Вестник практической психологии образования
2022. Том 19. № 1. С. 66–75
doi:10.17759/bppe.2022190106
ISSN: 2658-3100 (online)
Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное мышление, профессиональное мышление педагога, педагогическое образование, личностные результаты, образовательные результаты
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190106
Финансирование. исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00602, https://rscf.ru/project/22-28-00602/ по теме «Разработка концепции ресурсности мышления как технологии реализации творческого потенциала субъекта в условиях цифровизации образовательной среды».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь, поддержку и сотрудничество А.В. Карпова, М.М. Кашапова, Н.П. Ансимову, А.В. Золотареву, Е.А. Иванову.
Получена: 18.01.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Серафимович И.В., Беляева О.А., Баранова Ю.Г., Варфоломеева Т.Г. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 66–75. DOI: 10.17759/bppe.2022190106
Полный текст
Описание проблемной ситуации, целей и задач программы
Актуальность обращения к вопросам построения системы непрерывного профессионального образования педагога в аспекте сопровождения личностного развития школьников определена возрастающими требованиями к уровню готовности современных специалистов сферы образования к обеспечению условий формирования всей совокупности образовательных результатов обучающихся. Для достижения стойких эффектов в деятельности образовательного учреждения и значимых изменений в личностных результатах школьников требуется системная скоординированная работа со всеми участниками образовательного процесса [1; 4; 8].
Однако анализ многолетнего опыта работы позволил нам определить круг проблем, наличие которых серьезно затрудняет реализацию данных задач [5,9]. Во-первых, сущность современных подходов к формированию и развитию личностных результатов школьников и путей их внедрения в образовательную практику во многом остаются непроясненными, отсутствует единое понимание методологических оснований этой деятельности, не сформирован общий профессиональный «язык» общения всех участников образовательных отношений. Во-вторых, в связи с отсутствием убежденности большого числа педагогов в необходимости активизации деятельности нередко наблюдается формально-организационный подход. В-третьих, невозможность получения значимых эффектов в направлении личностного развития школьников «здесь и сейчас», их значительная временная отсроченность, трудности диагностики и оценки эффективности данной работы затрудняют процесс мотивации учителей.
В силу вышеуказанных причин нормативные требования образовательных стандартов, не обеспеченные соответствующим методическим инструментарием, воспринимаются педагогами как декларативные, а пути их реализации рассматриваются несистемно, в ситуативном ключе, исходя из субъективного видения складывающейся ситуации учителями и администрацией школы.
Такое положение находит отражение в позиции педагогов, затрагивая все значимые аспекты их профессиональной компетентности:
-
в личностном плане: наличие серьезных психологических барьеров к деятельности в соответствии с современными требованиями;
-
в когнитивном аспекте: частая приверженность учителей какому-либо одному отработанному подходу и неготовность рассматривать вариативность возможных путей решения привычных проблем; поверхностность представлений о современных теоретических и практических подходах, эклектизм и фрагментарность их использования в практической деятельности;
-
в практическом ключе: трудности освоения новых современных технологий.
Считаем, что преодоление сложившихся противоречий между требованиями, обозначенными в нормативных документах, и реальной ситуацией в образовательной практике возможно только посредством построения системы работы по повышению психологической готовности специалистов к деятельности в направлении содействия личностному развитию обучающихся и развитию профессионального педагогического мышления работников сферы образования. Соответственно, перед системой непрерывного профессионального образования встают задачи дополнительной подготовки педагогов к работе в данном направлении. При этом, однако, сложившаяся система повышения квалификации педагогов не всегда готова в полной мере откликнуться на актуальные запросы, поскольку:
-
традиционно связана преимущественно с информированием о разнообразных средствах, методах и приемах обучения и воспитания ребенка, при этом крайне редко затрагиваются вопросы воздействия педагогов на самих себя с целью изменения собственного профессионального мышления, собственных профессиональных установок и ценностных ориентиров;
-
методы, используемые в работе с учителями в системе непрерывного профессионального образования, как правило, в достаточном объеме обеспечивают формирование когнитивной составляющей отдельных профессиональных компетенций, некоторым образом затрагивают их операционально-технологический компонент и в недостаточном объеме рассматривают возможность влияния на личностную, позиционно-ценностную их составляющую.
