Вестник практической психологии образования
2023. Том 20. № 2. С. 98–105
doi:10.17759/bppe.2023200208
ISSN: 2658-3100 (online)
Методологические основания программы по профилактике нарушений детско-родительских отношений «Все мы родом из детства»
Аннотация
Работа направлена на прояснение методологических оснований первичной профилактики нарушений детско-родительских отношений, коррекции негативных родительских установок в вопросах воспитания несовершеннолетних членов семьи, повышения воспитательного потенциала взрослых членов семьи и гармонизации детско-родительских отношений. В теоретическом плане, с одной стороны, программа базируется на гуманистической парадигме в образовании, а с другой, методологической, опирается на эклектический подход в вопросах осуществления деятельности. В ходе исследования с использованием стандартизированных методик АСВ Э.Г. Эйдемиллера — В.В. Юстицкиса, Теста-опросника родительского отношения А.Я. Варги — В.В. Столина получены убедительные результаты, доказывающие эффективность выбранного методического инструментария, базирующегося на эклектическом подходе. Методология последнего заключается в применении различных стратегий и техник любого вида тренинга и способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего направления в психологической и педагогической практике.
Общая информация
Ключевые слова: родительские установки, воспитательный потенциал социума, гармонизация детско-родительских отношений, гуманитарная парадигма, интегративно-эклектический подход
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200208
Получена: 09.03.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Савченко М.Ю. Методологические основания программы по профилактике нарушений детско-родительских отношений «Все мы родом из детства» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. С. 98–105. DOI: 10.17759/bppe.2023200208
Полный текст
Сегодня, по мнению многих исследователей, наблюдается кризисность российской семьи, которая во многом обусловливается недостаточным развитием воспитательного потенциала ее взрослых членов — родителей несовершеннолетних и лиц, их заменяющих. Вне семьи и в семьях с неправильным типом семейного воспитания развитие ребенка идет по особому пути с формированием специфических черт личности, проявляющихся в особых эмоциональных комплексах (аутоагрессия, низкий уровень самоуважения и др.). В связи с этим актуализируется проблема повышения воспитательного потенциала семьи и ответственного родительства, усиления роли семьи в формировании традиционных семейных ценностей.
Решение непростой задачи требует принятия нестандартных решений. Таким решением для нас явился выбор эклектического подхода в работе с родительской аудиторией, смысл которого состоит в использовании техник и приемов различных психологических школ. Это стало методологическим основанием для разработки и апробирования программы, направленной на профилактику нарушений детско-родительских отношений «Все мы родом из детства», целевой аудиторией которой явились взрослые члены семьи. В ней мы учли методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях по работе с родителями «нормотипичных обучающихся» (Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193).
Новизна данной программы заключается в объединении двух пулов — это развитие и коррекция «личностного профиля» родителей обучающихся и обучение способам оптимизации детско-родительских и семейных отношений. В этой связи целевыми ориентирами стали: коррекция нежелательных личностных качеств, важных для осуществления воспитательных функций (ценностный компонент), развитие безусловного позитивного восприятия окружающих, в том числе членов семьи (эмоциональный компонент), обучение способам конструктивного взаимодействия в семье в процессе воспитания и образования детей и подростков (деятельностный компонент).
Теоретические основания данной программы обусловлены тем, что возможности родителей, связанные с созданием в семье благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, безусловно, зависят от развития и углубления педагогических представлений родителей. Но повышение уровня знаний о психофизиологическом развитии и представлений о системе ценностей подростка еще не гарантирует семейного счастья. В отношениях родителей и детей особое место занимает эмоционально-чувственный контакт, близость. В этом контексте уместно говорить о включении в работу с родителями вопросов, связанных с воспитанием чувств и личности самого взрослого. Ведь только осознавая себя можно понимать и других. Теоретической основой программы занятий с элементами тренинга являются идеи А. Адлера и К. Роджерса о том, что самосознание ребенка, выражающееся в его успехах или неудачах, напрямую зависит от того, насколько его ценят и уважают в семье. Речь идет об удовлетворении базовых человеческих потребностей в принятии и уважении, чувстве значительности (в терминах А. Маслоу).
