Вестник практической психологии образования
2022. Том 19. № 1. С. 99–108
doi:10.17759/bppe.2022190109
ISSN: 2658-3100 (online)
Комплексная модель профилактики девиантного поведения через формирование позитивной и устойчивой «Я-концепции» (на примере реализации в Свердловской области)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Я-концепция, девиантное поведение, профилактика , тестирование, межведомственное взаимодействие
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190109
Получена: 23.12.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Шемпелева Н.И., Трифонова Н.И., Булатова Н.А. Комплексная модель профилактики девиантного поведения через формирование позитивной и устойчивой «Я-концепции» (на примере реализации в Свердловской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 99–108. DOI: 10.17759/bppe.2022190109
Полный текст
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии направления — психологии девиантного поведения. Для предотвращения развития девиантных форм поведения необходимо иметь ясное представление о нем, уметь распознавать его на ранней стадии развития [1].
В Свердловской области сегодня серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Увеличивается число безнадзорных детей. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Эти дети часто становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, имеющих аномалии в психике, они составляют до 30% от числа правонарушителей.
Стоит отметить, что с 2003 на территории области уровень подростковой преступности снижался вплоть до 2012 года, а с 2013 года начал расти. Рост подростковой преступности обусловлен увеличением количества детского населения в возрасте от 14 до 17 лет и относительно небольшой тяжестью наказаний для подростков, предусмотренной законодательством.
Способствует подростковой преступности ряд таких факторов, как семейное неблагополучие, следствием которого является отсутствие контроля со стороны родителей за досугом и образом жизни детей; психологически обоснованная деструктивная направленность личности подростков; влияние различных антиобщественных групп и другие. Остается острой проблема суицидального поведения несовершеннолетних [2].
Решение данных проблем является приоритетной задачей для всех субъектов профилактики, проявляющих различные подходы, а также использующих различные формы и методы работы с детьми и молодежью, а также их ближайшим окружением. В 2020 году на базе Регионального ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению при ГБУ СО ЦППМСП «Ладо» при методическом сопровождении главного внештатного педагога-психолога Свердловской области была разработана комплексная модель профилактики девиантного поведения несовершеннолетних через формирование позитивной и устойчивой «Я-концепции» как инструмент профилактики, мониторинга и коррекции различных поведенческих нарушений, социально-психологической дезадаптации — предикторов девиаций.
Идея модели основана на предположениях, сформулированных Гордоном Олпортом о том, что у каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «самосознание», «Я-концепция». «Я-концепция» — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. «Я-концепция» личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида [5].
Возможность развивать систему представлений о себе («Я-концепцию») у человека возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу. Степень адекватности «Я-концепции» связана с адекватностью самооценки личности [4]. Определяющим компонентом «Я-концепции» является самоуважение. Возможность построения адекватной «Я-концепции» у человека складывается на основе критичности сознания. «Я-концепция» личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида.
В соответствии с теорией, предложенной Э. Эриксоном, личность в своем развитии последовательно проходит через несколько этапов формирования, которые при позитивном сценарии приводят к формированию устойчивой «Я-концепции», а при негативном — либо затормаживают, либо вообще останавливают формирование «Я-концепции». Суть применения данной теории в том, что при правильной диагностике этапа и происходящих в личности изменений можно своевременно диагностировать позитивный или негативный сценарий развития и произвести корректирующие мероприятия, которые обеспечат желаемое направление поступательного развития позитивной «Я-концепции».
Комплексная модель профилактики девиантного поведения несовершеннолетних через формирование позитивной и устойчивой «Я-концепции» (рис. 1) представляет собой систему целенаправленной деятельности всех субъектов профилактики по формированию личности с развитым самосознанием. В модели единство и целенаправленность деятельности достигается за счет регламентированного взаимодействия (алгоритмы, регламенты внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, принятые на уровне правительства региона) субъектов профилактики, деятельность которых в соответствии с моделью сосредоточена вокруг таких институтов, как семья и школа. Посредством таких инструментов, как психологическая служба в образовании, психолого-медико-педагогические комиссии, службы ранней помощи, консультативные пункты, клиники, дружественные молодежи, территориальные и школьные службы примирения, спортивные клубы и клубы по месту жительства, — реализуется приоритетная цель. А именно: формирование личности с развитым самосознанием, достижение которого носит поступательный и многоступенчатый характер.
Рис.1. Модель профилактики девиантного поведения
Модель предусматривает четыре ступени, на каждой из которых реализуются формы и методы, направленные на развитие устойчивой «Я-концепции» в соответствии с возрастными потребностями несовершеннолетних. На каждой ступени формирования «Я-концепции» осуществляется комплексная оценка всех факторов, влияющих на ее становление. К важнейшим факторам, влияющим на формирование устойчивой «Я-концепции», следует отнести культурные, социальные, социально-экономические, семейные факторы.