Апробированный и представленный опыт работы в формате воркшопа выступает удачной формой повышения квалификации педагогов и преодоления указанных противоречий.
Цель программы — повышение профессионализации мышления и уровня готовности педагогов к работе с совокупностью личностных результатов школьников посредством их участия в серии воркшопов.
Описание используемых методик, технологий, инструментария
В качестве основной технологии в работе с педагогами представлен формат воркшопа (workshop) как краткосрочного семинара, мастерской, интенсивного учебного мероприятия, где обучение происходит за счет собственной активности участников, совместного поиска значимых решений. Технология воркшопа нацелена на получение динамических знаний, активно добываемых и присваиваемых участниками в процессе взаимодействия друг с другом и с ведущим [10, 13–16]. Действенным средством воркшопа мы расцениваем возможность демонстрации широкого спектра активных методов работы, когда педагоги, выступая субъектами обучения, могут осознать действие психологических законов, закономерностей, механизмов и техник построения образовательного процесса с опорой на интерактивное взаимодействие. Совместная деятельность участников становится способом принятия конкретных решений, причем важным является даже не столько само решение, сколько процесс его выработки.
Ключевыми ориентирами, определявшими содержание и структуру занятий, выступили следующие задачи:
-
создание условий для принятия участниками важности инновационной деятельности как профессиональной педагогической ценности, развитие интереса к экспериментированию;
-
анализ трудностей, проблемных ситуаций в вопросах сопровождения процесса формирования и развития личностных результатов школьников;
-
получение опыта выявления проблемных ситуаций и совместного поиска способов их разрешения с учетом актуальных условий;
-
актуализация внутренней мотивации на развитие самоэффективности участников, повышение уровня осознания собственных ресурсов и расширение индивидуального аналитического, оценочного, рефлексивного опыта педагогов;
-
прогностическая отработка проектируемых моделей дальнейшей педагогической практики;
-
рефлексия динамических изменений в представлениях о педагогическом коллективе как носителе инновационных идей и решений в профессионально-педагогической деятельности, фиксирование возможных путей саморазвития, оценка полученного интерактивного опыта.
Важными являются следующие принципы организации работы:
-
результаты обучения должны быть открытыми: множество возможных решений, а не один правильный ответ;
-
личностная значимость обучения должна быть достаточно высокой: нужно принимать во внимание опыт участников, их жизненный стиль;
-
отдельные шаги обучения требуют гибких временных границ и смены форм обучения;
-
задания должны представлять собой посильный «вызов»: участники должны знать, что в случае необходимости они смогут получить поддержку со стороны коллег или ведущего.
Соответственно, в качестве основных методов работы в технологии воркшопа нами использованы:
-
на этапе проведения воркшопа — совокупность активных и интерактивных методов работы с группой, направленных на понимание проблемы и совместную выработку решений. Работа ориентирована на динамичное сочетание теоретико-информационной и практико-методической составляющих, блоков, направленных на самопознание педагогов; при этом программы подвижны, их модули могут компоноваться в зависимости от складывающейся в группе участников ситуации;
-
на этапе оценки эффективности — самооценка педагогами (виде блиц-опроса) уровня собственной готовности к формированию и развитию совокупности личностных результатов школьников по критериям «понимание содержания личностных результатов», «наличие знаний, как формировать и развивать отдельные группы личностных результатов», «понимание, как диагностировать личностные результаты» и психологической готовности к деятельности в обозначенных направлениях.
Описание программных мероприятий
В настоящее время воркшоп представлен в большинстве публикаций как форма работы с бизнес-сообществами, производственными компаниями, сотрудниками финансовых структур [3; 11]. Нами разработана стратегия работы в технологии воркшопа в системе непрерывного профессионального педагогического образования. Ввиду сложности поставленных задач и организационных проблем, авторами реализован и описан цикл встреч (набор семинаров на учебный год), имевших одну стержневую идею, связанную с областями личностных результатов учащихся, определенных ФГОС. По своей организации эта форма работы стала макси-воркшопом, посвященным проблемам психолого-педагогического сопровождения формирования и развития личностных результатов школьников. Была выстроена программа, состоявшая из ряда модулей, соответствующих обозначенным группам личностных результатов [6].
