Вестник практической психологии образования
2022. Том 19. № 1. С. 44–53
doi:10.17759/bppe.2022190104
ISSN: 2658-3100 (online)
Профилактика отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития посредством коррекции их психоэмоционального состояния и развития способностей самовыражения и самопознания
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подросток, подросток с девиантным поведением, ЗПР, искусство, социализация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190104
Финансирование. финансирование реализации программы обеспечено за счет собственных средств Муниципального учреждения Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония».
Благодарности. Автор благодарит за помощь в написании программы старшего преподавателя Центра социального воспитания ГАУ ДПОЯО ИРО Е.С. Боярову.
Получена: 15.01.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Замяткина И.М. Профилактика отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития посредством коррекции их психоэмоционального состояния и развития способностей самовыражения и самопознания [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 44–53. DOI: 10.17759/bppe.2022190104
Полный текст
Одной из задач современного образования является создание психолого-педагогических условий для успешной социализации ребенка. А.В. Мудрик определяет социализацию как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [8, с. 21]. М.А. Галагузова понимает под данным понятием «процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок» [2].
Особенно острую актуальную проблему представляет собой на сегодняшний день социализация детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР).
В наше время понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации [13].
Р.Д. Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как не имеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что они испытывают трудности при обучении по общеобразовательным программам [14].
Актуальность проблемы социализации детей и подростков с ЗПР обуславливается большой распространенностью данного нарушения развития как в нашей стране в целом, так и в Угличском районе, в частности. По данным различных источников, ЗПР является одним из самых распространенных нарушений развития в Российской Федерации. По данным Госкомстата, ЗПР имеют 2–4% населения; по отдельным регионам России распространенность ЗПР варьирует от 15% до 45%. В Угличском муниципальном районе численность обучающихся с задержкой психического развития составляет на 2018 г. 91,32% от общего количества обучающихся по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Как правило, включение детей и подростков, имеющих ЗПР, в общественную жизнь — затруднено. Специалисты (психологи, медики), работающие с данной категорией детей и подростков (В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицына и др.), отмечают у них слабость «социальных возможностей личности», низкую потребность в общении, сочетающуюся с дезадаптивными формами взаимодействия: отчуждением, избеганием или конфликтом. Педагоги же обращают внимание на то, что в работе с такими детьми их социализация является самой трудной педагогической проблемой [14].
Поэтому если для ребенка с нормой развития социализация — это естественный процесс, то для ребенка с ЗПР «вхождение» в общество — процесс сложный, для своей успешности требующий от взрослых создания специальных условий. Это объясняется тем, что социализация связана с аспектами, в которых дети с задержкой психического развития проигрывают своим сверстникам, имеющим норму развития, по причине нарушений развития интеллекта и познавательных способностей, часто сопровождающихся неврологической и психиатрической симптоматикой. Данные нарушения приводят к формированию у детей сходных проблем в эмоционально-волевой, личностной сферах: эмоциональной депривации, переживанию эмоционального напряжения, чувства одиночества, трудностям эмоционального развития, импульсивности, повышенной тревожности, страхам и пр., а также к нарушению коммуникативно-рефлексивных процессов (наличию конфликтных межличностных отношений).
Проблема социализации детей с ЗПР усугубляется с вхождением их в подростковый возраст, особенностями которого являются бурные биологические и социальные изменения, обусловливающие всю психологическую перестройку. Колоссальные изменения происходят в сфере самосознания подростка, в целом оформляется такое сложное образование, как Я-концепция: претерпевают изменения «образ Я», система самооценок подростка. У подростков с ЗПР, несмотря на наличие возрастных особенностей и тенденций, процесс становления «образа Я» характеризуется своей спецификой, общей для всей рассматриваемой категории.