Кроме указанных выше факторов, влияющих на формирование устойчивой позитивной «Я-концепции», следует принимать в расчет влияние факторов риска, к которым относят социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение, и факторов защиты, к которым относят обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска. В рамках реализации модели предполагается ослабление факторов первой группы и усиление факторов второй группы.
На разных этапах становления «Я-концепции» преобладают различные факторы риска и, соответственно, факторы защиты, обеспечивающие наиболее эффективную их нейтрализацию, поэтому при анализе проявлений того или иного фактора риска и подборе факторов-протекторов необходимо хорошо представлять, с какой стадией развития личности мы имеем дело. В противном случае анализ рисков может оказаться неадекватным и корректирующие мероприятия не принесут ожидаемого эффекта.
Целью внедрения модели профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является устойчивое снижение уровня проявлений такого поведения и его ранняя профилактика. Основой для уверенного достижения этой цели является формирование у несовершеннолетних устойчивой «Я-концепции».
На основании выполненного ранее анализа можем сформулировать ключевые задачи модели профилактики, позволяющие обеспечить системное формирование устойчивой «Я-концепции»:
-
создание безопасной образовательной среды, в которой созданы условия для личностного и нравственного развития обучающихся, их ориентации на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья;
-
создание условий, обеспечивающих своевременное выявление и минимизацию влияния факторов риска, приводящих к развитию нарушения поведения у подростков и молодежи;
-
обеспечение условий для реализации способностей и возможностей обучающихся в образовательной среде (творческих, спортивных, познавательных);
-
своевременное и компетентное оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений;
-
осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям, находящимся в кризисном состоянии;
-
своевременное и регулярное проведение мониторинга условий образовательной среды на предмет психологической безопасности (экспертиза).
Интегрировав все рассмотренные ранее аспекты, детально опишем механизм реализации комплексной модели профилактики девиантного поведения несовершеннолетних через формирование устойчивой позитивной «Я-концепции».
Модель охватывает период формирования личности от рождения до совершеннолетия и объединяет — в целях обеспечения формирования личности с развитым самосознанием — усилия родителей, педагогов, социальных работников и органов власти. При этом учитывает необходимость межсистемных и внутриведомственных взаимодействий с обязательным мониторингом эффективности достижения цели на всех этапах и своевременных корректирующих действий.
Алгоритм профилактики в рамках представленной модели основан на классическом управленческом цикле, включающем в себя на каждом этапе:
-
оценку объективного состояния стадии развития личности,
-
планирование действий по улучшению или поддержанию этого состояния, исполнению запланированных действий, оценке результата и (в случае необходимости) корректирующих действий,
-
внутриведомственное и межведомственное взаимодействие на различных этапах с целью более полного применения профилактических мер.
Поэтапное формирование у несовершеннолетнего позитивного образа «Я» — задача педагогов и родителей, которая должна решаться в тесном взаимодействии с использованием на каждом из этапов соответствующих методов и технологий по корректировке формирования позитивной «Я-концепции».
Таким образом, модель равно нацелена на работу с несовершеннолетними на всех стадиях формирования личности, а также на родителей и педагогов, непосредственно участвующих в процессе становления личности.
При этом для каждой из целевых групп в рамках реализации модели предусмотрены соответствующие цели и задачи, решение которых обеспечивает управляемое достижение результата.
При реализации модели учитывается также специфика учреждений, непосредственно участвующих в воспитании и развитии несовершеннолетних на всех этапах становления «Я-концепции». Модель учитывает специфику функционирования и задач каждого учреждения и формирует дифференцированный подход к направлениям профилактической работы в каждом из них.
Профилактические меры, направленные на корректировку развития «Я-концепции», структурированы в рамках модели и носят избирательную направленность в зависимости от целевой аудитории, обеспечивая своевременное и комплексное вовлечение всех субъектов модели и конкретизацию целей и задач для каждого из них
Ожидаемые качественные результаты реализации модели профилактики девиантных форм поведения в среде несовершеннолетних дифференцированы по возрастным категориям и участникам реализации модели.
Структура модели и положенные в ее основу принципы позволяют на каждом этапе проводить качественный мониторинг реализации формирования «Я-концепции», оценивать успешность прохождения этапа и, в случае необходимости, вводить корректирующие мероприятия на следующем этапе, обеспечивая максимальный позитивный результат в рамках реализации всей модели.
Ключевая роль в организации работы по профилактике девиантного поведения подростков принадлежит системе образования, поскольку многие риски, возникающие в современном обществе, можно осмыслить и предусмотреть, опираясь на знания о развитии личности, возрастные особенности, что возможно, в первую очередь, в образовательных учреждениях. Образовательные организации региона обладают рядом возможностей для проведения профилактической работы. В частности, имеют значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка, у них есть квалифицированные педагогические кадры, которые, совместно со всеми субъектами профилактики, могут обеспечить ведение эффективной профилактической работы.
Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов. В частности, Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:
-
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.
-
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в образовательных организациях разработаны программы, направленные на формирование здорового образа жизни у обучающихся. В мероприятиях программ принимают участие все субъекты образовательного процесса, поскольку все мероприятия подчинены одной цели — созданию безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития обучающихся и их ориентации на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья. Результат такой целенаправленной деятельности — личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательная организация и досуг.
