Воспитательная деятельность как ресурс сохранения и укрепления психологического благополучия младших школьников

116

Аннотация

Задача сохранения и укрепления психологического благополучия школьников стала актуальной в связи с ее постановкой в основных нормативных документах, регламентирующих содержание и организацию образования. Рассмотрена структура психологического благополучия с точки зрения развития способностей обучающихся начальной школы к личностному росту, умению ставить цели, способности к эмпатии, сотрудничеству, автономии, самопринятию и эффективному управлению жизненными обстоятельствами. Представлены риски психологического благополучия в связи с нахождением в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, а также негативные последствия бесконтрольной цифровизации среды обитания ребенка. Обоснованы преимущества системно-деятельностного подхода к организации воспитательной работы. Воспитание, проектируемое и реализуемое как деятельность, может стать главным ресурсом сохранения и укрепления психологического благополучия обучающихся. Подготовка учителя к воспитательной деятельности на этапе обучения в вузе должна строиться на научных основах психологии и педагогики и учитывать современные тенденции социально-личностного развития школьников.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие , психология дошкольника, воспитание, системно-деятельностный подход, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200107

Получена: 05.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Егорова М.А., Терехова А.М. Воспитательная деятельность как ресурс сохранения и укрепления психологического благополучия младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 1. С. 71–80. DOI: 10.17759/bppe.2023200107

Полный текст

«Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание»
К. Прутков (литературная маска А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых)

Проблема

В предыдущие десятилетия в условиях динамичной социо-культурной ситуации и размытых идеологических и нравственных ориентиров вопросы воспитания подрастающих поколений были выведены из сферы внимания образовательных организаций. Стоящие перед ними задачи оказались преимущественно переориентированы на учебные результаты, что отражено в Законе РФ «Об образовании» от 1992 года, где о воспитании ничего не сказано, хотя само образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». Правовые нормы, связанные с воспитанием, не были включены и в текст закона об образовании в РФ 2012 года. В научной терминологии и бытовой лексике стали употребляться понятия «социализация, адаптация». Эта замена не была равнозначной, так как задачи воспитания гораздо шире, нежели задачи социализации и адаптации. Пренебрежение идеей воспитания детей и молодежи привело к повышению случаев противоправного поведения несовершеннолетних. По данным Следственного комитета РФ, в 2022 году подростки совершили больше 16 тысяч преступлений, причем каждое четвертое преступление совершено в сети Интернет [9].

Умаление воспитательного ресурса образовательных организаций непосредственно повлияло на возрастание числа обучающихся со сниженной познавательной мотивацией; низкокомпетентных в области позитивной коммуникации; имеющих слабый потенциал саморазвития и самореализации; с неразвитым нравственным базисом поведения.

В сложившейся ситуации Президент РФ с целью укрепления и акцентирования воспитательной составляющей отечественной образовательной системы внес соответствующие поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Общая направленность государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи определяется Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р. В документе утверждается: «Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [10]. Все содержание документа раскрывает неисчерпаемые возможности воспитательной деятельности образовательных организаций в достижении важного целевого ориентира ФГОС НОО — психологического благополучия подрастающего поколения.

Психологическое благополучие — мировой тренд социальных инициатив

По меркам науки, понятие «психологическое благополучие» вошло в научную терминологию сравнительно недавно, вместе с выходом в 1969 году работы Нормана Брэдберна [14]. Новое понятие — его формулировка и вкладываемое содержание — оказалось настолько близко по духу медикам, психологам, педагогам, социологам, что исследования именно психологического благополучия личности в различных жизненных ситуациях стали активно занимать ведущие позиции в научных журналах и в программах международных форумов. В 2012 году в Париже в рамках Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) состоялось совещание группы экспертов по теме «Измерение показателей и постановка целевых ориентиров в области благополучия». В итоговом резюме совещания были сформулированы базовые концепты, определяющие благополучие человека.

  • Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия.
  • Благополучие существует в двух измерениях — объективном и субъективном. Общее благополучие включает в себя объективные и субъективные элементы.
  • Благополучие включает в себя совокупность жизненных переживаний индивида, а также сравнение обстоятельств его жизни с социальными нормами и ценностями.
  • К обстоятельствам жизни относятся: здоровье, образование, работа, социальные связи, антропогенная и природная среда, безопасность, гражданское участие, жилищные условия, соотношение между трудом и личной жизнью.
  • Субъективный жизненный опыт включает в себя общее ощущение человеком благополучия, психологического функционирования и аффективных состояний.
  • Субъективное благополучие охватывает все многообразие суждений — положительных и отрицательных — людей о своей жизни, а также эмоциональную реакцию людей на свой жизненный опыт.
  • Благополучие многомерно.
  • Здоровье способствует благополучию, а благополучие — здоровью [5].