Общие особенности обусловлены влиянием сходного нарушения развития, а специфика — разным влиянием микросред и генезисов, которые привели к ЗПР. Во-первых, в отличие от нормы, у младших подростков с ЗПР все же недостаточно развивается словесно-логическое мышление, что вызывает отклонение в когнитивной организации «образа Я»: он формируется на базе наглядно-образного мышления. Во-вторых, у подростков с ЗПР раньше, чем у подростков с нормой развития, наступает кризис самовосприятия — в 11–12 лет, что говорит о неблагополучии самопознания, связанном с препятствиями на пути конструирования «образа Я» [6]. Кроме того, у подростков данной категории рефлексивность, дифференцированность, устойчивость адекватной самооценки не формируются в нужном возрасте в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.
В исследованиях личностных особенностей подростков с ЗПР Г.В. Грибанова особо выделяет неустойчивость и незрелость самооценки, недостаточный уровень осознания своего «Я». По мнению автора, это приводит к повышению внушаемости, несамостоятельности и неустойчивости поведения таких детей [9].
Следует также отметить, что задержка в формировании «образа Я» этой категории подростков, препятствия на пути построения конструктивных размышлений о себе обусловлены не только дефектом развития, но во многом — негативным восприятием их со стороны взрослых и сверстников. Формирующийся «комплекс неполноценности» мешает становлению «образа Я» на рефлексивной основе и, более того, установлению дружеского общения со сверстниками и адекватных взаимоотношений [7]. Глобальные неудовлетворенные потребности в общении и принятии фрустрируют подростков данной категории, снижают их самооценку и уровень притязаний. В дальнейшем, учитывая некоторый инфантилизм таких подростков и их неумение эффективно взаимодействовать с окружающими, это предопределяет их развитие в сторону девиации поведения.
Таким образом, с целью профилактики отклоняющегося поведения подростков с ЗПР, их эффективной социализации актуальным является коррекция их психоэмоционального состояния и развитие способностей самовыражения и самопознания.
Эффективным средством, облегчающим «вхождение» подростков данной категории в общество, способствующим их полноценному существованию и взаимодействию в обществе, помогающим им познать и раскрыть свое «Я», является искусство. Оказывая большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, искусство при этом выполняет также коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Общение с искусством помогает ребенку «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром [1]. Профилактическая функция искусства обусловлена тем, что детям даются возможности для самопознания и самовыражения, для саморазвития и утверждения. Сам процесс творчества, создания детьми творческих продуктов, а также признание взрослым этих работ способствуют повышению самооценки детей, а следовательно, степени их самопризнания и самопринятия.
Одним из современных действенных инструментов, в основе которого лежит идея соприкосновения детей с искусством, является инновационная развивающая игровая технология «Мозартика». Данная технология, автором которой является П.Э. Руссавская, синтезирует в себе арт-терапию, игровую терапию и элементы психоанализа. Игровые комплекты технологии, изготовленные при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства труда и социальной защиты РФ, прошли серию государственных и негосударственных экспертиз, запатентованы как «Ментальная игра для лечения стрессовых состояний и для личностного развития пациентов, преимущественно детей» (патент № 31203).
В своем экспертном заключении руководитель отдела социальной психиатрии детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор Н.В. Вострокнутов описывает данную технологию так: «…в новой игровой технологии «Мозартика» актуализируются личностная активность, образное мышление, спонтанное воображение, фантазия, способность к сопереживанию. Центром в формирующемся во время игры психологическом пространстве ребенка становится создаваемая им картина нового целостного мира. Его психологическое содержание позволяет через игру как развить, так и восстановить для ребенка значимые общечеловеческие, региональные, национальные и индивидуальные ценности мира…
Комплекс развивающих и реабилитационных игровых программ «Мозартика» является оригинальной авторской программой развития новых форм игровой деятельности детей, в которой индивидуальная картина восприятия и мира ребенка активно взаимодействует с социо-культурным и культурно-историческим опытом человечества и обогащается через развертывание и использование в игровом пространстве архетипических образов и символов. Это позволяет рассматривать комплекс «Мозартика» как развивающую и культуротранслирующую технологию. В психологическом аспекте это создает для ребенка условия преодоления стереотипов, актуализации личностной и творческой активности, общения, наполненного положительными эмоциями…» [11]. Результаты практической деятельности специалистов (Н.П. Болотова, А.П. Руссавская, П.Э. Руссавская и др.) доказали, что «Мозартика» — не просто игра, а принципиально новый системный подход к созданию терапевтических игр будущего. Аналогов этих игр в мире нет — принципиально новым в «Мозартике» является сам способ сворачивания социокультурного опыта человечества в настольно-печатные игры. В игры «Мозартики» «упаковываются» зафиксированные в мировом изобразительном искусстве такие важные составляющие социокультурного опыта человечества, как художественно-образное богатство, духовно-нравственные ценности, историческая значимость. Автор технологии отмечает, что увлекательность и комфортность использования — наряду с эффективностью результатов — делают «Мозартику» весьма перспективной основой для различных развивающих и коррекционно-развивающих занятий [10].