Эти идеи взаимно дополняют друг друга. Так, А. Адлер утверждает, что самосознание родителей — ключ к познанию подростка, а неспособность справляться с воспитательной функцией объясняется неправильной реакцией на чувства ребенка вследствие негативного опыта прошлого. В соответствии с адлеровской гуманистической концепцией поведение рассматривается через призму системы ценностей, а это очень важно, так как расширяет возможности осознания (Адлер А., 2017).
Методологическим основанием, в узком смысле, стала такая форма организации занятий, как тренинг, в котором присутствуют элементы перцептивного тренинга. Такой подход неслучаен, так как от стереотипов нашего восприятия себя и окружающих зависит многое. От восприятия зависит отношение и характер связей родителя и подростка. Тренинг развивает лабильность, сензитивность, позволяет смотреть на проблему детско-родительских отношений с разных позиций, расширяя и открывая «новые горизонты», начиная с себя. Он делает восприятие динамичнее, а это способствует сближению взрослого и подростка на эмоционально-чувственном уровне.
В широком смысле, организацию работы с родителями обучающихся условно можно разделить на две части: работа с «классом», со всеми родителями в рамках родительских собраний с целью повышения педагогической культуры, просвещения в вопросах педагогических знаний и работа с «частью класса» (формирование и организация работы родительских групп) в тренинговом режиме. При этом, что бы ни было выбрано в качестве психолого-педагогического воздействия, необходимо придерживаться ряда принципов.
Так, принцип востребованности заключается в том, что коррекция содержательной части зависит от запросов родительской аудитории — «рассказывать о том, что волнует». Поэтому важно на подготовительном этапе изучить запросы родителей. Суть принципа преемственности в том, что материал должен излагаться в системе. Помимо прочего, важным является принцип «дозированной помощи», который закрепляет все три стороны в общении: и коммуникацию — передачу информации, и перцепцию — восприятие, и уяснение (на уровне «вопрос-ответ»), и интеракцию — взаимообмен. Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-политической ситуации, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и диагностики ситуации. Принцип «психологической безопасности» означает только то, что любая известная вам информация о проблемах ребенка или семьи не должна публично озвучиваться без разрешения самого родителя.
В этой связи хотелось бы привести слова известного психотерапевта, специалиста в области семейных отношений В. Сатир: «В работе с семьями я обнаружила, что все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями. Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, я называю их самооценкой. Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, я называю это способами коммуникации. В-третьих, это правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни. Они составляют некую совокупность, которую я называю семейной системой. В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, я называю социальными связями» (Сатир В., 1992.).
С методологической точки зрения в настоящей программе мы учли данные психологические явления.
Несмотря на то, что занятия по программе являются разновидностью социально-психологического тренинга, автором которого является известный ученый К. Левин, для повышения эффективности занятий включены приемы и методы различных направлений из психологической практики: НЛП — «настройка»; психосинтеза — «написание письма»; психодрамы — «диалог субличностей» Р. Ассоджиоли; «ролевая игра» и другие. Таким образом, с одной стороны, в теоретическом плане данный тренинг базируется на гуманистической парадигме, а с другой, методологической, на эклектическом подходе в вопросах реализации программы.
Программа состоит из трех основных этапов:
- подготовительный, который включает в себя сбор, обобщение и обработку запросов родителей обучающихся по вопросам воспитания детей и подростков, определение воспитательного потенциала в целом и формирование группы;
- основной, в рамках которого осуществляется реализация содержательных аспектов занятий с родителями обучающихся в объеме 15 часов;
- заключительный, в течение которого анализируется динамика изменений и эффективность проделанной работы.
Опишем результаты, подтверждающие эффективность реализации занятий по профилактике нарушений детско-родительских отношений «Все мы родом из детства» в рамках работы структурного подразделения ГБУ ВО «ЦПППиРД» «Школа приемных родителей» за период апробации с 03.10.2022 по 12.12.2022.
В диагностической процедуре приняли участие 50 человек — участников тренинга. Удельный вес голоса респондента 2% (+).
