Драма и мечты: взгляд на художественную деятельность молодого человека с синдромом Дауна сквозь призму культурно-исторической психологии и семиотики

786

Аннотация

В данной работе предпринята попытка выдвинуть на передний план культурно-историческую теорию и семиотический анализ при изучении художественной деятельности и связанного с ней смыслопорождения на примере молодого человека с синдромом Дауна. В то время как роль искусства как социального, полимодального и семиотического средства хорошо описана, мало что известно на сегодняшний день о его роли в опосредовании смыслообразующих процессов у людей с синдромом Дауна и другими когнитивными расстройствами. В исследовании сделана попытка проследить источники визуального смыслопорождения на примере работ молодого человека с синдромом Дауна, подробно проанализирована социальная и знаковая природа и разворачивающиеся наряду с создаваемым продуктом творчества процессы смыслообразования. Несмотря на то что результаты исследования невозможно обобщить, важным итогом является привлечение внимания к тому факту, что работа с маргинализированными группами людей может быть пересмотрена на основании лучшего понимания, как социальная и знаковая природа искусства направляет целостный акт творчества и придает конкретную форму жизненному опыту человека.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, семиотика, визуальные искусства, смыслопорождение, синдром Дауна, художественная деятельность

Рубрика издания: Специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Джуса Э. Драма и мечты: взгляд на художественную деятельность молодого человека с синдромом Дауна сквозь призму культурно-исторической психологии и семиотики // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 1. С. 26–33.