Реализация подобного подхода оказалась максимально ориентирована на повышение готовности участников к проработке значимого комплекса проблем и поиск путей их решения, разделяемых всеми заинтересованными сторонами.
Таблица 1. Тематика встреч в рамках воркшопов
Группа личностных результатов обучающихся |
Темы встреч с педагогами |
Область познания |
«Формирующее оценивание в школе: требования и возможности»; «Детская одаренность: риски и преимущества»; «Исследовательская деятельность: проблемы и ресурсы» |
Область взаимодействия с другими людьми |
«Конструктивное партнерское взаимодействие и эффективное решение профессиональных задач: администрация — психолог — педагог»; «Конфликтологическая компетентность: понятие конфликта, функции, этапы»; «Особенности конфликтов в образовательной среде: конструктивные коммуникативные инструменты в работе педагога» |
Область социального поведения |
«Развитие личности обучающихся и их социализация: риски школьного буллинга и моббинга» |
Область здорового |
«Социальная инклюзия» |
Область |
«Акмеологические основы профессионализации: от самоопределения к саморазвитию»; «Работа над ошибками: педагогическая поддержка школьников в ситуации профессионального выбора»; «Актуальная ситуация рынка труда региона: влияние на организацию профориентационной работы в школе» |
Общие рекомендации ведущему:
-
насыщение среды с точки зрения содержания, оформления, форм представления материала;
-
стимулирование эмоционального включения, чувственного опыта участников;
-
использование разнообразных видов деятельности;
-
создание атмосферы эмоциональной безопасности, стимулирование открытой коммуникации, конструктивного разрешения возникающих трудностей и проблем;
-
посильность «вызовов» и возможность открытий: выделение знакомых, связанных с прошлым опытом структур и создание новых творческих моделей;
-
создание условий для целостного видения участниками проблемы, даже в случае если рассматривается ее отдельный аспект;
-
опора на личный опыт участников;
-
создание условий для активной оценки участниками собственного опыта, рефлексии: структурирование получаемого опыта, получение «обратной связи», прогноз последствий.
Ожидаемые результаты реализации программы, апробация программы
Результаты апробации программы воркшопов представлены по итогам работы в течение 2016–2018 годов на базе образовательных организаций Ярославской области с общей выборкой около 300 участников и подтверждены серией проектных «продуктов» конкретных учреждений-участников. Вслед за рядом авторов мы склонны определять состояние готовности к деятельности как понятие, которое «как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия» [2, с. 174]. Как психологическая характеристика, готовность есть активно-деятельностное состояние личности, отражающее предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом, она определяется наличием, успешностью выполнения и эмоциональным подкреплением у субъекта соответствующих навыков и умений и проявляется в динамичном соотношении личностного (эмоционально-мотивационного), когнитивного и практического (операционального) компонентов. Рост готовности к выполнению деятельности, в том числе, и профессиональной, связан с формированием более четких представлений о складывающихся обстоятельствах, достаточным знанием своих собственных сильных и слабых сторон, адекватной самооценкой и уверенностью в своих силах, гибкой ориентацией в меняющихся ситуациях.
При оценке эффективности используемого подхода нами применен метод самооценки участниками уровня собственной готовности к решению обсуждаемых на встречах вопросов, позволяющий, с одной стороны, определить степень реализованности поставленных задач, с другой, актуализировать рефлексивную позицию педагогических работников. Представим некоторые из результатов.
Так, у педагогов, участвовавших в цикле воркшопов (n=100), направленных на повышение профессиональной компетентности в области формирования личностных результатов школьников, отмечаются достоверные отличия (т-критерий Стьюдента) в понимании содержания, когнитивном преобразовании, в новом ракурсе мышления по отношению к совокупности личностных результатов в областях «познание» (t= –3,162, р ≤ 0,01), «взаимодействие с другими людьми» (t= –2,828, р ≤ 0,01), «социальное поведение» (t= –3,508, р ≤ 0,01), а также в освоенности конкретных навыков по выработке стратегии формирования групп личностных результатов двух областей — «познание» (t= –2,828, р ≤ 0,01) и «взаимодействие с другими людьми» (t= –3,211, р ≤ 0,01).
С точки зрения теоретических знаний, участники отмечали «переход» от эклектичных представлений, связанных с отрывочными и поверхностными сведениями, к проблемно-ориентированному подходу в проработке возникающих вопросов.