На подготовительном и заключительном этапе осуществлялась диагностика в экспериментальной группе, распределенная с настоящим категориальным аппаратом:
- информированности участников о последствиях неправильного типа семейного воспитания с использованием методики АСВ (входное тестирование 1.1 — итоговое тестирование 1.2);
- умений конструктивно взаимодействовать с членами семьи и выражать собственные эмоции с применением методики отношений (входное тестирование 2.1 — итоговое тестирование 2.2).
Результаты оценки динамики изменений до начала занятий и после окончания работы по программе участников тренинга (экспериментальная группа) отражены в диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Оценка динамики изменений основных показателей экспериментальной группы,
обеспечивающих повышение воспитательного потенциала семьи (количество человек)
Нами определен цветовой ряд, а именно: низкий уровень — синий, средний уровень — красный, высокий уровень — зеленый.
Как видно из диаграммы, уровень информированности участников о последствиях неправильного типа семейного воспитания по результатам диагностики на подготовительном этапе достаточно низкий и составляет 24% (12 чел.). 58 % (29 чел.) обнаруживают недостаточные знания (средний уровень) в области типологии семейных отношений. Таким образом, лишь менее четверти, а именно 18% (9 чел.) опрошенных, имеют достаточные представления о причинно-следственной связи неверного стиля воспитания и возможных негативных поведенческих реакций детей и подростков в семье, обнаруживая в целом высокий уровень информированности (входное тестирование 1.1).
Как следует из результатов итоговой диагностики, в ходе формирующего эксперимента уровень информированности участников о последствиях неправильного типа семейного воспитания заметно повысился, так, высокий уровень наблюдается у 30% родителей, средний у 68% и низкий результат показали 2% (1 чел.) участников, которые посещали занятия эпизодически (итоговое тестирование 1.2).
Таким образом, рост воспитательного потенциала взрослых членов семьи наблюдается у значительного числа участников эксперимента. Так, на 22% (11 чел) снизилось количество имеющих низкий уровень; увеличилось количество участников со средним уровнем на 10% (5 чел.) и высоким, соответственно, на 12% (6 чел.).
Вместе с тем, как показала входная диагностика в экспериментальной группе по методике детско-родительских отношений А.Я. Варги — В.В. Столина, умениями конструктивно взаимодействовать с членами семьи и выражать собственные эмоции (влияющие на гармонизацию детско-родительских отношений) не владеют 24% (12 чел.) респондентов, владеют не в полной мере 62% (31 чел.) и лишь 14% (7 чел.) обнаруживают высокий уровень (входное тестирование 2.1).
В результате итоговой диагностики, которая была проведена в экспериментальной группе по результатам формирующего эксперимента по методике детско-родительских отношений, умениями конструктивно взаимодействовать с членами семьи и выражать собственные эмоции владеют 28% (высокий уровень), владеют в достаточной степени 68% (34 чел.) (средний уровень) и 4% (2 чел.) не владеют (низкий уровень) (итоговое тестирование 2.2).
Таким образом, показатели гармонизации детско-родительских отношений у значительного числа участников эксперимента улучшились. Так, на 20% (10 чел.) снизилось количество, имеющих низкий уровень; увеличилось количество участников со средним уровнем на 6% (3 чел.) и высоким, соответственно, на 14% (7 чел.).
Как следствие, следует отметить значительный рост в экспериментальной группе таких показателей, как:
- информированность участников о последствиях неправильного типа семейного воспитания, принятие ими способов конструктивного взаимодействия в системе «родитель — родитель», «родитель — ребенок,
- умение конструктивно взаимодействовать с членами семьи и выражать собственные эмоции, осознанно использовать техники ненасильственного взаимодействия, в т. ч. в вопросах применения санкций.
В целом, диагностика, которая была проведена нами с использованием стандартизированных методик, подтверждает положительную динамику изменений испытуемых.
Также эффективность работы по программе оценивается нами при осуществлении диагностики по предложенным методикам контрольной группы, то есть взрослых, не участвующих в эксперименте.
Результаты оценки показателей испытуемых контрольной и экспериментальной группы на момент окончания занятий по программе нашли отражение в диаграмме на рис. 2.
Рис. 2. Оценка показателей испытуемых контрольной
и экспериментальной группы (количество человек)
Нами определен цветовой ряд, а именно: низкий уровень — синий, средний уровень — красный, высокий уровень — зеленый.