Литература

  1. Bell P. (2010). Content analysis of visual images. In T. Van Leeuwen & C. Jewitt (Eds.). Handbook of Visual Analysis (pp. 10—34). London: Sage Publications.
  2. Brown R. I. (2003). Disability and society: Challenges in the 21st century. North Adelaide, SA: The Australian Societyfor the Study of Intellectual Disability (ASSID) Inc. SA branch.
  3. Cathrene Connery M. (2010a). The historical significance of Vygotsky's pscyhology of art. In Vygotsky and Creativity: A cultural_historical approach to play, meaning making and the arts (pp. 17—26). New York: Peter Lang, Inc.
  4. Cathrene Connery M. (2010b). The social construction of a visual language: On becoming a painter. In Vygotsky and Creativity: A cultural_historical approach to play, meaning making, and the arts (pp. 83—106). New York: Peter Lang, Inc.
  5. Cathrene Connery M., John_Steiner V. P., & Marjanovic-Shane A. (Eds.). (2010). Vygotsky and Creativity: A cultural-historical approach to play, meaningmaking, and the arts. New York: Peter Lang Publishing, Inc.
  6. Danesi M. (2004). Messages, Signs, and Meanings: A Basic Textbook in Semiotics and Communication. Toronto, Ontario: Canadian Scholars' Press Inc.
  7. Daniels H., Cole M., & Wertsch J. V. (Eds.). (2007). The Cambridge Companion to Vygotsky. New York: Cambridge University Press.
  8. Egan K. (1999). Children's minds, talking rabbits & clockwork oranges: Essays on education (critical issues in curriculum). New York: Teacher's College Press.
  9. Ferguson D. L. (2008). International trends in inclusive education: The continuing challenge to teach each one and everyone. European Journal of Special Needs Education, 23 (2), 109—120. doi:10.1080/08856250801946236
  10. Ferholt B. (2010). A synthetic-analytic method for the study of perezhivanie: Vygotsky's literary analysis applied to playworlds. In M. Cathrene Connery, V. P. John-Steiner, & A. Marjanovic-Shane (Eds.), Vygotsky and Creativity: A cultural-historical approach to play, meaning making and the arts (pp. 163—180). New York: Peter Lang Publishing, Inc., New York.
  11. Greene M. (1995). Releasing the imagination: Essays on education, the arts, and social change. San Francisco:Jossey_Bas.
  12. Gindis B. (1995). The social/cultural implication of disability: Vygotsky's paradigm for special education. Educational Psychologist, 30 (3).
  13. Haas Dyson A. (1997). Writing superheroes. New York: Teacher College Press.
  14. Haas Dyson A., & Genishi C. (2005). On the case: Approaches to language and literacy research. New York: Teachers College Press.
  15. Hakkarainen P. (2008). The challenges and possibilities of narrative learning approach in the Finnish early childhood educations system. International Journal of Educational Research, 47.
  16. Jobling A., & Moni K. B. (2000). Understanding friendship: Young adults with Down syndrome exploring relationships. Journal of Intellectual & Developmental Disbility, 25 (3), 235—245. doi:10.1080/13668250020006321
  17. Joosa E. (2008). Teaching art to individuals with a disability. In S. Wright, L. Cohen, & K. Poon (Eds.), Special education perspectives in Singapore (pp. 24—37). Singapore: Pearson Education.
  18. Joosa E. (2011). Beyond the surface: The context of meaning-making through visual art of a young girl with Down syndrome. Down Syndrome Quarterly, 13, 29—33.
  19. Kress G. (2003). Literacy in the New Media Age. New York: Routledge.
  20. Mahn H., & John-Steiner V. (2002). The gift of confidence: A Vygotskian View of Emotions. In G. Wells & G. Claxton (Eds.), Learning for Life in the 21st Century (pp. 46—58). Malden, MA: Blackwell Publishers Limited.
  21. McVilly K. R., Stancliffe R. J., Parmenter T. R., & Burton-Smith R. M. (2006). 'I get by with a little help from my friends': Adults with intellectual disability discuss loneliness. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 19, 191—203.
  22. Rogers Cherland M., & Harper H. (2007). Advocacy Research in Literacy Education: Seeking Higher Ground. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associated, Publishers.
  23. Pink S. (2001). Doing Ethnography: Images, Media and Representation in Research. London: Sage.
  24. Raphael J. (2004). Equal to life: empowerment through drama and research in a drama group for people with disabilities, NJ (Drama Australia journal), 28 (1), 73—86.
  25. B. Stratford & P. Gunn (Eds.), New approaches to Down syndrome. London: Casseli.
  26. Taylor M. (2005). Access and support in the development of a visual language: Arts education and disabled students. International Journal of Art & Design Education, 2005. Retrieved from Blackwell Publishing Blackwell Publishing.
  27. Thomson P. (2008). Children and young people: voices in visual research. In P. Thomson (Ed.), Doing Visual Research with Children and Young People (pp. 1—20). Oxon, UK: Routledge.
  28. Valsiner J. (2001). Process structure of semiotic mediation in humand evelopment. Human Development, 44(2/3), 84—97. doi:10.1159/000057048
  29. Van Leeuwen T. (2005). Introducing Social Semiotics. New York: Routledge.
  30. Veresov N. (2006). Leading activity in developmental psychology. Journal of Russian and East European Psychology, 44 (5), 7—25. doi:10.2753/RPO1061_0405440501
  31. Veresov N. (2010). Forgotton Methdology: Vygotsky's Case. In A. Tomela, & J. Valsiner (Eds.), Methodological Thinking in Psychology: 60 Years Gone Astray? (p. 267—295). Charlotte, NC: Information Age Publishers.
  32. Vygotsky L. (1978). Mind in Society. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  33. Vygotsky L. (1986). Thought and Language. Cambridge, MA: The Massachusetts Institute of Technology.
  34. Vygotsky L. S. (1971). The Psychology of Art [Psikhologia Iskusstva]. Cambridge, MA: The M.I.T. Press. (Original work published 1925).
  35. Wertsch J. V. (1998). Mind as Action. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  36. Wright S. (2007). Young children's meaning_making through drawing and 'telling'; Analogies to filmic textual features. Australian Journal of Early Childhood, 32 (4), 37—48
  37. Wright S. (2010). Understanding Creativity in Early Childhood. Singapore: Sage Publications.

Информация об авторах

Джуса Эстер, аспирант, Национальный университет образования, Сингапур, e-mail: estherjoosa@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2279
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 786
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3