами, в том числе в части выполнения рекомендаций ТПМПК;

•     рабочие программы педагогов, работающих с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ;

•     планы воспитательной работы классных руководителей / воспитателей, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

•     протоколы педагогических советов;

•     мониторинг участия детей с ОВЗ и детей-инвалидов в мероприятиях, направленных на их социализацию

Экспертиза программно-методического обеспечения коррекционно­развивающей работы с детьми с ОВЗ:

•     анализ утвержденного диагностического инструментария;

•     анализ учебно-методического комплекса и используемых технических средств обучения

•     справка о коррекционно-диагностических методиках (инструментарии), используемых в коррекционно­диагностической деятельности с учетом особенностей контингента детей с ОВЗ;

•     справка об укомплектованности ОО специализированными учебниками и учебно-методическими пособиями, специализированной литературой, программно­методическими комплектами;

•     справка об укомплектованности ОО специализированным оборудованием, используемым в коррекционно­диагностической деятельности с учетом особенностей контингента детей с ОВЗ

Экспертиза кадровых условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ОВЗ, обследованными ТПМПК:

• анализ укомплектованности квалифицированными кадрами

•     справка о кадровом составе ОО, ведущем коррекционно­развивающую работу с детьми с ОВЗ (образование, стаж работы с детьми с ОВЗ, квалификационная категория, сведения о повышении квалификации за 3 года);

•     справка о кадровом составе ППк (должность в ОО, образование, стаж работы, в том числе в ППк, квалификационная категория, сведения о повышении квалификации за 3 года).

 

Таблица 2.

Акт по результатам экспертизы качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, обследованными ТПМПК

Экспертиза нормативно-правовой базы

п/п

Контролируемый аспект

Наличие:

+ в наличии ± частично

- отсутствует

Качество:

3 — высокий уровень

2 — средний уровень

1 — низкий уровень

1.1

Законы и нормативные акты РФ, Свердловской области и Полевского городского округа, действующие в сфере образования, отражающие требования к условиям организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

 

1.2

Локальные акты, приказы и другие документы ОО, регламентирующие организацию деятельности коррекционно-развивающей работы с детьми, обследованными ТПМПК, как в специальных коррекционных классах / группах, так и в массовых классах / группах

 

 

1.3

Локальные акты, приказы и другие документы ОО, регламентирующие деятельность ППк

 

 

Выводы:

Экспертиза организационно-содержательного процесса коррекционно-развивающей работы с детьми, обследованными ТПМПК, как в специальных коррекционных классах / группах, так и в массовых классах / группах

п/п

Контролируемый аспект

Наличие

+ в наличии ± частично

- отсутствует

Качество

3 — высокий уровень

2 — средний уровень

1 — низкий уровень

1

Основная образовательная программа ОО (раздел «Программа коррекционной работы»)

 

 

2

Адаптированная основная образовательная программа ОО (по нозологическим группам детей с ОВЗ):

•     наименование;

•     ознакомление родителей (законных представителей);

•     необходимые условия;

•     обеспечение условий

 

 

3

Рабочие программы педагогов, работающих с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ

 

 

4

Планы воспитательной работы классных руководителей, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

 

 

5

Материалы внутришкольного контроля в части работы ОО с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

 

 

6

Статистика участия детей-инвалидов и детей с ОВЗ в мероприятиях, направленных на их социализацию

 

 

7

Журнал учета детей, прошедших ТПМПК

 

 

8

Положение об организации деятельности ППк консилиума ОО

 

 

9

Планы работы ППк

 

 

10

Протоколы заседаний ППк

 

 

11

Карты учета динамики развития детей с указанием конкретных сроков и оценкой результатов коррекционно­развивающей работы

 

 

12

Выполнение рекомендаций ТПМПК

 

 

13

Аналитические материалы профильных специалистов (мониторинг деятельности по психолого-педагогическому сопровождению)

 

 

14

Расписание работы специалистов

 

 

15

Графики (регламенты) работы специалистов

 

 

16

Личные дела детей-инвалидов и детей с ОВЗ (заявления родителей)

 

 

Выводы:

 

 

Экспертиза программно-методического обеспечения процесса коррекционно-развивающей работы с детьми, обследованными ТПМПК

п/п

Контролируемый аспект

Наличие

+ в наличии ± частично

- отсутствует

Качество

3 — высокий уровень

2 — средний уровень

1 — низкий уровень

1

Коррекционно-диагностические методики, соответствующие критериям коррекционно­диагностической деятельности

 

 

2

Диагностический инструментарий для обследования обучающихся

 

 

3

Наличие в учебно-методическом комплексе учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов, специализированной литературы, специальных технических средств обучения, компьютерных программ и т.д.