На заключительном этапе осуществлялась диагностика в контрольной и экспериментальной группе, распределенная с настоящим категориальным аппаратом:
- информированности участников о последствиях неправильного типа семейного воспитания с использованием методики АСВ (контрольная группа, 1 показатель — экспериментальная группа, 1 показатель);
- умений конструктивно взаимодействовать с членами семьи и выражать собственные эмоции с применением методики отношений (контрольная группа, 2 показатель — экспериментальная группа, 2 показатель).
Как мы уже отмечали выше, в ходе формирующего эксперимента уровень информированности участников о последствиях неправильного типа семейного воспитания заметно повысился. Так, высокий уровень наблюдается у 30% (15 чел.) родителей, средний у 68% (34 чел.) и низкий результат показали 2% участников, которые посещали занятия эпизодически (экспериментальная группа, 1 показатель). Тогда как в контрольной группе низкий уровень наблюдается у 22% (11 чел.), средний у 66% (33 чел.), высокий лишь у 12% (6 чел.) (контрольная группа, 1 показатель). Расхождение абсолютных значений экспериментальной и контрольной групп наглядно продемонстрировано на диаграмме. Так, в экспериментальной группе больше на 18% (9 чел.) испытуемых с высоким уровнем и низкий уровень снизился до 2% (1 чел.).
В результате диагностики по второму показателю, которая была проведена в экспериментальной группе по результатам формирующего эксперимента по методике детско-родительских отношений, умениями конструктивно взаимодействовать с членами семьи и выражать собственные эмоции владеют 28% (высокий уровень), владеют в достаточной степени 68% (34 чел.) (средний уровень) и 4% (2 чел.) не владеют (низкий уровень). Тогда как в контрольной группе достаточно большое число опрошенных взрослых, а именно 26% (13 чел.), показывают низкий уровень, 64% (32 чел.) респондентов — средний и лишь 10% (5 чел.) — высокий.
Расхождение абсолютных значений экспериментальной и контрольной групп наглядно отражено в диаграмме.
Проведенный качественный анализ бланков саморефлексии родительской аудитории позволил нам сделать следующие выводы:
- занятия в тренинговой форме обеспечили «психологически безопасную атмосферу», позволившую раскрыться участникам;
- упражнения, направленные на дисидентификацию, помогли лучше понять «сценарное поведение», влияющее как в целом на жизнь, так и на выбор способов коммуникации с членами семьи;
- упражнения, связанные с формированием навыков конструктивного взаимодействия, способствовали повышению воспитательной уверенности участников, а следовательно, способствовали росту воспитательного потенциала взрослых членов семьи;
- в ходе анализа ответов участников тренинга выявлен образовательный запрос на изучение деструктивного влияния сети Интернет на подростков и мер противодействия этому явлению.
Позитивный эффект на занятиях был достигнут благодаря атмосфере поддержки и доверия в группе посредством перцепции. Участники усваивали модели поведения, способы коммуникации чувств. Опора на методику образа и отреагирование чувства неудовлетворенности позволили восстановить душевное равновесие. Участники имели возможность освоить эффективные способы взаимодействия с окружающими. Распознаванию деструктивных частей «Я» способствовали техники психосинтеза, а поиск алгоритмов решения жизненных проблем базировался на техниках психодрамы. Метод репетиции поведения в сочетании с социодрамой использовался с целью коррекции нарушений в личностной сфере родителей, способствовал формированию оптимальных поведенческих реакций взрослых.
В целом программа по профилактике нарушений детско-родительских отношений «Все мы родом из детства» явилась результатом теоретических и практических изысканий на основе обобщения многолетнего психолого-педагогического опыта по организации профилактической работы с родителями обучающихся, ранее фрагментарно представленного в книгах Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова «Справочник классного руководителя. 5–9 классы» (М.: Пять за знания, 2008. 456 с.) и Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя. 10–11 классы» (М.: Пять за знания, 2012. 321 с.).
Литература
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. М.: Альма-Матер, 2022.
- Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994.
- Малкина-Пых И. Техники транзактного анализа и психокинеза. М.: Эксмо, 2004.
- Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М.: Издательство Института психотерапии, 2007.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс, 1992.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 210
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 82
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2