Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 1. С. 90–97
doi:10.17759/bppe.2021180110
ISSN: 2658-3100 (online)
Инновационная форма коррекционной работы с детьми ОВЗ. Авторская разработка «Квест-тренажер»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: применение «квест-тренажера»
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180110
Для цитаты: Васильева О.Ф. Инновационная форма коррекционной работы с детьми ОВЗ. Авторская разработка «Квест-тренажер» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 90–97. DOI: 10.17759/bppe.2021180110
Полный текст
Введение
В последние годы в России в результате гуманизации специального образования заметно усилилось внимание государства и общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Задача всех педагогов специального образования — привить этим детям навыки жизни в обществе, использовать все возможности для их социализации.
По статистике, число детей с нарушениями зрения не имеет тенденции к сокращению; напротив, их количество увеличивается. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивный период, каким является дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л.С. Выготский квалифицировал их как социальные) [10]. Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации [1].
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями в развитии необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим проводится психолого-педагогическая диагностика, анализируется анамнез каждого воспитанника. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, выстраивается коррекционно-развивающая работа. Особая роль в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья отводится развитию познавательной сферы, так как это позволяет в дальнейшем благоприятно адаптироваться к школе.
Привлечь внимание детей с нарушениями зрения удается с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят различные игры, которые при создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы достаточно активно включают детей в образовательный процесс.
Для того чтобы объединить все вспомогательные средства, активизирующие деятельность детей c ОВЗ (с нарушением зрения), была разработана новая коррекционно-развивающая игровая модель — «Квест-тренажер» (авторская разработка).
Он направлен на развитие и стабилизацию зрительных функций посредством воздействия на функциональные механизмы зрительного восприятия, активизации деятельности амблиопичного глаза, развития познавательных процессов, мелкой моторики, сенсорики, снижения уровня тревожности.
Коррекция проблем таких детей посредством «Квест-тренажера» осуществляется по линии побуждения их к деятельности, в поиске и раскрытии своих способностей.
«Квест-тренажер» включает в себя 4 коробки, которые можно использовать в комплексе или отдельно в зависимости от поставленных коррекционных задач.
В нижней части расположен ящик для дидактического материала более крупного размера, он также может быть использован для занятий с песком.
Верхняя часть оснащена магнитной панелью, имеющей широкий спектр использования. Она помогает педагогу объединить в своей работе все методы обучения (наглядные, игровые, практические и словесные), что улучшает восприятие детьми получаемой информации. Одним из главных достоинств доски является то, что дети учатся получать информацию с вертикальной поверхности, что крайне необходимо в современном мире высоких технологий. Кроме того, дети готовятся к обучению в школе, где также широко используется доска.
Один из боксов имеет поверхность, предназначенную для работы с использованием мела, что позволяет успешно развивать у детей навыки изобразительной деятельности, пространственную ориентировку на плоскости, координацию движений, мелкую и общую моторику, совершенствовать психические процессы.
Задания для «Квест-тренажера» формируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка, их он выполняет поэтапно. Выполнив первое, получает ключ к следующему. Поэтапный способ облегчает процесс овладения детьми практическими навыками и умениями. Ребенок испытывает ощущение успеха от каждого выполненного задания. По завершению всех квестовых испытаний и собрав все ключи, ребенок получает награду, что, в свою очередь, стимулирует интерес ребенка к прохождению квеста на следующих занятиях.
Очередность и направленность заданий «Квест-тренажера» базируются на принципе «от простого к сложному», который предполагает постепенное усложнение материала в процессе коррекционной работы.
Задания на каждом последующем этапе строятся по принципу «спираль». В этом случае работа строится по одним и тем же направлениям, но с углублением и расширением содержания, а также дополнением форм и методов.
Игровые события разворачиваются в определенной последовательности.
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором педагог настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.
Организационная часть также включает:
• распределение детей по командам (в случае работы с группой);
• знакомство с правилами;
Экспозиция — выполнение основных этапов-заданий, решение задач. Предусмотрена стимулирующая система бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами.
Выбор методов коррекционной работы «Квест-тренажера» определяется характером и структурой зрительных нарушений воспитанников, возрастом, в котором у них возникли эти нарушения, общим уровнем развития и потенциальными возможностями развития ребенка. В коррекционной работе с «Квест-тренажером» используются как общедидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии ребенка.
Приемы словесного метода:
• беседа, способствующая повышению познавательной активности;
• словесный образец описания обследуемого предмета, его свойств и качеств;
• пояснение, инструкция;
• указания.