В главном после Федерального закона об образовании в РФ документе, который регламентирует смысловую траекторию развития младших школьников, в ФГОС НОО, используется термин «психологическое благополучие». В ФГОС школа предстает как пространство, в котором ребенок развивается интеллектуально, где происходит становление личности, формируется мотивация, субъектность, гражданственность, способности к конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Маркером позитивного или негативного хода данных процессов в современной педагогике и психологии становятся показатели психологического благополучия, которые могут быть получены посредством психолого-педагогической диагностики [8; 13; 15]. При оценке психологического и субъективного благополучия учитывается вклад не только объективных условий жизни, но и вклад близких людей, непосредственного социального окружения, а также индивидуальных ожиданий и тех критериев, по которым человек оценивает свою жизнь [6].

В разделах 34.1. и 37 ФГОС НОО обозначены условия реализации программы начальной школы. Среди которых — создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Только такая среда может обеспечить качественное и доступное образование, его открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей (законных представителей). В такой среде воспитание школьников становится неотъемлемым компонентом образования. В целом это гарантирует безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся; профилактику девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей); сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся и проч.

Таким образом, действующие в российском образовании нормативные документы соотносятся с мировыми тенденциями общественного развития и ориентируют деятельность субъектов образовательных отношений в направлении благополучия социума и отдельных граждан.

Психологическое благополучие младшего школьника: истоки и риски

Кэрол Рифф, профессор психологии Университета Висконсин-Мэдисон, разработала теоретическую модель психологического благополучия и определила т. н. блага, которыми обладает психологически благополучный человек [15]. К таковым благам исследователь отнесла базовые личностные ресурсы человека, генетические истоки которых формируются в детстве благодаря общению с психологически значимыми взрослыми, сверстниками и иными агентами социализации. В структуру психологического благополучия К. Рифф включила шесть характеристик:

  1. личностный рост как вневозрастное стремление к развитию своих способностей;
  2. наличие целей, придающих жизни смысл и позитивную направленность;
  3. позитивные отношения с людьми как показатель сформированного «базового доверия к миру» и способности к эмпатии и сотрудничеству;
  4. автономия как способность к ответственным и самостоятельным суждениям, поведению, межличностным отношениям;
  5. контроль над окружением как умение эффективно управлять жизненными обстоятельствами;
  6. самопринятие — понимание своих сильных качеств, умение критично относиться к своим недостаткам, позитивное отношение к себе, основанное на рефлексии своих действий в различных ситуациях.

На каждом возрастном этапе каждая из этих характеристик вносит определенный вклад в становление ребенка как личности, субъекта общения, члена детского коллектива. Гармоничное развитие характеристик обусловливает психологическое благополучие личности. Неблагоприятные жизненные обстоятельства — конфликты в семье и/или школе, ограниченные возможности здоровья, специфичные индивидуальные особенности — могут стать пусковым механизмом когнитивных и эмоционально-поведенческих отклонений. В начальной школе у обучающихся с большой вероятностью возникают сложности в освоении учебных навыков и негативные реакции на последствия этих сложностей вплоть до отказа посещать школу. Трудности в учебе неизбежно влекут конфликтные отношения с одноклассниками, учителями и родителями, то есть вся социальная ситуация развития как фактор психологического благополучия ребенка оказывается под угрозой распада.

Отметим еще один риск нарушения психологического благополучия в детском возрасте. На этот риск указывают врачи и физиологи, и он связан с цифровизацией практически всех сфер жизни общества: «Если мир не определяется ребенком в виде … «чувственного», полисенсорного многообразия объектов, а представлен техногенными устройствами-«заместителями», на экране которых ребенок видит изображение объекта, не знакомясь предварительно с этим объектом в реальности.., то картина мира и информация о нем воспринимается искаженно. Раннюю и бесконтрольную игру ребенка с гаджетом, замещающим общение и коммуникацию, привязанность и социальное взаимодействие, можно отнести к фактору риска быстрого развития зависимости и формирования соответствующего, «созависимого» от техногенного устройства, поведения» [1, с. 17]. Ребенок младшего школьного возраста, у которого нравственные установки, мировоззрение находятся в процессе формирования, сдается, образно говоря, искусственному интеллекту. Реальная жизнь заменяется цифровой картинкой, а интеллектуальная поисковая работа не имеет смысла, так как все ответы есть в интернете. И обучающийся становится пассивным, его познавательная мотивация угасает.