Комплекс развивающих и реабилитационных игровых программ «Мозартика» является оригинальной авторской программой развития новых форм игровой деятельности детей, в которой индивидуальная картина восприятия и мира ребенка активно взаимодействует с социо-культурным и культурно-историческим опытом человечества и обогащается через развертывание и использование в игровом пространстве архетипических образов и символов. Это позволяет рассматривать комплекс «Мозартика» как развивающую и культуротранслирующую технологию. В психологическом аспекте это создает для ребенка условия преодоления стереотипов, актуализации личностной и творческой активности, общения, наполненного положительными эмоциями.
Наш опыт применения игровых комплексов показывает, что подростки с ЗПР охотно включаются в работу, одновременно выступая при этом творцами картины и созерцателями созданного ими творческого продукта. Кроме того, в отличие от традиционной живописи, результатом работы подростков всегда является законченная картина, даже если они не умеют рисовать.
В процессе создания творческого продукта образы, с которыми работают подростки, не только наполняются индивидуальными смыслами и ощущениями; они подкрепляются, становятся более значимыми и конкретными, так как подростки вкладывают свои усилия в их оформление. Так эти образы становятся достоянием подростков, ядром их мышления.
Следует отметить, что игровые комплексы «Мозартики» не имеют строгих правил, так как в основе работы с ними лежит спонтанная мотивация, которая обеспечивается яркостью, красочностью, необычным дизайном игровых полей и фантазийных фигурок, а также возможностью свободно проявлять фантазию, самовыражаться.
На применении игровых комплексов «Мозартика» разработана программа профилактики отклоняющегося поведения обучающихся младшего и среднего подросткового возраста, имеющих задержку психического развития, — «Красота внутри меня». Данная программа направлена на развитие личности подростков, на содействие их социализации и самоутверждению в обществе через создание специальных условий. Эти условия необходимы для:
-
формирования мотивации на самопознание,
-
развития интереса к себе,
-
позитивизации я-схем («я могу», «я значим», «я творец» и пр.),
-
повышения самооценки, уверенности в себе,
-
уменьшения эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, социальных барьеров,
-
накопления эмоционально-положительного опыта,
-
сдерживания негативных реакций путем поощрения позитивных форм активности подростков (творчества, инициативы в решении задач).
Отличительными особенностями работы по программе являются ее направленность на творческое самовыражение подростков (проявляют себя в творческой деятельности, при этом обучаясь и воспитываясь); базирование на принципах равенства (общения «на равных») и свободы (допускается переделка работы на любом из ее этапов).
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее ориентации на развитие личности ребенка, его социализацию и самоутверждение в обществе.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов:
-
гуманизации педагогического процесса;
-
индивидуализации и дифференцированного подхода;
-
демократизации.
Работа с опорой на данные подходы предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации. А также дать возможность каждому ребенку реализоваться в творческой деятельности, самоутвердиться, раскрыть свои организаторские способности.
Главным для педагога является стремление направить детей на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Работа по программе ведется при соблюдении следующих методологических принципов:
-
организация развивающей работы строится на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка;
-
обязательны доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимо порицание за неуспех;
-
должна быть положительная эмоциональная оценка любого достижения детей со стороны взрослого;
-
развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;
-
развитие у детей способности самостоятельной оценки своей работы.