Приемы наглядного метода:
• демонстрация объекта;
• последовательное обведение контура объекта с целью тренировки целостного восприятия объекта и выделения его характерных частей;
• выделение объекта из множества при помощи графических средств;
• наблюдение и рассматривание иллюстраций.
Приемы практического метода:
• продуктивная деятельность;
• сюжетно-ролевая игра;
• дидактические игры.
Специфика использования общедидактических методов «Квест-тренажера» в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, состоит в том, что обязательным компонентом каждого дидактического метода является тот или иной прием практического метода.
Одним из ведущих методов «Квест-тренажера» является метод наглядности, который рассматривается как средство, активизирующее развитие процессов восприятия, памяти, мышления. Наглядность направляет мысль ребенка от конкретного к общему, от явления к его сущности. Наглядность для ребенка с нарушениями зрения — это, прежде всего, основа для формирования правильных представлений и получения глубоких знаний.
Коррекционные цели и задачи наглядно-действенных пособий «Квест-тренажера»:
• развитие и совершенствование предметности восприятия через уточнение зрительных предметных представлений;
• формирование способов обследования предметов;
• формирование обобщающих понятий;
• расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов;
• формирование сенсорных эталонов, обучение навыкам использования этих эталонов при анализе качеств и свойств предметов;
• развитие сенсорно-моторной координации;
• развитие и совершенствование моторики пальцев рук.
Пример из практики. Применение «Квест-тренажера» на коррекционно-развивающем занятии с детьми в возрасте 6 лет с нарушением зрения, со схожими диагнозами и высокой остротой зрения.
Ребенок А имеет диагноз сходящееся альтернирующее косоглазие. Уровень развития ниже возрастной нормы.
У ребенка Б диагноз сходящееся альтернирующее косоглазие. Уровень развития соответствует возрастной норме.
Детям было предложено пройти первое квест-задание: «Выложи узор». Данное упражнение способствует развитию зрительного восприятия, зрительного внимания, мелкой моторики, координации движений.
Задача ребенка создать орнамент в соответствии с той цветовой палитрой, которая изображена на рисунке под планшетом. При этом шарики необходимо захватывать при помощи пинцета.
Оба ребенка справились с заданием без ошибок. Но ребенок А испытывал трудности при захвате шариков, наблюдался медленный темп работы (выполнил задание за 8 минут, а ребенок Б за 4 минуты).
Следующее квест-испытание — «Соотнеси фигуру с предметом». Упражнение направлено на развитие прослеживающей функции глаза, координации «глаз — рука», зрительного восприятия, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики.
Ребенку необходимо назвать все геометрические фигуры и соотнести их с предметами, расположенными в нижней части листа. Проверить себя, пройдя по лабиринту от фигуры к предмету.
Ребенок А назвал все фигуры, кроме одной, верно соотнес с предметами. Проходя лабиринт, сбился с пути и вел свободные линии к предмету (выполнил задание за 7 минут).
Ребенок Б допустил 2 ошибки, выполняя задание «Лабиринт», но самостоятельно их заметил и исправил, с остальным справился без ошибок. Но темп работы был более медленный, чем в предыдущем задании (выполнил задание за 4 минуты).
Квест «Тактильный мешочек». Упражнение развивает способности к распознаванию структуры поверхностей, поскольку осязание выступает мощным средством компенсации нарушения зрения, именно оно позволяет ребенку, имеющему проблемы со зрением, познавать признаки и свойства окружающего мира.
Детям было предложено одно задание, но с разной инструкцией. Ребенку А необходимо было выбирать кружки и наощупь определять, какой домик на планшете имеет такую же поверхность. Задача ребенка Б — выполнить то же самое, но с закрытыми глазами. Задание выполнили, допустив по одной ошибке (время выполнения 3 минуты).
Квест «Собери картинку». Упражнение развивает пространственное мышление, память, зрительное внимание, способствует развитию логических и творческих навыков.
На планшете необходимо выложить прозрачные пластинки-карточки таким образом, чтобы получилось изображение, данное на картинке с заданием. Изображения необходимо накладывать друг на друга, причем от порядка зависит расположение фигур на финальном изображении.
Ребенку А даны прозрачные пластинки-карточки, относящиеся только к заданной карточке.
Ребенку Б — пластинки-карточки, относящиеся к двум карточкам.
Дети с заданием справились без ошибок за 2 минуты.
Пройдя все квест-испытания и собрав все ключи, дети получили награду.
