Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 2. С. 15–20
doi:10.17759/bppe.2021180201
ISSN: 2658-3100 (online)
Профессиональный конкурс педагогов-психологов как фактор развития психологической службы системы образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: педагог-психолог, педагог-психолог (психолог образования), психологическая служба, психологическая служба в образовании, конкурсы профессионального мастерства, конкурс
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180201
Для цитаты: Дубровина И.В. Профессиональный конкурс педагогов-психологов как фактор развития психологической службы системы образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 15–20. DOI: 10.17759/bppe.2021180201
Полный текст
Вот уже много лет проводятся профессиональные конкурсы педагогов-психологов (или школьных психологов, практических психологов системы образования). Эти конкурсы ежегодно организуются в городах, областях, регионах нашей страны.
На всероссийский конкурс съезжаются победители всех региональных конкурсов, которые и соревнуются между собой за звание «Лучший педагог-психолог года».
Как известно, конкурс — это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников. Любой профессиональный конкурс — это соревнование специалистов, работающих в данной профессиональной сфере. Люди вступают на конкурсную стезю с желанием не только заявить о себе, но и занять почетное призовое место, причем лучше — первое. Лозунг «Главное — не победа, а участие» — хороший лозунг. Но в действительности каждый участник любого состязания надеется, хотя бы в самой глубине души своей, на хороший результат. И это естественно и даже хорошо, но при условии, что пути к успеху он прокладывает праведные.
В чем заключаются цель, смысл и значение конкурса на звание «Лучший педагог-психолог года»? Очевидно, в том, чтобы стимулировать психологов к критическому анализу своей деятельности, к поиску путей реализации еще не использованных ресурсов практической психологии, выявить наиболее ярких и интересных представителей профессии, чей опыт может стать ориентиром для коллег, конкурс работает на развитие психологической службы системы образования в новых экономических и социокультурных условиях современного общества.
Конкурс следует рассматривать в контексте повышения профессионального мастерства педагога-психолога.
Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне; соблюдает профессиональную этику, следует профессиональным ценностным ориентациям. Профессионал стремится внести творческий вклад в профессию, стремится и умеет вызвать интерес коллег и общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии. Профессиональные конкурсы способствуют становлению, развитию и проявлению названных качеств личности специалистов.
Большое значение для успешного прохождения конкурса имеет опыт педагога-психолога в своей профессиональной деятельности. Именно со своим опытом чаще всего психолог связывает свое участие и свои притязания на победу в конкурсе.
Под профессиональным опытом обычно понимают совокупность знаний, умений, навыков (компетентностей), усвоенных человеком, успешно используемых в практике и применяемых им довольно продолжительное время.
Профессиональный опыт позволяет человеку использовать — в отдельности или комбинируя и развивая — имеющиеся знания, умения и навыки в разных ситуациях и тем самым выступать активным субъектом профессиональной деятельности, как в обычной, так и в конкурсной обстановке.
Помимо этого, профессиональный опыт выполняет не менее важную роль — оценочную. В чем заключается ее суть? В том, что у психолога в процессе погружения в профессиональную деятельность и, соответственно, накопления опыта, формируется способность к осознанию непродуктивности некоторых стандартных, шаблонных направлений, форм и методов работы или их недостаточности. И развивается потребность в поиске и использовании новых смысловых ориентиров и технологий профессиональной деятельности. В таком случае профессиональный опыт может выступать как весьма мощный мотивационный блок, побуждающий человека к активности, нацеленной на создание, реализацию, использование, применение нового опыта в своей профессиональной деятельности и жизненной практике.
В конкурсах на звание лучшего педагога-психолога года участвуют чаще всего те психологи, в деятельности которых сложилась какая-то новая психологическая практика, интересная, оригинальная, отвечающая актуальным запросам современного образования, заслуживающая внимания коллег. В таком случае можно говорить о передовом профессиональном опыте. А.М. Новиков выделяет, например, такие критерии передового опыта педагога, которые можно отнести и к опыту педагога-психолога:
• соответствие научно-практической деятельности современным достижениям науки;
• новизна — в психологической практике она может проявляться в разной степени, от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных и рационализации отдельных сторон психологического и психолого-педагогического процессов;
• высокая результативность — она проявляется в хороших результатах деятельности педагога-психолога;
• стабильность — сохранение эффективности опыта как на протяжении довольно длительного времени, так и при изменении условий деятельности;
• возможность использования данного опыта другими педагогами-психологами;
• оптимальность — достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил самого психолога и школьников, а также не в ущерб решения других образовательных проблем и задач [3, с. 100-101].