В работе по программе учитываются общие проблемные зоны подростков, обусловленные их психофизическими особенностями, как то: однотипность выполнения действий; низкий уровень развития воображения; страх неудачи. Поэтому на начальном этапе работы даются самые простые задания, максимально конкретизированные педагогом. Обязательна четкая максимально подробная и многократно повторенная инструкция, которая дается перед созданием картины (выкладкой).
На каждом занятии создаются творческие работы, которые подростки называют, рассказывают о сюжете, участниках действия. Если создателей картины (выкладки) что-то не устраивает, они могут изменить картину. Каждая работа фотографируется и протоколируется педагогом.
Занятия по программе предполагают индивидуальную работу, работу в парах, коллективную работу.
Всего программой предусмотрено 34 занятия. Два из них являются вводными. На первом занятии педагог знакомится с детьми, знакомит их с правилами безопасного поведения в кабинете и учреждении, правилами работы в группе, особенностями работы на занятиях. На втором занятии педагог проводит диагностическое обследование участников группы. Два занятия в завершении работы по программе предполагают повторную диагностику детей и подведение итогов работы по программе.
Структура каждого занятия программы включает в себя следующие этапы (по Н.А. Сакович).
-
Организационный момент. Цель: включение в работу, повышение тонуса группы, создание настроя на коллективное творчество. Содержание: ритуализованное индивидуальное, попарное или коллективное упражнение — простое, приемлемое для всех.
-
Основное задание. Цель: приобретение нового опыта, применение технологии, освоение данного изобразительного материала. Содержание: применение технологии «Мозартика», направленной на разработку какой-либо темы.
-
Обсуждение. Цель: осознание проделанной работы, актуализированных чувств. Содержание: выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, сочинение историй, названий к работам.
-
Завершение. Цель: закрепление нового опыта, получение «группового ресурса», обратной связи. Содержание: коллективные упражнения, позволяющие закрепить новый опыт и получить «ресурс», повысить самооценку, улучшить эмоциональный фон [12].
Система организации внешнего контроля за реализацией программы осуществляется посредством заполнения журнала учета видов деятельности социального педагога, педагога-психолога, составления расписания занятий. При необходимости (учитывая добровольность участия) контроль за посещаемостью осуществляет специалист, реализующий программу. Промежуточная оценка осуществляется при помощи наблюдения педагога. Также промежуточная и итоговая оценка результативности производится в форме рефлексии прошедшего занятия.
Контроль результативности работы по программе осуществляется на основе диагностического инструментария:
-
методики изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой;
-
шкалы самоуважения М. Розенцвейга;
-
проективной методики исследования личности «Тест руки (Hand test)» Э.Вагнера в адаптации Н.Я. Семаго;
-
методики Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным);
-
беседы;
-
наблюдения;
-
изучения продуктов деятельности;
-
анализа документации.
Программа «Красота внутри меня» была реализована на базе МУ Центр «Гармония» (город Углич Ярославской области) в течение 2020–2021 учебного года. В программе приняли участие 10 подростков, имеющих задержку психического развития, — обучающихся 7–8-х классов ООШ Угличского муниципального района.
Результаты апробации программы
По результатам проективной методики «Тест руки (Hand test)» Э. Вагнера в адаптации Н.Я. Семаго на констатирующем этапе высокая вероятность открытого агрессивного поведения (тревожности) отмечалась у 72% участников, низкая вероятность — у 28% участников. На контрольном этапе высокая вероятность открытого агрессивного поведения обнаружена у 42% участников, низкая — у 58%.
По результатам методики Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным): на констатирующем этапе низкая личностная тревожность отмечается у 14% участников, средняя — у 42% и высокая у 44% участников. На контрольном этапе низкая личностная тревожность сохраняет свои значения —– 14% участников, средняя отмечается у 56% участников и высокая — у 30%. Ситуативная тревожность на констатирующем этапе низкая — у 14%, средняя — у 28% и высокая у 42% участников. На контрольном этапе низкая ситуативная тревожность отмечается у 28%, средняя — у 42% и высокая — у 30% участников.