Исходя из результатов проведенных индивидуальных коррекционных занятий с детьми А и Б, можно заметить, что дети с одной остротой зрения и схожим диагнозом справились с заданием по-разному. Таким образом, на результат в данном случае влияла не острота зрения и тяжесть дефекта, а уровень развития ребенка. При этом «Квест-тренажер» был одинаково эффективен в обоих случаях.
Внедрение «Квест-тренажера» в образовательный процесс осуществлялось поэтапно. На первом этапе технология использовалась на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми с нарушением зрения в возрасте 6-7 лет. На основании результатов, полученных при обследовании детей в период применения «Квест-тренажера», можно говорить, что наблюдается положительная динамика развития зрительных функций, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности проведенных занятий и необходимости их применения в групповой деятельности. В связи с этим была организована работа в специализированной подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания «Квест-тренажера» предполагали самостоятельную и групповую деятельность.
Анализируя результаты обследования детей с нарушениями зрения, мы сделали выводы, что использование «Квест-тренажера» способствовало:
• развитию познавательных процессов;
• развитию мелкой моторики;
• развитию зрительного восприятия;
• снижению уровня тревожности.
Результативность «Квест-тренажера» в деятельности с детьми с нарушением зрения стимулировала к выходу на новый этап. Занятия с применением «Квест-тренажера» проводились со всеми участниками образовательного процесса. Тщательный анализ проделанной работы убедительно подтвердил уместность использования «Квест-тренажера» в деятельности с дошкольниками начиная 3-летнего возраста. У воспитанников совершенствовались коммуникативные навыки, повысилась ответственность ребят не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
Эмоциональный восторг и заинтересованность детей при работе с «Квест-тренажером» привлекли внимание педагогов к разработке. Для знакомства с опытом практического применения «Квест-тренажера» были проведены мастер-классы, вследствие чего педагоги стали использовать его как на занятиях, так и во время досуга. Это способствовало формированию высокого уровня межличностных отношений между педагогом и детьми, а также более прочному усвоению материала на занятиях.
Технология «Квест-тренажер» может быть использована не только педагогом-психологом, но и другими специалистами. «Квест-тренажер» применим на занятиях с различными категориями детей, при этом достаточно заменить задания на отвечающие потребностям ребенка.
«Квест-тренажер» существенно изменил процесс коррекционно-развивающей работы. Дети воспринимают занятия как игру, испытывая стойкий интерес, стремясь получить новую информацию. С удовольствием ходят на занятия в ожидании нового «квест-сюрприза». С нетерпением ждут встреч. Таким образом, «Квест-тренажер» повышает мотивационную и познавательную активность, привносит положительный эмоциональный эффект в занятие.
Для детей квест — это всегда своего рода приключение, приносящее эмоциональное удовольствие, невероятные впечатления, которые обязательно хочется повторить. А для педагогов — это реализация поставленной задачи, приносящая положительный результат.
При умелом использовании «Квест-тренажер» способен творить чудеса. Как отмечал Ефим Маркович Минскин, известный специалист по детской игре: «Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком скучным, надоевшим».
В рамках внедрения в образовательный процесс педагогической находки «Квест-тренажер» был презентован на семинарах и мастер-классах:
• региональный научно-практический семинар на платформе АСОУ «Инновационные формы
коррекционной работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного пространства ДОУ» (тема выступления: «“Квест-тренажер” в формировании перцептивных действий у детей с нарушениями зрения»);
• зональный семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
«Лучшие педагогические практики современного дошкольного образования — 2021» (тема мастер-класса: «Использование “Квест-тренажера” в профилактической и коррекционноразвивающей работе с детьми дошкольного возраста»);
• международный онлайн-семинар «Инклюзия образования» (организован ФПО России и
Профессиональной Психологической Лигой; тема выступления: «Инновационная форма коррекционной работы детей с ОВЗ. Авторская разработка “Квест-тренажер”»).
Программе «Инновационная форма коррекционной работы с детьми ОВЗ. Авторская разработка “Квест-тренажер”» присвоен гриф «Рекомендовано общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях (социальной сферы), в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 1999. 235 с.
- Григорьева Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1990. 362 с.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2002. 156 с.
- Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990. 340 с.
- Ермакова Е.А., Хлыстова Е.В. Игрушка и ее роль в воспитании ребенка с нарушением зрения // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции 1–2 апреля 2012 года. Пенза — Витебск — Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 139–140.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1983. 193 с.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999. 58 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2001. 208 с.
- Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1980. 250 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1978. 150 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 430
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 167
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0