Любой профессиональный опыт накапливается в профессиональном пространстве деятельности субъекта. Опыт педагога-психолога, соответственно, накапливается в образовательном пространстве учебного учреждения. Накапливается постепенно, а потому вполне естественно, что в конкурсах участвуют психологи с самым разным по продолжительности опытом работы.
Однако приобретение и качество опыта зависят не только от количества лет, проведенных человеком в профессии. Формирование опыта, его направленность, качество и количество времени для его приобретения во многом зависят от дружеской поддержки старших коллег, которые помогают молодым обрести веру в себя. И от способности педагога-психолога обогащать профессиональный опыт событиями жизни в целом — событиями культурной, общественной жизни, определяя для себя их личностный смысл. По существу, богатство и эффективность профессионального опыта определяются общей, профессиональной и психологической культурой личности самого психолога.
Практический психолог, взаимодействуя с детьми и взрослыми, вольно или невольно задает в какой-то степени зону ближайшего развития окружающим его людям. Диапазон этой зоны может быть различным, во многом зависящим от диапазона личности самого психолога. Чем ярче его личностная индивидуальность, тем интереснее накапливаемый им опыт работы и выше его профессиональное мастерство.
Что можно сказать о практическом психологе как личности? Педагог-психолог — это, прежде всего, умный человек, который умеет думать и задумываться, сомневаться и принимать решения. Он обладает самостоятельностью мышления, способностью к формированию индивидуального стиля деятельности и разносторонней культурой мысли.
Общая культура и психологическая культура личности педагога-психолога проявляются в широте его культурного кругозора, диапазоне его знаний и интересов, в безусловном знании научных основ психологии, в безупречном владении самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, в богатстве и тонкости его чувств. В понимании им сути различного рода общественных и культурных явлений, в особенностях его предпочтений — научных, литературных, художественных, даже бытовых, в уважении к человеку, в желании и умении работать не по шаблону, в эмоциональной сдержанности и, главное, в высокой порядочности [2].
У психолога блестяще развиты коммуникативные способности. Он безукоризненно владеет родной речью, умеет разговаривать с разными людьми так, чтобы люди — взрослые и дети — его понимали. Язык — одно из главных проявлений культуры. В.П. Зинченко замечает, что именно благодаря практической ориентации основным орудием, инструментом психологии, наконец, становится слово, которое прямо и непосредственно отражает нашу душевную жизнь, что слово — самый надежный, самый могучий отобразитель наших волнений, мыслей и хотений [1, с. 15].
В процессе проведения конкурса необходимо запланировать такие профессиональные ситуации, в анализе, понимании и методическом разрешении которых могли бы проявиться лучшие качества конкурсантов. Так, интересны позиция и подходы к решению таких, например, проблем, как:
• «социальная ситуация развития растущего человека в условиях цифровизации образовательного процесса»,
• или «роль психолога в решении проблемы достижения личностных результатов образования»,
• или «взаимодействие психолога с классным руководителем в решении проблем воспитания»,
• или «психолого-педагогические факторы, определяющие различные варианты социализации современных детей и подростков: как их выявлять и как на них реагировать»,
• или «половое воспитание личности школьника, вопросы выбора половой идентичности»,
• или «психологическое здоровье личности как необходимое условие ее благополучия».
И многое другое.
Обсуждение или решение конкурсантами нестандартных, актуальных, но недостаточно еще проработанных в науке и практике психолого-педагогических проблем могут дать новый импульс развитию психологической службы системы образования страны.
Быть может, сверхзадача конкурса — пробудить желание конкурсантов задуматься и попытаться дать ответ на фундаментальный, экзистенциальный по своей сути гуманитарный вопрос. В какой мере их профессиональная деятельность (конечно, совместно с учителями и родителями) содействует созданию в школе (детском саду, колледже и др.) условий для комфортного, эффективного и по-человечески полноценного существования и развития детей, подростков, старшеклассников. И, главное, какое отражение эта гуманитарная сущность его деятельности находит в тех конкурсных показах, которые он демонстрирует жюри.