В оценке практической значимости отмечено обогащение конкретными методами и приемами работы, которые «проработаны» в процессе совместной деятельности с коллегами. С позиций личностной готовности — снижение психологических «барьеров» к деятельности в соответствии с современными требованиями и условиями, что отражалось в росте активности самих учителей при выполнении заданий и интерактивном обсуждении, глубине осмысления идей и вопросов.
Качественный анализ высказанных мнений зафиксировал значимые изменения, соответственно, мы можем говорить о том, что воркшоп как технология непрерывного обучения позволяет:
-
реализовать интегративный подход, ориентированный на динамические знания педагогов, дает возможность совмещать в процессе работы необходимый минимум теоретических и методических сведений с вариантами активной проработки значимых проблем в процессе совместной деятельности;
-
отследить динамические характеристики и изменения в профессионализации мышления педагогов: повышение уровня осознанности ресурсов, расширение оценочного и рефлексивного опыта, рост проявлений надситуативного видения и стратегического подхода в решении проблем;
-
обеспечить формирование мотивационного, когнитивного и операционального компонентов готовности педагогов к инновационной профессионально-педагогической деятельности, в нашем случае — к организации работы с совокупностью личностных результатов школьников.
Таким образом, отмечается продуктивность технологии динамического обучения в сопровождении непрерывного профессионального образования педагогических работников в современных условиях. Эта продуктивность позволяет:
-
обеспечить выход участников образовательного взаимодействия в режим надситуативного анализа существующих обстоятельств [8],
-
рассматривать имеющиеся проблемы в контексте ресурсности ситуации,
-
осуществлять обмен имеющимся опытом работы и поиск вариативных подходов к решению поставленных задач.
Литература
- Асмолов А.Г. Гонки за будущим: ...и вот наступило потом // Образовательная политика. 2016. № 4 (74). С. 2–6.
- Грачев Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе непрерывного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2001. № 4 (52). С. 172–175.
- Дегтярева Е.А. Воркшоп как средство формирования готовности к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. Т. 31. С. 1386–1390. URL: http://e-koncept.ru/2017/970292.htm (дата обращения: 05.08.2018).
- Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие. СПб: Питер, 2009. 592 с.
- Золотарева А.В. Научно-методическое обеспечение профессионального и карьерного роста педагога сферы дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 89–98. doi:10.24411/1813-145X-2018-10108
- Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование: издание для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС начального общего образования второго поколения: методические рекомендации / под общ. ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой. Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. 107 с.
- Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: региональный опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 6–14. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Rubtsov_Zabrodin_Leonova.shtml (дата обращения: 24.06.2019).
- Серафимович И.В., Беляева О.А., Баранова Ю.Г. Социально-психологическое взаимодействие участников образовательного процесса в обеспечении условий для формирования и развития личностных результатов школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 312–316.
- Толкачев А.Н. Применение формата «Workschop» как нового вида учебных занятий со студентами Института бизнеса и дизайна [Электронный ресурс] // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 1. С. 17. URL: http://obe.ru/journal/2016_1/tolkachev-a-n-primenenie-formata-workschop-kak-novogo-vida-uchebnyh-zanyatij-so-studentami-instituta-biznesa-i-dizajna-biznes-i-dizajn-revyu-2016-t-1-1-s-17/ (дата обращения: 15.08.2018).
- Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. М.: Генезис, 2010. 360 с.
- Шадриков В.Д., Кузнецова И.А. Профессиональные компетенции педагогической деятельности // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 8. С. 58–69.
- Austin J.E. Principles for Partnership // Leader to Leader. 2000. Vol. 18(2). Р. 44–50.
- Laal М., Laal А. Challenges for lifelong learning // Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2012. Vol. 47, Р. 1539–1544. doi:10.1016/j.sbspro.2012.06.857
- Leonard P.E., Leonard L.J. The collaborative prescription: remedy or reverie? // International Journal of Leadership in Education. 2001. Vol. 4, Р. 383–399, doi:10.1080/13603120110078016
- Welch M. Collaboration: Staying on the bandwagon // Journal of Teacher Education. 1998. Vol. 49(1). Р. 26–38. doi:10.1177/0022487198049001004
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 283
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 65
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3