При проведении профилактической работы педагогами образовательных организаций учитываются организационные принципы профилактики, определенные в Концепции. Так, дифференцированность профилактических подходов при планировании и реализации работы с младшими школьниками выражается в формировании негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни. Тогда как задачами профилактической работы с подростками являются:
-
обучение содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания;
-
формирование умения видеть жизненные перспективы, ставить цели и искать пути их реализации;
-
содействие осознанию негативных последствий алкогольной и наркотической зависимостей, воспитание умения применять способы отказа от наркотиков.
В рамках «Дней профилактики» в проведении мероприятий с обучающимися участвуют: медицинский персонал, сотрудники ОВД, сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств.
Работа с педагогическим составом включает в себя организацию и проведение педсоветов, педагогических чтений и практикумов, круглых столов, обучающих семинаров, методических объединений классных руководителей.
Ценности здорового образа жизни, которые прививаются школьнику, должны закрепляться, наполняться практическим содержанием в семье. Для этого школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся, сформирован банк данных о семьях обучающихся (социальный паспорт школы). Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Одним из значимых подходов в работе по повышению мотивации обучающихся в образовательных учреждениях к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек стало создание условий, которые обеспечивают своевременное выявление факторов риска, приводящих к наркотизации подростков и молодежи, — проведение социально-психологического тестирования по единой методике (СПТ).
Организация и проведение СПТ обучающихся (13–17 лет), осуществляется с целью выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Для повышения степени доверия к профилактическим мероприятиям и расширения охвата обучающихся тестированием проводится информационно-мотивационная кампания с обучающимися и их родителями (законными представителями), а также разъяснительная работа с педагогическим коллективом образовательной организации: учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами и педагогами-психологами.
Результаты СПТ наглядно показывают мишени профилактической работы не только в регионе, но в конкретном образовательном учреждении и конкретном классе / группе. Поэтому профилактическая работа, основанная на результатах тестирования, является наиболее эффективной, так как с обучающимися проводятся мероприятия с учетом индивидуальных потребностей детей, принявших участие в СПТ.
Как уже было отмечено выше, в организации профилактической работы большое значение имеет сопровождение родителей и специалистов, непосредственно участвующих в процессе становления личности, данное направление профилактической работы в Свердловской области реализуется через:
-
службы по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной поддержки гражданам, имеющим детей. Эти службы реализуют мероприятия по предоставлению гражданам Свердловской области консультативных услуг по вопросам воспитания и развития детей в возрасте от 0 до 18 лет — в рамках реализации регионального проекта «Современная школа»;
-
информационный портал (веб-портал) «Наши дети» https://nashi-deti66.ru/ — информационный ресурс, направленный на оказание информационно-просветительской, методической и консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития детей, планирования консультативных и обучающих мероприятий, онлайн-записи на консультации к специалистам различного профиля, а также проведения дистанционных консультаций для родителей (законных представителей);
-
развитие профессиональных сообществ — содействие развитию муниципальных отделений регионального отделения Федерации психологов образования в России, курирование развития системы методических объединений педагогов-психологов Свердловской области;
-
семинары-совещания руководителей методических объединений, педагогов-психологов образовательных организаций — цикл информационно-методических мероприятий, направленный на развитие системы взаимодействия, обмена опытом и повышения квалификации педагогов-психологов Свердловской области в рамках территорий (муниципалитетов и управленческих округов) в очном и дистанционном формате;
-
региональную службу по работе с кризисными состояниями, оказание экстренной комплексной психолого-педагогической помощи детям, находящимся в социально-опасном положении, кризисной ситуации, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению, осуществление кризисного консультирования, в том числе в режиме экстренного ситуативного реагирования;
-
экспертизу психологической безопасности образовательной среды — исследование, проводимое специалистами в образовательных организациях, направленное на выявление рисков и угроз со стороны образовательной среды, препятствующих развитию личности обучающихся.
Таким образом, правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение, которое реализуется в системе образования региона (в рамках ранней комплексной системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения) и охватывает всех участников образовательных отношений (с четким определением средств, форм и методов профилактической работы), не только позволит выпустить в самостоятельную жизнь устойчивых и целостных членов современного общества, но и приведет к общему снижению отклонений и девиаций как во время реализации модели профилактики, так и в дальнейшем.
Литература
- Вакорина Л.Ю., Васягина Н.Н., Герасименко Ю.А., Пестова И.В. Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 41 с.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004.
- Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г., Попова Е.М. Модель профилактики девиантного поведения обучающихся профессиональных образовательных организаций // European Social Science Journal. 2014. № 7-3 (46). С. 133—140.
- Пугачевский О.О. Организационная модель социально-психологического обучения в системе профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Психология обучения. 2020. № 1. С. 78—86.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского университета, 1983. 284 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1135
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 191
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7