Уровень самоуважения участников программы измерялся по Шкале самоуважения Розенберга. На констатирующем этапе низкий уровень был отмечен у 72% участников, средний уровень — у 14% и высокий — также у 14% участников. На контрольном этапе низкий уровень самоуважения отмечается у 28%, средний — у 58% участников, высокий уровень сохранил свои значения — 14% участников.
По результатам Методики изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой на констатирующем этапе заниженный уровень самооценки продемонстрировали 72% участников, адекватный и завышенный — по 14% участников. На контрольном этапе заниженный уровень самооценки отмечается только у 28% участников, адекватный — у 58% и завышенный — у 14% участников.
Таким образом, в результате работы по программе отмечено изменение динамических характеристик Я-концепции подростков с отрицательных на положительные, повышение самооценки, самоинтереса; снижение напряжения и приобретение навыков в саморасслаблении; снижение уровня тревожности, агрессивности и конфликтности; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития; развитие фантазии и воображения; раскрытие внутреннего потенциала личности подростков.
Работа по программе способствовала формированию мотивации подростков с ЗПР на самопознание, развитию интереса к себе, позитивизации я-схем подростков, повышению их самооценки, уверенности в себе, снижению их эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности.
В процессе работы по программе происходило накопление эмоционально-положительного опыта обучающихся, стимулирование позитивных форм активности подростков (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций).
Тем самым создавались условия для профилактики отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития посредством гармонизации личности подростков через развитие способностей самовыражения и самопознания и коррекции психоэмоционального состояния подростков путем соприкосновения с искусством.
Полный текст программы размещен на сайте Федерации психологов образования России https://www.rospsy.ru/.
Литература
- Антилогова Л.Н., Шабышева Ю.Е. Искусство как средство развития ребенка и коррекции его дезадаптивного поведения [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2004. № 1. С. 78–84. URL: http://www.psy.omsu.ru/docs/science/vestnik1,2/antilogova3.doc (дата обращения: 23.08.2020).
- Галагузова М.А., Лушников А.М., Дорохова Т.С. История социальной педагогики. М.: Владос, 2001. 544 с.
- Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 959–964. URL: https://moluch.ru/archive/107/25474/ (дата обращения: 16.08.2020).
- Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта: Курс лекций. Пермь: ПГГПУ, 2014. 50 с.
- Капитанец Е.Г., Панарина Е.И. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 44. С. 22–27. URL: https://e-koncept.ru/2016/56971.htm (дата обращения: 01.08.2020).
- Конева И.А. Дифференциальная психодиагностика задержки психического развития, интеллектуальной недостаточности и нормы психического развития в младшем подростковом возрасте // Психология и школа. 2010. № 3.
- Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Психологические науки. 2014. № 1. URL: http://psychology.science-review.ru/ru/article/view?id=35 (дата обращения: 11.08.2020).
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Академия, 2000. 200 с.
- Панарина Е. И., Капитанец Е.Г. Особенности самооценки младших подростков с ЗПР [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. Т. 39. С. 2386–2390. URL: http://e-koncept.ru/2017/970804.htm (дата обращения: 11.08.2020).
- Руссавская А.П., Руссавская П.Э. Реализация модели творческого культуроосвоения в инновационной игровой технологии Мозартика [Электронный ресурс] // Национальный психологический конкурс «Золотая Психея». Содержательные материалы к проекту «“Мозартика” (платформа для разработки психолого-педагогического и социального инструментария)». URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/ fle_file_additions_1_4589.pdf (дата обращения: 25.08.2020).
- Руссавская П.Э. Мозартикотерапия — новая технология в системе семейных отношений. М.: НП «Независимый институт семьи и демографии», 2009. 64 с.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб: Речь, 2006.
- Специальная педагогика: Учебное пособие / Л.И. Аксенова и др. М.: Академия, 2001. 400 с.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб: Питер, 2008. 192 с.
- Холопова Я.А. Я-концепциия детей с задержкой психического развития как фактор социально-психологической адаптации (в условиях интегрированного обучения) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. Т. 3. № 6 (20). С. 197–205.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 720
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 181
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0