На примере двух наиболее распространенных рисков психологического благополучия ребенка — неблагоприятных жизненных обстоятельств и цифровизации среды обитания — становится очевидным прогноз негативного развития каждой из вышеперечисленных характеристик благополучия. Понимание учителем и психологом последствий данных обстоятельств позволяет грамотно проводить воспитательную, профилактическую или коррекционную работу.

Бесценный вклад в исследование проблемы психологического благополучия детей и подростков с позиций культурно-исторического и деятельностного подхода в образовании внесла И.В. Дубровина [2]. Ею проведен всеобъемлющий анализ феномена психологического благополучия — в его связях с ключевыми понятиями психологии развития и педагогической психологии: возраст, социальная ситуация развития, переживание, внутренняя картина мира, воспитание, обучение и др. Важнейшим, с нашей точки зрения, является поставленный Ириной Владимировной вопрос о культурном контексте развития личности ребенка, о культуре взаимодействия субъектов образования. Рассматривая семью и школу как основные институции развития и воспитания детей, необходимо учитывать вектор влияния этих социальных институтов на ребенка. От соотношения качества семейной ситуации (благополучная — неблагополучная) и качества учебных результатов (успешные — неуспешные) напрямую зависит психологическое здоровье ребенка, его благополучие. Выделив четыре возможных варианта таких соотношений, И.В.Дубровина установила степень психолого-педагогической ресурсности школы и семьи для сохранения и укрепления благополучия ребенка:

  • неблагополучная семья и неудачи в школе — это наиболее психотравмирующая ситуация для ребенка;
  • неблагополучная семья и успехи в школе — эту ситуацию автор называет ситуацией поддержки психологического здоровья в школе;
  • благополучная семья и неудачи в школе — ситуация поддержки психологического благополучия в семье;
  • благополучная семья и успехи в школе — оптимальная ситуация для сохранения и укрепления психологического благополучия.

Таким образом, «…ответственность за нормальное развитие ребенка, поступившего в школу, лежит как на родителях, так и на учителях, а важнейшим условием этого развития является культурное взаимодействие родителей и учителей… Педагогам, чтобы успешно взаимодействовать с ребенком в процессе его обучения и воспитания, необходимо найти пути, способы понимания и взаимодействия с семьей, повышения психологической грамотности и психологической культуры родителей» [3, с. 45]. В.А. Сухомлинский, педагог-новатор, разработчик научно обоснованной педагогической системы, в которой обучение и воспитание центрированы на развитии личности ребенка, в монографии «Сердце отдаю детям», посвященной воспитательной работе в начальной школе, так сформулировал смысл сотрудничества семьи и школы: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» [11, с. 31].

Воспитательная деятельность учителя начальной школы

Л.И.Новикова, академик РАО, посвятившая свою профессиональную жизнь изучению вопросов воспитания, дает лаконичное определение этому понятию: воспитание — есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Базовым условием, чрезвычайно актуальным в эпоху перевода воспитания в отдельно стоящую деятельность учителя, по мнению исследователя, является «целостная, серьезно продуманная система многосторонних воздействий», которая, в отличие от разрозненных мероприятий, может дать воспитательный эффект [7, с. 245].

В Профессиональном стандарте педагога в структуру обобщенной трудовой функции А «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях…» включена трудовая функция «воспитательная деятельность». В перечне трудовых действий, овладеть которыми необходимо учителю для ведения такого рода деятельности, особо выделим важные, на наш взгляд, действия, которые несут смысловую нагрузку в достижении целевых ориентиров Закона об образовании в РФ и ФГОС начального общего образования и основного общего образования:

  • «постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
  • проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)».