 

 

Выводы:

 

 

Экспертиза кадровых условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую работу с детьми, обследованными ТПМПК

п/п

Контролируемый аспект

Наличие

+ в наличии ± частично

- отсутствует

Качество

3 — высокий уровень

2 — средний уровень

1 — низкий уровень

1

Кадровый состав ОО, обеспечивающий психолого­педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (сведения об образовании, педагогический стаж, квалификационная категория, сведения о повышении квалификации за 3 года), в том числе:

 

 

1.1

учителя начальной школы

 

 

1.2

учителя основной школы

 

 

1.3

учитель-логопед

 

 

1.4

учитель-дефектолог

 

 

1.5

педагог-психолог

 

 

1.6

социальный педагог

 

 

1.7

педагог-тьютор

 

 

1.8

председатель ППк — заместитель директора по учебно­воспитательной работе / администратор — куратор

 

 

1.9

врач-педиатр (медицинская сестра, фельдшер) и т.д.

 

 

Выводы:

 

 

Собеседование с руководителем образовательной организации

п/п

Направления анализа

Результаты обсуждения

Проблемы и пути решения

1.

Соответствие нормативной базы деятельности образовательной организации предъявляемым требованиям

 

 

2.

Соответствие образовательных условий, созданных в ОО, рекомендациям ТПМПК

 

 

3.

Структура взаимодействия специалистов ОО по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов (деятельность ППк, межведомственное взаимодействие)

 

 

4.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обследованных ТПМПК

 

 

Выводы:

 

Результаты проведения экспертных процедур в отдельной образовательной организации приводятся с конкретизацией по следующим анализируемым аспектам:

•            организационно-содержательный аспект процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

•            программно-методический аспект обеспечения коррекционно-образовательного процесса;

•            кадровые условия, созданные в образовательной организации для реализации психолого­педагогического сопровождения.

Далее формулируются подробные рекомендации по совершенствованию условий, созданных в образовательной организации для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Отчет о проведении экспертизы (информационно-аналитическая справка и рекомендации) направляются специалистами ТПМПК в ОМС «Управление образованием» муниципалитета и в конкретные образовательные организации.

Проблема расширения возможностей для получения качественного образования обучающимися с особыми образовательными потребностями остается по-прежнему актуальной в современных условиях. Важнейшим фактором, определяющим эффективность решения данной проблемы, становится профессиональное взаимодействие междисциплинарных команд специалистов ПМПК и ППк образовательных организаций, их готовность к своевременному и согласованному принятию административных и педагогических мер.

В случае необходимости дополнительной коррекционно-развивающей помощи обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам, объем которой выходит за пределы возможностей ОО, возможна организация совместного психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках соглашений образовательных организаций и ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо», в структуре которого функционирует ТПМПК [2]. Центром осуществляется работа с детьми, родителями, педагогами, специалистами органов управления образованием, областной и территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими субъектами профилактики — с целью создания единого информационного пространства для всех субъектов образовательной деятельности [3]. Это позволяет объединить усилия, направленные на реализацию рекомендаций ПМПК и индивидуализацию образовательного процесса в целом.

Таким образом, реализация предлагаемой авторами технологии экспертизы позволяет определить степень выполнения образовательными организациями рекомендаций ПМПК и является ресурсом для повышения эффективности деятельности психолого-педагогических консилиумов как ключевых элементов в системе сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.

 

Литература

  1. Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 87–89.
  2. Организация деятельности ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М.: АРКТИ, 2017. 73 с.
  3. Пестова И.В., Сергеева М.С. Модель деятельности ПМПК с детьми с поведенческими нарушениями в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. № 1–2 (54–55). С. 74–77. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2018/n1/Pestova_Sergeeva.shtml (дата обращения: 26.07.2020).
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/167761220/ (дата обращения: 23.07.2020).
  5. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204 (дата обращения: 27.07.2020).
  6. Третьякова И.А., Ракутина Т.В. Нормативные основания и организационные условия проведения мониторинга исполнения рекомендаций ПМПК образовательными организациями Свердловской области: Методическое пособие. Екатеринбург, 2020. С. 4–15.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.07.2020).
  8. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие / Семаго М.М. [и др.]. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2005. 128 c.

Информация об авторах

Пестова Ирина Васильевна, аспирант, Уральский государственный экономический университет (ФГБОУ ВО УрГЭУ), директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), председатель, Свердловское региональное отделение, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2499-5976, e-mail: petrovalado@mail.ru

Гурьянова Нина Александровна, руководитель, Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, учитель-логопед, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3019-7783, e-mail: guryanovalado@gmail.com

Сергеева Мария Сергеевна, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1595-2755, e-mail: sergeeva.ms.lado@gmail.com

Кузеванова Светлана Викторовна, учитель-дефектолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0899-6984, e-mail: cuzewanowa.s@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 617
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 367
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6