Чтобы всероссийский конкурс прошел успешно, необходимо своевременно тщательно продумать и осуществить его организацию.
1. Во всероссийском конкурсе участвуют психологи — победители региональных конкурсов. С одной стороны, у них еще не пропал задор и боевой дух. С другой стороны — человек от длительного напряжения устает. Кроме того, победа на региональном конкурсе вселяет надежду на победу более высокого уровня, а значит, усиливаются волнения, переживания. Сомнения и уверенность сменяют друг друга, тем самым мешая психологу сосредоточиться на качественной подготовке к новому конкурсу.
Поэтому целесообразно рассказать нынешним участникам о прошлых всероссийских конкурсах, о тех положительных моментах, которые отмечали члены жюри в процессе и по итогам их проведения. Можно организовать встречу конкурсантов с победителями и призерами конкурса прошлых лет, попросить их рассказать о своих эмоциях, ощущениях, сомнениях, о том, что они чувствовали примерно то же самое и в такой же последовательности: волнение, испуг, затем рабочее настроение, мобилизация сил, воли, знаний, творчества и т.д.
2. Конечно, всероссийский этап конкурса — всегда более сложный, ответственный, проблематичный. Но основные, принципиальные требования к конкурсанту как к профессионалу должны сохраняться. Организаторам конкурса следует это учесть, вдохновлять педагогов-психологов на достижения, но ни в коем случае не запугивать их. Высокие требования к конкурсантам необходимо разъяснить как высокое уважение к ним как к профессионалам, доверие к ним как незаурядным личностям. Следует больше внимания уделить их мотивации — осознанию ими того факта, что их участие имеет непосредственное отношение не только к их личностным достижениям, но и к демонстрации профессионального уровня психологической службы в целом и определению ее места в общей системе образования страны.
3. Нередко региональные и общероссийские требования к конкурсным заданиям и критерии их оценки мало соотносятся между собой. Поэтому следует сформулировать и разъяснить конкурсантам не только смысл и задачи заключительного этапа конкурса, но четко оговорить в развернутой и понятной форме требования к проведению каждого конкурсного задания и критерии его оценки членами жюри, чтобы конкурсанты ясно представляли, что от них ждут. Одна из прошлых конкурсанток вспоминает: «Самое страшное — неизвестность. Непонятно, что тебя ждет. А для людей с повышенной тревожностью нарастающее напряжение блокирует деятельность. Я, например, в жизни обычно совсем по-другому поступала, и отвечала, и действовала».
4. Одна из проблем заключается в том, что участники конкурса не всегда понимают суть того задания, которое они должны выполнить. Организаторам конкурса важно заранее проанализировать, в чем может заключаться причина этого: или действительно задание сформулировано нечетко, двусмысленно (тогда его надо или уточнить, или заменить), или участник конкурса от волнения не может его понять, или он не понимает задания по причине профессиональной или общекультурной неподготовленности.
5. На первой же встрече с конкурсантами познакомить их с конкретным планом проведения конкурса, дать понятные рекомендации по подготовке к участию в нем, по тому, как эффективно спланировать время и конкурсные нагрузки.
6. Очень важно, чтобы у конкурсантов была возможность для неограниченного свободного общения друг с другом. В таком межличностном общении рождается взаимопонимание, взаимодействие педагогов-психологов, живущих в разных концах страны, формируется осознание сути профессии, методических вариантов ее реализации, развивается потребность в обмене опытом, приемами и способами деятельности, устанавливаются дружеские связи, приходит ощущение, что ты активный член единой «семьи» профессионального сообщества. Уместно вспомнить слова А. Сент-Экзюпери о том, что величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит,
что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.
7. При подведении итогов конкурса его организаторам вместе с членами жюри стоило бы проанализировать векторы возможного влияния конкурса на развитие психологической службы системы образования. Можно издать сборник с наиболее интересными, с точки зрения жюри, материалами, подготовленными и проведенными занятиями, оригинальными мыслями, нестандартными решениями предложенных для обсуждения проблем и пр. Ведь цель конкурса — повышение профессионального и культурного уровня психологической службы системы образования.
Литература
- Дубровина И.В. Воспитание психологической культуры молодого поколения страны — одна из насущных задач современного образования // Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. М.: Центр развития русского языка. 2008. C. 30–34.
- Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография. М.: МПСУ, 2014. 464 с.
- Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 561
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 168
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0