Учителю и родителям в воспитательной деятельности приходится противостоять т. н. негативным агентам социализации, в число которых могут входить и сверстники группы социального риска, и малокультурные родственники, и информационные источники. Об этом давно и много сказано, для нас же ценно экспертное мнение ученых. В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, действительный член Российской академии образования, автор теории системогенеза деятельности и теории способностей, убедительно говорит о том, что «огромную роль в формировании нравственности … играет воспитание человека. Но, к сожалению, начиная с XIX в., воспитание стали заменять обучением, которое давало большие преимущества в жизни. На протяжении двух столетий эта тенденция, набирая силу, стала отличительной чертой образования настоящего времени. Огромную отрицательную роль в формировании нравственных качеств человека играют современные средства массовой информации» [12, с. 108].

Учитель на исходе первой четверти ХХI века оказался перед лицом стремительно возникающих социально-экономических и политических вызовов, воздействие которых на обучающихся сложно прогнозировать. Поэтому, наряду с необходимыми профессиональными компетенциями, ключевыми становятся способность учителя ориентироваться в изменяющихся условиях и умение гибко переформатировать трудовые действия и знания, например, в условиях появления нового обучающего программного продукта (трудовая функция «обучение») или возникновения конфликтной ситуации в классном коллективе (воспитание).

Ориентировать учителя к работе в новых условиях необходимо начинать уже со студенческой скамьи [4]. Особое внимание следует уделить подготовке будущих учителей к воспитательной деятельности. ФГОС начального общего образования дает «ключ» к овладению этой трудовой функцией в виде системно-деятельностного подхода, «обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни» (см. ФГОС НОО, п. I, ст. 5). Подход к воспитанию как деятельности, то есть выделение ее мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон, позволяет проектировать воспитательные события не как отдельно запланированные мероприятия, а «вплетать» воспитательные задачи в общий контекст жизни ребенка в школе, используя воспитательный потенциал и учебной, и спортивной, и, безусловно, трудовой деятельности обучающихся [4]. В любой активности обучающихся, будь то решение учебной задачи за классной партой, защита ворот своей команды на спортивной площадке или выступление на школьном конкурсе исследовательских проектов, учитель может эффективно решать воспитательные задачи, которые направлены на сохранение и укрепление психологического благополучия обучающихся начальной школы.

Заключение и выводы

Психологическое благополучие обучающихся введено в нормативных документах, регламентирующих деятельность учителя начальной школы, как целевой ориентир. Поэтому усвоение психологического содержания понятия «психологическое благополучие» необходимо включать в учебные программы подготовки будущих учителей. Работа по сохранению и укреплению психологического благополучия проводится учителем во всех видах деятельности обучающихся — учебной, творческой, спортивной, трудовой и др. Особое место в решении данной задачи принадлежит деятельности воспитательной, которая интегрируется во все активности школьников, что позволяет говорить о ее безграничной ресурсности для развития и формирования базовых составляющих психологического благополучия: развитие способностей (личностный рост), жизненные цели и мотивация, ответственность и самостоятельность, ориентация в жизненных обстоятельствах, критичное отношение к себе (самопринятие), позитивные отношения с людьми.

Литература

  1. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А., Прусаков В.Ф., Остудина А.А. Психическое здоровье современных школьников: распознавание угроз и перспективы их устранения [Электронный ресурс] // Практическая медицина. 2019. Том 17. № 5. С. 16–21. doi:10.32000/2072-1757-2019-5-16-21
  2. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2023. 140 с.
  3. Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. C. 9–21. doi:10.17759/bppe.2020170301
  4. Зайцев В.С. Современные технологии воспитания школьников: концепции, структура, методы: Учебно-методическое пособие. Челябинск, 2017. 87 с.
  5. Измерение показателей и постановка целевых ориентиров в области благополучия. Париж, Франция, 25–26 июня 2012 г. [Электронный ресурс] // World Healht Organization Europe. URL: https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0004/195511/e96732r.pdf (дата обращения: 19.02.2023).
  6. Леонтьев Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 6. С. 86–95. doi:10.31857/S020595920012592-7
  7. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. М., 2010. 335 с.
  8. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. doi:10.14515/monitoring.2020.1.06
  9. Показатели преступности России [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat (дата обращения: 19.02.2023).
  10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 19.02.2023).
  11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2018. 320 с.
  12. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2020. 182 с.
  13. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Том 11. № 60. doi:10.54359/ps.v11i60.277
  14. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Сhicago: Aldine Pub. Co., 1969.
  15. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69(4). P. 719–727. doi:10.1037/0022-3514.69.4.719

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Терехова Антонина Михайловна, начальник, отдел содействия трудоустройству выпускников, преподаватель, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-3575-374X, e-mail: terehovaam@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 393
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 116
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1